Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Реферат
Входит в группу стран с высоким уровнем жизни и социальной защищённости. Ей принадлежит 14 место в мире по размерам ВВП на душу населения. «Согласно д...полностью>>
Экономика->Курсовая работа
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а вс...полностью>>
Экономика->Реферат
В последнее время все больше и больше говорится о модели рыночной экономики с преобладающей государственной собственностью. Такую экономику, в которой...полностью>>
Экономика->Реферат
Во введении следует дать понятие предприятия, признаки предприятия, раскрыть роль предприятия в национальной экономике. Также следует раскрыть значени...полностью>>

Главная > Реферат >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

5. Особенности безработицы в РБ

   Осуществляемый в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Становление рынка труда в Республике Беларусь происходит как логический результат объективного развития общества, застрявшего между демократическими преобразованиями (в данном случае - трансформацией экономической системы государства). В настоящее время переходный период белорусской экономики к рыночным отношениям обусловливает особенный, инфляционный тип поддержки занятости, при котором безработица носит скрытый характер. Сложно прогнозировать развитие безработицы на ближайшие годы. Совершенно ясно, что в случае отсутствия каких-либо изменений в лучшую сторону в народном хозяйстве страны, ситуация с безработицей будет только обострятся.

Данные по численности зарегистрированных безработных и потребность предприятий в работниках (на конец периода) представлена на рисунке 3.


Потребность предприятий в работниках

Численность безработных

Рисунок 3 – Численность зарегистрированных безработных и потребность предприятий в работниках (на конец периода).

Уровень официально зарегистрированной безработицы в Республике Беларусь на конец 2004 г. составил 2,3%, однако реально масштабы незанятости значительно выше. По данным выборочных обследований домашних хозяйств, проводимых Министерством статистики и анализа Республики Беларусь (с января 1997 г.), уровень безработицы превышает официально регистрируемый более чем в три раза и составляет 6,8%, то есть близкий к пороговому значению (8-10%), а с учетом скрытых форм – около 12%. Мировой опыт свидетельствует, что только развитые страны способны содержать численность безработных на уровне 5 – 7% экономически активного населения без снижения социальных гарантий.Данные по динамике безработицы в Беларуси представлены в таблице2

Таблица 2.

Динамика безработицы в Беларуси (на конец года).

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Численность регистрируемых безработных, тыс.чел.

2,3

131,1

182,5

126,2

105,9

95,8

95,4

Уровень регистрируемой безработицы, в % к экономически активному населению

0,05

2,9

4,0

2,8

2,3

2,1

2,1

Уровень безработицы по данным выборочных обследований домашних хозяйств (в% к экономически активному населению)

-

-

8,7

7,6

7,2

6,8

6,5

Наряду с этим наблюдается тенденция уменьшения контингента зарегистрированных безработных и увеличения незарегистрированных, что сопровождается выходом их – из-под контроля службы занятости значительной части безработицы. Одна из основных причин низкого регистрируемого уровня безработицы – крайне малые пособия по безработице, не стимулирующие обращаться в службы занятости, а также отсутствие подходящих вакансий. Материальное положение безработных ухудшается, что вызвано несовершенством системы назначения пособий и инфляционными процессами. Как свидетельствует опыт в службах занятости регистрируется, как правило от трети до четвертой части безработных. Основная масса людей ищущих работу, стремится трудоустроится самостоятельно, не прибегая к услугам службы занятости.

