Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Реферат
Казахстан- экономически бурно развивающееся государство, активно участвующее в международных процессах, открытое для иностранных инвестиций. Всё это п...полностью>>
Государство и право->Курсовая работа
Моя курсовая работа посвящена тактике допроса, её современному состоянию и перспективам развития. Выбор мною данной темы неслучаен. Она обоснована акт...полностью>>
Государство и право->Курсовая работа
Российское государство переживает сложное время. В условиях переходного периода повышается роль рыночной экономики, все большее значение приобретают и...полностью>>
Государство и право->Реферат
Согласно, статьи 37 Конституции РФ1 — «каждый имеет право на от­дых», — и наряду с закреплением основных форм отдыха (выходных и праздничных дней, опл...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

54 сущность парламентаризма

55понятие общественного строя Общественный строй (или устройство) - это исторически конкретная система общественных отношений, организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом. Общественный строй находится под воздействием государства. В большинстве конституций нормы, регулирующие основы общественного строя, рассредоточены по разным главам и разделам и в значительной своей части находятся в главах и разделах, регулирующих права и свободы человека и гражданина, где они устанавливают обязанности государства (вообще учреждений публичной власти) проводить политику, обеспечивающую реализацию соответствующих прав и свобод. Конституционно-правовое регулирование отношений, составляющих общественный строй, не может и не должно быть исчерпывающим. Поэтому конституционно-правовым институтом является не общественный строй в целом, а лишь основы общественного строя. Структура общественного строя складывается из 4 основных подсистем, которые сами представляют собой системы общественных отношений в соответствующих сферах жизни общества. Такими подсистемами являются: экономические отношения, социальные отношения (в узком смысле слова), духовно-культурные отношения, политические отношения.

56 Понятие виды и сущность конституций в з с В современной науке КП термин “конституция” употребляется в 2 основных значениях: конституция фактическая и конституция юридическая. Фактическая конституция – это реально существующие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в той или иной стране. Конституция юридическая – это документ, основной закон, имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый в особом порядке, регулирующий в большем или меньшем объеме основы социально-экономического строя, политической системы, правового статуса личности, духовной жизни общества, т.е. имеющий особый объект. Высшая юридическая сила конституции означает, что все остальные законы, иные акты, правоприменительная практика должны соответствовать ей, иначе они не действительны. Особый порядок принятия конституции обычно предполагает принятия конституции специально созываемым для этого учредительным собранием, парламентом квалифицированным большинством голосов (2/3, 3/5 и т.д.) всего состава парламента, референдумом или иными способами. Конституция юридическая может представлять собой один документ (это консолидированная или кодифицированная конституция). Таково подавляющее большинство конституций стран мира (Китая 1982г., Украины 1996г.). В ряде стран конституция представляет собой совокупность законов, принятых в разное время (неконсолидированная или не кодифицированная конституция). Название каждому из них обычно дается в соответствии с предметом регулирования: “Форма правления”, “Акт о престолонаследии” - в Швеции, Сеймовый устав – в Финляндии. Конституции обычно состоят из преамбулы (введения), глав (разделов, частей), статей (делятся на пункты). Завершается конституция переходными и заключительными постановлениями, которые предусматривают преемственность государственной власти, порядок создания новых органов.Сущность конституции, как юридического документа состоит в особом содержании предмета регулирования, ее высшей юридической силе, в повышенной стабильности, что связано с порядком ее принятия и изменения. Как политический документ конституция закрепляет соотношение социальных сил в обществе, их борьбу и сотрудничество, достигнутый компромисс, а иногда, напротив, - господство определенных слоев населения или военно-политических группировок (последнее в первую очередь относится к временным конституциям, принимаемым в результате военных переворотов). Как идеологический документ конституция в концентрированном виде отражает господствующую в обществе или принятую ее руководящими силами социально-политическую доктрину, определенное мировоззрение. Писаная – особый законодательный акт или несколько нередко разновременных актов (Финляндия, Швеция), которые официально провозглашены основными законами данной страны.Неписаная – совокупность различных законов, судебных прецедентов и обычаев. Эти акты и нормы в своей совокупности закрепляют в какой-то мере основы существующего строя, но формально не провозглашены в качестве основных законов (Великобритания, Новая Зеландия).

