Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

История->Реферат
Культура Калима — доколумбова культура, существовавшая на территории Колумбии в её западных регионах между реками Сан-Хуан, Дагуа и Калима в долине Ка...полностью>>
История->Реферат
Виктор Авдюшко учился в Московском авиационном институте. Начал сниматься в кино в 1948 году. Окончил Всесоюзный государственный институт кинематограф...полностью>>
История->Реферат
Актёр Национального театра (1930—1938). Работал в военно-строительной части немецкой армии, после окончания войны прошёл проверку в фильтрационном лаг...полностью>>
История->Реферат
Расцвет кимбайской культуры наступил в 4 — 7 вв. н. э. — этот период известен как кимбайский классический. Именно к этому периоду относятся наиболее я...полностью>>

Главная > Изложение >История

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Крестьянам и городской бедноте ничего не досталось при дележе “революционных трофеев”. Но все же в полевых войсках появились среди командиров мелких подразделений и выходцы из крестьянства, что ранее было невозможно. Совсем небольшой части крестьянства удалось перейти в более высокий социальной слой населения. Главное завоевание крестьянства от гуситского движения - избавление от поборов церкви и от ухудшения положения в целом, которое отодвинулось на отдаленное будущее.

Гуситское движение - самое мощное антифеодальное движение Европы XV в. Оно отличалось следующими чертами:

- ясная, четко сформулированная идеология, направленная против церкви, светских феодалов и короля;

- борьба одновременно против социального и национального угнетения;

- сотрудничество городской и деревенской бедноты;

- общенародность;

- большая продолжительность, чем у всех предшествующих, сравнимых с ним выступлений.

Политическая борьба в период с 1437 по 1471 г.

23 августа 1436 г. Сигизмунд (Зигмунд) Люксембургский занял чешский королевский престол. Несмотря на подписание избирательных капитуляций он приступил к рекатолизации и к реставрации прежних порядков. Он насадил своих ставленников в городские советы, изгнал из Праги главу гуситской церкви Яна из Рокицан. Но 9 декабря 1437 г. Сигизмунд умер. В стране возникло безвластие, давшее возможность гуситской и католической шляхте упрочить свои позиции за счет королевской власти. В 1440 г. был принят документ, по которому власть в стране разделялась между группами шляхты, что осуществлялось посредством “ландфридов”, то есть политических союзов панов, рыцарей и городов отдельных краев. Их съезды заменяли центральное земское правительство.

Главой католической партии в Чехии был могущественный феодал Ольдржих из Рожмберка. Ландфрид чашников признал в 1444 г. главой гуситской церкви Яна из Рокицан. В том же году высшим гетманом Восточночешского союза был избран 24-летний Иржи из Подебрад.

В 1448 г. римская курия отказалась признать Яна из Рокицан архиепископом в Чехии. Тогда в ночь со 2 на 3 сентября 1448 г. Иржи из Подебрад неожиданно для католиков захватил столицу и стал правителем всей земли. Рожмберк попытался оказать этому акту вооруженное сопротивление, но потерпел поражение. В 1452 г. Иржи из Подебрад был официально признан земским губернатором при несовершеннолетнем принце Ладиславе Погробке. Учрежденный в Чехии совет из 12 лиц во главе с земским губернатором был равен по полномочиям королевской власти.

После признания Иржи из Подебрад правителем страны чашники объединили свои силы, создав предпосылки для удержания результатов гуситской революции. Объективно политическая линия Иржи из Подебрад имела положительное значение, предполагая усиление центральной власти, способное ограничить самоволие панства и обеспечить безопасность государства. В 1453 г. Ладислав Габсбург был коронован королем, но регентство Иржи из Подебрад было продлено еще на 6 лет, а в 1457 г. Ладислав внезапно умер. 7 мая 1458 г. королем был избран Иржи, обещавший оставить панам-католикам захваченные ими коронные и церковные земли. Вскоре накалились отношения между новым чешским королем и папой Пием II. Последний считал еретиками всех утраквистов. 31 марта 1462 г. он ликвидировал Базельские компактаты, и над Чешским королевством нависла угроза новых крестовых походов. В 1466 г. новый папа - Павел II - отлучил Иржи от церкви. В Чехии против Иржи образовался так называемый Зеленогорский союз католических панов. Началась война, в которой против Иржи выступил и венгерский король Матвей Корвин. Война продолжалась до 1470 г. с переменным успехом, а затем неудачно для Матвея, поход которого успеха не достиг. 22 марта 1471 г. умер Иржи из Подебрад. Подобойские сословия и часть католической партии избрали на чешский престол Владислава Ягеллона, сына польского короля. С его приходом к власти в 1471 г. и закончился гуситский период чешской истории.

Социально-экономическое и политическое развитие Чехии с 1471

по 1526 г.

