Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Методы исследования. Теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, методы исследования теоретического уровня - анали...полностью>>
Психология->Реферат
В настоящее время существует много раз­нообразных теорий личности, но некоторые из них привлекают к себе наибольшее внимание и являются наиболее раз­р...полностью>>
Психология->Реферат
Проблема выявления причин возникновения конфликтов занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения, их конструктивного завершения. Без знания...полностью>>
Психология->Реферат
Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспиту...полностью>>

Главная > Практическая работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РБ

БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВЫПОЛНИЛ: Бадмаев Б.Э., 15192 гр.,

Бадмаева Е.Н., 15191 гр.,

Дашиев Т.Д., 15191 гр.,

Хамаганов Ч.А., 15192 гр.

ПРОВЕРИЛ: Зудаев А.К

Улан-Удэ

2002

ПЛАН

Введение.

  1. Практические задания по изучению ощущений и восприятия (опыты);

  2. Методы диагностики памяти;

  3. Методы диагностики мышления младших школьников;

  4. Методы изучения воображения;

  5. Метод оценки уровня речи;

  6. Методы оценки внимания младшего школьника;

  7. Метод изучения личности. Детский вариант личностного теста Р.Кеттела.

Литература.

Приложение.

ВВЕДЕНИЕ

Дети младшего школьного возраста существенно различаются по уровню психологического развития. Эти различия прежде всего проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Они, следовательно, уже могут по-разному, реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации.

Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребёнком.

Психодиагностической оценке в рамках данного комплекса подлежат:

  1. ощущения и восприятие;

  2. память;

  3. мышление;

  4. воображение;

  5. речь;

  6. внимание;

  7. личностные качества.

Предлагаемая программа, включающая в себя систему психодиагностических методик, имеет своей целью - комплексную оценку уровня психологического развития детей, учащихся начальных классов (сферу познавательных процессов и личностную сферу).

Психодиагностика детей, проводимая с помощью представленного далее комплекса методик, должна решать следующие задачи:

  1. выяснить, на каком уровне развития находятся познавательные психические процессы ребёнка и его личностное развитие;

  2. выявить имеющиеся у него задатки и способности;

  3. выяснить причины отставания ребёнка в учёбе;

  4. выработка рекомендаций;

Объект исследования – дети младшего школьного возраста.

Предмет исследования – уровень развития познавательных психических процессов и личностных качеств.

Практическая ценность:

Результаты, полученные в ходе проведения предлагаемых методик, в виде практических рекомендаций будут представлять собой весьма ценную информацию для педагогов и психологов школьного учреждения, которая позволит создать правильные представления об уровне развития познавательных психических процессов младших школьников и применить на основе этих представлений соответствующие организационные, формирующие и коррекционные средства. Этим, по-нашему мнению, и будет определяться практическая значимость данной программы.

К тому же проведение комплексной систематической психодиагностики позволяет оценивать эффективность учебно-воспитательной работы в школе с точки зрения того, в какой мере она способствует продвижению детей вперёд в своём психологическом развитии.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ (опыты)

Опыт 1. Ощущения и восприятие.

Ход опыта. Испытуемый закрывает глаза, ему на ладонь кладут какой-нибудь небольшой предмет и, не ощупывая предмет, испытуемый отвечает на вопрос: «что вы можете сказать о предмете? Он легкий? Холодный?». Так выявляются отдельные ощущения. Затем с закрытыми глазами испытуемый ощупывают предмет, формируют целостный образ предмета, отвечая на вопрос: «что теперь вы можете сказать о предмете?». Так появляется восприятие и опознание предмета.

Опыт 2.Восприятие, чтение текста.

Ход опыта. Испытуемым предлагают за 3 минуты прочитать тексты (из художественной литературы) одинаковой длинны, при этом во время чтения они должны вслух говорить «ля-ля-ля», чтобы воспрепятствовать проговариванию текста. Затем испытуемые должны рассказать, о чём был текст, весь ли текст успели прочитать и какие были затруднения. Осуществляя подобную тренировку ежедневно по 20 минут в течение месяца, можно повысить скорость чтения, которая у многих людей она снижена из-за сохранения привычки внутреннего проговаривания читаемого текста.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ

Память человека еще более многоаспектна, чем его внимание, и с помощью одной или двух методических проб, одного или двух частных показателей удовлетворительно оценить ее практичес­ки невозможно. Для успеш­ности обучения ребенка в младших классах необходимо знать, как минимум, следующие виды памяти и их показатели:

1. Кратковременную зрительную и слуховую, включая их объем и способность удерживать информацию в соответствующих ви­дах оперативной памяти. Без наличия хорошей кратковремен­ной и оперативной зрительной и слуховой памяти любая инфор­мация, воспринимаемая с помощью основных органов чувств, — учебная, трудовая, социальная и другая, не будет попадать в дол­говременную память и там надолго сохраняться.

2. Опосредованную память, которая характеризуется наличи­ем и самостоятельным, инициативным использованием ребен­ком различных средств запоминания, хранения и воспроизведе­ния информации.

3. Важно также правильно и точно оценить динамические осо­бенности процесса запоминания и припоминания, включая та­кие показатели, как динамичность заучивания и его продуктив­ность, количество повторений, необходимых для безошибочно­го припоминания определенного набора единиц информации.

Память ребенка младшего школьного возраста должна оцениваться не в целом, а дифференцированно, по отдельным показателям, и по каждому из них необходимо де­лать о памяти ребенка независимое заключение. Что же касает­ся общих выводов о состоянии мнемических процессов у ребен­ка, то они имеют условное значение и только в общем характе­ризуют то, в какой степени развитой является его память.

