Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Менеджмент->Реферат
Для эффективного взаимоотношения людей в организации встает необходимость сотрудничества работников друг с другом в выполнении служебных обязанностей ...полностью>>
Менеджмент->Реферат
Организационная структура таможенного органа - перечень структурных подразделений и отдельных должностей таможенного органа, представленный в виде схе...полностью>>
Менеджмент->Курсовая работа
1.3. Сущность коммерческого риска……………………………….. Глава II. Методы организации и управления коммерческим риском… 2.1. Методы выявления риска………………………………...полностью>>
Менеджмент->Реферат
Мотивация — обязательный инструмент управления персоналом. Она является одним из главных моментов, определяющих отношения между сотрудниками и компани...полностью>>

Главная > Реферат >Менеджмент

Сохрани ссылку в одной из сетей:

5 Основные этапы развития организационно-управленческой мысли.

Хронология развития организационных знаний насчитывает не одно тысячелетие. Отдельные наблюдения и рассуждения о структуре и функциях государственных, военных, хозяйственных, территориальных организаций (с акцентом на управленческую деятельность) можно найти в административно-хозяйственных текстах Древнего Египта (2000-1500 лет до н.э.), в кодексе царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), в Ветхом Завете, в трудах философов и историков Древней Греции, Рима, Китая. В России значительную роль в развитии политико-правового и философско-этического осмысления организационной деятельности сыграли реформы государственного управления, начатые Петром Первым и продолженные преемниками. Основные вехи формирования организационных знаний в донаучный период представлены в ряде работ современных авторов, в частности, в Приложении к книге Б.З. Мильнера «Теория организации» 1.

Анализ источников дает основание сделать вывод о том, что исследования по собственно теории организации на систематической основе стали проводиться в конце ХIХ – первой половине XX столетия. В это время отдельные идеи и рассуждения по поводу организации получают эмпирическое обоснование, систематизируются, обобщаются, включаются в состав общетеоретических знаний и вступают во взаимодействие с формирующимися в это же время знаниями смежных наук: экономикой, управлением, социологией.

Этап становления теории организации нашел выражение в появлении различных подходов, школ, направлений или отдельных теорий в области организационно-управленческой деятельности (классические теории организации, школа человеческих отношений). В это время ведется поиск предметной области теории, выявляется ее специфика, формируется категориальный аппарат и вырабатывается система методов для изучения внутренних аспектов деятельности организации, сначала производственно-технологических, а с 30-х гг. – социально-психологических.

В 50-70-е гг. развитие теории организации было связано с освоением концепций и использование методов экономической теории, психологии, теории систем, кибернетики, математики. Появляются теории, претендующие на объяснение не только внутренних, но и внешних аспектов деятельности организации. Теория организации институализируется, отделятся от смежных дисциплин, но в то же время ведет постоянный обмен знаниями и методами.

В настоящее время оформление теории организации в качестве самостоятельной научной дисциплины продолжается. В теории организации осваивается методология парадигмального плюрализма, рефлексивных и интерпретационных практик, принципы синергетики, аутопоэзиса, динамического хаоса, используется потенциал информационных технологий и сетевой коммуникативистики. Возрастает роль теории организации как метадисциплины в ситуациях, когда необходимо методологическое обоснование решения сложных проблем. Как следствие – прирост феноменологических организационных теорий: социологии организации, организационного поведения, организационной системологии, организационного развития, организационной культуры, экологии.

Появление различных организационных теорий обусловлено изменениями в уровне социокультурного развития, формированием новых, смежных с теорией организации, областей знаний, изменением стратегий модернизации и этапов жизненного цикла, а также усложнением самих организаций. Имеются и философско-мировоззренческие основания развития организационной теории2.

В таблице сопоставляются доминирующие факторы первой и второй половин ХХ века с тематической ориентацией научных школ (Б.З. Мильнер, с. 40. См.: Таблица 2.1.).

Таблица 2.1.

Доминирующие факторы

первой половины ХХ века

Ориентация научных школ

Отделение управления от собственности

Рост крупных организаций

Развитие наук о человеке

Развитие точных наук

Утверждение рыночных отношений

Закономерности и принципы построения организаций

Разделение труда, функций и ответственности

Человеческие отношения, мотивы и стимулы

Социальные системы

Доминирующие факторы

второй половины ХХ века

Ориентация научных школ

Революционные перемены в технологии

Сложность и наукоемкость производства

Глобализация производства и рынков

Информационные технологии

Многообразие потребительского спроса

Рост неопределенности развития и рисковых инвестиций

Системный подход к управлению

Организационный потенциал и культура

Бихевиоризм

Маркетинг

Реинжиниринг

Концепция внутренних рынков

Теория институтов и институциональных изменений

Теория альянсов

Приоритет социальных целей и развития

Развитие и использование интеллектуальных ресурсов

6, Системный подход в исследовании.

Интенсивные разработки в области системного подхода к организации ведутся с середины ХХ века, хотя в работах философов, экономистов и социологов предшествующих столетий можно найти активное и эффективное использование этого способа мышления. Родоначальником теории систем называют австрийского биолога Л. фон Берталанфи.