В 1471 г. на чешский престол был избран сын польского короля Казимира - Владислав Ягеллон, правивший до 1517 г. При этом Моравия, Силезия и Лужицы находились в руках венгерского государя Матвея Корвина, который готовился к войне и за чешский престол. Но в 1478 г. был заключен Оломоуцкий мир, сохранявший прежнее положение. Владислав, опиравшийся ранее только на сторонников покойного Иржи из Подебрад, пошел на компромисс с панством из Зеленогорского союза. Королевский совет постепенно ослабил власть государя, противодействуя его союзу с низшей шляхтой и горожанами. Вновь усилилась борьба между католиками и утраквистами. В 1483 г. вспыхнуло восстание последних. В 1485 г. был заключен Кутногорский религиозный мир, обеспечивавший равноправие католической и утраквисткой церквей. Это стабилизировало класс феодалов , который в дальнейшем выступал единым фронтом, и способствовало тому, что в 1487 г. папа признал королевский титул Владислава. В 1490 г. умер Матвей Корвин, и Владислав был избран венгерским королем. Возникло новое обширное государство, но прочного объединения не получилось. Владислав перенес свою резиденцию в Венгрию, в Чехии сформировалась сословная монархия. Король делил свою власть с панским, рыцарским и мещанским сословиями. Экономические, религиозные и правовые вопросы решал сейм, собиравшийся ежегодно, а иногда и чаще. Чтобы объявить очередной сбор налогов, король должен был каждый раз обращаться к сейму. Он не имел права сменять высших земских чиновников. В Чехии их главой был “высший пуркрабий”, а в Моравии земский гетман. Земский суд состоял из 12 представителей панского и 8 рыцарского сословия. В 1500 г. были приняты Владиславские постановления, юридически закрепившие могущество шляхты и бессилие королевской власти.

Структура чешского государства и политическое положение отдельных слоев общества в XV - начале XVI веков.

Гуситская революция ускорила процесс создания в Чехии такой формы государства, которая носит название сословной монархии и характерна вообще для Европы; в Чехии она имела некоторые специфические черты.

Под “сословием” понимается социальный слой общества, объединенный определенным правовым положением в общественной системе и организованный в корпорации для защиты этого положения. Для XV - XVI вв. сословия - это привилегированные слои феодального государства, имеющие право на свободную организацию своих членов и участие в законодательной, исполнительной и судебной власти в стране, и тем самым - на господство над непривилегированными слоями общества. В XV-XVI вв. в Чешском королевстве существовало три сословия: панское, рыцарское и городское; их совокупность составляла сословную общину. Сословное государство представляет собой такую форму управления , при которой сословная община (или несколько общин) участвует (участвуют) через свои учреждения существенным образом в законодательной, исполнительной и судебной власти. Определенную власть имел и король, но дуалистическое правление не было стабильным; в зависимости от обстоятельств больший авторитет приобретала то власть государя, то власть сословий. С XV до начала XVII в. в Чехии существовала сословная оппозиция, которую представляли отдельные личности, отдельные сословия или вся сословная община. Ее главной целью было расширение сословных прав и противодействие королевской власти. Программа и структура сословной оппозиции менялись в зависимости от обстоятельств.

Власть короля в Чехии с 1419 по 1526 г. была крайне ограниченной. Король утратил большую часть принадлежавших ему ранее поместий, замков и другого имущества. Города освободились от королевской опеки, государь лишился большинства регальных прав. В послегуситское время экономическое и политическое превосходство оказалось в руках сословной общины. Король не мог без ее согласия взимать налоги и формировать военные силы, что и являлось наиболее действенным оружием шляхты в борьбе против короля.

После гуситской революции главным политическим органом Чехии стал земский сейм представителей трех сословий: высшей шляхты, низшей шляхты и королевских городов. В Моравии к ним еще добавлялись представители высшего духовенства - прелаты. На земских сеймах сословия выступали под руководством пражского пуркрабия и моравского гетмана. Сословная община обсуждала внешнеполитические вопросы, внешней политикой занимался король. Высшим юридическим органом был земский суд, а решающим учреждением всей системы - королевский совет, дававший рекомендации королю и контролировавший его действия. Король стремился заполнить совет своими сторонниками, его состав часто менялся и в совете, и в земском суде главную роль играли аристократы, они же удерживали основные позиции в сейме.

Крестьяне и плебейские слои города и деревни не принимали участия в управлении государством. После многолетних войн и некоторого улучшения экономического положения они не проявляли активности, даже слабо откликнулись на крестьянскую войну в Венгрии 1514 г., в Германии и Тироле 1524-1525 гг. После гусизма изменилась организация управления поместьем: крестьяне могли переходить в подданство к другому феодалу, которого считали более справедливым. Мещане панских городов имели почти такое же самоуправление, как и жители городов королевских. Произвол феодалов, ставший обычным явлением в догуситский период, был ограничен новыми юридическими нормами.

Королевские города в результате гуситской революции усилились экономически, политически и в военном отношении. Городская община, особенно патрициат, стали феодальными землевладельцами, эксплуататорами подданных, а политически - вполне независимыми. У них появились собственные вооруженные силы. Городской совет стал высшим органом власти в самом городе и принадлежащих ему поместьях. Существовал разветвленный аппарат чиновников, решение важных вопросов зависело не только от патрициата, но и от ремесленников и их цеховой организации. По сравнению с догуситским периодом внутренняя жизнь городов значительно демократизировалась. Горожане добились участия в земском сейме и в решении всех обсуждаемых вопросов. Города стали главным конкурентом власти, но все же не могли обеспечить свое участие в государственном аппарате, высших земских учреждениях и судах наравне со шляхтой. Конкуренция приобрела очень острые формы.

