Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

История->Реферат
Берегову́шка, или берегова́я ла́сточка (лат. Riparia riparia) — небольшая перелётная птица семейства ласточковых, распространённая на всех материках, ...полностью>>
История->Реферат
Благородный олень объединяет в себе много подвидов, представители которых отличаются друг от друга только размерами, весом, окраской и некоторыми друг...полностью>>
История->Реферат
Размеры древесного богомола — 5-6 см у самцов и 7−8,5 см у самок. Очень редко встречаются самки длиной 9 см. Цвет древесного богомола изменяется от св...полностью>>
История->Реферат
Богомол обыкновенный, или богомол религиозный[1] (лат. Mantis religiosa) — представитель подотряда Богомоловые отряда Тараканообразные, крупное хищное...полностью>>

Главная > Изложение >История

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Каково было соотношение коллективных и индивидуальных начал в древнепольской общине? Разложение уравнительно-коллективистских традиций выражалось не только в социальном выдвижении некоторых семей, но и в обособлении отдельных индивидов. Изгоями из общины становились не только самые слабые, но и некоторые выдающиеся по силе или умениям люди, которые или образовывали элитарную профессиональную группу (как кузнецы, ювелиры, наиболее искусные гончары и ткачи, волхвы) или, нарушив принятые в общине нормы, бежали в лес и становились бандитами. Соседнее племя могло завербовать их на военную службу, поместив в гроде, снабдив средствами к существованию и обязав защищать племенные территории. Такие изгои как раз и создавали. по всей вероятности, основную массу профессиональных дружинников.

Провести границу между общиной и малым племенем, составляющим третий уровень социально-политической организации древнепольского общества в догосударственный период, довольно трудно. Можно предположить с большой степенью уверенности, что его составляли 20-30 общин, объединенных общей территорией проживания, общим языческим культом племенных предков и тотемов, общими особенностями языка и общими интересами в отношениях с соседями. Географические описания IX – X вв. и некоторые другие источники позволяют насчитать в общей сложности 40-50 таких малых племен на польской территории. Политическим институтом самоуправления были вечевые племенные собрания, объединявшие жуланов и глав семейств, в случае же нужды – и всех взрослых и лично свободных мужчин племени. Этот племенной вец избирал князя, главной задачей которого было предводительствовать дружине и племенному ополчению. Он же был хранителем племенной казны, если таковая существовала, и мог в некоторых случаях вершить суд от имени племени. Однако во всем этом – равно как и во всем остальном – он сильно зависел, с одной стороны, от веца, с другой – от племенной аристократии. Власть князя зиждилась не на собственности или богатстве и даже не на насилии как таковом, а на личном признаваемом племенем авторитете.

Наконец, четвертую, высшую ступень организации польских славян в VI – IX вв. составляли так называемые "большие племена" или союзы племен. Это были очень непрочные военно-политические объединения ряда племен одной территории, ведшие войны друг с другом и с соседями вне польских земель. Именно они, однако, стали зародышем общепольской государственности. Каждое из этих "больших племен" тяготело к одной из польских исторических областей: висляне и лендзяне к Малой Польше, поляне – к Великой Польше, мазовшане к Мазовии, гоплане – к Куявии, слензяне – к Силезии, поморяне – к Поморью. Собрание вождей "малых племен", жупанов и старейшин общин, то есть вец "большого племени", избирало "великого князя", который возглавлял дружину и ополчение и не обязательно должен был быть выходцем из польских племен. Союзы племен можно рассматривать как протогосударственные образования на территории Польши.

Скудость источников не позволяет сказать, насколько зрелыми были социально-политические структуры древнепольского общества к X веку, как именно они складывались и функционировали. Так или иначе, в середине X века мы сталкиваемся с уже достаточно развитой дружинно-государственной организацией в польских землях – и это дает право предполагать, что уже в IX веке Польша перешагнула рубеж, отделяющий догосударственный, общинный строй – от государственного, феодального.

Культура древнепольских племен

Материальная культура древних поляков ничем существенным не отличалась от материальной культуры других европейских "варварских" народов на той же ступени развития. Что же касается духовной культуры – она строилась на общеславянской языческой основе, включая культ основных языческих богов и божеств, существ низшего порядка (лешие, водяные, домовые и пр.), почитание племенных и родовых героев и предков, большую и весьма сложную систему ритуальных действий. Искусство носило, разумеется, прикладной характер, подчиняясь или практическим, или религиозно-магическим нуждам.

Польша в X – начале XII вв.: государство и политическое развитие

В предшествующие десятилетия отечественная наука рассматривала любое государство как машину для подавления одного класса другим. Нельзя сказать, что это полностью неверно. Однако верно и то, что природа государства не исчерпывается одной лишь репрессивной функцией. Государство выступает и как мощная творящая сила в истории. С точки зрения самоорганизации общества государство есть важнейшая ступень в обуздании стихийных сил социального развития, существеннейшее завоевание прогресса. Поэтому есть все основания вести отсчет собственно исторического бытия того или иного народа с момента складывания государственности.

