Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

История->Реферат
Дочь французского эмигранта, члена Главного правления училищ, позднее — управляющего 3-й экспедицией особой канцелярии Министерства иностранных дел Ив...полностью>>
История->Реферат
Первоначальное образование получил домашнее — его учителями были приглашённые преподаватели нижегородской гимназии, а также немецкий, английский и фра...полностью>>
История->Реферат
Старшая дочь Ф. И.Тютчева от первой жены Элеоноры Фёдоровны Петерсон (1800-1838) родилась в Германии, получила образование в Мюнхенском королевском ин...полностью>>
История->Реферат
В 1864 — 67 годах был мировым посредником и председателем мирового съезда в Подольской губернии, в 1875 — 80 г. непременным членом Глуховского уездног...полностью>>

Главная > Изложение >История

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Казалось, именно теперь Симеон может диктовать свою волю Византии и требовать выполнения условий договора 913 г. Но в Византии в ту пору произошли большие перемены: армянин по происхождению, командующий византийским флотом Роман Лакапин отстранил от власти мать юного императора Зою и занял византийский престол. С императором он обручил свою дочь, а в 920 г. короновался как соимператор, став фактическим правителем страны. Разгневанный Симеон тут же провозгласил себя “императором болгар и ромеев “, не признав законной власть Романа Лакапина. Успокаивая болгарского царя, Роман Лакапин предлагает ему брак своего сына и дочери Симеона. На династическом браке настаивает и константинопольский патриарх Николай Мистик. “Когда ваши дети вступят в брак, мы уповаем на Бога, что все самое доброе и самое приятное свяжет вас, а все враждебное и неприятное будет отброшено”, - писал он Симеону. Этот династический брак, казавшийся столь желанным в 913 г., теперь не устаивал болгарского правителя. Его целью было теперь овладение византийским престолом. Но его державным соперником теперь был не восьмилетний Константин Багрянородный, а дерзкий узурпатор императорской власти Роман Лакапин, с которым Симеон предпочел воевать, тем более, что военное превосходство было на стороне болгар. Уже в 921 г. болгарские войска появились во Фракии, а затем и в окрестностях Константинополя. Однако необходимость усмирить взбунтовавшихся против болгарской власти сербов помешала штурму византийской столицы. В следующем 922 г. , одолев сербов, болгарские войска вновь отправились к Константинополю, но на штурм византийской столицы болгары не отважились, не найдя надежных союзников. А затем военное счастье изменило Симеону: в 927 г. хорваты разгромили болгарские войска. Вероятно, не пережив поражения, Симеон умер в мае 927 г., оставив государство существенно расширившее свои границы на Юге, Юго-Западе и Западе.

Симеон -завоеватель, Симеон - гроза Византийской империи сумел в то же время стать покровителем культуры и искусства в Болгарии. Идея соперничества с Византией пронизывала все программы болгарского государя: военные, административные и культурные. При этом, борясь с империей и отрицая ее, Симеон не мог, даже если бы и хотел, воспрепятствовать влиянию ее многовековой культуры. Он именовал себя греческим титулом “василевс”, строил крестово-купольные храмы, бывшие самыми популярными христианскими строениями этой эпохи в Византии. Болгарский царь перенес столицу Болгарии из Плиски в Преслав, рассматривая этот город как соперника Константинополя. Там он воздвиг шикарный царский дворец с тронным залом.