        Следует отметить, что в республике наблюдается несоответствие спроса и предложения рабочей силы. На 119 тыс. безработных заявлено только 35 тыс. вакансий, из них более 80% предусмотрены для трудоустройства по рабочим и строительным специальностям, в то время как среди безработных каждый третий -- специалист или служащий. Зато сельское хозяйство сегодня испытывает большую потребность в трактористах, операторах машинного доения и животноводах. Дефицит на такие специальности во многом объясняется большими физическими нагрузками и невысоким уровнем заработной платы, которая к тому же выплачивается несвоевременно.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: отечественная экономика в настоящее время технологически не перестраивается, а на те слабые технологические изменения, которые кое-где наблюдаются, она слабо реагирует изменениями в спросе на рабочую силу по причине существования скрытой безработицы в скрытых масштабах. К скрытой безработице относятся числящиеся на работе, но не полностью занятые работники. По данным за 2000 г. численность срытой безработицы составила 660 тыс. чел. В соответствии с законом спроса на рабочую силу это количество работников могло быть уволено без угрозы уменьшения объемов производства. Тогда показатель общественной производительности труда сразу бы достиг уровня 1990 года. Естественно создались бы условия для существенного повышения уровня реальной платы. Однако в настоящее время «выбросит на улицу» такое количество свободной рабочей силы равносильно социальному взрыву. Тем не менее, это – та проблема, с решения которой следует начинать структурную перестройку экономики (ликвидация убыточных предприятий), переводя ее на рыночные рельсы. Без существования полноценного рынка труда не будет прогрессивных шагов в рыночных преобразованиях. Для создания цивилизованного рынка труда требуется привлечение солидных инвестиционных вложений в негосударственный сектор экономики. Экономическим базисом развития негосударственного сектора должен стать частный капитал резидентов страны и прямые зарубежные инвестиции. При создании соответствующих условий и правовых гарантий иностранный капитал потечет в негосударственную сферу, результатом чего станет создание новых рабочих мест в данном секторе, вследствие чего безболезненно пройдет сокращение лишней рабочей силы на госпредприятиях. Рынок рабочей силы будет отрегулирован. Иностранные инвесторы совместно с предпринимателями негосударственного сектора купят освобождающиеся площади на госпредприятиях, что равносильно их финансовой поддержке. Переход свободной рабочей силы с госпредприятий в мощный и эффективный негосударственный сектор экономики будет способствовать росту общественной производительности труда и повышению эффективности производства.

В условиях продуктивного труда при высоком уровне занятости экономически активного населения будет создан неограниченный спрос на товары и услуги, произойдет экономический подъем, будет ликвидирован бюджетный дефицит, а инфляционные процессы будут погашены, а также произойдет увеличение реальной заработной платы и реальных доходов населения, повысится его жизненный уровень.

6. Государственная политика борьбы с безработицей

Ключевой элемент государственного регулирования рынка труда, определяющее условие занятости населения – создание рабочих мест. Политика занятости, уровень ее активности определяются динамикой создания рабочих мест. Основным лимитом на рынке труда является нехватка рабочих мест, а не отсутствие квалифицированной рабочей силы. Более того, обучение и переобучение рабочей силы эффективно только в том случае, если имеются соответствующие полученной специальности и квалификации свободные рабочие места. Стимулирование инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию рабочих мест, должно рассматриваться в качестве одного из основных экономических приоритетов. Особое значение имеют крупные инвестиционные программы, позволяющие на ряду с противодействием безработице решать и другие важнейшие социальные проблемы, в частности жилищную. В целях повышения инвестиционной активности необходимо:
  1. Расширение источников инвестиций, в том числе за счет привлечение в инвестиционную сферу сбережений населения.
  2. Требуется активное участие государства в активизации инвестиционной деятельности предприятий по созданию и сохранению рабочих мест.
  3. Совершенствование налоговой политики. Налоги на доходы, предназначаемые на капиталовложения, должны быть значительно ниже, чем на текущее потребление. Налоговая система должна поощрять инвестиции производственного характера, а на инвестиционные кредиты должны начисляться низкие проценты.
В Беларуси также назрела настоятельная необходимость разработки Программы мер по созданию и сохранению рабочих мест, главной целью которой должно быть изменение уровня и структуры занятости населения Беларуси на основе создания экономически эффективных рабочих мест и сохранения кадрового потенциала в перспективных отраслях экономики. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
  • обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих, развитие кадрового потенциала в различных отраслях экономики;
  • регулирование рынка труда и повышение конкурентоспособности рабочей силы;
  • развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
  • повышения качества создаваемых рабочих мест;
  • предотвращение роста и сокращение вынужденной неполной занятости и безработицы.
Программа предполагает определение потребности в создании рабочих мест, повышение эффективности использования имеющихся мощностей, формирование механизма финансирования создания рабочих мест. Инструментом реализации Программы должна явиться Генеральная схема создания рабочих мест, отражающая общие потребности населения в рабочих местах, структуру имеющихся рабочих мест, а также необходимое количество дополнительных рабочих мест. Генеральная схема позволит обеспечить координацию усилий государственных органов в вопросах создания рабочих мест как в количественных, так и в качественных аспектах.

