Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Контрольная работа
По договору перевозки транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управом...полностью>>
Государство и право->Курсовая работа
Актуальность и цель данной курсовой работы определены следующими вопросами. В странах с развитой рыночной экономикой, не говоря уже о тех, где превали...полностью>>
Государство и право->Реферат
В настоящее время проблема эмансипации приобретает все большую актуальность. Несовершеннолетние граждане России активно заявляют о своих правах на те ...полностью>>
Государство и право->Контрольная работа
Авторское право регулирует отношения общества с небольшим, но важным его сегментом, деятельность которого направлена на развитие технического прогресс...полностью>>

Главная > Реферат >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Глава 3. Конституция Франции о формах государственного устройства.

3.1. Конституционно-правовой статус.

«Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой»4. Так установила конституция Франции 1958 г. Основной закон установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же)5 и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента)6.

Главная черта конституции 1958 г. - концентрация политической власти в руках исполнительных органов. Сосредоточение власти в руках главы государства и правительства - одно из проявлений конституционно закрепленной авторитарной тенденции во французском политическом режиме. Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти. Статья 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать “своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства”. В этой же статье провозглашается, что президент является “гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров”. Президент обладает широкими прерогативами в области законодательства. Он наделен правом законодательной инициативы. В отношении парламента президент обладает полномочием роспуска нижней палаты парламента.

Законодательный орган Республики - парламент - играет относительно небольшую роль в политической жизни страны. Парламент состоит из двух палат - Национального собрания и Сената. Основная функция парламента - принятие законов - сильно ограничена конституцией. Конституция точно определяет круг вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы. Решение вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства. Права парламента ограничены и в финансовой сфере. Конституция устанавливает определенный срок принятия парламентом финансовых законопроектов. Парламент обладает правом контроля за деятельностью правительства.

Правительство Франции - Совет министров, согласно ст. 20 Конституции, “определяет и ведет политику нации”7. В состав правительства входят премьер-министр - глава правительства, министры, возглавляющие министерства и государственные секретари, руководящие подразделениями отдельных министерств. Правительство ответственно перед Национальным собранием. В случае принятия резолюции порицания абсолютным большинством Национального собрания правительство должно подать в отставку. В Конституции специально обозначены полномочия премьер-министра. На него возложена ответственность за национальную оборону, он должен обеспечивать исполнение законов, осуществлять нормотворческую деятельность.

Конституционный совет - особый орган, контролирующий соблюдение Конституции. Все законы до промульгации их президентом и регламенты палат до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного совета, который дает заключение о том, соответствуют ли Конституции. Если Конституционный совет решит, что тот или иной акт противоречит Конституции, он вправе его отменить. Также в полномочия Конституционного совета входит наблюдение за ходом президентских выборов, проведением референдумов.

Процесс концентрации политической власти в руках исполнительных органов привел к изменению статуса парламента. Правительственной власти предоставлены широкие возможности для воздействия на парламент, а в некоторых случаях для действий и “через его голову”.

Президент республики избирается сроком на семь лет путем всеобщего и прямого голосования.8

Президент республики избирается абсолютным большинством поданных голосов. Если оно не получено в первом туре голосования, то в следующее за ним второе воскресенье проводится второй тур. В нем могут участвовать только два кандидата, которые - если будут сняты кандидатуры, находящиеся в более благоприятном положении, - окажутся получившими наибольшее количество голосов в первом туре.

Время голосования устанавливается решением правительства. Избрание нового президента происходит не менее чем за двадцать и не позднее, чем за тридцать пять дней до истечения срока полномочий президента, состоящего в должности.

В случае вакантности поста президента республики, по какой бы то ни было причине или при наличии препятствий к исполнению президентом своих обязанностей, установленных конституционным советом. Который запрошен об этом правительством, и который принимает решение абсолютным большинством голосов своих членов, функции президента республики временно осуществляются председателем сената, а если у него в свою очередь имеются препятствия, - то правительством.

В случае вакантности и если препятствие объявлено конституционным советом окончательным, голосование по выборам нового президента происходит - кроме случая непреодолимой силы - не менее чем через двадцать и не позднее чем через тридцать пять дней после открытия вакансии или объявления об окончательном характере препятствия.