57Понятия, предмет и система конст права з с Термин “КП” имеет 3 значения: отрасль действующего права, наука, учебная дисциплина. Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм, содержащихся в конституциях, законах, декретах президента и т.д. Как наука – совокупность различных теорий, учений, взглядов по вопросам конституционного права. Как учебная дисциплина предмет преподавания в высшей школе. Свое название КП получило от особого юридического документа – конституции, которую официально (Германия) или неофициально (Болгария) обычно называют основным законом. КП регулирует основы социально-экономической структуры общества, его политической системы, духовной жизни и правового статуса личности. В социально-экономической сфере КП определяет основы отношений собственности, социальную структуру государства; в политической сфере – создание и роль политических партий, избирательных объединений, организацию государства; в духовной сфере – может допускать плюрализм (множественность) идеологий, а может закреплять одну из них в качестве официальной, господствующей (например: марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзедуна в Китае). Важнейшая часть КП – основы правового положения личности: конституционные права, обязанности, их гарантии. Источники КПЗС.

Источниками КПЗС являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Главным источником данной отрасли права в подавляющем большинстве стран (кроме некоторых мусульманских государств). К другим источникам относятся: законы – конституционные (вносят изменения в конституцию или дополняют ее), органические (принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой – либо институт КП в целом), обыкновенные (регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента), чрезвычайные ( могут отступать от положений конституции, но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев, хотя и с правом парламента продлить этот срок); внутригосударственные публично-правовые договоры (например: соглашение о разделе Чехословакии с 1 января 1993г, Конституционное соглашение между президентом и парламентом Украины 1995г.; регламенты парламентов и их палат, устанавливающие внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов. Они принимаются либо в форме постановлений каждой палаты для себя и не требуют одобрения другой палаты (Германия), либо в форме закона при однопалатном парламенте (Китай); акты глав государств и исполнительной власти (указы монархов, декреты президентов, постановления правительства, акты министров, некоторых ведомств); акты органов конституционного контроля (конституционных судов) проверяют соответствие тех или иных законов конституции; судебные прецеденты – решение судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам; конституционный обычай – сложившееся в практики органов государственной власти правило, имеющее устный характер, опирающийся на согласие участников отношений и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения. (распространены в Великобритании, Новой Зеландии; религиозные источники, особенно в монархических государствах с феодальными и родовыми пережитками. В единичных мусульманских странах конституцию заменяет Коран, в других же Коран считается актом, стоящим выше конституции; международно – правовые акты, например Европейская конвенция о правах человека 1950г., Маастрихтский договор 1992г. о Европейском союзе, предусматривающий наряду с национальным гражданством единое европейское гражданство в государствах-членах. В некоторых конституциях содержатся ссылки на важнейшие международные акты, например на Всеобщую декларацию прав человека 1948г., принятую ООН.

