Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

История->Реферат
Дочь французского эмигранта, члена Главного правления училищ, позднее — управляющего 3-й экспедицией особой канцелярии Министерства иностранных дел Ив...полностью>>
История->Реферат
Первоначальное образование получил домашнее — его учителями были приглашённые преподаватели нижегородской гимназии, а также немецкий, английский и фра...полностью>>
История->Реферат
Старшая дочь Ф. И.Тютчева от первой жены Элеоноры Фёдоровны Петерсон (1800-1838) родилась в Германии, получила образование в Мюнхенском королевском ин...полностью>>
История->Реферат
В 1864 — 67 годах был мировым посредником и председателем мирового съезда в Подольской губернии, в 1875 — 80 г. непременным членом Глуховского уездног...полностью>>

Главная > Изложение >История

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Ханы Болгарии не только воевали с соседями, но и занимались проблемой государственного устройства своей страны. Аспарух развернул строительство обширной ханской резиденции близ славянского поселения Плиска. Возникший город стал столицей Первого Болгарского царства. Площадь, занимаемая ханскими дворцовыми постройками, была огромной. Сказался восточный размах хана. Мирная деятельность по укреплению болгарского государства часто прерывалась боевыми действиями, чаще всего против Византии, не желавшей мириться с существованием нового беспокойного государства на своих бывших территориях. Именно успешные военные походы более всего оказывали воздействие на современников, запечатлевших в своих рассказах красноречивые подробности этих событий.

Внутренняя и внешняя политика болгарских ханов

Занявший после Аспаруха болгарский престол хан Тервель (700-721) сумел подружиться с Византией и в 705 г. оказал содействие восстановлению на престоле низложенного византийского императора Юстиниана II , явившись под стены Константинополя с большим войском. В награду за поддержку Тервель получил титул “кесаря” и область Загорье, к югу от Старой Планины. Кратковременная размолвка Болгарии и Византии из-за этой области в 708 г. не омрачила дальнейших мирных отношений. В 716 г. мы застаем Тервеля, подписывающего выгодный для Болгарии мирный договор с Византией, которым подтверждалась выплата дани Болгарии. Тервель был союзником Византии в борьбе с арабами. В целом же этот хан был яркой личностью, не чуждался он и христианских идеалов, хотя сам возглавлял языческую Болгарию. Сохранился его перстень, на котором читается надпись :”Богородица, помоги Тервелю, кесарю”. Ко времени этого хана относят сооружение впечатляющего каменного барельефа, высеченного на скале близ местечка Мадара, недалеко от Плиски. Сохранившиеся вокруг “Мадарского всадника” надписи, правда, фрагментарные и с трудом читаемые, повествуют об успехах политики Тервеля.

В 803-814 гг. на болгарском престоле хан Крум, не менее блистательный, чем Тервель. О Круме повествуют многие источники, из которых узнаем о впечатляющей внутренней и внешней политике этого болгарского правителя. Так, Крум явился первым законодателем Болгарии. Законы хана сохранились в пересказе греческого энциклопедического словаря - Суды (Х в.). Согласно данным “Суды” законы были изданы Крумом после допроса им аварских пленников, которые назвали в числе причин, повлекших гибель своего мощного государства, клеветничество, мздоимство, пьянство и рост социального неравенства. Дабы остановить развитие этих пороков в Болгарии, Крум и издал законы, регулирующие судопроизводство, ужесточающие наказания за воровство, а также приказал вырубить в Болгарии виноградники.

Хану Круму удалось провести административную реформу. Было ликвидировано деление страны на племенные единицы - “Словении”, вместо которых вводились “Комитаты” с представителями центральной власти во главе.

В законах говорилось, что “если кто-нибудь обвинит другого, не следует его слушать, а сначала связав, надо его допросить, и если окажется, что он клеветал и лгал, убить его. И пусть не будет дозволено давать пищу тому, кто ворует, и если кто-то отважится на это, то пусть будет тотчас отобрано его имущество. Каждому нищему давать не мало, а сполна, чтобы он снова не впал в нужду, иначе пусть будет отобрано имущество у того, кто этого не сделает”.