В соответствии со ст. 9 Закона о занятости для реализации политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости. В состав её входят 148 структурных подразделений, в том числе Комитет по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, 6 управлений областных служб, Минский городской центр занятости населения с 9 районными отделениями, 25 региональных, 13 городских и 93 районных центра занятости.

Государственная служба занятости наделена широкими полномочиями. Она имеет право заключать договоры с нанимателями о направлении к ним граждан (при наличии свободных мест) для трудоустройства; запрашивать у нанимателей сведения о наличии вакансий, а также получать информацию о высвобождении рабочей силы в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников; вносить в местные Советы депутатов предложения по установлению предприятиям и организациям всех форм собственности брони для приёма на работу лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; взыскивать в установленном порядке штрафы за нарушение Закона о занятости; направлять безработных в установленном законом порядке на другую работу в другую местность и др.

Страхование от безработицы и финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения осуществляет Государственный фонд содействия занятости, являющийся государственным внебюджетным фондом. Государственный фонд содействия занятости создаётся за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (включая и предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателей; ассигнований из республиканского и местных бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений. Программой и бюджетом фонда предусматривалось для создания новых рабочих мест использовать 348825,0 млн. рублей.

Для приглашения на работу иностранных граждан наниматели, независимо от форм собственности, обязаны получить лицензию Государственного Комитета Республики Беларусь по труду и социальной защите населения.

Государство помогает безработным в начале их трудовой деятельности или в возобновлении её и обеспечивает им следующие виды гарантий и компенсаций:

а) предоставление особых гарантий лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений, организаций, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, уволенным с военной службы без права на пенсию;

б) выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки и включение этого периода в общий и непрерывный трудовой стаж;

в) выплату в установленном порядке пособия по безработице;

г) оказание материальной помощи безработному и членам его семьи;

д) возмещение расходов и получение иных компенсаций при необходимости переезда на другое место жительства в другую местность для работы по направлению службы занятости.

Для осуществления контроля за соблюдением законодательства о занятости населения в структуре органов службы занятости созданы инспекции Республиканского, областных, городских и районных центров занятости населения.
Основными задачами инспекторской службы являются:

  • осуществление контроля за правильностью применения законодательства о занятости государственными органами и нанимателями;

  • проверка деятельности хозяйствующих субъектов, оказывающих гражданам платные услуги, связанные с профориентацией, повышением профессионального уровня и подготовкой к новой работе, трудоустройством;

  • обеспечение совместно с финансовыми органами контроля за своевременным перечислением средств в фонд занятости по нормативам, установленным законодательством.

В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь, принятой 15 марта 1994 года, гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей, а также право на здоровые и безопасные условия труда. Государство, согласно Конституции, создаёт условия для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

Заключение

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, которую оценить, как социально-экономическое явление, одназначно нельзя. С точки зрения безработного это весьма негативное явление, так как потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление является просто объективной необходимостью. Другое дело, что государство должно регулировать занятость, устранять негативные последствия безработицы, а работники в свою очередь должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы, что позволит им не остаться в рядах безработных и продолжить свою трудовую деятельность.

Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного.

    Для кардинального решения проблем безработицы надо в корне менять политику занятости. Нельзя сегодня пассивно сдерживать безработицу. Только целенаправленное активное повышение уровня занятости населения на действующих и на вновь создаваемых высокоэффективных наукоемких рабочих местах поможет вывести белорусскую экономику из тупика, дать простор развитию рыночных и социальных перспектив не на бумаге, а на деле.

Список использованных источников

  1. Борисова Н. Рынок труда Беларуси.//Белорусский банковский бюллетень.-2002.-№30.

  2. Ванкевич Е. В. Безработица в Беларуси: особенности изучения и управления.//Белорусский экономический журнал.-2001.-№4.

  3. Ванкевич Е. В. Экономические отношения занятости: закономерности развития и регулирования. - Мн.: БГЭУ, 2000.

