Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием «душа». Практически все древние философы пытал в...полностью>>
Психология->Реферат
Пересечение идей П.Я. Гальперина и Ж.Пиаже произошло в начале 60-х годов в процессе исследования формирования математических понятий у детей дошкольно...полностью>>
Психология->Реферат
• Философско-мировоззренческая подготовка школьников • Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности • Формирование основ нр...полностью>>
Психология->Реферат
Нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает(ходьба, речь, аффект и воля), ...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Формирование и структура ценностных ориентаций старшеклассников из полных и неполных семей складывается в результате социализации главным образом в семье. Причин, что в семье подростка воспитывает один из родителей по разным источникам насчитывают от 20 до 40, но на современном этапе ведущей является развод родителей (46). Поскольку развод становится все более распространенным явлением, особую важность приобретает вопрос о его влиянии на старшеклассников.

Современная статистика показывает, что чуть более половины всех вступающих в первый брак – в возрасте от 25 до 29 лет — со временем расторгают его (Norton and Moorman, 1987). У подавляющего большинства разведенных пар остаются дети, нередко уже достигшие подросткового возраста. Все больше и больше практикующих врачей-психиатров и психологов рассматривают развод родителей как главное негативное событие в жизни юношей, источник неуверенности, замешательства, болезненных переживаний. Одни специалисты полагают, что в большинстве случаев душевные раны, которые получают дети в результате развода, впоследствии совершенно залечиваются; другие, напротив, настаивают на том, что пережитое потрясение оказывает длительное влияние и мешает в дальнейшем полноценному эмоциональному и социальному развитию личности старшеклассников (Wallerstein and Kelly, 1980). Однозначно решить эту проблему нелегко: слишком много факторов приходится принимать во внимание.

Реакции юношей на развод, проявляющиеся непосредственно после него, исследованы и документированы достаточно хорошо. Одна из них — шок и отказ верить в случившееся - возникает в тех случаях, когда подросток не осознает всей глубины семейных проблем. Другая реакция – страх, тревога и неуверенность в будущем: «Папа уедет? Мы с ним еще увидимся?» или: «Мне придется перейти в другую школу? », «С кем я буду жить? », «Смогу ли я поступить в колледж?»

Гнев и враждебность — также весьма распространенная эмоциональная реакция старшеклассников на развод родителей. Направлена она обычно на того из родителей, на которого возлагается вина за развод. Нередко гнев направлен на обоих родителей: «Вы всю мою жизнь поломали. Из-за вас я должен уйти из своей школы и расстаться с друзьями». Многие юноши озабочены только тем, как развод родителей повлияет на них самих, нимало не беспокоясь о чувствах самих родителей.

Другим распространенным переживанием является чувство вины и самоосуждение. Если у родителей возникает конфликт из-за детей, то дети могут в какой-то степени переложить на себя ответственность за расставание взрослых (Wallerstein and Kelly, 1980) или решить, что отец (мать) уходит потому, что хочет жить без детей. Старшеклассники часто чувствуют глубокую растерянность из-за того, что родители разводятся, и старательно прячут это чувство от своих друзей.

После развода родителей юноше предстоит приспособиться к отсутствию одного из них – причем нередко именно того, к которому он был больше всего привязан. Развод нередко сопровождается трауром, в чем-то сходным с горестным переживанием после смерти одного из родителей. Часто возникает чувство печали, потерянности, депрессии.

Если отец (мать) начинает встречаться с другим человеком и эмоционально привязывается к нему, подросток становится ревнивым и обидчивым, так как вынужден делить любовь близкого человека с кем-то, на его взгляд, посторонним. Если разведенный родитель вступает в новый брак, что обычно и происходит, то подросток сталкивается с необходимостью приспосабливаться к мачехе или отчиму.