Внешнеполитическая деятельность хана Крума была не менее удачной. Болгарский хан успешно воевал с Византией., которая не оставалась в долгу. В 811 г. большое византийское войско во главе с самим императором Никифором выступило в поход против Болгарии. Византийцам удалось захватить и разграбить болгарскую столицу Плиску, после чего Никифор поспешил вернуться в Константинополь. Но путь был прегражден болгарским войском. В узком ущелье болгары устроили засаду, соорудив мощный завал из поваленных деревьев. По словам хрониста, император воскликнул: ”Даже если бы мы обрели крылья, никто не мог бы надеяться избежать гибели”. Попавшее в засаду войско было разгромлено болгарами, погиб и сам император Никифор. Как военный трофей и знак блистательной победы демонстрировал Крум окованную серебром чашу, сделанную из черепа погибшего византийского императора.

Победы болгарского хана следовали одна за другой. В его руках оказался центральный город Фракии Одрин. В начале 814 г. Крум был готов отправиться на штурм византийской столицы - Константинополя. Однако в разгар приготовлений он внезапно скончался. Реформы Крума, в частности административная, присоединение к Болгарии областей, населенных преимущественно славянами, все это ускорило процесс ассимиляции протоболгарского этноса славянским.

Болгария набирала силу. С ней вынуждены были считаться Византийская и Франкская империи. С Византией сменивший Крума хан Омуртаг (814-831) предпочитал дружить, а не воевать. Уже на следующий год после своего вступления на престол болгарский хан заключил с Византией договор о 30-летнем мире. И подтвердил верность этому договору прийдя на помощь византийскому императору Михаилу II в его борьбе с незаконным претендентом на престол Фомой Славянином. Воевать Омуртагу пришлось на Северо-Западе Болгарии, на дунайской границе и против франков в 824-825 гг.

В своей внутренней политике Омуртаг продолжил начатые его отцом меры по укреплению государственного правопорядка и центральной власти. Развернулось большое строительство. Была восстановлена столица Болгарии Плиска, разрушенная в 811 г. Никифором. Там был построен новый дворец, языческий храм, обновлены городские укрепления. Поскольку болгарский хан менял свои резиденции, дворцовые комплексы были построены и вне Плиски в разных областях Болгарии. Так, был выстроен дворец на Дунае, о чем повествует впечатляющая надпись, высеченная на колонне. Надпись гласит: ”Великий хан Омуртаг, пребывая в старом дворце своем, воздвиг преславный дом на Дунае и измерив расстояние между двумя всеславными дворцами, насыпал посредине курган. От вершины этого кургана до моего старого дворца аула - двадцать тысяч оргий, и до Дуная - двадцать тысяч оргий. Сам же курган всеславен. Как бы хорошо ни жил человек , он умирает и рождается другой. И пусть рожденный после нас, увидев это, вспомнит его создателя. А имя владетеля Омуртаг - великий хан. Да благословит его Бог прожить сто лет”. О строительстве еще одной ханской резиденции повествует и такая надпись:” Великий хан Омуртаг - Богом поставленный владетель земли, где он родился, пребывая в стане своем Плиске воздвиг аул на реке Тича... и построил искусно мост через Тичу вместе с аулом, и поставил в этом ауле 4 колонны, и на колоннах двух львов. Владея многими болгарами и покоряя врагов своих, пусть проживет от в радости и веселье сто лет, Время же, когда было все это построено по болгарскому счету первый год вола, а по греческому пятнадцатый индикт”.

Ханские надписи свидетельствуют о том, что болгарские владыки хранили протоболгарские традиции. Они сообщают и о системе протоболгарской администрации. Так, в записи о сменившем Омуртага хане Маламире (831-836) сообщалось, что “Великий хан Маламир - Богом поставленный владетель. Его старый боил-кафхан Исбул построил этот водосток и передал его владетелю. И много раз давал владетель болгарам еду и питье, а боилам и богаинам большие дары”. Еще об одном хане Пресиане (836-852 гг.) говорилось. что он послал кавхана Исбула и дал ему войско с ичергу-боилом и кана-боилом Колобером. И двинулся кавхан на смолян. Когда кто-то говорит правду, Бог видит, и когда кто-то лжет, Бог видит. Болгары сделали много хорошего христианам, а христиане забыли об этом, Но Бог видит”. Надписи свидетельствуют о том, что ханы отделяют болгар-тюрок от остального населения страны, т.е. этническая разделенность протоболгар и славян в середине IX в. еще сохранялась.