«Система – комплекс взаимодействующих элементов»

Л. фон Берталанфи

«Система – это целостная совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая определенную структуру и взаимодействующая с окружающей средой для достижения цели»


В системном подходе обращается на свойства, которые появляются у объектов любой природы, когда их части, элементы, компоненты взаимодействуют между собой. Применительно к исследованию организации системный подход предусматривает:

- рассмотрение организации как некой целостности, состоящей из взаимодействующих элементов, то есть определенное упорядочение системных единиц и связей между ними;

- всестороннее изучение признаков и свойств системных единиц, связей и отношений, которые возникают между ними; внимание к условиям и факторам, влияющих на их взаимодействие (для социальных организаций – человек, целевые ориентиры);

- выявление новых свойств и качеств, которые возникают в процессе взаимодействия и оказывают влияние на входящие в систему компоненты, на ее внутреннюю и внешнюю среду;

- изучение всей совокупности параметров и показателей функционирования системы в динамике.

Системный подход и системная методология не конструируют и не создают методы исследования. В рамках системного подхода максимально точно формулируются задачи, которые необходимо решить и определяется каким условиям и требованиям должны отвечать методы, применении которых приведет к решению задачи. К таким методам можно отнести системный анализ и синтез, структурно-функционального анализ, методы общей теории систем, системотехники, исследования операций и др.3

Свойства системы совокупность параметров, определяющих сущность и сложность системы, связь системы с внешней средой, ее целевую направленность и поведение (функционирование, развитие):

- целостность (наличие связанности между элементами, превышающей по силе внутренние и внешние разрушительные воздействия);

- эмерджентность (появление новых свойств и системы в результате взаимодействия системных единиц);

- синергичность (совокупность свойств и качеств системы превышает арифметическую сумму свойств и качеств входящих в нее элементов. Отсюда, система – это целое которое невозможно разделить на полностью независимы элементы без потери существенных свойств этого целого);

- первичность целого – первичность системы по отношению к элементам;

- неаддитивность (принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее компонентов);

- открытость (способность обмениваться с внешней средой веществом, энергией, информацией);

- изолированность (относительная отграниченность системы от внешней среды);

- сложность структуры (вертикальная целостность, горизонтальная обособленность);

- иерархичность (наличие системных единиц различного уровня);

- адаптивность (способность системы нормально функционировать при изменении параметров внешней среды);

- конгруэнтность (система может рассматриваться и как самостоятельная сложная система и как подсистема системы более высокого порядка);

- изоморфизм (наличие схожих с другими системами черт).


Классификация систем осуществляется по различным основаниям:

  1. степень взаимодействия системы с внешней средой (изолированные; закрытые – с односторонней связью; открытые – с прямой и обратной связью);

  2. размер системы (малые – до 30 компонентов; средние – до 300; большие);

  3. виды систем (космические, биологические, технические, социально-экономические, экосистемы, логические);

  4. материальный носитель (физические, абстрактные);

  5. способ описания (детерминированные; стохастические (вероятностные); нечеткие (описательные);

  6. чувствительность к воздействиям и устойчивость (мягкие – высокая чувствительность к внутренним и внешним воздействия сопровождается слабой устойчивостью; жесткие – высокая устойчивость к воздействиям сопровождается слабой чувствительностью);

  7. способность к актам поиска, выбора и активного действия – сложные; не способность к действиям из-за отсутствия цели – простые.

Уровни сложности систем (по К. Боулдингу):

1) структурный – статичный (кристалл);

2) динамические системы (поток воды, часы);

3) уровень себернетики – установление обратной связи и контроля с внешней средой при слабой восприимчивости к информации (растения);

4) уровень открытой системы с возможностью роста и саморазвития,

взаимодействия с внешней средой (популяция);

5) уровень социальной ячейки, использующей разделение труда (пчелиный рой);

6) биологический с целенаправленным поведением;

7) человеческий (возможность расшифровывать символы);



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Развитие организационно-управленческой мысли в России и за рубежом

    Реферат >> Государство и право
    РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Научную основу становления и развития организационно-управленческой мысли составляют ... интересов основных классов капиталистического общества, этапов становления, развития буржуазной ...
  2. Важнейшие направления в развитии организациионно-управленческой мысли

    Реферат >> Менеджмент
    ... развитии организационно-управленческой мысли, основные черты направлений и основоположников. 1. ВАЖНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ ... организационных основ новой постиндустриальной парадигмы проходит в несколько этапов ...
  3. Теория организации и ее место в системе научных знаний. Развитие организационно-управленческой м

    Контрольная работа >> Менеджмент
    ... и ее место в системе научных знаний. Развитие организационно-управленческой мысли». Студентки 3 курса экономического факультета группа ... смысле выработка решения включает три основных этапа: информацию- оценку обстановки для определения ...
  4. Основные этапы развития педагогической мысли

    Реферат >> Педагогика
    ... долговременного развития высшего образования не может быть решена только путем реформ организационно-управленческого ... идеалов, присущих преподаванию и исследованию. Основные этапы развития педагогической мысли Имена Даты Идеи Аристотель 384 ...
  5. Основные этапы развития и предмет экономической теории

    Шпаргалка >> Экономика
    1. Основные этапы развития и предмет экономической теории Экономика ... существования. Главные направления развития современной эк-кой мысли: неоклассическое, кейнсианское ... эффективности работы рыночных субъектов Организационное оформление рыночных отношений ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017139911651611