Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Каждый день у героя был свой распорядок дня, который нельзя было нарушать, иначе он впадал в истерику. В определённый день было определённое меню, кле...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Цель работы исследовать стили лидерства и руководства. Менеджмент представляет собой чрезвычайно сложную систему, состоящую из органов разного уровня,...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Воображение – образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти. Благодаря воображению человек предвидит буд...полностью>>
Психология->Реферат
Анализ различий в удовлетворенности жизнью и ощущением счастья между людьми разного пола, социального статуса и семейного положения показал что: разли...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Недисциплинированность проявляется, как результат нежелания выполнять требования, нормы, обязательные для всех. О таких детях В.А. Сухомлинский писал: «Эти дети приносят из семьи дикий, нелепый принцип «Я хочу так – и делаю, мне нравится – значит, можно». Такой ребенок, в душе которого живет уверенность в том, что его интересы самые важные, становится хамом, наглецом, хулиганом, если дать ему полную свободу самовыражения».

Три личностных недостатка – эгоистичность, леность и лживость – создают в подростковом возрасте психологическую предпосылку трудновоспитуемости.

Если ребенок привыкает, что родители или другие члены семьи обслуживают его, выполняют все его желания, это ведет к формированию иждивенчества, что крайне неблагоприятно влияет на дальнейшее развитие личности. Это качество проявляется в отказе от напряжения в труде – умственном и физическом.

У «трудных» подростков возникают серьезные нарушения в сфере чувств. Они всегда озлоблены, черствы, жестоки, недоверчивы к людям. Как правило, у них отсутствует совестливость, чувство вины.

«Трудные» дети, за редким исключением, лживы. Причины возникновения лживости у детей различны.

Ложь как следствие боязни наказания, постоянной жизни в страхе наблюдается, когда к ребенку проявляют излишнюю требовательность, жестокость, недоверие, подозрительность. Ребенок умалчивает о том или ином проступке, полученной плохой отметке, конфликте, утерянной вещи и т.п. Иногда он пытается скрыть истину, придумав какую-либо версию, ссылаясь на злые намерения товарищей, придирчивость учителей. 22

Среди подростков 11-15 лет выделяют типы отклоняющегося поведения личности:

1. Малоусидчивый тип – для ребят такого типа характерны узость и неразвитость общественных связей, бедность форм личностной деятельности. На уроках и в играх невнимательны, часто получают замечания, допускают много ошибок, не готовят уроки, нарушают дисциплину.

2. Импульсивный тип – это подростки с импульсивным характером, склонны к аффектным реакциям, сильная неустойчивость эмоциональных состояний; проявляют явно выраженный интерес к употреблению алкогольных напитков.

3. Развязный тип – подростки с неуравновешенной волевой системой: нервозные, со склонностью к алкоголизму, со значительным снижением интереса к учебе.

4. Агрессивный тип – с явно криминогенной патологией, характеризуется интенсивным применением алкоголя, упрямством, 70% этой категории не задумывались над правовой значимостью своих поступков 23 Среди этих четырех типов поведения подростков только первый относится к «трудным школьникам», остальные три типа явно отклоняющегося поведения относятся к детской криминологии.

При объяснении причин трудновоспитуемости детей довольно часто устанавливают такие зависимости: в неблагополучной (конфликтной) семье – неблагополучные дети, в плохом школьном коллективе – плохо воспитанные ученики. Но наблюдается и другое: ребенок хорошо ведет себя дома и плохо в школе. Или: игнорирует школу и дом, а отдает предпочтение группе сверстников, праздно проводящих время.

В работе с «трудными» детьми педагог должен обладать поистине ангельским терпением. Учитель (воспитатель) обязан оказывать безусловное уважение каждому ученику, независимо от того, как он к нему относится. Важно понять: бороться надо не против плохого, а за хорошее, то есть за человека, каким он должен быть в настоящем и будущем. И опираться в этом следует на то лучшее, что есть или что непременно будет, когда воспитатели перестанут смотреть на ребенка как на «трудного», «неисправимого».

В воспитательной работе от противостояния надо переходить к сотрудничеству, взаимодействую с детьми.