58 Порядок организации и проведения выборов в з с Выборы в зарубежных странах проводятся в установленные законом сроки. В странах, которые не знают института парламентской ответственности (президентские республики), глава государства обычно не имеет права роспуска парламента. Поэтому парламентские выборы в них проводятся в строго установленные сроки через определенные промежутки времени.В парламентарных республиках и парламентарных монархиях парламентские выборы в обычных условиях проводятся по истечении срока полномочий общенационального представитель ного органа. Такие выборы называются очередными. В случае же досрочного роспуска парламента главой государства проводятся внеочередные выборы. Президенты республик и другие выборные должностные лица избираются также в установленные сроки, и внеочередные выборы этих должностных лиц проводятся в случае отстранения от должности, отставки или смерти.Обычно выборы объявляются указом главы государства и с предусмотренного в этом акте срока начинается избирательная кампания, которая завершается к моменту окончания голосования (этот срок либо определен конституцией, либо назван в указе главы государства).Выборы проводятся по избирательным округам, которые на основании закона учреждаются центральным правительством либо органами власти субъектов федерации.Избирательный округ подразделяется обычно на избирательные участки, представляющие территориальные единицы, обслуживаемые одним пунктом для голосования. По избирательным участкам, как правило, проводится регистрация избирателей. Для осуществления всех действий, связанных с избирательной кампанией, в зарубежных странах учреждаются органы по проведению выборов, на которые возлагается обязанность проведения регистрации избирателей и составления избирательных списков, регистрация кандидатов на выборные должности,проведение голосования, подсчет голосов и определение результатов голосования. В каждой стране существует своя система организации таких органов.Одним из важнейших этапов выборов в зарубежных странах является регистрация избирателей и составление избирательных списков. Практика зарубежных стран знает две системы регистрации избирателей.При постоянной системе регистрации избиратель, раз зарегистрировавшись, более не обязан являться для регистрации. Исправления в избирательные списки вносятся лишь в случае смерти, а также изменения места жительства или фамилии избирателя.При периодической системе регистрации в установленные законом сроки старые избирательные списки аннулируются, избиратели регистрируются вновь и тем самым составляются новые избирательные списки. Эта система применяется в Великобритании, Канаде, Франции и других странах.

59Порядок формирования и структура правительства Правительство - это коллегиальный орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией осуществляющий руководство гос. управлением. Он возглавляет административную или исполнительно - распорядительную деятельность в стране, под его руководством находятся гос. аппарат, вооруженные силы, финансы гос-ва, иностранные дела. В его состав входит возглавляющий правительство премьер-министр. Под руководством премьера работают министры. Приправительстве создается орган управления делами правительства. Управляющий делами правительства в странах тоталитарного социализма нередко имеет ранг министра.В странах запада премьер назначается как правило главой гос-ва или парламентом, или по его представлению. Способ образования правительства зависит от формы правления.В парламентарных монархиях и парламентарных республиках применяется парламентский способ формирования правительства, основанный на выборах в парламент.После каждых выборов и вслучае если парламент был распущен досрочно правительство формируется заново, даже если у власти сохранилась та же партия, но выборы президента не влекут за собой создания нового правительства. В ряде стран установлен определенный возраст для членов правительства.В современных зарубежных странах в зависимости от формыправления правительства формируются двумя основными способами, специфические черты которых определяются степенью участия парламентов в этом процессе.1. Внепарламентский способ формирования правительств применяется в президентских республиках. Уполномочие на формирование правительства в этих странах имеет юридически своим источником не парламент, а избирательный корпус, так как правительство формируется президентом, избираемым посредством непарламентских выборов. Роль парламентов даже юридически невелика.(США)2. Внепарламентский способ формирования правительства применяется и в странах, имеющих смешанную форму правления, V Республика Франции.3. Парламентский способ формирования правительства применяется в странах с парламентарными формами правления.Уполномочие на формирование правительства в этих странах получает та партия или партийная коалиция, которая победита на выборах и получила большинство мест в парламенте В Великобритании глава государства имеет право назначения премьер-министраВ ФРГ глава правительства - федеральный канцлер - предлагается бундестагу президентом, но последний решает этот вопрос только после консультации с лидерами крупнейших партийных фракций. Роль президента в деле подбора премьер-министра совершенно пассивна. Процедура назначения премьер-министра в Индии представляет собой республиканский вариант английской системы.

60-------- парламента В настоящий момент в развитых странах вопрос о числе палат парламента не предмет политических столкновений, вопрос иметь в парламенте одну палату или две решается, исходя из различных соображений, имеющих политическое значение в момент соответствующей конституционной реформы. Единственные или нижние палаты парламентов формируются почти исключительно путем всеобщих и прямых выборов. Исключений из этого правила очень немного, наиболее серьезный пример – это Всекитайское собрание народных представителей, которое избирается Собраниями народных представителей автономных областей, провинций, городов центрального подчинения и собраниями представителей военнослужащих. Верхняя палата формируется различными способами: путем прямых и косвенных выборов, назначения, занятия места по должности и др. Прямые выборы сенаторов гражданами предусмотрены в США, (по два сенатора от штата), в Бразилии (по три), в Италии (не менее семи от области), в Японии, Румынии и многих других странах. Путем косвенных выборов выбирается сенат во Франции, где избирательную коллегию в каждом регионе (наиболее крупной административно-территориальной единице) составляют члены нижней палаты от данного региона и советники различных муниципальных округов.

