Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Главная > Реферат >Менеджмент
5 Основные этапы развития организационно-управленческой мысли.
Хронология развития организационных знаний насчитывает не одно тысячелетие. Отдельные наблюдения и рассуждения о структуре и функциях государственных, военных, хозяйственных, территориальных организаций (с акцентом на управленческую деятельность) можно найти в административно-хозяйственных текстах Древнего Египта (2000-1500 лет до н.э.), в кодексе царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), в Ветхом Завете, в трудах философов и историков Древней Греции, Рима, Китая. В России значительную роль в развитии политико-правового и философско-этического осмысления организационной деятельности сыграли реформы государственного управления, начатые Петром Первым и продолженные преемниками. Основные вехи формирования организационных знаний в донаучный период представлены в ряде работ современных авторов, в частности, в Приложении к книге Б.З. Мильнера «Теория организации» 1.
Анализ источников дает основание сделать вывод о том, что исследования по собственно теории организации на систематической основе стали проводиться в конце ХIХ – первой половине XX столетия. В это время отдельные идеи и рассуждения по поводу организации получают эмпирическое обоснование, систематизируются, обобщаются, включаются в состав общетеоретических знаний и вступают во взаимодействие с формирующимися в это же время знаниями смежных наук: экономикой, управлением, социологией.
Этап становления теории организации нашел выражение в появлении различных подходов, школ, направлений или отдельных теорий в области организационно-управленческой деятельности (классические теории организации, школа человеческих отношений). В это время ведется поиск предметной области теории, выявляется ее специфика, формируется категориальный аппарат и вырабатывается система методов для изучения внутренних аспектов деятельности организации, сначала производственно-технологических, а с 30-х гг. – социально-психологических.
В 50-70-е гг. развитие теории организации было связано с освоением концепций и использование методов экономической теории, психологии, теории систем, кибернетики, математики. Появляются теории, претендующие на объяснение не только внутренних, но и внешних аспектов деятельности организации. Теория организации институализируется, отделятся от смежных дисциплин, но в то же время ведет постоянный обмен знаниями и методами.
В настоящее время оформление теории организации в качестве самостоятельной научной дисциплины продолжается. В теории организации осваивается методология парадигмального плюрализма, рефлексивных и интерпретационных практик, принципы синергетики, аутопоэзиса, динамического хаоса, используется потенциал информационных технологий и сетевой коммуникативистики. Возрастает роль теории организации как метадисциплины в ситуациях, когда необходимо методологическое обоснование решения сложных проблем. Как следствие – прирост феноменологических организационных теорий: социологии организации, организационного поведения, организационной системологии, организационного развития, организационной культуры, экологии.
Появление различных организационных теорий обусловлено изменениями в уровне социокультурного развития, формированием новых, смежных с теорией организации, областей знаний, изменением стратегий модернизации и этапов жизненного цикла, а также усложнением самих организаций. Имеются и философско-мировоззренческие основания развития организационной теории2.
В таблице сопоставляются доминирующие факторы первой и второй половин ХХ века с тематической ориентацией научных школ (Б.З. Мильнер, с. 40. См.: Таблица 2.1.).
Таблица 2.1.
Доминирующие факторы первой половины ХХ века |
Ориентация научных школ |
Отделение управления от собственности Рост крупных организаций Развитие наук о человеке Развитие точных наук Утверждение рыночных отношений |
Закономерности и принципы построения организаций Разделение труда, функций и ответственности Человеческие отношения, мотивы и стимулы Социальные системы |
Доминирующие факторы второй половины ХХ века |
Ориентация научных школ |
Революционные перемены в технологии Сложность и наукоемкость производства Глобализация производства и рынков Информационные технологии Многообразие потребительского спроса Рост неопределенности развития и рисковых инвестиций |
Системный подход к управлению Организационный потенциал и культура Бихевиоризм Маркетинг Реинжиниринг Концепция внутренних рынков Теория институтов и институциональных изменений Теория альянсов Приоритет социальных целей и развития Развитие и использование интеллектуальных ресурсов |
6, Системный подход в исследовании.
Интенсивные разработки в области системного подхода к организации ведутся с середины ХХ века, хотя в работах философов, экономистов и социологов предшествующих столетий можно найти активное и эффективное использование этого способа мышления. Родоначальником теории систем называют австрийского биолога Л. фон Берталанфи.
«Система – комплекс взаимодействующих элементов»
Л. фон Берталанфи
«Система – это целостная совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая определенную структуру и взаимодействующая с окружающей средой для достижения цели»
В системном подходе обращается на свойства, которые появляются у объектов любой природы, когда их части, элементы, компоненты взаимодействуют между собой. Применительно к исследованию организации системный подход предусматривает:
- рассмотрение организации как некой целостности, состоящей из взаимодействующих элементов, то есть определенное упорядочение системных единиц и связей между ними;
- всестороннее изучение признаков и свойств системных единиц, связей и отношений, которые возникают между ними; внимание к условиям и факторам, влияющих на их взаимодействие (для социальных организаций – человек, целевые ориентиры);
- выявление новых свойств и качеств, которые возникают в процессе взаимодействия и оказывают влияние на входящие в систему компоненты, на ее внутреннюю и внешнюю среду;
- изучение всей совокупности параметров и показателей функционирования системы в динамике.