У протоболгар сохранились и свои, присущие лишь этому этносу навыки и черты. Судя по источникам IX в. , протоболгары продолжали придерживаться многих своих обычаев. Выступая в поход, они несли впереди войска вместо знамени конский хвост. Перед боем собирались в определенные дни и часы и предавались заклинаниям, играм, песням и гаданиям. Во время трапезы за стол садился лишь сам хан, а его сановники и даже жена сидели далеко от него на низких сидениях или даже на земле.

В качестве приданого невестам давали скот. Камни использовали как лекарства против различных болезней. Соблюдались и многие другие тюркские обычаи.

Едва ли возможно определить точную дату оформления болгарской народности. И тем не менее, во второй половине IX в. процесс вступил в свою завершающую стадию. Синтез двух этносов - славян и протоболгар ускоряла реально идущая со стороны Византии опасность. В течение длительного времени два народа проживали вместе на одной территории, вступая в интенсивные бытовые контакты. Объединяющую роль сыграло и общегосударственное законодательство. Постепенно и достаточно плавно процесс ассимиляции протоболгар славянами протекал еще и потому, что славян было численно больше. На Балканах славяне-земледельцы имели больше возможностей для развития хозяйства, чем протоболгары-скотоводы. Успешные войны болгарских правителей способствовали присоединению областей с преимущественно славянским населением. Существенный удар по этнической обособленности двух народов нанесли своими реформами ханы Крум и Омуртаг, поделив страну на административные округа, нарушающие прежнюю этническую замкнутость. Важнейшую роль в сплочении двух этносов сыграло последующее в 60-е годы IX в. крещение Болгарии.

Первоначальный период истории страны пришелся на 80-е годы VII в. и завершился к середине IX в. Его центральным событием стало появление на карте Европы нового государства- Болгария, созданного двумя народами - славянами и протоболгарами, образовавшими впоследствии единую славянскую народность.

Принятие христианства в Болгарии. Церковная организация.

Болгария при князе Борисе I

Крещение Болгарии, изобретение славянской письменности и формирование новой христианской духовности стало главными событиями болгарской истории второй половины IX - первой четверти X в. Путь Болгарии к христианству был длителен. Признанная еще в 681 г. Византией Болгария приняла новую религию лишь почти два век спустя, при хане Борисе (852-889 гг.). Болгарский хан, решив ввести в стране новую веру, должен был справиться одновременно с двумя сложнейшими задачами: принудительно или добровольно окрестить свой народ и в то же время найти достойное место для Болгарии в ряду христианских государств. Для христианских Европы и Византии языческая Болгария не являлась полноправным партнером.

К сер. IX в. в Европе сложилась достаточно устойчивая церковная иерархия, которая, однако, не исключала борьбы папы римского и византийского патриарха за первенствующую роль.

Хан Борис, решившийся окрестить Болгарию - личность несомненно яркая и драматичная. Язычник - хан Борис и христианин - князь Борис-Михаил - это одно и то же лицо. Смиренный монах и разгневанный правитель, приказавший уничтожить не толь ко более пятидесяти предводителей языческого бунта, но и все их семьи, а также повелевший ослепить своего сына за измену христианству - это тоже Борис I.

Поиски своего места в христианском мире Болгария начала с помощью оружия. Однако Бориса преследовали военные неудачи, не помогла и политика лавирования. Вскоре после своего вступления на престол Борис в союзе с Великой Моравией начал войну против немецкого короля Людовика, но потерпел поражение. Неудача постигла его и в борьбе с Византией в 855-856 гг. Болгария потеряла тогда область Загоры и Филиппополь. Не помог в борьбе с Византией и союз с Людовиком Немецким , снова последовало поражение. И тогда Византия предложила болгарскому хану мир и совершение в его стране обряда крещения. Введение новой религии растянулось на несколько лет, с 864 до 866 г. Почему болгарский правитель принял, наконец, решение о крещении? Возможно под влиянием серии военных неудач, а также привлеченный заманчивым предложением Византии вернуть Болгарии ряд отторгнутых у нее областей. Возобладало желание Бориса вписаться в христианскую общность европейских народов.