63 правовой статус депутата представительного органа в з с

64 ---- статус монарха Правовое положение монарха зависит от формы правления страны. В странах с монархической формой правления главой государства является монарх, правовое положение которого отлиается двумя основными особенностями:- власть монарха юридически считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирательного корпуса. Монарх властвует (ограниченно или абсолютно) по собственному праву и считается источником всей государственной власти. Монаршая прерогатива даже в парламентарных монархиях пронизывает всю государственную систему;- все государственное управление осуществляется от имени монарха. Власть монарха наследственна, она переходит от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке. Порядок престолонаследия устанавливается либо конституциями, либо конституционными законами, которые в значительной степени дополняются обычаями. Законодательная практика зарубежных стран знает три системы престолонаследия.1.Салическая система сводится к тому, что наследование престола осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция).2.Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам - младший брат исключает старшую сестру (Великобритания).3.Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий. Наследственный принцип является генеральным для всех монархий, хотя в истории известны случаи, когда монархи избирались.Избирательная монархия представлет собой сочетание монархического и республиканского элементов, В случае вакантного престола, малолетства, болезни или длительного отсутствия монарха устанавливается регентство, т.е. правление за монарха, вместо него, осуществляемое либо единолично регентом, либо коллегией - регентским советом. Регентство институт чрезвычайно гибкий, эластичный. Отстранение наследственного монарха от должности юридически невозможно, однако монарха можно принудить отречьсяот престола, наконец, свергнуть его или устранить физически. Все это практиковалось неоднократно. Личность монарха законодательством соответствующих стран признается неприкосновенной и даже священной. Монарх обладает целым рядом почетных прав и прерога-тив, совершенно не свойственных президенту. Среди них наиболее характерны атрибуты монархической власти - корона, мантия, трон, скипетр и держава и т.д., а также титул, в котором обычно перечисляются владения монарха, подчеркивается божественное происхождение его власти и т.д. Денежное содержание монарха складывается из доходов от его личного имущества и ассигнований из государственного бюджета, получаемых им по цивильному листу, принимаемому парламентом. Монарх имеет право на резиденцию, при нем состоит значительное число чиновников (королевский двор), составляющих его штат. Роль монарха в гос-ном управлении обществом номинальна, сфера его дискреционных полномочий весьма невелика. Прерогатива монарха является своеобразным конституционным резервом, который может быть использован в критических случаях.

65 президента

66 принципы организации и проведения выборов Конституционное обеспечение прав человека складывается из текста самой конституции, системы конституционно-применительных нормативных актов, а так же решений судов.Главной гарантией прав и свобод человека в демократическом государстве является стройная, четко разработанная система конституционно-применительных нормативных актов.В любом государстве правовое положение личности во многом определяется экономической основой соответствующего государства. Все конституционные права и свободы принято делить на несколько групп, одной из которых являются “политические права и свободы”. Именно в эту группу входит избирательной право.Важнейшим политическим правом является избирательная правосубъектность гражданина, состоящая из активного и пассивного избирательного права, открывающая для граждан не только возможность учавствовать в формировании представительных учреждений, но и проводить в них своих представителей или самому быть избранным. Правом избирать наделяется гражданин достигший совершеннолетия (обычно 18 лет), и обладающий другими признаками которые позволяют ему голосовать. Для кандидатов тоже существуют и устанавливаются специальные критерии отбора, такие как возраст, депутаты с 21, верхней палаты с 30, президентом с 35 или 40 лет. Так же он должен быть гражданином данной страны, и проживать на ней (в последнее время) не менее орпеделенного количества времени ( напр: 7 лет).