  4. Вишневская Н. Рынок рабочей силы в ретроспективе XX столетия.//Мировая экономика и международные отношения.-2001.-№9-С.52-61.

  5. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег.- М., 1948.

  6. Количество безработных будет расти. //Национальная экономическая газета.-2002.-№69.

  7. Кохно П., Молева С. Современная ситуация на рынке труда Беларуси и России. // Общество и экономика.-2000.-№5-6.-С.257-266.

  8. Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Т. 2-М., 1993.

  9. Мониторинг рынка труда Республики Беларусь.2000 г. Мн.: Комитет по занятости населения при министерстве труда Республики Беларусь, 2001.

  10. Макроэкономика./Под ред. Л.П. Зеньковой.-Мн.: Новое знание, 2002.

  11. Работа есть. Но не для всех и не везде.//Национальная экономическая газета.-2001.-№9.

  12. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда./ Под ред. А. И. Рофе.- М.: Издательство “МИК”, 1997.

  13. Слезингер Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики. - М.: ИНФРА-М, 1996.

  14. Павлов В. Чем измеряется безработица // Финансы.Учет.Аудит. – 2001. -№4

  15. Пилуй М. Безработица и ее социально – демографические последствия // Белорусский Банковский Бюллетень. – 2001. - №27

  16. Пархимчик Е. Краткий обзор некоторых тенденций в сфере занятости республики // Финансы. – 2001. - №4

  17. Лутохина Э.А.   Макроэкономическая нестабильность.  Учебно-методическое пособие. Мн.:1996г.

  18. Современная  экономика: Учеб. Пособие / Научн. ред.  О. Ю. Мамедов. – 2-е  изд. доп. – М.:  «Зевс», 1997.

  19. Закон РБ о занятости населения РБ (от 30 мая 1991г.) //Труд и Рынок, 1995г., №9.

  20. Маршалл А. Принципы экономической науки.,т. I-II. Пер. с англ. – М., Издательская группа «Прогресс», 1993.

  21. Экономика и рынок труда. Учебное пособие (А.С. Головачев, Н.С.Березина, Н.И.Бокун и др.) под общ. ред. А.С. Головачева. Мн.: Выс.шк., 1994г.

  22. Никифорова А.А. Рынок труда, занятость и безработица. М.,1991г.

  23. Статистические данные о работе народного хозяйства РБ (1997-1999гг.).

  24. www.gazeta.ru

  25. www.tut.by  ( Беларуский  портал ИА « Экспресс») новости.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Безработица причины, последствия

    Реферат >> Экономика
    ... оценки эффективности экономической деятельности государства. Безработица ... социально-экономических последствий безработицы и методов ее преодоления. В соответствии ... так же скрытую безработицу. Экономисты считают фрикционную безработицу естественным, не ...
  2. Безработица причины, виды, уровень, экономические и социальные издержки (3)

    Реферат >> Экономическая теория
    ... либерализации и т. д., а преодоление инфляционных взлетов не получится без ... проблемам занятости населения. Скрытая безработица. Скрытая безработица – характерна для отечественной ... за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы. Подчеркнем, ...
  3. Безработица, ее причины, формы и последствия

    Курсовая работа >> Экономическая теория
    ... оценки его эффективности. В силу этого проблема безработицы ... безработицы и оправдывало «естественные» методы ... сокращение безработицы, оживление производ­ства; преодоление практики ... 2001 «Экономические стороны «скрытой» безработицы» Л. Миляева «Экономист» ...
  4. Инфляция: причины, последствия, методы преодоления (на примере России и других стран)

    Дипломная работа >> Экономика
    ... : «Инфляция: причины, последствия, методы преодоления (на примере России и других стран ... общественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном ... ? Количественные оценки таковы: для снижения инфляции на 1% безработица должна в ...
  5. Рынок труда безработица

    Курсовая работа >> Менеджмент
    ... уровня безработицы 18 3.6. методы сокращения безработицы 18 4. Пути преодоления кризиса ... таким образом скорректировать существующие оценки безработицы. Чрезмерная обеспокоенность по ... эти товары производятся. Скрытая безработица, которая характерна для ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019659996032715