Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
Подростковый период – это этап онтогенеза, находящийся между детством и взрослостью Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные...полностью>>
Психология->Курсовая работа
4 Процессы зрительного ощущения важны для психического развития ребёнка; если, при нарушении или отсутствии зрения, не наладить другие пути поступлени...полностью>>
Психология->Реферат
Гештальтпсихологическое направление в психологии возникло в начале 20-х годов в Германии в Психологическом институте во Франкфурте-на-Майне встретилис...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Проблема исследования интеллекта, интеллектуальных способностей, интеллектуального (умственного) развития в психологии относится к числу старейших Пор...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Опросник Ш. Шварца – определение «универсальных ценностей» и мотивационно-потребностной сферы.

1часть.

Как руководящий принцип моей жизни, эта ценность:

Противоположна не важна важна очень важна наиважнейшая

моим ценностям

-1 0 1 2 3 4 5 6 7

Перед тем как начать, прочтите ценности 1 группы (от 1-30 ), выберите наиболее важную для Вас и оцените ее важность цифрой. Затем, выберите ценность, наиболее противоречащую вашим жизненным принципам и отметьте ее цифрой 1. Если здесь нет такой ценности, выберите ту, что является наименее важной для Вас и отметьте ее цифрами 0 или 1, соответственно степени ее важности. Затем отметьте цифрами оставшиеся на листе ценности.

Ценности (группа 1)

1___равенство (равные возможности для всех)

2___внутренняя гармония (быть в мире с самим собой)

3___власть ( контроль над другими), доминирование, господство)

4___удовольствие (удовлетворение желаний)

5___свобода (свобода мыслей и поступков)

6___духовная жизнь (акцент на духовных, а не материальных вещах)

7___чувство принадлежности ( я не безразличен другим людям)

8___социальный порядок (стабильность в обществе)

9___интересная жизнь (захватывающие приключения)

10__смысл жизни ( наличие жизненных целей)

11__вежливость (хорошие манеры)

12__благосостояние (деньги, материальное благополучие)

13__национальная безопасность ( защищенность моей страны от врагов)

14__самоуважение (уверенность в ценности своей личности, достоинство)

15__взаимоуслужливость (стремление не остаться в долгу)

16__творчество (изобретательность, уникальность, неповторимость)

17__мир на земле (отсутствие войн и конфликтов)

18__уважение традиций (сохранение обычаев, обрядов)

19__зрелая любовь (глубокая и эмоциональная близость)

20__самодисциплина (сдержанность, сопротивляемость соблазнам)

21__уединение ( право на частную жизнь)

22__защита семьи( безопасность тех, кого мы любим)

23__социальное признание (одобрение и уважение со стороны других)

24__единство с природой («растворение» в природе, соединение с ней)

25__разнообразие жизни (новизна, изменения, вызовы судьбы)

26__мудрость(зрелое, выстраданное понимание и отношение к жизни)

27__авторитетность( право вести за собой, руководить, отдавать распоряжения)

28__настоящая дружба (близость, дружеская поддержка)

29__мир прекрасного (красота природы и искусства)

30__социальная справедливость (устранение несправедливости, забота о слабых)

ЦЕННОСТИ ( группа 2)

Теперь, пожалуйста, насколько каждая из нижеследующих ценностей важна для Вас как руководящий принцип ВАШЕЙ ЖИЗНИ. Эти ценности выражены как способы поведения, которые могут быть более или менее важными для Вас. Как и в первом случае, попытайтесь максимально разнообразить Ваше отношение к ним, используя весь набор цифр. Вначале прочитайте все ценности группы 2, выберите наиболее важную для Вас и отметьте цифрой ранг ее важности, Затем выберите ту ценность, которая противоречит Вашим жизненным принципам ( -1) или наименее важна для Вас (0 или 1). Затем отметьте важность всех остальных ценностей этой группы.