Генезис польской государственности

В польском прошлом государство вступает на историческую арену в IX – X вв., однако первые десятилетия его существования не освещены источниками, которые позволили бы описать генезис польской государственности. Во второй же половине X века государство первой династии польских правителей – Пястов – предстает как уже сложившаяся и достаточно развитая военно-административная машина. Основной источник для восстановления польской истории этого времени – Хроника Галла Анонима, написанная только в начале XII века – доносит некоторые отголоски событий и процессов IX – начала X вв. Из нее видно, что уже в IX веке произошла консолидация великопольского "большого племени" полян, которые стали покорять соседние племена. Одновременно с завоеваниями шло строительство гродов, формировалась постоянная и довольно многочисленная дружина, вместе с дружиной обособлялась в особую социальную группу племенна аристократия, чьим источником существования становилась собираемая с подвластного населения дань.

Хроника Галла Анонима доносит до нас предания, из которых мы узнаем о легендарном родоначальнике польских правителей, простом крестьянине Пясте, вознесенным промыслом божьим на престол, и о трех его полулегендарных преемниках – Земовите, Лешке и Земомысле. Они сумели подчинить своей власти не только Великую Польшу, но и Мазовию, Куявию, часть Поморья, земли лендзян. Их резиденцией был грод Гнезно, который разрастался по мере военных успехов полян.

Организация польского государства в X – XI вв.

Первым монархом, о котором сохранились более достоверные данные, был Мешко I (около 960 – 992 гг.). Западноевропейские и арабские источники X века описывают его государство как сильный и разветвленный организм, опирающийся на сеть гродов, которые перестали быть центром племен или ополь, став опорой власти польского князя, центрами сбора дани и резиденциями небольших дружинных гарнизонов во главе с княжескими наместниками. Со временем эти гроды превращались в феодальные замки. При наследнике Мешка I, Болеславе Храбром (992-1025), по сведениям Галла Анонима, в ряде наиболее крупных центров (Гнезно, Познань, Влоцлавек, Гдеч), были сосредоточены многочисленные дружинные отряды (в общей сложности больше 10 тыс. рыцарей и щитников). Такое войско могло существовать только благодаря системе централизованной государственной эксплуатации зависимого населения, которая состояла в регулярном сборе дани-налога. Вся подчиненная князю территория рассматривалась соответственно как его собственное владение (патронимиум), единый хозяйственный домен, управляемый представителями княжеской администрации и поделенный на ряд административных округов (Великая Польша, Силезия, Краковская, Сандомирская, Мазовецкая, Ленчицко-Серадзская, Куявская и Поморская земли). При великокняжеском дворе сложилась система государственных должностей (канцлер, воевода, казначей, чашники, стольники, конюшие и пр.), которая в основных своих элементах воспроизводилась и на уровне локальной администрации в крупнейших градах. Глава округа, будущий каштелян, при помощи своих подчиненных собирал подати, организовывал дружину, вершил суд от имени князя. Как и все раннесредневековые правители, польский монарх проводит едва ли не всю жизнь в седле, перемещаясь со своей дружиной из одной земли в другую и утверждая тем самым свою власть и авторитет на местах. После принятия христианства Польше в 966 году рядом со светской администрацией стала складываться и церковная.

Характерная особенность такой системы государственной организации в том, что именно государство в лице князя и его дружинников выступает феодальной корпорацией, централизованным образом эксплуатирующей подвластную князю страну. Лишь постепенно, по мере наделения представителей князя на местах иммунитетными привилегиями дружинник из представителя государства превращается в феодала, получающего в частное условное владение, за которое он должен служить князю, те или иные заселенные территории. Государственная организация, таким образом, предшествуют феодальной, а вся общественная система может быть определена и как система государственного феодализма.

Основные вехи политического развития

Главное организующее начало политической жизни всякого раннесреднекового общества – это война. Внутриполитические перемены и события выступают чаще всего как следствие военно-политических конфликтов. Не является исключением и Польша X начала XII веков.

Правление Мешко I (до 992 г.) ознаменовано территориальной экспансией великопольского государства, которое подчинило себе Силезию, Поморье, часть Малой Польши. Другое важнейшее событие этого времени – продиктованное во многом политическими соображениями принятие христианства в качестве государственной религии в 966 году и символическая передача польских земель под опеку римского престола. Еще одним рубежом в правлении Мешко I стало оформление системы военно-государственных институтов польской монархии, установление системы централизованной государственной эксплуатации населения.