Системный подход и системная методология не конструируют и не создают методы исследования. В рамках системного подхода максимально точно формулируются задачи, которые необходимо решить и определяется каким условиям и требованиям должны отвечать методы, применении которых приведет к решению задачи. К таким методам можно отнести системный анализ и синтез, структурно-функционального анализ, методы общей теории систем, системотехники, исследования операций и др.3
Свойства системы – совокупность параметров, определяющих сущность и сложность системы, связь системы с внешней средой, ее целевую направленность и поведение (функционирование, развитие):
- целостность (наличие связанности между элементами, превышающей по силе внутренние и внешние разрушительные воздействия);
- эмерджентность (появление новых свойств и системы в результате взаимодействия системных единиц);
- синергичность (совокупность свойств и качеств системы превышает арифметическую сумму свойств и качеств входящих в нее элементов. Отсюда, система – это целое которое невозможно разделить на полностью независимы элементы без потери существенных свойств этого целого);
- первичность целого – первичность системы по отношению к элементам;
- неаддитивность (принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее компонентов);
- открытость (способность обмениваться с внешней средой веществом, энергией, информацией);
- изолированность (относительная отграниченность системы от внешней среды);
- сложность структуры (вертикальная целостность, горизонтальная обособленность);
- иерархичность (наличие системных единиц различного уровня);
- адаптивность (способность системы нормально функционировать при изменении параметров внешней среды);
- конгруэнтность (система может рассматриваться и как самостоятельная сложная система и как подсистема системы более высокого порядка);
- изоморфизм (наличие схожих с другими системами черт).
Классификация систем осуществляется по различным основаниям:
степень взаимодействия системы с внешней средой (изолированные; закрытые – с односторонней связью; открытые – с прямой и обратной связью);
размер системы (малые – до 30 компонентов; средние – до 300; большие);
виды систем (космические, биологические, технические, социально-экономические, экосистемы, логические);
материальный носитель (физические, абстрактные);
способ описания (детерминированные; стохастические (вероятностные); нечеткие (описательные);
чувствительность к воздействиям и устойчивость (мягкие – высокая чувствительность к внутренним и внешним воздействия сопровождается слабой устойчивостью; жесткие – высокая устойчивость к воздействиям сопровождается слабой чувствительностью);
способность к актам поиска, выбора и активного действия – сложные; не способность к действиям из-за отсутствия цели – простые.
Уровни сложности систем (по К. Боулдингу):
1) структурный – статичный (кристалл);
2) динамические системы (поток воды, часы);
3) уровень себернетики – установление обратной связи и контроля с внешней средой при слабой восприимчивости к информации (растения);
4) уровень открытой системы с возможностью роста и саморазвития,
взаимодействия с внешней средой (популяция);
5) уровень социальной ячейки, использующей разделение труда (пчелиный рой);
6) биологический с целенаправленным поведением;
7) человеческий (возможность расшифровывать символы);
Похожие страницы:
Развитие организационно-управленческой мысли в России и за рубежом
Реферат >> Государство и правоРАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Научную основу становления и развития организационно-управленческой мысли составляют ... интересов основных классов капиталистического общества, этапов становления, развития буржуазной ...Важнейшие направления в развитии организациионно-управленческой мысли
Реферат >> Менеджмент... развитии организационно-управленческой мысли, основные черты направлений и основоположников. 1. ВАЖНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ ... организационных основ новой постиндустриальной парадигмы проходит в несколько этапов ...Теория организации и ее место в системе научных знаний. Развитие организационно-управленческой м
Контрольная работа >> Менеджмент... и ее место в системе научных знаний. Развитие организационно-управленческой мысли». Студентки 3 курса экономического факультета группа ... смысле выработка решения включает три основных этапа: информацию- оценку обстановки для определения ...Основные этапы развития педагогической мысли
Реферат >> Педагогика... долговременного развития высшего образования не может быть решена только путем реформ организационно-управленческого ... идеалов, присущих преподаванию и исследованию. Основные этапы развития педагогической мысли Имена Даты Идеи Аристотель 384 ...Основные этапы развития и предмет экономической теории
Шпаргалка >> Экономика1. Основные этапы развития и предмет экономической теории Экономика ... существования. Главные направления развития современной эк-кой мысли: неоклассическое, кейнсианское ... эффективности работы рыночных субъектов Организационное оформление рыночных отношений ...