Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

История->Реферат
Оноре Габриэль Рикетти де Мирабо (фр. Honoré Gabriel Riqueti, comte de Mirabeau, 9 марта 1749(17490309) — 2 апреля 1791) — сын Виктора де Мирабо, деят...полностью>>
История->Реферат
Королевство Греция (греч. Βασίλειον τῆς Ἑλλάδος) — греческая монархия, основанная решением «великих держав» (Великобритания, Франция, Россия), которое...полностью>>
История->Реферат
В 1791 поступил в национальную гвардию батальонным командиром; в 1793 отправлен со своим батальоном в армию Пишегрю, где скоро получил чин дивизионног...полностью>>
История->Реферат
Сын шартрского прокурора, в 1778 г. стал адвокатом и тогда же написал эссе «О путях предотвращения детоубийств», которое настолько понравилось будущем...полностью>>

Главная > Изложение >История

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Что касается периодизации полькой истории, то ее можно выстраивать различным образом. Если мы возьмем социально-экономический критерий, то весь период IX – XVIII вв. будет покрыт понятием "феодализм", "феодальная общественно-экономическая формация", прошедшая стадию становления до XI-XII вв., стадию зрелости и расцвета в XIII-XV вв., стадию трансформации в фольварочно-крепостническую систему и упадка в XVI – XVIII вв. XVIII в. с этой точки зрения есть век генезиса капитализма в польских землях.

Применяя социокультурный критерий, мы станем говорить об эпохе Средних веков (IХ – XV вв.), Возрождения и Реформации в XVI в., Барокко и Контрреформации (XVII – начало XVIII вв.) и Просвещения (с середины XVIII в.).

Вооружившись социально-политическими критериями, мы получим самую дробную и, пожалуй, самую ясную периодизацию истории Польши: догосударственный период (вплоть до IX – X вв.), период централизованной монархии (Х – начало XII вв.), два века политической раздробленности (ХII – ХIII вв.), за которыми следуют два века единой сословно-представительной монархии, отмеченные прогрессирующим сближением с Литвой (XIV – XV вв.), эпоха так называемой "шляхетской демократии" (XVI – середина XVII вв.), которую сменяет режим магнатской олигархии (середина XVII – середина XVIII вв.). Вторая половина XVIII века имеет все права быть выделенной как отдельная полоса социально-политического развития Польши, прошедшая под знаком кардинальных политических реформ, первого национально-освободительного восстания и разделов Речи Посполитой.

Польские земли в древности

Если под "древностью" мы будем понимать первобытно-общинный строй, то эта эпоха для Польши будет тянуться приблизительно до 500 г., то есть как раз до конца европейской античности. С VI века начинается складывание государственности и дифференцированных социальных структур, от IX – X вв. отсчитывается история средневекового польского государства и феодализма. Но где начинается древность? Какое время можно принять за стартовую точку истории польских земель? Одно из возможных решений – признать в качестве такого рубежа появление первых следов пребывания человека в виде каменных орудий около 200 тыс. лет назад. Антропологически первые обитатели польских территорий были близки неандертальцам.

Большая часть из этих двухсот тысячелетий приходится на палеолит и мезолит, черты которых одинаковы в любой части Европы и мира. "Неолитическая революция", то есть переход от присваивающего хозяйства к производящему, от собирательства к земледелию и от охоты к животноводству докатывается до польских земель в V тысячелетии до н.э. и длится приблизительно до 1700 г. до н.э. Эпоха бронзы (1700 г. до н.э. – VII в. до н.э.) приносит не только новые фундаментальные перемены в орудиях труда (переход к металлу, бронзе), но и важные социальные и культурные изменения: накопление богатств сопровождается формированием племенной аристократии, которая постепенно концентрирует власть в своих руках. Соответственно, в языческом пантеоне Перун становится как бы старшим богом, подчинив себе других и оттеснив на второй план богиню-мать. Социальные перемены отражаются и в появлении полубогов – героев того или иного племени, погребенных в громадных курганах. К той же эпохе бронзы относится и формирование двух археологических культур и двух предположительно соответствующих им этнических групп – западнолужицкой культуры венетов и восточнолужицкой культуры невров. Этническая атрибуция лужицкой культуры – предмет давних и незавершенных споров историков. Одна из существующих историографических традиций считает ее носителей праславянами, с которых начинается отделение славян от других индоевропейских народов. Другие ученые считают отождествление лужицкой культуры с культурой праславян необоснованной.