Культурное развитие

Несомненно большое влияние на развитие болгарской книжности времени Симеона оказала византийская литература. Переводились сочинения древнегреческих и византийских авторов, историков, богословов, философов. Но главное в цивилизаторской миссии Симеона заключалось в том, что он выдвинул задачу создания корпуса болгарской книжности, и эта акция блестяще удалась. Начавшие работать в Болгарии еще при царе Борисе ученики Кирилла и Мефодия продолжили свою деятельность и при Симеоне. Многие сочинения писались по его поручению и при его покровительстве. В источнике X в. сохранилась Похвала Симеону как покровителю духовной культуры Болгарии , в которой он предстает “новым Птолемеем по силе желания собрать все многочестные Божественные книги, которыми он заполнил свой дворец и сотворил о себе вечную память”. При поддержке царя Симеона в Болгарии получили осуществление несколько мощных культурных акций: это были - замена греческого языка болгарским и изобретение кириллического алфавита, заменившего глаголицу. В эпоху Симеона в Болгарии творила целая плеяда болгарских книжников, блестящий ряд которых открывает Климент Охридский (840-916), ближайший ученик и сподвижник Кирилла и Мефодия. Его деятельность развернулась в Охриде, куда он был послан проповедником в конце IX в., а затем стал епископом Юго-Западной епархии болгарской церкви. Болгарскому писателю принадлежат важнейшие сочинения. Он автор службы св. Кириллу, один из составителей Пространного жития этого святого, а также отдельных Поучений и Похвальных слов для прихожан христианской церкви. Поскольку задачей этих сочинений было наставление верующих в основах христианского вероучения, они отличались простотой и ясностью изложения. Климент написал Слова на важнейшие церковные праздники и Похвалы в честь тех или иных библейских событий или деятелей христианской церкви. Климент умер в 916 г. и был погребен в монастыре в Охриде.

Еще одним талантливым деятелем Преславской книжной школы времени Симеона был Константин Преславский. Он автор сочинения, получившего название Учительское Евангелие. Этот сборник, включивший в свой состав Азбучную молитву, более пятидесяти Бесед на евангельские темы и церковные сказания, стал в сущности одним из первых в славянской письменности систематизированным сводом проповедей. Константин Преславский известен и как автор Прогласа св. Евангелия, т.е. Предисловия к славянскому переводу полного евангельского текста. Во всех своих сочинениях Константин проповедует важные идеи о пользе и значении славянских книг и славянской письменности.

Под покровительством болгарского царя Симеона развернулась творческая деятельность болгарского экзарха, писателя и проповедника Иоанна. Он перевел с греческого языка на болгарский важнейшее сочинение об основах христианской догматики - Богословие, автор которого известный византийский теолог Иоанн Дамаскин. Наиболее известен в славянской культуре труд Иоанна Экзарха - Шестоднев - это сочинение богословско-философского характера, в котором истолковывается библейский рассказ о шести днях творения. В основу своего труда Иоанн положил переработки уже существующих Шестодневов, прежде всего труд византийского богослова Василия Великого. Но наиболее ценными представляются оригинальные части Шестоднева Экзарха - описание болгарской столицы, красот царского дворца и самого царя. Все авторское предисловие к Шестодневу Иоанн Экзарх посвятил царю Симеону.

В правление Симеона в Болгарии появилось удивительное публицистическое сочинение “Трактат о письменах”, автор которого скрыл свое истинное имя под псевдонимом Черноризец Храбр. Это - полемический ответ автора на возражения противников славянской письменности, Храбр приводит их аргументы и сразу же их мастерски опровергает. Славянские буквы не были созданы Богом, как, например, еврейские, латинские или греческие, - утверждали оппоненты. Черноризец доказывает, что и эти азбуки рукотворны, более того, их сочинили язычники, в то время как отцами славянской письменности выступают святые братья Кирилл и Мефодий. Процесс создания письменности у других народов был длительным и сложным, но божественный промысел помог св. Константину-Кириллу справиться с этой задачей своими силами и даже перевести на славянский язык Писание, для чего в свое время грекам понадобилось семьдесят человек.

Несомненно при дворе Симеона болгарскими интеллектуалами была разработана и воплощалась в жизнь культурная программа, основной целью которой было создание корпуса болгарской книжности самого разного характера - церковная, светская, повествовательная и публицистическая. Реализовывалась эта программа при прямой поддержке просвещенного царя, что и отражено в целом ряде старых болгарских записей. Так, одна из них гласит, что по повелению Симеона еклессиархом болгарской церкви пресвитером Григорием были переведены с греческого язык на славянский книги Ветхого Завета. С именем царя Симеона связан ряд сборников, важнейшими из которых были Златоструй и Симеонов, или Святославов, сборник 1073 г.