Как руководящий принцип в моей жизни, эта ценность:

Противоположна не важна важна очень важна наиважнейшая

моим ценностям

-1 0 1 2 3 4 5 6 7

31__независимость (уверенность в своих силах, самодостаточность)

32__умеренность ( избегание крайностей в чувствах и поступках)

33__верность (преданность друзьям, своим близким)

34__честолюбие ( усердие в работе, целеустремленность)

35__широта взглядов (терпимость к отличающимся идеям, мнениям, убеждениям)

36__скромность ( умеренность, стремление держаться в тени)

37__отвага (поиск приключение, стремление к риску)

38__защита окружающей среды ( сохранение природы)

39__влияние( воздействие на события, других людей)

40__уважение родителей, старших ( почтение)

41__выбор собственных целей (самостоятельность в выборе)

42__здоровье ( отсутствие физических и душевных недугов)

43__умелость ( компетентность, эффективность, продуктивность)

44__довольство своим местом в жизни (смирение с жизненными обстоятельствами)

45__честность ( подлинность, искренность)

46__сохранение своего публичного образа ( защита своего «лица»)

47__обязательность ( осознание своего долга, обязательств)

48__интеллект (логика, мышление)

49__полезность (приносить пользу другим людям)

50__наслаждение жизнью (получать удовольствие от еды, любви, отдыха и т.д.)

51__благочестие (хранение веры, следование религиозным убеждениям)

52__ответственность ( надежность, верность в деле и слове)

53__любознательность ( интерес ко всему, исследовательская жилка)

54__умение прощать ( готовность простить ошибки других)

55__достижение успеха ( стремление к достижению целей)

56__чистоплотность (аккуратность, стремление к чистоте)

57__потакание себе (делать то, что приятно)

Профиль личности (2 часть).

Инструкция: Ниже приведены описания некоторых людей. Пожалуйста, прочитайте каждое описание и подумайте, насколько каждый человек похож или не похож на Вас. Поставьте крестик в одной из клеточек справа, которая показывает, насколько описываемый человек похож на Вас.

Очень похож на меня

Похож на меня

В неко-торой степени похож на меня

Немного похож на меня

Не похож на меня

Совсем не похож на меня

1. Придумывать что-то новое и быть изобре-тательным важно для него. Он любит поступать, по-своему, на свой лад.

2. Для него важно быть богатым. Он хочет, чтобы у него было много денег и дорогих вещей.

3. Он считает, что важ-но, чтобы с каждым че-ловеком в мире обра-щались одинаково. Он верит, что у всех дол-жны быть равные возможности в жизни.

4. Для него очень важ-но показать свои спо-собности. Он хочет, чтобы люди восхища-лись тем, что он делает.

5. Для него важно жить в безопасном окруже-нии. Он избегает все-го, что может угрожать его безопасности.

6.Он считает, что мож-но делать много раз-ных дел в жизни. Он всегда стремится к новизне.

7. Он верит, что люди должны делать то, что им говорят. Он счита-ет, что люди должны придерживаться пра-вил всегда, даже когда никто не верит.

8. Для него важно выс-лушать мнение людей, которые отличаются от него. Даже если он не согласен с ними, он все равно хочет их понять.

9. Он считает, что важ-но не просить больше-го, чем имеешь. Он ве-рит, что люди должны довольствоваться тем, что у них есть.

10. Он всегда ищет повод для развлечения. Для него важно делать то, что доставляет ему удовольствие.

11. Для него важно са-мому решать, что де-лать. Ему нравится быть свободным в пла-нировании и выборе своей деятельности.

12. Для него очень важно помогать окружающим. Он хочет заботиться об их благополучии.

13. Для него важно преуспеть в жизни. Ему нравится произ-водить впечатление на других людей.

14. Для него очень ва-жна безопасность его и страны. Он считает, что государство долж-но быть готово к защи-те от внешней и внутренней угрозы.

15. Он любит рисковать. Он всегда ищет приключений.

16. Для него важно всегда вести себя дол-жным образом. Он хо-чет избегать действий, которые люди сочли бы неверными.

