Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Реферат
В последние годы в нашей стране происходит трансформация от ситуации устойчивого спада в балансирующее состояние, в котором необходимо перейти от коле...полностью>>
Экономика->Реферат
Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики любого государства. Оно дает жизненно необходимую человеку продукцию: основные проду...полностью>>
Экономика->Задача
Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышенияэффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг наоснове внедрения до...полностью>>
Экономика->Реферат
В начале XXI века внешнеэкономические связи России переживают сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Реформа местного самоуправления

Считая, что общество в целом не готово к кардинальным переменам в системе управления, Александр II и его сподвижники решили начинать реформы снизу, от частного к общему. Поэтому центральное место в реформах занимала реорганизация местного самоуправления и переход от подконтрольных государству структур к самостоятельному принятию решений. Вместо сословных местных органов власти, существовавших с XVIII в., создаются всесословные учреждения — земские собрания.

Новые органы местного самоуправления — уездные земские собрания, избирались на три года. Депутаты — гласные представители, избирались от землевладельцев, владельцев Городской недвижимости и сельских общин. Глава уездного Собрания — уездный предводитель (избирался). Функции земского собрания: руководство хозяйственными делами (т. е. местное самоуправление, решение всех финансовых вопросов). На постоянной основе при земском собрании действовала уездная земская управа. В нее входили: предводитель и два гласных представителя.

Ежегодно в губернских городах проводился съезд депутатов от уездных земских собраний. Эти депутаты образовывали губернское земское собрание, которое осуществляло общее руководство хозяйственной деятельности на территории губернии. Губернское собрание избирало губернскую земскую управу. В нее входили предводитель и несколько депутатов. Она работала на постоянной основе.

Деятельность земских органов власти находилась под надзором губернатора и Министерства внутренних дел. В случае конфликта с государственными чиновниками земства жаловались в Сенат.

В ведении земства находились вопросы образования, здравоохранения, продовольствия, дорожного строительства, ветеринарной службы.

Права земских органов власти: проведение уездных съездов и установление уездных повинностей; использование земского капитала и имущества. Таким образом, наряду с государственной и частной собственностью возник новый вид собственности — муниципальная.

Развитие земского самоуправления привело существенному улучшению экономики и социальной сферы регионов Центрально-Европейской части России. В западных губерниях, где преобладало польское население, земства были введены в начале XX в.

Судебная реформа

Ранее суд был неотделим от исполнительной власти и делился по сословному признаку.

1864 г. —- принятие судебного устава. Вместо сословныц судов был гарантирован равный суд для всех жителей.

Судебная система состояла из трех уровней.

Мировые суды. Разбирали уголовные и гражданские мелкие дела, избирались Уездным земским собранием или Городской думой. Мировые судьи в губернии образовывали съезд мировых судей, кроме того, в сельской местности существовали волостные судьи.

Окружные суды в губернских городах. Назначались правительством. При окружных судах образовывали суды присяжных, которые решали наиболее важные уголовные дела. Присяжные выносили вердикт о виновности или невиновности, на его основе судья выносил приговор. Присяжные избирались из жителей губернии по жребию.

Судебная палата. Существовало несколько — в крупных городах. Разбирали дела, передаваемые из окружных судов, но если в деле участвовали присяжные, то дело могло пересматриваться только на уровне Сената.

Основные достижения этой реформы —- отделение суда от исполнительной власти. Для ведения следствия назначались специальные судебные следователи — прокуроры. Судебное следствие отделено от полиции. Суд должен был проходить только в присутствии обвиняемого, у которого обязательно должен был быть защитник.

В 1863 г. были отменены телесные наказания. Это был громадный переворот в гуманизации карательной системы, хотя телесные наказания не исчезли совсем и применялись в практике волостных судов и на каторжных работах в Сибири.

По Уложению о наказаниях (1865 г.) тюрьма для несовершеннолетних в возрасте от 10 до 17 лет могла быть заменена на помещение в исправительные приюты. "В законодательство было введено новое начало, была подчеркнута исправительная цель наказаний вместо возмездия"74.

Военная реформа

В 1874 г. введена всеобщая воинская повинность. Все достигшие 20 лет призывались на военную службу. Это позволяло сократить численность армии в мирное время и давало возможность повысить ее численность в военное время, призвав запасников.

Срок службы составлял: 6 лет ■— в строю; 9 лет — в запасе.

Солдат обучали грамоте, наукам, патриотически воспитывали. К солдатам было запрещено применять телесные наказания, они считались свободными гражданами, исполняющими долг перед Родиной.

Воинская реформа способствовала укреплению боеспособности русской армии, которая осуществила ряд успешных операций на границах России (см. п. 11.9) и одержала победу в Балканской войне 1877-78 гг.

Революция 1905 г. и ее последствия

С начала 1905 г. государственная власть не контролировала ситуацию в России, происходили демонстрации, массовые забастовки (сентябрь 1905 г. — всеобщая политическая забастовка), погромы помещичьих усадеб, политические убийства, бунты в армии (июнь 1905 г. — восстание на броненосце "Потемкин"), схватки с властями (декабрь 1905 г. — вооруженное восстание в Москве). Страну захлестнула волна террора; экстремизм был характерен и для левых, и для правых организаций. Для террористов не имела значения личность жертвы, важно отношение к власти (для левых) или национальность (для правых). Часто жертвами террористов становились мелкие государственные служащие, являвшиеся для боевиков олицетворением правящего режима. Например, во время Московского вооруженного восстания в 1905 г. пострадало 36 нижних чинов полиции (городовых, околоточных, которые несли постовую службу на улицах) и 14 дворников150. Всего в ходе революционных событий с февраля 1905 по май 1906 г. совершено 15 покушений на губернаторов и градоначальников, 267 — на строевых офицеров, 12 — на священников, 29 — на торговцев81. Фактически система государственного управления находилась в состоянии войны с собственным населением.

