Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Курсовая работа
Соціальні мислителі впродовж багатьох століть прагнуть встановити спосіб визначення основної своєрідності того або іншого облаштування соціальної дійс...полностью>>
Социология->Контрольная работа
Вже тривалий час соціологи проводять дослідження різноманітних явищ суспільно-політичного життя із залученням значної кількості людей, тобто великих м...полностью>>
Социология->Реферат
На другу половину 19 – початок 20 ст доводиться розквіт теоретичній соціології, розвиток соціологічних теорій, що стали класичними Даний період – це с...полностью>>
Социология->Реферат
Свою назву соціологія отримала завдяки відомому французькому вченому Огюсту Конту Він утворив її (назву) поєднанням латинського слова societas (суспіл...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

"В редких обществах с принятой полигинией мужчина находится действительно в лучшем положении, чем в условиях моногамии. Если жены одного мужчины не ладят друг с другом, семья превращается в арену непрекращающейся борьбы, а мужу отводится неблагодарная роль посредника или громоотвода. Если жены живут в согласии друг с другом, то муж, вероятнее всего, становится объектом организованной женской оппозиции".

Хотя Линтон переоценивает ситуацию, его точка зрения заслуживает рассмотрения. Как правило, только наиболее состоятельные мужчины могут позволить себе иметь больше одной жены (например, в Китае, Индии и исламских странах полигиния обычно являлась привилегией состоятельного меньшинства). Полигиния объясняется множеством других факторов, помимо секса; она тесно связана с соображениями экономического производства и экономического статуса. Такой семейный уклад поощряется тогда, когда крупные семьи имеют больше преимуществ, а женщины вносят значительный вклад в добывание средств существования.

Полиандрия встречается крайне редко. Как правило, принцип полиандрии не предполагает свободы сексуального выбора для женщин; зачастую он означает лишь, что младшие братья мужа также получают право или возможность жить с женой своего старшего брата. Если семья не может позволить себе женить всех сыновей, она может найти жену только для старшего сына. Антрополог У.Г.Р. Риверз изучал полиандрические отношения у народности тодас, проживающей в Индии, и сделал следующие наблюдения:

"Тодас имеют четко организованную и определенную систему полиандрии. Когда женщина выходит замуж, подразумевается, что она одновременно становится женой братьев своего мужа. Если юноша женится на девушке, то обычно мужьями девушки считаются все братья ее мужа; даже младший брат мужа, родившийся уже после его женитьбы, также получает права на жену своего старшего брата... Братья живут вместе, и мои собеседники посчитали странным мое предположение о том, что при таком семейном укладе возможны какие-то распри или проявления ревности... По мнению тодас, когда мужчина не хочет делиться своей женой с другими, это безнравственно".

Социологи далеки от согласия во взглядах на то, существовал ли когда-либо групповой брак как культурная норма. Имеются некоторые свидетельства того, что такая форма брака действительно существовала у обитателей бразильских джунглей, у жителей Маркизских островов в южной части Тихого океана, у чукчей в Сибири и у народа тодас в Индии. Иногда, как, например, в случае с тодас, полиандрия смещалась в сторону группового брака, при котором несколько братьев имели более одной общей жены

Классификацию форм брака можно провести и по самым разным критериям.

  • Брак по сговору

  • Брак по любви.

  • Брак по расчету

  • Брак по рекомендации посредников. Посредники – друзья и знакомые, которые рекомендуют в Китае и Японии, перед заключением брака устраивают смотрины. После 2-3 встреч стороны должны либо согласиться на брак, либо отказаться. На долю браков по сговору родственников – 37,5%, по знакомству друзей – 24,1%, по личному знакомству – 12,7%, прочих браков – 1,6%.

Неравный брак подразумевают, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку – общественному положению, возрасту, доходу. Самой ранней формой такого брака надо считать так называемый статусный брак.