67 Главное отличие пропорциональных избира-тельных систем от мажоритарных состоит в том, что они строятся не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полу-ченными голосами и завоеванными мандатами. Применение пропорциональных систем позволяет добиться относительного соответствия между количеством голосов и количеством мандатов.При пропорциональной системе создаются большие округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов; чем больше округа, тем отчетливее проявляются преимуществапропорционализма. Выборы, проводимые по пропорциональной системе, являются строго партийными. Каждая партия выдвигает свой список кандидатов на выборные должности, и избиратель голосует за список своей партии целиком, хотя в ряде случаев ему предоставляется возможность определить свое отношение к кандидатам в самом списке.После того как избиратели выразили свою волю, а голоса подсчитаны, определяется избирательный метр, или квота, т.е. наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. Квота может определяться как для каждого округа в отдельности, так и для всей страны в целом. Простейший способ опреде-ления квоты был предложен около ста лет назад английским ученым Т. Хэром. квота ((^) определяется посредством деления общего числа поданных по данному округу голосов (X) на количество подлежащих распределению мандатов (У)

71 формы контроля парламента… онтроль над деятельностью правительства является одним из наиболее важных полномочий парламента. Парламентский контроль над деятельностью правительства присущ лишь демократическому политическому режиму. Конкретное выражение его зависит от формы правления. В президентских республиках контрольные полномочия парламентов менее разнообразны.В парламентарных странах, напротив, обширные контрольные полномочия парламента в значительной степени нейтрализуются принадлежащим правительству правом роспуска парламентах основные методы контроля над деятельность юправительства. 1. Постановка вопроса о доверии, применяемая лишь в парла ментарных странах, где правительство несет ответственность перед парламентом (обычно перед нижней палатой) за свою деятельность.2. Резолюция порицания, которая в отличие от вотума недоверия вносится не по инициативе правительства, а по предложению палаты.3. Интерпелляция, т.е. обращенное к правительству требование дать объяснение по поводу проводимой им внутренней или внешней политики или по какому-либо конкретному вопросу. (Италия, Бельгия, Дания, Финляндия, Нидерланды, Норвегия, Япония) ни в Великобритании, ни в странах, воспринявших британскую правовую систему, интерпелляции не применяются. Внесение интерпелляций практикуется, как правило, только в нижних палатах,4. Вопросы устные и письменные. Эта форма широко при меняется в парламентарных странах и служит не столько для контроля правительства, сколько для его критики. Парламентские вопросы носят самый различный характер 5. Деятельность расследоватепьских комитетов и комиссий, которые создаются парламентами всех стран, вне зависимости от формы правления. Судебные полномочия зарубежных парламентов являются ограниченными, и их реализация не занимает заметного места в обычной парламентской деятельности. Наделение парламентов апелляционной юрисдикцией также представляет исключение. Такими полномочиями обладает палата лордов в Великобритании.Процедура импичмента с определенными дополнениями и изменениями воспринята парламентами многих стран. К судебным или квазисудебным полномочиям парламента может быть отнесено принадлежащее ему право решать споры о правомерности депутатского мандата и законности выборов.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Шпаргалка по Международному праву (3)

    Шпаргалка >> Экономика
    ... прав, включая право устанавливать законы и административные правила, государства должны сообразовываться с их обязательствами по международному праву. 15. Право ...
  2. Шпаргалка по Международному праву (6)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... друг друга в области международного нормотворчества; в признании приоритета обязательств по международному праву по отношению к национальным нормам ...
  3. Шпаргалка по Международному праву (5)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... продовольственный совет, Комиссия международного права, Комиссия ООН по праву международной торговли); 3) временные ... национальных и международных правил по предотвращению загрязнения Мирового океана. 2) Международная конвенция по предотвращению загрязнения ...
  4. Шпаргалка по Административному праву (1)

    Шпаргалка >> Государство и право
    Ольга Владимировна Костькова Шпаргалка по административному праву Аллель, 2010 г., 64 стр. Аннотация ... акты. Виды источников административного права: 1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ – включаются ...
  5. Шпаргалка по Международному публичному праву (1)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... по международному праву Понятие международной правосубъектности. Государство как основной субъект международного права. Международная правосубъектность по ... органах этой организации (по правам человека, по международному праву, по космосу и т.п.); могут ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0013461112976074