В начале 864 г. хан Борис был окрещен вместе с семьей и ближайшими сановниками в своем дворце в обстановке полной таинственности. Акт крещения был совершен священниками , прибывшими из Византии. Этот акт не был торжественным. Народ в целом не понимал и не принимал новую религию. Не замедлил подняться мощный языческий бунт, тотчас же жестоко подавленный Борисом. Духовный сын византийского императора Михаила III, каковым являлся теперь болгарский хан, принял титул князя и новое имя Михаил. Справившись с антихристианским движением, правитель Болгарии был еще очень далек от заветной цели устройства самостоятельной болгарской церкви.

Впереди была длительная борьба за ее автономию. Стараясь добиться самостоятельности для своей церкви, Борис лавировал между двумя могущественными христианскими центрами - Римом и Константинополем. Болгария добивалась статуса автокефалии церкви , либо патриархии. Стремясь получить необходимые разъяснения относительно положения болгарской церкви, князь Борис отправляет послания в разные христианские центры. Византийский патриарх Фотий в ответ на вопросы болгарского князя прислал морально-этическое послание, в котором, правда, ни словом не обмолвился о положении болгарской церкви в иерархии вселенских церквей. В послании он наставлял Бориса в том, что глава государства обязан заботиться не только о своем спасении, , но и вверенном ему народе, руководить им и вести к совершенству. Но вразумительного ответа о статусе болгарской церкви Борис от константинопольского патриарха так и не получил. Тогда он решил обратиться по другим адресами. Болгарские посольства были отправлены к Людовику Немецкому, в Регенсбург, а также в Рим, к папе Римскому (866 г.). Папа откликнулся объемным посланием, прислав 106 ответов на вопросы болгар. Судя по посланию папы, болгарского князя более всего интересовали проблемы учреждения в Болгарии патриархии и процедура рукоположения патриарха. Борис просил разъяснить основы новой религии, прислать богослужебные книги и проповедников. Папа разъяснил, что Болгарии пока подобает иметь епископа, а не патриарха. После рукоположения епископа можно избрать архиепископа, а уж затем и патриарха, рукоположить которого может более высокий церковный чин, т.е. кто-то из уже существующих патриархов. Глава римской церкви подробно рассказывал болгарам, какие патриархи являются истинными. При этом он не преминул подчеркнуть, что Константинопольская церковь не является апостольской и создана лишь по благоволению светских властей, в то время как римская церковь освящена апостолами Петром и Павлом. Таким образом, вновь обращенных болгар погружал в пучину длительной Римо-Константинопольской церковной распри.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Конспект лекций по истории южных и западных славян в средние века и новое время

    Лекция >> История
    КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ ЮЖНЫХ И ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН В СРЕДНИЕ ВЕКА И НОВОЕ ВРЕМЯ ЛЕКЦИЯ I. Польские земли в Средние века и Раннее Новое ... рабочего движения. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК по истории южных и западных славян в Средние века и Новое время IV—V в. ...
  2. История Сербии

    Реферат >> История
    ... Эпир, Фессалию и западную часть Средней Греции. В результате ... века отмечен модернизацией общества и подъёмом культуры. Быстро расширялась сеть начальных и средних ... Южные и западные славяне, VI—XII вв. — М., 1991. Св. Савва. Собрание сочинений  (серб.) История ...
  3. Средние века

    Лекция >> История
    ... по истории средних веков V—XV вв. 1. Предмет и периодизация История средних веков охватывает ... кроме южной, принадлежавшей Византии) и промежуточные территории между Западно-Франкским ... грозным врагом — арабами. Вторжения славян и других варварских племен в ...
  4. Средние века: развитие физической культуры и спорта в средневековых цивилизациях

    Контрольная работа >> Физкультура и спорт
    ... Образовавшие позднее свои государства славяне и венгры создали свою ... строя. Только у племен, населявших западный берег южного полушария, а также у мексиканских ... ЭПОХИ СРЕДНИХ ВЕКОВ Излагая историю физической культуры эпохи средних веков более широко ...
  5. Лекции по древней русской истории до конца XVI века

    Лекция >> История
    ... , читает курсы по исторической географии и истории западных славян.10 9 Дегтярев А. Я., Иванов Ю. ... виду аналогичные названия у славян южных и западных для обозначения именно племен ... можно наблю­дать в западных странах в средние века. Русский феода­лизм в ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0015859603881836