Но даже безотносительно к этим спорам судьба лужицкой культуры загадочна. Дело в том, что в 650 – 500 гг. до н.э. она переживает расцвет, связанный с переходом от бронзовых орудий к железным, ростом обмена с соседними племенами, разложением племенного эгалитаризма и отчетливым выделением военно-племенной верхушки, чьим местом пребывания становятся укрепленные поселения – грады, некоторые из которых достигают весьма внушительных размеров. В качестве примера хорошо известен реконструированный археологами град в Бискупине, площадью в 2 гектара, окруженный земляным валом, насчитывавший 12 вымощенных бревнами улиц, сходившихся к центральной площади. Население Бискупина составляло около 1000 человек, что было очень много для той эпохи. В целом, все говорит в пользу того, что в середине первого тысячелетия до н.э. прапольские племена стояли на пороге образования собственного государства и социальных структур феодально-средневекового типа. Однако этого не произошло. После 500 г. до н.э. на несколько веков лужицкая культура погружается в глубокий упадок, вызванный скорее всего климатическими причинами, резким похолоданием: сокращается производство металлов и керамики, качество изделий становится много более грубым, чем прежде, голод заставляет население уходить с насиженных мест и обработанных земель, на этой почве умножаются и ожесточаются межплеменные столкновения. Лишь к концу первого тысячелетия на н.э. (около 125 г.- 25 г. н.э.) наблюдается некоторая стабилизация на более низком уровне, положившая начало двум новым археологическим культурам, пришедшим на место лужицкой – оксывской и пшеворской. Первые пять веков нашей эры характеризуются польскими историками как период римских влияний.

Для этого времени характерно восстановление железоделательного производства, подъем домашнего ремесла, постепенный, хотя и чрезвычайно медленный, прогресс земледелия и животноводства. Население снова сосредотачивается не в градах, а в деревнях, по 6-7 семей. Эти поселения нестабильны: после истощения почв жители покидали их, чтобы снова вернуться на старое место через 20-30 лет. Социальная дифференциация снова достигает известной глубины, выделившаяся племенная аристократия опирается на типичный для всех народов на этой стадии развития режим "военной демократии". Этнически население польских земель состоит на 90% из славянских племен, которые принято называть прапольскими. Общеславянский фонд языческих религиозных представлений питает духовную культуру населения будущей Польши. Приблизительно с VI века начинается новая эпоха в истории страны. приведшая к складыванию государства и средневекового общества в IX – X вв.

Польские племена в VI – IX вв.

Практически невозможно подсчитать, какова была численность населения польских земель в VI – IX вв. Согласно одним оценкам, к концу VIII века на территории Польши проживало около 500 тыс., так что средняя плотность населения составляла 2 человека на кв. км. Если верить другим гипотетическим подсчетам, населения было больше – 750 тыс. человек и плотность его, соответственно – выше, 3 человека на кв. км., в плодородных же районах – 4 человека на кв. км.

Базовую демографическую, производственную, социальную ячейку общества составляла большая патриархальная семья, объединявшая под одной крышей или на одном дворе несколько поколений родственников. Главной ее потребностью, продиктованной стремлением к элементарному выживанию и стабильности, было приобретение рабочей силы, а не материального богатства как такового. Отсюда – институт патриархального рабства, ранние женитьбы сыновей, сопровождавшиеся традицией снохачества, терпимое отношение к детям, рожденным вне брака и вместе с тем жестокое отношение к старикам, которые превращались в ненужный балласт для семьи, балансировавшей на грани голода.