Положение индивида в первобытной орде полностью предопределяло его брачный статус. Занимающий высшие ступеньки в иерархии мог выбрать любую понравившуюся ему женщину, следующий по рангу выбирал лучшую из оставшихся и так далее до самого низа. Занимающие низшие статусные позиции оказывались в самом неравном положении. Позже возникли другие разновидности неравного брака. Неравным браком мы называем брак старика и молодой женщины, богатого мужчины и бедной девушки, аристократа и плебея.

Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт покупного брака имеет давние традиции. Он возник на заре истории, одновременно с групповым браком и внутри него. Уже тогда женщина была вовлечена в обменный процесс в качестве товара. Две группы обменивались «подарками», которым могла служить женщина. Родственники женщины «дарили» родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь, которые обязывались оказать вторые первым.

Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной. Обряд бракосочетания осуществляется в виде эквивалентного дарообмена, поэтому говорить о плате здесь можно только условно.

Особой формой платного брака следует считать священный брак. Обычай священного брака является столь распространенным, что его сюжет вошел в народные сказки практически всех народов Земли. Согласно сюжету, народ страны, подвергшейся нашествию многоголового змея или дракона, приносит ему в жертву молодых девушек. На Мальдивских островах каждый месяц жители бросали жребий, и тот, кому он выпадал, отдавал свою дочь морскому джину. Цель священного бракосочетания – откупиться от богов, вызвать плодородие виноградных лоз, призвать на землю дождь, помочь в охоте или спасти страну от беды.

Кроме покупного брака существует хищнический брак. Различают две его разновидности:

  • умыкание (похищение) невесты;

  • умыкание (похищение) жениха;

Такой брак возник в древности и сохранился у некоторых народов как

общепринятая норма (Закавказье), либо как девиантное поведение (Европа).

  • Церковный брак — освящённый какой-либо церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу, в некоторых является единственной легальной формой брака. Другие государства, в том числе и Россия, в настоящее время не признают юридической силы церковного брака, поэтому священники перед его заключением рекомендуют провести регистрацию в органах ЗАГС. В Православии и в Католичестве бракосочетание составляет одно из Таинств — Венчание.

  • Мезальянс и Морганатический брак— брак между лицами неравного положения.

  • Гражданский брак — брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. В разговорной речи ошибочно этим термином именуют сожительство и ведение совместного хозяйства без регистрации брака.

  • Равноправным

Стремление к половому равноправию стало в некоторых странах превалировать и в браке, поэтому все больше брачующихся стремятся сделать свои союзы равноправными во всем, начиная с быта и заканчивая принятием важных решений. Равноправный брак – это брак между двумя индивидами достигшими половой зрелости, которые в принятии решений касающихся семьи имеют одинаковый вес.

  • Доминантным

Однако тенденция к всеобщему равноправию еще не вытеснила браки, в которых есть глава семейства и все остальные домочадцы. В этом случае все происходит по правилам им заведенным, нарушение которых пресекается. Доминантный брак – это брак между двумя индивидами достигшими половой зрелости, которые в принятии решений касающихся семьи имеют неодинаковый вес, то есть право принятия окончательного решения принадлежит одному из супругов.

Глава 3

Современные формы брака

Социологи утверждают, что частная жизнь сейчас переживает период перестройки. Семья в привычном понимании этого слова, живущая по схеме "мама-папа-дети", постепенно уходит в прошлое. В частной жизни россияне все чаще экспериментируют, изобретая все новые и новые формы семьи, которые бы отвечали запросам времени.

Все распространенней в современном обществе становятся альтернативные формы брака – системы брачных отношений, не получивших официального признания государства (и церкви), но допускаемые общественным мнением той или иной социальной среды.

К их числу в современных развитых странах могут быть отнесены следующие:

  1. Годвин – брак («визитный брак», «гостевой брак») – с раздельным проживанием супругов и отсутствием общего хозяйства и быта, они не обременены общим хозяйством и проблемами и спокойно могут встречаться с кем-нибудь еще.