Если в течение семи дней, предшествующих дате окончания выдвижения кандидатур, одно из лиц, публично заявивших о своем решении быть кандидатом по меньшей мере за 30 дней до названной даты, скончается или у него возникнут препятствия, то конституционный совет может принять решение о переносе выборов.

Если до первого тура выборов один из кандидатов скончался или у него возникли препятствия, то конституционный совет принимает решение о переносе выборов.

В случае смерти или возникновения препятствий у одного из двух кандидатов, находящихся в наиболее благоприятном положении в первом туре до возможного снятия кандидатур, конституционный совет объявляет о новом проведении всех избирательных операций; подобным же образом он поступает и в случае смерти или возникновения препятствий у одного из двух кандидатов, оставшихся для участия во втором туре.

Правительство Франции - коллегиальный орган, состоящий из премьер-министра и министров. В соответствии с конституцией различаются: Совет министров - собрание министров под председательством Президента республики, и кабинет министров - собрание министров под председательством премьер-министра. Именно Совет министров осуществляет полномочия, принадлежащие по конституции правительству.

Правительство назначается следующим образом: Президент республики подбирает кандидатуру и назначает премьер-министра. Премьер-министр подбирает министров и представляет их президенту, который их назначает. При выборе кандидата на пост премьер-министра президент обладает значительной свободой. Это его личное право. Важно лишь то обстоятельство, чтобы при голосовании в Национальном собрании не было оказано в доверии премьер-министру. Другими словами, президент должен учитывать расстановку партийных сил в нижней палате парламента.

Парламент состоит из двух палат: нижней - Национального собрания и верхней - Сената. Пассивное избирательное право предоставляется для избрания в Национальное собрание в 23 года, в Сенат - с 35 лет. На всех выборах существует избирательный залог. При выборах депутатов он составляет 1 тыс. франков с кандидата, сенаторов - 200 франков. По официальной версии, внесение залога объясняется необходимостью покрыть избирательную кампанию хотя бы частично и в некоторой мере воспрепятствовать выдвижению лиц, выдвигающих свою кандидатуру не с целью избрания, а с другими целями.

Национальное собрание избирается сроком на 5 лет всеобщим, прямым голосованием по смешанной мажоритарной системе: в первом туре для избрания нужно получить абсолютное большинство поданных голосов (от округа избирается один депутат). Если через неделю никто не получил такого большинства, то через неделю проводится второй тур. В него допускаются кандидаты, набравшие в первом как минимум 12,5% голосов от числа избирателей, включенных в списки. Для избрания во втором туре достаточно получить относительное большинство голосов. В условиях существующей многопартийности в первом туре замещается незначительная часть мест. Основная борьба развертывается во втором туре. Возможность блокирования партий определяет тактику во втором туре. Партии, сблокировавшись, выдвигают одного кандидата, как правило, снимая остальных.

Верхняя палата - Сенат - формируется по-иному. По мысли учредителей Пятой республики особые условия образования Сената должны создавать ему иное политическое “лицо”, чем у Национального собрания. Эта палата формируется, в основном, трехстепенными выборами. Сенаторы избираются на 9 лет в коллегиях в каждом из департаментов. Палата обновляется на 1/3 каждые три года, что приводит к уменьшению влияния избирательного корпуса на состав Сената и не позволяет ему резко менять политический курс.

3.2. Конституционно правовой статус Франции - унитарного государства.

Французская Республика – унитарное государство. Оно делится на регионы, департаменты и коммуны, которые счи­таются территориальными коллективами, и потому в них есть выборные органы самоуправления. Наряду с этим существуют административные округа, где выборных органов самоуправления нет, и управляет назначен­ный сверху супрефект. Есть историко-географические единицы — канто­ны, которые не имеют собственных органов самоуправления и управле­ния, а используются как избирательные округа для выборов в советы департаментов, иногда в них создаются судебные органы — трибуналы малой инстанции. Особое положение занимает являющаяся формой по­литической автономии Корсика — остров в Средиземном море (там есть местный парламент с ограниченной компетенцией, избираемый им более узкий коллегиальный орган, но исполнительную власть единолич­но осуществляет избираемый советом его председатель). Кроме того, при парламенте создаются еще три совета с правом совещательного голоса: экономический, социальный, культурный. Новая Каледония (бывшая ко­лония) имеет теперь статус «ассоциированного государства» с Фран­цией. У нее есть местный парламент, но в отличие от «ассоциированных государств» США, которые ранее были подопечными территориями, во­прос о членстве Новой Каледонии в ООН не ставился.9