Правление Болеслава Храброго (992 – 1025) отмечено присоединением к его державе Кракова в 999 г., заключением тесного военно-политического союза с императором Священной Германской империи Оттоном III во время так называемого Гнезненского съезда 1000 г. Этот союз сопровождался и созданием самостоятельной гнезненской архиепископии, что гарантировало Польше церковно-политическаю независимость от немецкой церкви. Сближение с Германией сменилось периодом длительных войн с преемниками Оттона III в 1002 – 1018 гг. После заключения Булишинского мира с Империей в 1018 г. Болеслав предпринял победоносный поход против Киевской Руси и присоединил к Польше ряд городов в Галицкой Руси (1018 г.). Апогеем политической деятельности Болеслава стала его коронация в 1025 г.

На правление Мешко II (1025 – 1034 гг.) пришелся ряд поражений: корона и часть приобретенных земель были потеряны, в стране вспыхнули внутренние усобицы, принудившие Мешко II к бегству из Польши, монархия погрузилась во политический и социальный кризис.

Апогей этого кризиса падает на правление Казимира I Восстановителя (1034 – 1058): едва ли не всю территорию Польши в 1037 г. охватило народное восстание, направленное и против шедшей полным ходом феодализации и против пустившей корни в стране церкви. В польской историографии оно называется иногда социально-языческой революцией. Последствия этого социального взрыва были катастрофическими: сложившаяся государственно-административная и церковная системы были почти разрушены, чем воспользовался чешский князь Бржетислав, предприняв в 1038 году опустошительный поход против Польши. Тем не менее Казимиру удалось отстоять независимость польского княжества, успокоить страну и восстановить поколебленный социальный, государственный и церковный порядок.

Правление Болеслава II Смелого или Щедрого (1058-1081) ознаменован участием Польши в конфликте папы Григория VII и германского императора Генриха IV, принесшим Болеславу королевскую корону в 1076 г. Однако в 1079 г. он столкнулся с феодальным заговором, возглавленным его братом Владиславом и, возможно, краковским епископом Станиславом. Хотя Болеслав решился даже на казнь Станислава, силы его оказалось недостаточно, чтобы удержать власть в стране, и он вынужден был бежать в том же 1079 г. в Венгрию.

Переход власти к его брату Владиславу I Герману (1081-1102) означал победу центробежных сил феодальной оппозиции над центральной властью. Фактически от имени Владислава страной правил его воевода Сецех, что означало вступление Польши в полосу новых политических усобиц и феодальной раздробленности.

Правление Болеслава III Кривоустого (1102-1138) привело к временной победе над силами оппозиции в ходе борьбы с Сецехом и братом Болеслава Збигневом. Во многом это было результатом успешных войн за воссоединение и христианизацию Поморья. В своем завещании в 1138 г. Болеслав пытался предотвратить распад страны на отдельные княжества и уделы, вводя правило принципата в наследование великокняжеского престола, то есть передав верховную власть старшему из четырех сыновей. Однако этот государственный акт уже не мог остановить неизбежных процессов децентрализации, и после смерти Болеслава Польша вступает окончательно в период феодально-политической раздробленности.

Польша в X – начале XII вв.: экономическое и социальное развитие

Население и внутренняя колонизация



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Конспект лекций по истории южных и западных славян в средние века и новое время

    Лекция >> История
    КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ ЮЖНЫХ И ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН В СРЕДНИЕ ВЕКА И НОВОЕ ВРЕМЯ ЛЕКЦИЯ I. Польские земли в Средние века и Раннее Новое ... рабочего движения. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК по истории южных и западных славян в Средние века и Новое время IV—V в. ...
  2. История Сербии

    Реферат >> История
    ... Эпир, Фессалию и западную часть Средней Греции. В результате ... века отмечен модернизацией общества и подъёмом культуры. Быстро расширялась сеть начальных и средних ... Южные и западные славяне, VI—XII вв. — М., 1991. Св. Савва. Собрание сочинений  (серб.) История ...
  3. Средние века

    Лекция >> История
    ... по истории средних веков V—XV вв. 1. Предмет и периодизация История средних веков охватывает ... кроме южной, принадлежавшей Византии) и промежуточные территории между Западно-Франкским ... грозным врагом — арабами. Вторжения славян и других варварских племен в ...
  4. Средние века: развитие физической культуры и спорта в средневековых цивилизациях

    Контрольная работа >> Физкультура и спорт
    ... Образовавшие позднее свои государства славяне и венгры создали свою ... строя. Только у племен, населявших западный берег южного полушария, а также у мексиканских ... ЭПОХИ СРЕДНИХ ВЕКОВ Излагая историю физической культуры эпохи средних веков более широко ...
  5. Лекции по древней русской истории до конца XVI века

    Лекция >> История
    ... , читает курсы по исторической географии и истории западных славян.10 9 Дегтярев А. Я., Иванов Ю. ... виду аналогичные названия у славян южных и западных для обозначения именно племен ... можно наблю­дать в западных странах в средние века. Русский феода­лизм в ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017631053924561