В мае 1905 г. съезд представителей местного самоуправления обратился к императору с требованием Конституции. Что. бы удовлетворить политические требования общества, 6 авгу. ста 1905 г. император Николай II издал Манифест о созыве Государственной думы. Первоначально выборы в Государственную думу планировалось проводить по сословному признаку. И некоторые категории населения вообще не могли участвовать в выборах. Манифест обстановку в стране не успокоил.

17 октября 1905 г. был издан Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка", в котором населению России предоставлялись гражданские свободы, неприкосновенность личности, законодательная власть передавалась Государственной думе. На выборы в первую Государственную думу были представлены более широкие слои населения, поэтому в ней было много депутатов от левых партий и движений. Государственная администрация не вмешивалась в предвыборную борьбу. Открытие первой Государственной думы состоялось в апреле 1906 г. Императором были подписаны новые законы, регламентирующие деятельность государственных органов власти и права и обязанности подданных. Эти законы определяли сущность государственного устройства и являлись аналогом Конституции.

Первая, а затем вторая Дума были распущены, каждая существовала по полгода. Законодательная и исполнительная власть не смогли вначале найти взаимодействия. Правительство не предлагало Думе проекты новых законов для принятия, Дума не предпринимала реальных мер, а выдвигала радикальные требования. В 1907 г, избрана третья Государственная дума, сроком на 5 лет, в которой большинство получили центристы, много было депутатов от правых. Полномочия четвертой Государственной думы были приостановлены революцией. Четвертая Дума попыталась контролировать правительство, требуя назначать министрами людей, пользующихся доверием у народа (т. е. у Думы). В условиях Первой мировой войны конфликт Думы с правительством способствовал дестабилизации государственной системы.

Структура государственного управления Российской империей в период конституционной монархии

В соответствии с принятыми в 1906 г. законами полномочия органов государственного управления распределялись следующим образом.

Законы Российской империи вступают в силу только после их одобрения императором, Государственным советом и Государственной думой.

Верховная самодержавная власть в Российской империи принадлежала императору, Императору принадлежит право законодательной инициативы. Император имеет право делегировать власть подчиненным, государственным служащим.

Полномочия императора: объявление войны и мира, определение внутренней и внешней политики, командование вооруженными силами, денежная эмиссия, формирование Совета министров, устройство государственной службы, награждение орденами и титулами, распоряжение государственным имуществом, высшая судебная власть, помилование.

Государственный совет и Государственная дума созываются императором. Император может заменять любых членов Государственного совета и распускать Государственную думу. Государственный совет наполовину назначался императором, наполовину избирался по социально-профессиональному признаку: 6 депутатов от духовенства, 34 — от земских собраний, 18 — от дворянских обществ, 6 — от академий и университетов, 12 — от купечества и промышленников, 6 — от Царства Польского, 16 — от губерний, где не было земств.

Полномочия Государственной думы сводились к трем направлениям:

утверждение бюджета;

право депутатского запроса;

утверждение отчета министров.

Ограничения власти Государственной думы:

Государственный совет мог отвергнуть любой закон, принятый Государственной думой. Император имел право издавать указы без одобрения Государственной думы.

Совет министров осуществлял исполнительную власть а государстве. Премьер-министр назначался императором ц формировал правительство. Совет министров и отдельные министерства могли издавать постановления, которые не должны противоречить законодательству.

Здесь напрашивается сравнение с первой конституцией — Кондициями 1730 г. Самодержавная власть в 1906 г. имеет несравненно больше полномочий, чем в 1730 г. Зато в 1906 г. появляется представительный орган власти — Государственная дума, в то время как порядок формирования Верховного тайного совета в 1730 г. не определен.

В законах 1906 г. впервые говорится о правах и обязанностях подданных Российской империи. Их можно сравнивать с правами и обязанностями в советских и российской конституциях. Также необходимо отметить, что принципы абсолютизма, внедренные Петром I, исключаются из общественной жизни.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Экономическая теория (40)

    Конспект >> Экономическая теория
    ... экономической теории. Экономические категории, законы, функции экономической теории. Место экономической теории в системе экономических наук и ее значение. 1.1. Зарождение и эволюция экономической теории Экономическая теория ...
  2. Экономическая теория (9)

    Учебное пособие >> Экономика
    ... . Экономическая тео­рия и общественные науки. Центральное место экономической теории в системе эко­номических наук. Классификация экономических наук. IV. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ...
  3. Экономическая теория (37)

    Реферат >> Экономическая теория
    ... и современные экономические теории. 1.3. Предмет, методы и функции экономической теории. Экономические категории и законы. 1.1 Экономическая теория как наука Экономическая жизнь общества ...
  4. Экономическая теория (39)

    Реферат >> Экономика
    ... экономической теории. Экономические категории и законы. 1.4 Основные этапы развития экономической теории. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ Экономическая наука, экономическая теория, экономическая политика ...
  5. Экономическая теория (11)

    Контрольная работа >> Экономика
    ... Предмет, объект и методы экономической теории 4.1.1 Место и роль экономической теории в развитии общества 1. Термин ... для: A) Цивилизационной теории; B) Формационной теории; C) Институциональной теории; D) Экономической теории; E) Теория маржинализма. 293. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019750595092773