Было проведено исследование на основе длительного изучения группы американских детей, рожденных между 1965 и 1970 годами. Исследование базировалось на обширных данных, почерпнутых из «Общенационального обследования детей»; в нем рассматривалось, каким образом развод родителей сказывается на детях в – период их взросления. Среди восемнадцати-двадцатидвухлетних молодых людей, переживших развод родителей, 65% имели плохие отношения с отцами, 30% – с матерями, 25% бросили школу в старших классах, 40% – обращались за помощью к психологам. После учета всех демографических, психологических и экономических особенностей было выяснено, что дети разведенных родителей в два раза чаще сталкиваются с проблемами, чем дети неразведенных. Существенное влияние развода на отношения матери и ребенка со всей очевидностью сказывается в жизни повзрослевшего ребенка и практически не обнаруживается в его юности. Молодые люди, пережившие развод родителей до шести лет, имеют худшие отношения с родными отцами, чем те, что складываются у переживших развод в более позднем возрасте. Вообще говоря, повторный брак редко оказывает положительное влияние на детей, однако те, кто пережил развод в раннем возрасте, легче выходят из этой ситуации (Zill, Morrison, and Coiro, 1993), (93).

Ситуации развода, различных трагических последствий, например, потеря кормильца, и других, ставящих членов семьи в экстремальные условия, оставляют неизгладимый след в формировании ценностных ориентаций и направленности ребенка, заставляет пересмотреть многие свои взгляды и на окружающий мир и на самого себя, на моральные принципы, пересматриваются цели у всех членов семьи. Очень важно сохранять благоприятный климат в семье, так как все имеет значение и поведение родителей, и наличие или отсутствие заботы по отношению к детям до развода, трагедии и переживания родителей, и то, каким был развод: мирным или нет, и то, кому поручается опека и с кем остается ребенок, и отношения между бывшими супругами после развода.

Характер влияния развода на старшеклассников в значительной степени зависит и от характера его воздействия на самих родителей. Их умение приспособиться к новой ситуации, особенно если над юношей осуществляется опека, решительным образом влияет на то, как будет проходить его адаптация (Umberson, 1989), (95). Чем больше беспокойства испытывают мать и отец, тем вероятнее, что душевное равновесие их сына или дочери также будет нарушено. Ну а в тех случаях, когда развод приносит облегчение супругам, он, соответственно, положительным образом сказывается и на их детях.

Развод представляет собой серьезное испытание для обоих супругов, даже если он проходит в мирных условиях (Plummet and Koch-Hattern, 1986), (91). В условиях же «боевых» он приводит к душевным травмам, внутренним по­трясениям и утрате жизненных ориентиров.

После развода бывшие супруги сталкиваются с проблемами одиночества, необходимостью приспосабливаться к новому социальному статусу; они вынуждены заниматься поиском знакомств и новых форм общения с людьми (Fischman, 1986). Серьезное значение может приобрести и денежный вопрос. По иронии судьбы развод обычно приводит к снижению уровня жизни матери с детьми и повышению уровня жизни отцов (Pett and Vaughan-Cole, 1986).

Одинокой женщине с детьми часто приходится играть роль не только матери, но и отца – она оказывается перегруженной всевозможными делами, так как теперь вынуждена решать все семейные проблемы самостоятельно (Berman and Turk, 1981; Bird and Harris, 1990). Продолжение контактов между бывшими супругами может причинять мучительные страдания обоим. Однако бывает и так, что поддержка бывшего мужа или жены весьма полезна (Ferreiro, Warren, and Копапс, 1986), (92). Бабушки и дедушки также могут оказать положительное воздействие на привыкание подростков к новым условиям жизни. Правда, не все родители, а также не все бабушки и дедушки способны помочь детям (Spanier and Hanson, 1982). Если бывшие супруги оказываются не в состоянии успешно преодолеть переходный период своей жизни, им следует обратиться за помощью к специалисту, поскольку, как было уже сказано выше, от их умения приспособиться к новой ситуации зависит и адаптация старшеклассников (Guidubaldi and Perry, 1985), (88).

Существуют серьезные доказательства того, что люди, чьи родители развелись, разводятся чаще тех, кто вырос в прочной семье (Amato, 1988; Kobrin and Waite, 1984; Mueller and Cooper, 1986). Другими словами, склонность к разводам, похоже, передается от поколения к поколению.