Двумя основными типами поселений были деревни и грады. Деревня при этом была совсем не похожа на знакомое современному человеку под там же названием селение. Она объединяла в лучшем случае несколько дворов (а часто состояла и вовсе из единственного двора), по 12-20 жителей в каждом. Дворы эти, возникавшие вокруг избы или полуземлянки, редко образовывали улицу, размещаясь чаще всего весьма хаотично. Десяток соседствующих деревень такого типа составляли ополе – социальную и хозяйственно-политическую структуру общинного типа.

Гроды выступали главным образом как оборонные и административные центры, самый размер и местоположение которых от четверти до трех четвертей гектара, на холмах, в излучинах рек или на мысах) говорит, что они служили резиденцией дружины и убежищем для окрестного населения в случае внешней угрозы. Грод, конечно, был защищен частоколом, валом, рвом, в центре его обыкновенно находилась маленькая мощеная деревом площадь для собраний, церемоний, встреч и торговли, дома же довольно беспорядочно группировались вокруг этой площади, а единственной улицей была та, которая вела к ней от ворот града.

Хозяйство

Начиная с VI века в польских землях распространяется стабильное пашенное земледелие, главным орудием в котором служит соха. Новые территории осваиваются при помощи выжига леса, соха позволяет поднимать ранее недоступные почвы. Каждая семья имела в пользовании (но еще не в частной собственности) 40-50 га земли, из которых вспахивали на волах около 10 га, в то время как оставшийся клин лежал под паром или был занят угодьями. Самой популярной зерновой культурой было просо, а не рожь или пшеница, потому что именно просо давало максимальный урожай, который составлял от сам-два до сам-четырех. Животноводство было представлено в основном крупным рогатым скотом, постепенно распространялось и свиноводство, причем пасти скот приходилось еще в лесу, кормить в зимний период в основном собранной загодя листвой. В ремесле главную роль играло пока домашнее производство тканей и керамики, только кузнецы начинали обособляться благодаря важности и сложности их профессиональных навыков в отдельную и весьма уважаемую группу. Что касается торговли, то она велась в основном иностранными купцами и местной племенной аристократией. Вывозили мех, воск, рабов, янтарь, иногда соль, ввозили вооружение и предметы тогдашней роскоши – хорошие ткани, украшения, вина.

Социально-политическая структура польских племен

В догосударственную эпоху, какой для Польши оставался период VI – IX вв. социальные структуры невозможно отделить от политических (властных, потестарных). Сама власть, ее распределение и разделение внутри семьи, общины, племени, союза племен выступает структурообразующим фактором социальной дифференциации. В известном смысле власть оказывается первичнее и экономики, и социальных отношений.

Семья составляет первый и базовый уровень социально-политической организации общества. Первенство и власть мужчины – главы семьи неоспоримы. Его авторитет и воля служат главной гарантией и хозяйственного преуспеяния, и внутрисемейного согласия, и статуса семьи внутри общины. Это не означает однако, что власть семейного лидера непременно деспотична и жестока. Его главная задача, как подчеркивают некоторые историки, – не столько командовать, судить и наказывать, сколько примирять, объединять, консолидировать, поскольку семейная солидарность служит оплотом благополучного существования каждого члена семьи. Функции и труд женщины в этом социальном организме не менее важны, чем трудовой и организующий вклад мужчины. Поэтому патриархальность социальных устоев не означала угнетенного и приниженного положения женщины в семье. Скорее наоборот, вследствие жизненной важности женского труда и заинтересованности семьи в детях как будущей рабочей силе, женщины занимали самостоятельное и достойное место в древнепольских племенах. Плохо было только слабым, неработоспособным и бесплодным, которым грозило самое страшное из всех возможных несчастий – изгойничество, изгнание из семьи, что означало неминуемую скорую кончину. Отсюда же и упомянутое выше жестокое отношение к старикам.