В департаментах (их 96 во Франции и 3 заморских департамента) избирается генеральный (департаментский) совет тоже на 6 лет. Он ведает примерно теми же вопросами, что и коммунальный совет, но его полномочия гораздо шире. Как отмечалось, совет обновляется по частям (на 1/2 через 3 года). Исполнительным органом совета с 1982 г. является не назначаемый префект (позже он получил название комиссара респуб­лики, но сегодня используется и прежний термин), а избираемый им председатель совета. Тем не менее совет департамента менее самосто­ятелен в своих действиях, чем совет общины, он более жестко контроли­руется центром, префекту подчинены также некоторые местные службы министерств.10

В регионах, объединяющих 3—5 департаментов (22 в метрополии и 4 заморских региона — Гваделупа, Гвиана, Мартиника, Реюньон), также избирается региональный совет (с 1986 г. — прямыми выборами). Он имеет более разветвленную систему служб, ряд комитетов, которые вы­полняют не распорядительные, а консультативные функции. В состав комитетов входят представители предпринимателей, профсоюзов, обще­ственных организаций, лица, назначенные правительством. Исполни­тельным органом совета является избираемый им председатель. Наряду с ним совет региона избирает бюро. Некоторые департаменты метропо­лии (это крупные города, в том числе Париж, Лион) разделены на внут­ригородские районы (округа) с избираемыми советами и мэрами.

Наряду с избираемыми органами во Франции в административно-тер­риториальных единицах имеются назначенные сверху чиновники — представители государства. В регионе это комиссар республики — реги­ональный префект (им является по совместительству комиссар самого крупного в регионе департамента), в департаменте — также комиссар республики (префект), в округе, не являющемся «территориальным кол­лективом» и не имеющем своего совета, есть су префект. Комиссар рес­публики назначается Советом министров. Он представляет в своей адми­нистративно-территориальной единице правительство и каждого мини­стра, руководит деятельностью государственных служб (ему подчинены, однако, не все службы министерств на местах), несет ответственность за соблюдение национальных интересов, законов, за поддержание общест­венного порядка. Он непосредственно отвечает за состояние сельского хозяйства, за социальные вопросы, санитарию, благоустройство. В его распоряжении находится полиция. Аналогичные полномочия осущест­вляет в округе супрефект.

Заключение

Францию не случайно называют "лабораторией кон­ституции", а французов "великими потребителями кон­ституции". Действительно, за годы Нового и Новейшего времени во Франции было принято 16 конституций. Ныне действующая Конституция Французской республики была принята в 1958 г. на референдуме, состоявшемся 28 сен­тября, и оформила создание во Франции Пятой Респуб­лики.

Структурно Конституция Франции состоит из пре­амбулы, которая содержит также первую статью, в кото­рой Франция провозглашается неделимой, светской, со­циальной, демократической республикой; обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия про­исхождения расы и религии; утверждает все вероиспове­дания.

Конституция содержит 17 разделов, включающих 89 статей, два раздела отменены: раздел I. О суверените­те; раздел. II. Президент Республики; раздел III. Прави­тельство; раздел IV. Парламент; раздел V. Об отношениях между Правительством и Парламентом; раздел VI. О меж­дународных договорах и соглашениях; раздел VII. Консти­туционный совет; раздел VIII. О судебной власти; раздел IX. Высокая Палата правосудия; раздел X. Об уголовной от­ветственности членов Правительства; раздел XI. Эконо­мический и социальный совет; раздел XII. О местных "кол­лективах; раздел XIII. О сообществе (был отменен консти­туционным законом от 4 августа 1995 г.); раздел XIV. О сог­лашениях об объединении; раздел XV. О Европейских Сообществах и Европейском Союзе; раздел XVI. О пере­смотре Конституции; раздел XVII. Переходные положе­ния (был отменен конституционным законом от 5 августа 1995г.).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Франция является светской республикой, правовым государством. Ее опыт становления конституционализма является важным для современных постсоветских государств.