Можно смело сделать вывод о культурном подъеме Болгарии в конце IX - первой трети X в.

Ослабление Первого Болгарского царства

Но кончилась эпоха Симеона и престол занял его сын Петр (927-970). Каким бы ни представал в наших глазах Петр Симеонович, несомненно положительным фактом его правления было заключение 30-летнего мира с Византией, ктороый был подписан между двумя государствами в Константнополе и Преславе вскоре после коронации Петра. Был заключен также брак между Петром и внучкой византийского императора Романа Лакапина - Марией, сменившей даже имя на Ирина, т.е. “мирная”. Совершилось то событие, о котором мечтал Симеон, царствующие особы двух государств породнились. Но это родство не стало благом для Болгарии, скорее, вело ее по пути постепенного подчинения Византии, бечцеремонно вмешивающейся в дела соседней державы.

Впрочем, осенью 927 г. новый болгарский царь праздновал победу. Он не только женился на внучке Романа Локопина, но и получил подтверждение от Византии своего титула “василевса болгар”. Но наиболее важное состояло в том, что болгарская церковь была возведена в разряд патриархии. Резиденцией патриарха стал город Доростол. Как и ранее при Симеоне, Византия обязывалась уплачивать ежегодную дань Болгарии. Однако Петр сделал некоторые территориальные уступки Византии, отказавшись от некоторых областей, захваченных его отцом, в частности, ряда черноморских городов. Казалось бы должны были установиться мир и благоденствие, равно как и взаимопонимание между породнившимися соседями. Однако тот факт, что Византия сразу же начала поддерживать потенциальных врагов Болгарии, отнюдь не свидетельствовал о благожелательном настроении Константинополя. Уже в 928 г. империя поддержала плененного Симеоном Сербского князя Чеслава, который бежал из плена и при содействии ромеев объявил себя князем Сербии. Не замедлили последовать и следующие недружественные шаги Византии. В том же году Византия приютила у себя взбунтовавшегося против законного болгарского царя брата Петра - Ивана. Он был введен в круг высшей византийской знати и всячески награжден. Византия поддержала и еще одного претендента-мятежника против болгарской центральной власти. На этот раз это был старший брат царя Петра - Михаил (930 г.). И все же худой мир длился ровно столько времени, на сколько его заключили между собой Византия и Болгария, т.е. три десятка лет, и заслуг болгарского царя Петра здесь нельзя преуменьшать.

Ситуация резко изменилась, когда на византийском престоле появился очередной узурпатор, византийский полководец Никифор Фока (963). Новый император тут же разорвал мир с болгарами. По эмоциональным описаниям современника событий византийского историка Льва Дьякона, когда “к императору прибыли послы болгар и сказали ему, что их господин хочет получить обычную дань, он вспыхнул от гнева и раздосадованный вне всякой меры, сказал более громким, чем обычно, голосом - позорно ромеям, если они победили оружием своих противников, платить дань как рабы бедному и презренному скифскому народу. После этого он приказал избить послов”. С Болгарией давно так не разговаривали: с Симеоном часто заискивали, а в начальные годы правления Петра с Болгарией, даже ослабленной богомильским движением, все же считались.