Причин, по которым мужчина и женщина не могут жить вместе много: невозможность совместного быта, нежелание расстаться с нажитым местом, особенности работы и т.д.

Среди преимуществ гостевого брака можно выделить долгое сохранение свежести отношений, преодоление бытовой несовместимости, большее количество свободного времени на себя, возможность решения многих вопросов самому, без учета мнения второго супруга. Среди недостатков обычно называется отсутствие уютных вечеров, газеты и телевизора, незабитые гвозди, недостаток помощи и поддержки.

Гостевой брак удобен как промежуточная ступень в развитии отношений: сближении людей или же, наоборот, выявлении «горячих точек» разрыва. Пик таких браков приходится на 30-40 лет.

Классические примеры гостевого брака можно найти в произведениях классиков русской литературы. До революции браки подобного рода в российских дворянских семьях встречались сплошь и рядом: она с детьми в деревне, он в Петербурге занят государственными делами и лишь при оказии ее навещает...

  1. Конкубинат – стабильная связь женатого мужчины и формально незамужней женщины – конкубины, имеющей от него признаваемых от него детей и материальную поддержку.

  2. Свинкинг – («любовь вчетвером») – относительно стабильные сексуальные отношения в рамках двух единобрачных пар («собрачный секс»)

  3. Открытый брак – признание права супругов на независимый образ жизни, включая внебрачный секс.

  4. Временный брак — в отдельных странах законодательство признаёт его юридическую силу. Продолжительность определяется соглашением сторон и устанавливается в брачном договоре. Одновременно устанавливается размер выкупа, который супруг передаёт жене в таком браке. По истечении срока, на который он был заключён, брак и всякие правовые отношения между супругами считаются прекратившимися.

  5. Фактический брак (в российском праве — сожительство) или незарегистрированный брак, часто неправильно называемый «гражданским» — отношения между партнерами-«супругами», не оформленные в установленном законом порядке. Согласно ныне действующему Семейному кодексу РФ, незарегистрированное совместное проживание мужчины и женщины не порождает брачных прав и обязанностей, хотя права детей, рождённых в браке, не отличаются от прав детей, рождённых вне брака.

  6. Фиктивный брак — притворное оформление брака без намерения создать семью для получения от государства связанных с ним преимуществ. Доказанное отсутствие намерения создать семью в России является основанием для признания брака недействительным.

  7. Однополый брак— сожительство гомосексуальной пары. Во многих странах Запада (Дания, Норвегия, Швеция, Испания, Нидерланды, Франция, Бельгия, Германия, Финляндия, Великобритания и Северная Ирландия, Чехия, Швейцария с 2007 года), а также некоторых регионах стран Северной и Южной Америки однополые пары могут заключать брак. Впрочем, понятно, что из этих последствий есть ряд естественных исключений, поскольку в таком союзе не может быть общих биологических детей (но могут быть приемные). В большинстве стран, в том числе и в России, однополые браки не признаются и не регистрируются.

  8. Childfree – (бездетность)- принцип, согласно которому оба супруга высказывают отрицательное отношение к детям, считают детей серьезной угрозой комфорту и спокойствию их личной жизни Данное направление получило распространение около 2-3 лет назад.

Брак нужен для создания семьи - продолжения рода, удовлетворения сексуальных потребностей, решения бытовых проблем, обретения определенного социального статуса. Традиционно человек без семьи - ущербный человек.

Но сегодня все по другому. Менталитет рушится. Рассуждения современного общества все меньше и меньше представляют традиционное мировоззрение. Все потребности можно удовлетворять, не заключая брака. Внебрачные отношения - норма, социальный статус с семейным положением мало чем связан. А дети - побочный продукт сексуальных отношений - это сплошные проблемы. Нет детей - нет проблем. Когда-то дети были "живой пенсией". Теперь нормальная пенсия избавляет от этой заботы. У кого есть потребность в детях - пусть рожают, в браке, вне брака, как вздумается. Понятие "незаконнорожденный" утратило юридическую силу.

