Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Культура и искусство->Биография
Эдуард Бернетт Тайлор (в неточной старой русской транс­литерации — Тэйлор) принадлежит к числу наиболее выдающихся этно­графов и историков культуры XI...полностью>>
Культура и искусство->Задача
Однако понятие «современность» не имеет сколько-нибудь строгого общепризнанного определения. Исток «современности» усматривают то в рационализме Новог...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
В продолжение VII и VIII вв., во время аварского владычества по обеим сторонам Карпат, восточной и западной, восточная ветвь славян, занимавшая северо...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Одна из важнейших задач понимания древнего мира — осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространст...полностью>>

Главная > Реферат >Культура и искусство

Сохрани ссылку в одной из сетей:

3. Роды и виды ораторского искусства

С древнейших времен живое слово сопровождает все формы общественной жизни. В соответствии с тем, где оно звучит и целью воздействия, роды и виды ораторского искусства.

Отличительной чертой социально-политического красноречия – общественно значимые темы, обращения к аудитории в целом. К социально-политическому красноречию относятся: отчетный доклад, политическая речь, парламентское выступление, речь на митинге.

Особенностью церковно-богословского красноречия (проповедь, речь на соборе) – задушевный характер, обращенность к сердцу каждого слушающего, образная, иносказательная форма выражения мыслей, красота слога.

Особенностью судебного красноречия – строгая логическая аргументация, апелляция к законам. Речь прокурора носит обвинительный характер и содержит четкие выводы в конце. Речь адвоката учитывает психологию восприятия слушателей, в ней обычно говорится о мотивах совершения преступления.

Особенностью академического красноречия (научный доклад, лекция, выступление на научных конференциях) – предназначенность для узкого круга специалистов, информационная насыщенность, научность стиля языка. Некоторые виды академического красноречия предполагают использование текста. Выступление при защите диплома и диссертации требует тщательной аргументации, владения искусством полемики.

Особенность дипломатического красноречия - текст выступления согласован с правительством, он зачитывается.

Военное красноречие – речь-приказ, инструктаж, воодушевляющая речь и др.

Особенность торгового красноречия (устная реклама, выступление на презентации) – использование психологических приемов убеждения.

Особенность делового красноречия (выступление на деловых совещаниях, в процессе деловой беседы и деловых переговоров) – деловой стиль речи, использование специальных терминов, слов в прямом значении, коротких фраз; отсутствие экспрессии.

Особенность социально-бытового красноречия (застольная речь, поздравление юбиляра, напутствие молодоженам, речь на собрании выпускников, надгробное слово и др.) – эмоциональность, ярко выраженная ориентация на одобрительную реакцию собравшихся, изложение мыслей в разговорной непринужденной манере, ситуативный характер.

Особенность лекционно-пропагандистского красноречия (научно-популярная лекция, научно-методическая лекция-экскурсия) – сочетание научности и популярности изложения, назначение – сделать научные сведения доступными неспециалистам.

Понимание специфики каждого рода и вида ораторского искусства дает возможность сделать конкретное выступление адекватным речевой ситуации по форме и стилю.

Источник:

http://100pudov.com.ua/subject/68/31662/?page=2

Роды и виды ораторского искусства

4. Подготовка речи: выбор темы, цель речи

Подготовка к выступлению – очень важное и ответственное дело в деятельности оратора.

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать, и т. д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки.

Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При выборе темы, прежде всего, следует исходить из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Кроме того, важно, чтобы тема представляла интерес для вас и ваших слушателей.

Выбрав тему, надо подумать о ее формулировке. Название темы должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.

Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова, отталкивают слушателей, порой даже вызывают отрицательное отношение к предстоящему выступлению.

(Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. ,2005. Стр 56)

Следует избегать и слишком общих названий, так как общие названия требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий.

Для конкретизации общей формулировки темы можно прибегнуть к подзаголовкам, например: «Поговорим о себе» (для вас, молодые матери), ( для вас, будущие мужья) и др.

Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушатель добивается.