Времена изменились. Ослабевшая Болгария стояла накануне гибельных потрясений. Византия больше не старалась играть роль союзницы северной соседки. Уже в 967 г. Никифор Фока двинул войска против Болгарии, но вовремя вернул их назад, устрашившись сражения в тесных горных ущельях, коими так изобилует Болгария. Вскоре Византия прибегла к испытанному средству борьбы с соседями - нашла союзников в борьбе против Болгарии. На этот раз им стал киевский князь Святослав. Летом 967 г. русские войска появились в Болгарии, и Святослав занял города по Дунаю, включая крупнейшие - Доростол. Византия, согласно источникам, обещала русскому князю всю Болгарию. Святослав посчитал, однако, что его военные подвиги стоят дороже и отправил посла к грекам со словами:” Хочу идти против вас и взять ваши города, как взял этот город” ( не задолго перед тем был захвачен Малый Преслав).

В создавшейся непростой ситуации византийский император начал срочно искать выход и даже попытался установить мирные отношения с Болгарией. Летом 968 г. болгарское посольство с почетом приняли в Константинополе. В Византии даже вспомнили, как сообщает хронист, что “мизийцы исповедуют непогрешимое христианское учение и даже предложили женить сыновей византийского императора на болгарских девушках царской крови”.

Святослав тем временем вынужден был вернуться в Киев, дабы отогнать от своей столицы печенегов и похоронить свою умершую мать Ольгу. В начале осени 969 г. русский князь вернулся на Балканы, твердо решив на этот раз воевать с Византией. Между тем захват Восточной Болгарии столь тяжко подействовал на ее царя, что Петр оставил престол, постригся в монахи и вскоре умер (в начале 970 г.). Царем Болгарии стал его сын - Борис II.

Между тем Балканский поход Святослава продолжался. Еще осенью 969 г. им была захвачена столица Болгарии - Великий Преслав. Но болгарским царем он себя не объявил, а напротив, сохранил правящую династию страны, надеясь с ее помощью одолеть Византию.

В это же время византийский престол занял новый император - это был Иоанн Цимисхий, тотчас же двинувший против русского князя свои войска. В конце 970 г. Святослав потерпел поражение при Аркадиополе. В начале 971 г. византийцы захватили Великий Преслав и осадили Святослава в г. Доростоле. Длившаяся в течение трех месяцев осада вынудила русские войска покинуть Балканы и вернуться домой. Впрочем, до Киева Святослав так и не добрался, т.к. был убит печенегами вблизи города (весной 972 г.).



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Конспект лекций по истории южных и западных славян в средние века и новое время

    Лекция >> История
    КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ ЮЖНЫХ И ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН В СРЕДНИЕ ВЕКА И НОВОЕ ВРЕМЯ ЛЕКЦИЯ I. Польские земли в Средние века и Раннее Новое ... рабочего движения. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК по истории южных и западных славян в Средние века и Новое время IV—V в. ...
  2. История Сербии

    Реферат >> История
    ... Эпир, Фессалию и западную часть Средней Греции. В результате ... века отмечен модернизацией общества и подъёмом культуры. Быстро расширялась сеть начальных и средних ... Южные и западные славяне, VI—XII вв. — М., 1991. Св. Савва. Собрание сочинений  (серб.) История ...
  3. Средние века

    Лекция >> История
    ... по истории средних веков V—XV вв. 1. Предмет и периодизация История средних веков охватывает ... кроме южной, принадлежавшей Византии) и промежуточные территории между Западно-Франкским ... грозным врагом — арабами. Вторжения славян и других варварских племен в ...
  4. Средние века: развитие физической культуры и спорта в средневековых цивилизациях

    Контрольная работа >> Физкультура и спорт
    ... Образовавшие позднее свои государства славяне и венгры создали свою ... строя. Только у племен, населявших западный берег южного полушария, а также у мексиканских ... ЭПОХИ СРЕДНИХ ВЕКОВ Излагая историю физической культуры эпохи средних веков более широко ...
  5. Лекции по древней русской истории до конца XVI века

    Лекция >> История
    ... , читает курсы по исторической географии и истории западных славян.10 9 Дегтярев А. Я., Иванов Ю. ... виду аналогичные названия у славян южных и западных для обозначения именно племен ... можно наблю­дать в западных странах в средние века. Русский феода­лизм в ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019581317901611