17. Для него важно быть главным и указывать другим, что делать. Он хочет, чтобы люди делали то, что он говорит.

18. Для него важно быть преданным своим друзьям, Он хочет посвятить себя своим близким.

19.Он искренне верит, что люди должны заботиться о природе. Заботиться об окружающей среде важно для него.

20. Быть религиозным важно для него. Он очень старается следовать своим религиозным убеждениям.

21. Для него важно, чтобы вещи содержа-лись в порядке и чис-тоте. Ему действит-ельно не нравится беспорядок.

22. Он считает, что важно интересоваться многим. Ему нравится быть любознательным и пытаться понять разные вещи.

23. Он считает, что все народы мира должны жить в гармонии. Содействовать установлению мира между всеми группами людей на земле важно для него.

24. Он думает, что важно быть честолю-бивым. Ему хочется показать насколько он способный.

25. Он думает, что лучше всего поступать в соответствии с уста-новившимися тради-циями. Для него важно соблюдать обычаи, которые он усвоил.

26. Для него важно по-лучать удовольствие от жизни. Ему нравится «баловать» себя.

27. Для него важно быть чутким к нуждам других людей. Он ста-рается поддерживать тех, кого знает.

28. Он полагает, что всегда должен прояв-лять уважение к своим родителям и людям старшего возраста. Для него важно быть послушным.

29. Он хочет, чтобы со всеми поступали спра-ведливо, даже с людь-ми, которых он не знает. Для него важно защищать слабых.

30.Он любит сюрпри-зы. Для него важно, чтобы его жизнь была полна ярких впечатлений.

31. Он очень старается не заболеть. Сохране-ние здоровья очень важно для него.

32. Продвижение впе-ред в жизни важно для него. Он стремится де-лать все лучше, чем другие.

33. Для него важно прощать людей, кото-рые обидели его. Он старается видеть хоро-шее в них и не держать обиду.

34. Для него важно быть независимым. Ему нравится полагаться на себя.

35. Иметь стабильное правительство важно для него. Он беспоко-ится о сохранении об-щественного порядка.

36. Для него очень важно все время быть вежливыми с другими людьми. Он старается никогда не раздражать и не беспокоить других.

37. Он по настоящему хочет наслаждаться жизнью. Хорошо проводить время очень важно для него.

38. Для него важно быть скромным. Он старается не привле-кать к себе внимание.

39. Он всегда хочет быть тем, кто прини-мает решения. Ему нравится быть лидером.

40. Для него важно приспосабливаться к природе, быть частью нее. Он верит, что лю-ди не должны изменять природу.

Ключи для обработки результатов

Тип ценностных ориентаций

Уровень нормативных идеалов

Уровень индивидуаль-ных приоритетов (Профиль Личности)

Конформность

11, 20, 40, 47

7, 16, 28, 36

Традиции

18, 32, 36, 44, 51

9, 20, 25, 38

Щедрость

33 45 49 52 54

12 18 27 33

Универсализм

1 17 24 26 29 30 35 38

3 8 19 23 29 40

Самостоятельность

5 16 31 41 53

1 11 22 34

Стимуляция

9 25 37

6 15 30

Гедонизм

4 50 57

10 26 37

Достижение

34 39 43 55

4 13 24 32

Власть

3 12 27 46

2 17 39

Безопасность

8 13 15 22 56

5 14 21 31 35


При первичной обработке данных по каждой части Опросника (часть 1,часть2) находится средний балл выбранных ответов в соответствии с ключом. Обработка проводится отдельно для каждой из 10 типов ценностных ориентаций. Величина этого среднего балла по отношению к другим показывает степень важности этого типа ценностных ориентаций для человека. Данные первой и второй части обычно различаются, так как не все ценностные ориентации личности могут реализоваться в поведении из-за ограниченных возможностей данного человека, из-за группового давления, из-за соблюдения определенных традиций, из-за следования определенным образцам поведения. В соответствии со средним баллом по каждому типу ценностных ориентаций устанавливаются их ранговое соотношение (присваивается ранг от 1 до 10, соответственно первый ранг присваивается наиболее высокий средний балл, а 10-самый низкий средний балл). От 1-3 ранг квалифицируется как высокая значимость для человека, 4-6-средняя, 7-10- низкая значимость соответствующих ценностных ориентаций.