Низшая шляхта поправила свое имущественное положение и превратилась в рыцарское сословие. Ее верхушка стремилась проникнуть в панское сословие, а незнатные рыцари стояли ближе к мещанам. Если в период гуситской революции низшая шляхта была участником мещанско-рыцарской коалиции, то с 70-х годов XV в. она перешла на сторону высших сословий. Но финансовые возможности большинства рыцарей оставались невысокими, как и их политическое влияние. Главной ареной их политической жизни являлись местные, “крайские”, организации.

Высшая шляхта в гуситское и послегуситское время присвоила себе имущества больше, чем другие слои общества. Крупнейшие панские роды усилились настолько, что каждый из них мог политически соперничать с государем. Состав послегуситской аристократии ограничивался несколькими десятками шляхтичей. Высшая шляхта снова укрепила свое могущество, но за него велась борьба как между отдельными феодальными группами, так и между целыми сословными корпорациями.

Специфической особенностью чешского государства XV - начала XVI в. было двоеверие, опиравшееся на Базельские компактаты, которые - несмотря на отмену их папой в 1462 г. - являлись земским законом. Однако они действовали лишь в Чехии и Моравии, где к утраквистам принадлежало большинство населения, а в Силезии и в Лужицах монополию удерживала католическая церковь. Чешские католики получали поддержку из-за рубежа, а также от всех чешских королей, кроме Иржи из Подебрад. По существу конфессиональные споры были борьбой за социально-экономические блага, за власть. Кутногорское соглашение 1485 г. признавало равноправие католичества и утраквизма, но Община чешских братьев постоянно преследовалась, против нее действовал Святоякубский мандат 1508 г. вплоть до XVII в. Но все же религиозная терпимость достигла высокого уровня, и основным принципом сословной политики стала независимость от церковной идеологии и подчинение церкви светской власти.

Таким образом, для истории Чешского государства XV - начала XVI в. характерно ослабление королевской власти, ее ограничение сословиями, равновесие в разделении власти между панским, рыцарским и мещанским сословиями, упадок политического влияния духовенства, стабилизация сословных институций, обусловившая возможность решения внутриполитических конфликтов мирными средствами.

В 1516 г. умер Владислав Ягеллон. В стране наступило как бы безвластие, вылившееся в острую борьбу между шляхтой и мещанством, между панством и рыцарством. Под влиянием проникавшей в Чехию реформации церковь чашников разделилась на староутраквистскую и новоутраквистскую. Этот раскол отразился на борьбе сословий за власть. Людовик Ягеллон оказался бессильным примирить воюющих, однако здесь в события вмешались обстоятельства международного характера.

Для экономического развития Чехии конца XV - начала XVI в. характерен рост землевладения крупных феодалов. Их основным доходом была денежная рента, но стимулировалось и развитие городов и местечек, которые стали претендовать на роль центров ремесла и торговли наряду с королевскими городами. Феодалы также занимались разведением рыбы, особенно на рубеже XV и XVI вв. Подчас рыбные пруды устраивались на землях, отнятых у крестьян.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Конспект лекций по истории южных и западных славян в средние века и новое время

    Лекция >> История
    КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ ЮЖНЫХ И ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН В СРЕДНИЕ ВЕКА И НОВОЕ ВРЕМЯ ЛЕКЦИЯ I. Польские земли в Средние века и Раннее Новое ... рабочего движения. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК по истории южных и западных славян в Средние века и Новое время IV—V в. ...
  2. История Сербии

    Реферат >> История
    ... Эпир, Фессалию и западную часть Средней Греции. В результате ... века отмечен модернизацией общества и подъёмом культуры. Быстро расширялась сеть начальных и средних ... Южные и западные славяне, VI—XII вв. — М., 1991. Св. Савва. Собрание сочинений  (серб.) История ...
  3. Средние века

    Лекция >> История
    ... по истории средних веков V—XV вв. 1. Предмет и периодизация История средних веков охватывает ... кроме южной, принадлежавшей Византии) и промежуточные территории между Западно-Франкским ... грозным врагом — арабами. Вторжения славян и других варварских племен в ...
  4. Средние века: развитие физической культуры и спорта в средневековых цивилизациях

    Контрольная работа >> Физкультура и спорт
    ... Образовавшие позднее свои государства славяне и венгры создали свою ... строя. Только у племен, населявших западный берег южного полушария, а также у мексиканских ... ЭПОХИ СРЕДНИХ ВЕКОВ Излагая историю физической культуры эпохи средних веков более широко ...
  5. Лекции по древней русской истории до конца XVI века

    Лекция >> История
    ... , читает курсы по исторической географии и истории западных славян.10 9 Дегтярев А. Я., Иванов Ю. ... виду аналогичные названия у славян южных и западных для обозначения именно племен ... можно наблю­дать в западных странах в средние века. Русский феода­лизм в ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0074460506439209