Если большинство отдельных показателей, относящихся к ча­стным видам памяти, сравнительно высоки, а остальные нахо­дятся на среднем уровне, то это не позволяет с достаточной уве­ренностью судить о том, что память ребенка хорошая или сред­няя. Те виды памяти, которые в данном случае не изучались, мо­гут оказаться иными и как раз такими, которые важны в некото­рых видах деятельности. Так что правильнее будет, если в выводах о состоянии памяти ребенка опираться на частные показатели.

Методика 1. Определение объема кратковременной зрительной памяти

Ребенку поочередно предлагают каждый из следующих двух рисунков (рис. 1 А, Б). После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную рамку (рис. 2 А, Б) с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и за­помнил на каждой части рис.1. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспро­извел по памяти правильно.

Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ори­ентация которой не намного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение на­чала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона).

Полученный показатель, равный числу правильно воспро­изведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.

Методика 2. Оценка оперативной зрительной памяти

Этот вид памяти характеризуется тем, насколько долго чело­век может хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая необходима для поиска правильного ре­шения. Время удержания информации в оперативной памяти служит ее основным показателем. В качестве дополнительной характеристики оперативной памяти можно использовать коли­чество ошибок, допускаемых ребенком во время решения зада­чи (имеются в виду такие ошибки, которые связаны с несохра­нением в памяти нужной для решения задачи информации).

Оперативную зрительную память ребенка и ее показатели можно определить при помощи следующей процедуры. Ребенку последовательно, на 15 сек. каждая, предлагаются карточки-за­дания, представленные в виде шести по-разному заштрихован­ных треугольников на рис.3. После просмотра очередной кар­точки она убирается и вместо нее предлагается матрица, вклю­чающая 24 разных треугольника (рис.4), среди которых нахо­дятся и те шесть треугольников, которые ребенок только что ви­дел на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображен­ных на отдельной карточке треугольников.

Показателем развитости зрительной оперативной памяти яв­ляется частное от деления времени решения задачи в мин. на чис­ло ошибок, допущенных в процессе решения, плюс единица.

Ошибками считаются неправильно указанные в матрице тре­угольники или те из них, которые ребенок не смог по какой-либо причине найти.

Практически для получения этого показателя поступают сле­дующим образом. По всем четырем карточкам определяется ко­личество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это и будет среднее число правильно указанных треугольников. Данное число затем вычитается из 6, и полученный результат рассматривается как среднее количест­во допущенных ошибок.

Затем определяют среднее время работы ребенка над заданием, которое в свою очередь получается путем деления общего суммарно­го времени работы ребенка над всеми четырьмя карточками на 4.

Момент окончания времени работы ребенка над поиском тре­угольников в общей матрице определяется экспериментатором при помощи вопроса к ребенку: «Ты уже все сделал, что мог?» Как только ребенок утвердительно ответит на данный вопрос и практически прекратит поиск треугольников в матрице, счита­ется, что он завершил свою работу. Деление среднего времени работы ребенка над поиском на матрице шести треугольников на количество допущенных ошибок позволяет, наконец, полу­чить искомый показатель.

Для того чтобы ускорить процесс добывания информации о том, правильно или неправильно ребенок отыскал в матрице нуж­ные треугольники, рекомендуется воспользоваться их иденти­фикацией по номерам, которые стоят в левом нижнем углу под каждым из треугольников в матрице на рис.4. Так, например, первому набору из шести треугольников (номер набора обозна­чен римской цифрой, расположенной под ним на рис.3) в мат­рице соответствуют треугольники со следующими номерами: 1,3,8,12,14,16; второму набору — 2, 7,15,18,19,21; третьему на­бору - 4,6,10,11,17, 24; четвертому набору - 5,9,13,20, 22,23.

Методика 3. Оценка объема кратковременной слуховой памяти

Инструкция:

« Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово “ повтори “ ».

Далее экспериментатор зачитывает последовательно ребёнку сверху вниз ряд цифр, представленных на рисунке 5 А, с интервалом в одну секунду между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребёнок не допустит ошибки.

Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, находящийся справа (рис. 5 Б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребёнок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведённого, и переходит к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке – убывающем (рис. 6 А, Б).

В заключение определяется объём кратковременной слуховой памяти ребёнка, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведённых ребёнком в первой и во второй попытках.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Особенности психических процессов в младшем школьном возрасте

    Курсовая работа >> Психология
    ... психических процессов В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов ... программе, а общему развитию детей, расширению их кругозора. 4.Интеллектуально пассивные дети. 5.Дети ...
  2. Характеристика страхов у детей младшего школьного возраста с ЗПР

    Курсовая работа >> Психология
    ... детей младшего школьного возраста с ЗПР Диагностика эмоциональных особенностей детей младшего школьного возраста ... процессе детей младшего школьного возраста с нормальным и задержанным психическим ... уменьшается познавательная активность, ... В программе исследования ...
  3. Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста в зависимости от познавательно

    Реферат >> Психология
    ... детей младшего школьного возраста в зависимости от познавательной мотивации 2.1. Диагностика ... младших школьников. К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы ... программы. ...
  4. Самооценка как фактор психического развития и здоровья детей младшего школьного возраста

    Курсовая работа >> Психология
    ... детей младшего школьного возраста. Объект исследования: психическое здоровье детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: самооценка как фактор психического здоровья личности детей младшего школьного возраста ...
  5. Познавательные процессы в младшем школьном возрасте (2)

    Реферат >> Психология
    ... детей младшего школьного возраста 1. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ Осуществляясь в различных видах деятельности, психические процессы ... лишь описание, программа восприятия, которая ... нами схеме диагностики психологической готовности детей к школе ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014548301696777