В.В Маяковский, выступая на одном из собраний в 1929 г., говорил, что все споры и с врагами, и с друзьями о том, что важнее – «Как делать» или «Что делать», перекрываются теперь литературным лозунгом: «Для чего делать?», т. е. устанавливается примат цели и над содержанием, и над формой.

Так и оратор, готовясь к выступлению должен установить примат цели над содержанием и формой речи. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха в ее подготовке и произнесении.

Надо иметь в виду, что выступающему следует формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи, определенным образом настраивает слушателей. Именно так и поступали выдающиеся ораторы разных времен.

Источник:

http://www.orator.ru/P.Soper/vybor.html

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕВОЙ УСТАНОВКИ

5. Основные приемы поиска материала

После определения тематики выступления, его цели следует этап поиска и отбора материала.

В методической литературе определены основные источники, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. К ним относятся:

- официальные документы;

- научная, научно-популярная литература;

- справочная литература: энциклопедия, энциклопедические словари, словари по различным отраслям знаний, лингвистические словари, таблицы, библиографические указатели;

- художественная литература;

- статьи из газет и журналов;

- передачи радио и телевидения;

- результаты социологических опросов;

- собственные знания и опыт;

- личные контакты, беседы, интервью;

- размышления, наблюдения.

Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

( Соловьев Н.В. Основы риторики. М., 2005. Стр 165)

Важнейший этап подготовки ораторской речи – изучение отобранной литературы. Оратору необходимо выбрать из литературы то, что можно будет использовать в речи, т. е. прочитать соответствующие разделы, сделать нужные записи, систематизировать материал и т. д.

Работу с книгой советуют начинать с предварительного знакомства с ней. Сначала читается титульный лист книги. На нем напечатаны название книги, которое дает представление о ее содержании; фамилия автора; классификационная характеристика.

Важно обратить внимание на год издания книги. Если заинтересовавшая книга выпущена десять-двадцать лет назад, то приведенные в ней сведения могли устареть, поэтому следует ознакомиться и с новой литературой по интересующему вопросу.

Следует просмотреть оглавление книги, дающее представление об основных вопросах, которые в ней затрагиваются, обратить внимание на рисунки, схемы, таблицы.

Если в книге есть предисловие и послесловие, рекомендуется прочитать их.

Таким образом, первичный просмотр отобранных книг является очень важным моментом в подготовке выступления. Он позволяет определить какие из отобранных книг больше всего подходят для разрабатываемой темы.

Во время чтения важно уметь осмыслить содержание прочитанного. При подготовке к лекции, докладу нужно обязательно делать соответствующие записи прочитанного.

Чтение литературы по теме выступления, накопление карточек с интересными высказываниями, примерами, цитатами – трудоемкий этап подготовки публичного выступления, требующий много времени. Но вместе с тем именно этот этап во многом определяет успех будущего выступления: оратор получает и расширяет свои знания, связанные с предметом речи; критически осмысливает материал; выясняет основные проблемы, возникающие при освещении данной темы.

Настоящая подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу.

(Баев О.А. Ораторское искусство и деловое общение. М., 2002. Стр 71)

6. Начало, завершение и развертывание речи

Выступление состоит из трех частей: вступления, доказательства и заключения. Вступление должно включать в себя краткое содержание той идеи, правильность, которой будет доказана во второй части речи. Существуют различные виды вступления. И его выбор зависит от сверхзадачи и аудитории, в которой оратор выступает.

Основная часть выступления - доказательство. Оно может быть логическим, когда оратор логически доказывает аудитории правильность идеи. Информационное доказательство опирается на фактический и справочный материал. Эмоциональное доказательство требует от оратора большой самоотдачи и актерского мастерства. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты отсылочное доказательство.

(Михайличенко Н.А. Риторика. М., 1994. Стр 147)

В заключении оратор подводит итог, кратко повторяет ключевые мысли своей речи, еще раз излагает главную идею выступления, а также может призвать слушателей к конкретным действиям по ее реализации.