Из работы: Flewelling and Bauman ( 1990) выявлен рост процентного соотношения вредных привычек у подростков из неполных семей по отношению к показателям в полных семьях. Это наглядный пример влияния типа семьи на формирование ценностных ориентаций у подростков.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I

По результатам теоретического исследования можно сделать следующие выводы:

1. Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Они определяют содержательную сторону личности и составляют основу ее отношений к окружающему миру, к себе самой, являются ядром мотивации жизненной активности, основой жизненной концепции.

Персональная иерархия ценностей строго индивидуальна. Прослеживание социального развития личности производится через динамику его конкретных и частных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры. Ценности – основа и цель воспитания, начиная с семьи, детских садов, школ и других социальных институтов. У старшеклассников ценностные ориентации в основном находятся на стадии формирования. В связи с особенностями подросткового возраста, личностной нестабильностью, выбор приоритетов часто меняется.

2. Юношеский возраст – это трудный период завершения полового созревания и психологического взросления. Основные новообразования этого возраста: чувство взрослости, стремление к освоению новых социальных ролей, что отражается в появлении новых интересов, разнообразные образы «Я» объединяются в единое целое, образуя «Я-концепцию», которая является центральным новообразованием всего периода. В этом возрастном периоде большая восприимчивость к усвоению норм и способов поведения, которые существуют в мире взрослых. Идет большая внутренняя работа по пересмотру своего отношения к себе, к людям и окружающему миру в поисках своих ценностей. В этот период конфликты со взрослыми направлены на противостояние всему адекватному, уровень критичности по отношению к взрослым возрастает, старшеклассники считают, что их принижают, недооценивают, поэтому реальные и адекватные ценности оттесняются на второй план из-за недостаточности личностных ресурсов. Механизм дифференциации формируется медленно или не срабатывает, находясь в угнетённом конфликтами состоянием.

3. Семья является важнейшим институтом социализации личности – это первый социальный опыт взаимодействия. Именно в семье закладывается фундамент формирования структуры ценностных ориентаций. Родители передают накопленный поколениями опыт, знания. Умения, обогащают духовную жизнь ребенка, знакомят с природой и окружающей действительностью, учат с ней взаимодействовать, трудиться. Добиваться поставленных целей.

Если семья неполная, в силу разных причин, особенно когда они трагичны и экстремальны, это оказывает сильное влияние не только на психику ребенка, в том числе и на формирование структуры ценностных ориентаций, что может проявиться в изменении поведения и в поступках вплоть до различных форм асоциального поведения. Часто именно те потребности, которые не удовлетворяются, становятся актуальными целями, мечтами, ценностями.

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТАРШЕКЛАСНИКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Социально психологические условия формирования структуры ценностных ориентаций старшеклассников

    Дипломная работа >> Психология
    ... -психологического исследования структуры ценностных ориентаций старшеклассников из полных и неполных семей можно сделать выводы: Для старшеклассников из неполных семей наивысший ранг имеют ...
  2. Ценностные ориентации личности как динамическая система

    Реферат >> Психология
    ... семьи на формирование ценностной системы личности: структура семьи (полный или неполный ... ценностных ориентации. Одним из важнейших факторов, определяющих особенности организации ценностной ... Особенности формирования ценностных ориентации у старшеклассников // ...
  3. Формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе взаимодействия семьи и школы.

    Реферат >> Педагогика
    ... из составных частей человеческой жизни, их следует особенно ... возраст, состав семьи (полная/неполная, количество членов семьи), образование (высшее ... вместе// Семья и школа. — 1985. — № 9. — С. 19 — 21. Собкин В.С. Ценностные ориентации старшеклассников в ...
  4. Индивидуально-психологические особенности подростков в неполных семьях

    Дипломная работа >> Психология
    ... «Свойственное многим старшеклассникам преувеличение собственной уникальности ... особенностей подростков в полных и неполных семьях. Исходя из этого ... неполной семье; курс "тренинг личностного роста" (коммуникативные проблемы, одиночество, ценностные ориентации ...
  5. Дисгармоничные отношения в семье и психоэмоциональные состояния подростка

    Реферат >> Психология
    ... семья, стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку. Особенности ... из полных и неполных семей. Факторы Полные семьи Неполные семьи ... Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.007194995880127