Кровная связь и потребность выживания и трудовой солидарности были главным интегрирующим механизмом большой семьи, препятствуя ее распаду на малые, нуклеарные семьи. На втором уровне социальной организации древнепольских племен – на уровне общины-ополя – интеграция обеспечивалась уже иными потребностями – нуждой в коллективном освоении новых земель, согласованной хозяйственной деятельности всей общины, в совместной борьбе с грозящими каждой семье опасностями (агрессивные соседи, разбойники, голод, болезни), психологическими и религиозно-культовыми факторами.

На уровне ополя властные функции руководителей уже отделялись от хозяйственных. Главой общины выступал избираемый на общинном собрании (вец, вече) жулан. Он возглавлял ополчение, руководил судом, созывал собрания, представлял общину в ее внешних связях. Что представляла собой при этом внутриобщинная племенная "демократия"? Ее центральным институтом был, видимо, не вец, собрание всех взрослых мужчин общины, а сход глав семейств, которые только в случае затруднений или очень важных вопросов обращались к созыву веца, во время которого участники криками одобрения или неодобрения реагировали на предлагаемые решения.

Наряду с интегрирующими силами внутри общины действовали и дифференцирующие, разлагающие общинно-родовую солидарность факторы. Отдельные семьи занимали со временем лидирующее положение, опираясь, однако, не столько на накопленные богатства, которые в любой ситуации в то время оставались вполне эфемерными, сколько на численность членов семьи, преобладание в ней мужчин, приобретенный во время военных столкновений авторитет, в конце концов просто на превосходство физической силы и силы характера. Именно из таких семей рекрутировалась общинно-племенная аристократия, в руки которой соплеменники передавали функции регулярной военно-политической деятельности. Выделявшаяся на этой скорее функционально-психологической чем экономической основе элита составляла ядро дружины, чьим местом пребывания становились гроды. Дружина же в свою очередь становилась ядром государственного аппарата и будущего военно-феодального сословия.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Конспект лекций по истории южных и западных славян в средние века и новое время

    Лекция >> История
    КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ ЮЖНЫХ И ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН В СРЕДНИЕ ВЕКА И НОВОЕ ВРЕМЯ ЛЕКЦИЯ I. Польские земли в Средние века и Раннее Новое ... рабочего движения. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК по истории южных и западных славян в Средние века и Новое время IV—V в. ...
  2. История Сербии

    Реферат >> История
    ... Эпир, Фессалию и западную часть Средней Греции. В результате ... века отмечен модернизацией общества и подъёмом культуры. Быстро расширялась сеть начальных и средних ... Южные и западные славяне, VI—XII вв. — М., 1991. Св. Савва. Собрание сочинений  (серб.) История ...
  3. Средние века

    Лекция >> История
    ... по истории средних веков V—XV вв. 1. Предмет и периодизация История средних веков охватывает ... кроме южной, принадлежавшей Византии) и промежуточные территории между Западно-Франкским ... грозным врагом — арабами. Вторжения славян и других варварских племен в ...
  4. Средние века: развитие физической культуры и спорта в средневековых цивилизациях

    Контрольная работа >> Физкультура и спорт
    ... Образовавшие позднее свои государства славяне и венгры создали свою ... строя. Только у племен, населявших западный берег южного полушария, а также у мексиканских ... ЭПОХИ СРЕДНИХ ВЕКОВ Излагая историю физической культуры эпохи средних веков более широко ...
  5. Лекции по древней русской истории до конца XVI века

    Лекция >> История
    ... , читает курсы по исторической географии и истории западных славян.10 9 Дегтярев А. Я., Иванов Ю. ... виду аналогичные названия у славян южных и западных для обозначения именно племен ... можно наблю­дать в западных странах в средние века. Русский феода­лизм в ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0015468597412109