Список литературы

  1. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. Под общей редакцией М.В. Баглая, Ю.Н. Лейбо, Л.М. Энтина. М.: Норма-Инфра-М., 2002 г.

  2. А.А. Мишин. Конституционное право зарубежных стран. М., 2000.

  3. Чиркин. Конституционное право зарубежных стран. М., Юристъ, 2002.

  4. А.В. Якушев. Конституционное право зарубежных стран. Курс лекций. М., “Приор”, 2000.

  5. Современные зарубежные конституции. - сост. Маклаков В.В., М., 2002

  6. Ф.М. Решетников. Правовые системы стран мира. - М., 2000 г.

  7. Конституционное (государственное) право: справочник. М., 2002

  8. Конституционное право: Учебное пособие в 2-х частях / Авт. и сост. Богданова Н.А. М., Юридический колледж МГУ, 2003.

  9. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для юридических вузов. Т.3: Особенная часть. Страны Европы. / Отв. ред. Страшун Б.А. - М.: БЕК, 2002.

1 Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — / М.: Издательская группа ИНФРА - М — НОРМА, 2002. — С. 665.

2 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для юридич. вузов.Т.3: собенная часть. Страны Европы / Отв. ред. Страшун Б.А.-М.: БЕК, 2002. С. 392.

3 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для юридических вузов. Т.3: особенная часть. Страны Европы / Отв. ред. Страшун Б.А.-М.: БЕК, 2002. С. 400.

4 Конституция Франции, ст.2, разд.1 // Современные зарубежные конституции.- сост. В.В.Маклаков, М., 2002, С. 79

5 Конституция Франции, ст.2, разд.1 // Современные зарубежные конституции.- сост. В.В.Маклаков, М., 2002, ст.8, разд.2. С. 82.

6 Конституция Франции, ст.2, разд.1 // Современные зарубежные конституции.- сост. В.В.Маклаков, М., 2002, разд.3. С. 84.

7 Конституция Франции 1958 г. М., Инфра - М., 2001. С. 204.

8 Конституция Франции, ст.6. // Современные зарубежные конституции. - сост. В.В.Маклаков, М., 2002. С. 80.

9 Конституционное право зарубежных стран, гл. 17 , Чиркин В.Е. С. 427.

10 Конституционное право зарубежных стран, гл. 17 , Чиркин В.Е. С. 429.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Конституция Франции (5)

    Реферат >> Астрономия
    Конституция Франции 3 сентября 1791 г. ... или конституции. Раздел первый ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОБЕСПЕЧЕННЫЕ КОНСТИТУЦИЕЙ Конституция обеспечивает ... обязанности Национального законодательного собрания 1. Конституция вручает исключительно законодательному корпусу ...
  2. Конституция Франции (3)

    Реферат >> История
    Конституция Франции — основной закон Французской республики. История Впервые в стране конституция была принята во время ... 50-летия Конституции (4 октября). Внешние ссылки Конституция Франции на русском языке Конституция с поправками на ...
  3. Конституция Франции (6)

    Реферат >> История
    План: 1. Конституция Франции…………………………………………………………...3 2. Конституционно-правовой статус человека и гражданина ... ………………………………………………………..13 Список использованной литературы……………………………………………...20 1. Конституция Франции. Франция третья в мире и вторая в ...
  4. Конституция Франции 1946 г

    Реферат >> История
    Конституция 1946 г. Конституция Франции не только отразила соотношение политических ... организации государственного строя, в первой послевоенной конституции Франции продолжала господствовать идея абсолютного парламентаризма ...
  5. Конституция Франции 1791 года

    Реферат >> История
    ... Конституция Франции 1791 года (фр. Constitution de 1791) — французская (фр.)русск. конституция ... управления Францией законной центральной властью. Главные принципы конституции ... , в основу последующих французских конституций, до ныне действующей включительно. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0012080669403076