Представители европейской экономической комиссии ООН недавно заявили: возраст вступления в первый брак в европейских странах увеличился на пять лет. Парни и девушки предпочитают жениться и выходить замуж после 30. Россияне же не решаются связать себя узами гименея раньше 24-26 лет. Также общей для Европы и России стала тенденция к сокращению количества брачных союзов. Молодые люди все чаще предпочитают карьеру и личную свободу. Отечественные эксперты усматривают в этих процессах признаки глубокого кризиса традиционной семьи.

Разрушение семьи может привести и к полному разрушению общества. В России сейчас 65% семей имеют одного ребенка. Смертность превышает рождаемость на 400 тыс. человек. Учитывая эти цифры, можно прогнозировать, что после 2011 года этот разрыв увеличится до 1 млн. в год. В итоге к 2080 году население России может сократиться до 80 млн. человек.

Столкновений традиционных устоев и новых форм общежития не избежать. Поскольку классическая форма семьи гораздо более естественная, именно за ней будущее.

Заключение

Брак, с точки зрения социального воспроизведения общества и его нравственной чистоты, это самое гениальное изобретение человечества. По

христианской морали настоящая любовь начинается только в браке, где индивид полностью раскрепощен и доверился другому.

Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и не одобряемые, а государство – на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе.

Под институтом брака, как правило, понимают социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений, институционализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства. Брак имеет санкционированный характер, то есть признаваемый обществом, которое берет на себя определенные обязательства по его защите и налагает на вступающих в брак ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а тем самым за будущее семьи. Общество, признавая в определенной культурной форме законность брака, оказывает материально-финансовую помощь семье, особенно в тех случаях, когда семья является многодетной или в ней отсутствует один из родителей. В обществе проводится соответствующая семейно-демографическая политика.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Общая социология: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

2. Социология. С.С. Фролов. Издательство Логос, М., 1996.

3. Социология. Учебное пособие. Издательство Знание, М., 1995.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Семья и брак (7)

    Реферат >> Социология
    ... устойчивым и массовым. Это семья и брак. Актуальность выбранной для исследования ... темы заключается в первостепенной важности семьи и брака для жизни человека и ... , 2006. – 224 с.: ил. С.И. Голод. Семья и брак: историко-социологический анализ. Санкт-Петербург ...
  2. Семья и брак (3)

    Реферат >> Социология
    ... дисциплине «Социология» по теме: «Семья и брак» 1. Семья – ячейка общества Семья  это первичная ячейка социальной ... , прямо или косвенно выявляющиеся в браке. 4. Брак Современная семья строится в основном на брачных отношениях ...
  3. Семья и брак (6)

    Контрольная работа >> Социология
    ... России. Такие категории как брак и семья присущи каждой общественно-экономической формации ... образована в вопросах брака и семьи. Поэтому часто вступление в брак - это не ... отношение к браку и семье. В заключение хочу отметить, что тема «Семьи и брака» была и ...
  4. Семья и брак (4)

    Реферат >> Социология
    ... РЕФЕРАТ На тему: «Семья и брак» По курсу: «Социология брака и семьи» Студента 1 курса ... служении ближнему. Основание для семьи семья брак бог библия Модель брачного союза ... Андерсон, Ч. Майлендер, Кайрос 2000 г. 6. «Семья и брак» В. Токарев, эл. форма.
  5. Семья и брак: историко-социологический анализ

    Курсовая работа >> Социология
    ... Введение 1. История семьи и брака: историко-социологический анализ. Формы организации брака и семьи, их истоки и эволюция ... . Список литературы 1. Вестермарк Э. История брака. М.,2001. 2. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. Санкт ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020320415496826