Шкала ценностных ориентаций разработана Ш. Шварцем на основе методики М. Рокича. Шварц исследовал ценности разных культур во всем мире и сделал вывод, что существуют базовые ценности во всех культурах, причем они общие, то есть Универсальные ценности, как цели- всеобщие требования человека как жить. Он объединил в 10 типов в соответствии с их целью:

1. Конформность. Определяющая мотивационная цель этого типа, это ограничения действий, склонностей, побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим и которые не соответствуют социальным ожиданиям (быть послушным, вежливым, самодисциплинированным и т.д.).

2. Традиции- способ поведения, который может быть символом групповой солидарности и выражается едиными ценностями. Ценности служат гарантией выживания. Традиции часто принимают в форме религиозных обрядов, норм поведения (сдержанность эмоций, спокойствие). Мотивационная цель- уважение традиций, обычаев, принятие и следование этим традициям (уважение, смирение, умеренность).

3. Щедрость - характеризуется благосклонностью, стремлением к благополучию, близкому взаимодействию, к заботе о близких. Цель- сохранение благополучия этих людей.

4. Универсализм. Мотивационная цель - понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы, и связано с выживанием групп. Для людей психологически зрелых Щедрость и Универсализм на высоком месте.

5. Самостоятельность - заключается в независимости (- цель) мышления, выбора действий, творчества, исследовательской деятельности. Это отражает саморегуляцию.

6. Стимуляция. Мотивационная цель заключается в новизне, разнообразии, глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности, чувствовать себя активным, счастливым, держит нас в форме, активирует нас.

7. Гедонизм. Мотивационная цель- удовольствие, чувственное удовольствие, радость от этого наслаждения жизнью.

8. Достижение. Цель - личный успех через демонстрацию своей социальной компетентности, стремление к успеху, личностному росту.

9. Власть - достижение социального статуса, престижа, контроля над другими (авторитет, сохранение своего лица, престижа).

10. Безопасность. Цель- стремление к безопасности, гармонии, стабильности взаимоотношений, стабильности самого человека, социального порядка, безопасности семьи.

1




Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Социально психологические условия формирования структуры ценностных ориентаций старшеклассников

    Дипломная работа >> Психология
    ... -психологического исследования структуры ценностных ориентаций старшеклассников из полных и неполных семей можно сделать выводы: Для старшеклассников из неполных семей наивысший ранг имеют ...
  2. Ценностные ориентации личности как динамическая система

    Реферат >> Психология
    ... семьи на формирование ценностной системы личности: структура семьи (полный или неполный ... ценностных ориентации. Одним из важнейших факторов, определяющих особенности организации ценностной ... Особенности формирования ценностных ориентации у старшеклассников // ...
  3. Формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе взаимодействия семьи и школы.

    Реферат >> Педагогика
    ... из составных частей человеческой жизни, их следует особенно ... возраст, состав семьи (полная/неполная, количество членов семьи), образование (высшее ... вместе// Семья и школа. — 1985. — № 9. — С. 19 — 21. Собкин В.С. Ценностные ориентации старшеклассников в ...
  4. Индивидуально-психологические особенности подростков в неполных семьях

    Дипломная работа >> Психология
    ... «Свойственное многим старшеклассникам преувеличение собственной уникальности ... особенностей подростков в полных и неполных семьях. Исходя из этого ... неполной семье; курс "тренинг личностного роста" (коммуникативные проблемы, одиночество, ценностные ориентации ...
  5. Дисгармоничные отношения в семье и психоэмоциональные состояния подростка

    Реферат >> Психология
    ... семья, стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку. Особенности ... из полных и неполных семей. Факторы Полные семьи Неполные семьи ... Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.00164794921875