При публичном выступлении нельзя забывать о голосовой акустике: градуировании вектора звуковой волны в вертикальной плоскости в зависимости от расстояния до аудитории, динамике вектора в трехмерном пространстве ("универсальная восьмерка"). Если оратор выступает с трибуны, он должен учитывать ее высоту при градуировании вектора. Также нельзя забывать о "эффекте мортиры" - субъективном ощущении слушателя того, что сзади него находятся люди лояльные оратору. Немалое значение имеет и тембр голоса.

Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии.

Почти всегда при публичном выступлении оратору необходимо отстаивать свою точку зрения перед оппонентами. При этом надо не оправдываться, а обвинять; не объяснять, а декларировать; слышать оппонента так, как наиболее выгодно. Разгромленного оппонента необходимо дожимать на протяжении всей дискуссии.

При опровержении чужой идеи нужно говорить кратко, не забывать об интонационной гамме. Свою идею нужно повторять как можно чаще для того, чтобы она отложилась в подсознании слушателей.

Источник:

http://www.dice-work.3dn.ru/Ritorika.doc

Подготовка к выступлению

Заключение

Ораторство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи.

Из всего сказанного ясно, что нельзя стать оратором без постоянной практики выступлений. И способности, и навыки, и умения оратора формируются на основе знаний в процессе его деятельности. Нужно развивать наблюдательность, копить и шлифовать впечатления, много читать, вдумываться в прочитанное, рассуждать и спорить, делиться своими мыслями и впечатлениями с друзьями, использовать любую возможность, чтобы выступить перед аудиторией, извлекать уроки из каждого выступления.

Совершенствование в ораторском искусстве, делая жизнь человека полнее и интереснее, способно принести величайшую радость. Но это и необходимость, ибо, как заметил еще более ста лет тому назад А.П. Чехов: «Дурно говорить должно бы считаться для интеллигентного человека таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания обучение красноречию следует считать неизбежным»

Список используемой литературы

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Риторика

  2. Соловьев Н.В. Основы риторики. М., 2005.

  3. Баев О.А. Ораторское искусство и деловое общение. М., 2002.

  4. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2005.

  5. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1990.

  6. Михайличенко Н.А. Риторика. М., 1994.

  7. http://www.dice-work.3dn.ru/Ritorika.doc

  8. http://ru.science.wikia.com/wiki/Ораторское_искусство._Установление_контакта_с_аудиторией._Речь_оратора_при_публичном_выступлении.

Ссылки на дополнительный материал:

  • http://www.orator.ru/P.Soper/vybor.html

  • http://100pudov.com.ua/subject/68/31662/?page=2

  • http://fictionbook.ru/author/marina_nevskaya/ritorika/read_online.html?page=3

  • http://www.masters.donntu.edu.ua/2009/fvti/smolianaya/library/files/History_of_Rhetoric.htm



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Искуство комплимента

    Реферат >> Культура и искусство
    ... комплимент…………………………………………. Комплимент – антитеза………………………………………….. Комплимент – ответ……………………………………………… Искуство комплимента Наиболее универсальный прием, при ... риторика: Практ.курс делового общения и ораторского мастерства. М., 1995. 5. Андреева 1996 - ...
  2. Шпаргалка по Культорологии (1)

    Шпаргалка >> Культура и искусство
    ... высказывания,свидельствующие о его интересе к логике и ораторскому искуству».Уже в эпоху К.Р.за-рождается процесс ...
  3. Экзаменационные ответы по философии.

    Шпаргалка >> Философия
    ... высказывания,свидельствующие о его интересе к логике и ораторскому искуству».Уже в эпоху К.Р.за-рождается процесс ...
  4. Риторика в эпоху Средневековья

    Реферат >> Этика
    ... в том числе и на ораторское искусство. Как справедливо писал А.Г. ... Риторическое искусство" (1623). Основные представители ораторского искусства Эпохи Средневековья (IV – ... наставление ораторам» «Риторическое искуство» Известный голландский филолог. Получил ...
  5. Философия и методология науки

    Учебное пособие >> Философия
    ... сельскому хозяйству, военному делу, медицине, ораторско­му искусству, философии и праву, составляет Авл ... словарь. М., 1994 С 266. 1 Лейбниц Г. «Об искустве открытия. М., 1984. С. 298.» 1 Кант И. Собрание ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019769668579102