Силы истинного учителя велики. По словам апостола Павла, Бог поставил учителей на третье место, после апостолов и пророков. Сила современного учителя в любви к детям, желании им добра, признании и уважении личности воспитанника, способствовании свободному развитию и совершенствованию его душевного мира. Всего этого трудно достичь, не овладев искусством индивидуального подхода к школьнику. А для этого надо знать и понимать личность ученика, владеть способами воспитательного воздействия на него и - что особенно важно - самому быть постоянно развивающейся и совершенствующейся личностью. Ибо Личность воспитывается Личностью.24

«Трудные школьники» всегда были, есть и, конечно, будут. Но меняется подход к ним. Появляется множество различных методов влияния на «трудных» детей. Конкретные методы воспитания «трудных школьников» мы рассмотрим далее.

2. Методы работы с трудными детьми.

2.1 Методы воспитания в работе с «трудными» школьниками.

Искусство воспитания име­ет ту особенность, как писал Ушинский, «что почти всем оно кажется делом знакомым и приятным, и иным даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее че­ловек с ним знаком».

Задача перевоспитания на любом этапе - остановить отрицательные проявления личности, восстановить её способность к естественному развитию положительных человеческих качеств.

Процесс преодоления трудново­спитуемоести и нормализации взаимоотношений «трудно­го» ре­бёнка с окружа­ющими людьми принято называть перевос­питани­ем. Перевоспитание с точки зрения психо­логической - это процесс, в котором устраняются внутренние причины, мешающие нормальному развитию психики. Перевоспитание с точки зрения педагогической - это систе­ма воспитательных воздействий пе­дагога, направленная на переделку, «перековку» неправильно сформи­ровавшейся личности воспитанника, на исправление тех его качеств, привычек, черт, которые противоречат нормам и требованиям общества. Перевоспитание - не только борьба с недостатками, оно призвано помочь «трудному » ребёнку самому изменять самосознание и поведение, вызывать желание стать лучше. В перевоспи­тании решающая роль принадлежит усилению обществен­ных влия­ний. Нуж­но помочь преодолеть ощущение ущербно­сти, угне­тённости, импуль­сивности, враждебно­сти, которое испытыва­ет обычно «трудный» подросток. Коллектив является своеобразным гимнастическим залом, в котором тренируются и развиваются положи­тельные качества ребёнка. А пере­воспитание невозможно без воспита­ния положительных качеств - основной базы борьбы с недостатками. Коллектив своей жизнью заставляет личность становиться лучше. Вос­питание личности через коллектив начинается с семьи, а семья рассматривается как малый коллектив.

Средств воспитания бесчисленное множество: это и слова, жесты, мимика, действия и поступки учителей (воспитателей), тон, способ выражения того или иного требования, отношение к ребенку, собственное поведение и т.п. И все это необходимо тщательно анализировать, чтобы не допустить ошибки, найти верные способы воздействия на детей.

Изменить негативное поведение ребенка – это, значит, устранить комплекс причин, его порождающих; изменить отношение к нему, отрицательную установку на него, создать условия для достижения успеха в познавательной деятельности, для реализации его потребностей в самостоятельности и самоутверждении.

Самый важный метод работы с «трудными» школьниками – это индивидуальный подход. Он заключается, прежде всего, в нахождении ПРИЧИНЫ, вызвавшей осложненное (недисциплинированное) поведение данного ученика, а затем в разработке мер педагогического воздействия, направленных на устранение именно этой причины и на преодоление тем самым «трудного» поведения.

Индивидуальный подход решает следующие педагогические и психологические задачи:

  • уничтожение у школьников аффектов и неприятных эмоциональных переживаний;

  • перевоспитание и искоренение создавшихся у этих школьников неправильных привычных форм поведения;

  • повышение успеваемости у «трудных» школьников.

Создание СИТУАЦИИ УСПЕХА также немаловажно в работе с «трудными» школьниками. Ее схему наглядно показал Волков Б.С.25

СИТУАЦИЯ УСПЕХА И ЕЕ СОЗДАНИЕ:

СОСТОЯНИЕ СТРАХА


«Ничего страшного…

Бывает, что люди боятся…

СКРЫТАЯ

ИНСТРУКЦИЯ


«Ты же помнишь, что…»

АВАНСИРОВАНИЕ

«У тебя получиться…»

ПЕРСОНАЛЬНАЯ
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ

«Только у тебя и может

получиться…»

УСИЛЕНИЕ
МОТИВАЦИИ

«Нам это нужно, для…»

ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА ДЕТАЛИ


«Вот эта часть у тебя

замечательна!»

В последнее время многие педагоги предлагают свои подходы в воспитании. Так, например, научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО Степанов П.В. предлагает воспитывать детей «в духе толерантности»26 Он предлагает «рассматривать толерантность в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.

ПРИЗНАНИЕ - это способность видеть в другом именно другого, как носителя ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличным от остальных. ПРИНЯТИЕ – это положительное безусловное отношение к таким отличиям. ПОНИМАНИЕ – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Решающим фактором воспитания в школьнике толерантности могут являться встречи подростка с иными культурами в специально педагогически организованной для этого среде, привлекательной и ценной для него.

Наиболее плодотворным будет использование в практике ситуаций непосредственных встреч ребенка с представителями иных культур, организуемых во внешкольной среде, во время туристко- краеведческих экспедиций.

Организовать встречи школьников с иными культурами можно и заочно, опосредовав их соответствующими текстами, содержащими информацию о других культурах, отражающими ценностные приоритеты других культур, иную логику мышления и поведения людей.

Очень важно, чтобы ребенок шел от знакомства с иной культурой и попыток понять иную культуру к осознанию проблематичности собственного понимания иных культур. Педагогу необходимо пробудить его сомнение в адекватности своего понимания»…

Кроме того, существуют различные приемы педагогического воздействия.

При использовании приемов педагогического воздействия необходимо учитывать два обстоятельства:

  • наличие подходящей ситуации;

  • гамму мыслей и чувств, которые возникают у учащегося в этой ситуации.

Один и тот же прием в одной и той же ситуации на разных учащихся может оказать различное действие.

По характеру приемы педагогического воздействия можно разделить на две категории: созидающие и тормозящие.

Созидающие приемы способствуют развитию у учащихся положительных качеств, тормозящие – преодолению отрицательных. Один из приемов – ВЗРЫВ – не относится ни к одной из этих групп. В различных обстоятельствах явление взрыва может создать возможность применения как созидающего, так и тормозящего воздействия на воспитанника. Вот некоторые примеры приемов педагогического воздействия Созидающие приемы

  • УБЕЖДЕНИЕ – это разъяснение или доказательство правильности или неправильности определенного поведения либо недопустимости какого-либо поступка. Убеждение применяется в тех случаях, когда необходимо дать правильную оценку событиям, выработать нужное отношение воспитанника к окружающему миру и самому себе.

  • ПООЩРЕНИЕ. Этот прием имеет двоякое значение – с одной стороны, поощрение способствует закреплению положительных качеств у воспитанника, по отношению к которому он применяется, с другой стороны, поощряемый служит эталоном поведения для окружающих. При поощрении следует соблюдать меру. Слишком частое поощрение одних и тех же учащихся может привести к развитию у них эгоизма и зазнайства.

  • ПРОСЬБА – это обращение к некоторому лицу за помощью, которая должна быть оказана добровольно. Человек, к которому обращаются с просьбой, зачастую выполнит ее с большей охотой, чем, если по тому же самому вопросу обратиться к нему в принудительном порядке. Иногда, даже незначительная просьба оказывает хорошее дисциплинирующее действие.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Психологические особенности "трудных" школьников

    Реферат >> Психология
    ... психологии Контрольная работа По дисциплине: "Педагогическая психология" По теме: "Психологические особенности "трудных" школьников" Выполнила ... педагогически запущенных учащихся предполагает налаживание с ними доверительных отношений, контроль и помощь в ...
  2. Психологические особенности младших школьников

    Дипломная работа >> Психология
    ... работа Психологические особенности младших школьников Нестеренко Светлана Владимировна Содержание Введение I. Теоретические вопросы развития мышления школьников ... младших школьников это будет трудно осуществить ... задачи на работу с ним и предлагают ...
  3. Сравнительное иследование индивидуально-психологических особенностей учащихся школьных классах различного профиля

    Дипломная работа >> Психология
    ... Глава I. Индивидуально-психологические особенности школьников Индивидуально-психологические особенности школьников (характер, акцентуация темперамент) Социально-психологические особенности старшеклассников как социальной ...
  4. Психологические особенности развития волевых качеств в старшем подростковом возрасте

    Реферат >> Психология
    ... личности…………………………………………............ 1.3 Психологические особенности развития волевых качеств ... с учетом возрастных особенностей школьников данного возраста. Задачи ... личности, которые трудно отнести к собственно ... в совместной работе с ними. Вне общества, ...
  5. Психологические особенности общения в неформальных подростковых объединениях

    Реферат >> Психология
    ... России; исследовать психологические особенности общения в ... подростков, старших школьников и студентов ... . Курсовая работа состоит из ... и протестует против обращения с ним как с маленьким. В ... сопряжённый с мучительно трудным процессом самопознания, обретения ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019340515136719