Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Шпаргалка
в настоящее время распространен термин "организационная психология и психология труда", объединяющий знания о труде в организациях и о самом работающе...полностью>>
Психология->Реферат
В коллективе и под его влиянием осуществляется становление личности – формируется ее направленность, общественная активность, воля, создаются условия ...полностью>>
Психология->Реферат
Актуальность темы исследования заключается в следующем: психологами установлено, что в процессе общения людей от 60 до 80% сообщения доносится за счет...полностью>>
Психология->Реферат
Мы всегда чем-то недовольны. Кто-то недоволен своей судьбой, кто-то - близкими, а кто-то - карьерой. Альберт Швейцер был недоволен тем, что на его дол...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

У трудновоспитуемых подростков есть своя система оправдания поступков:

1. «Правила существуют для средних людей».

2. Игнорирование нравоучений.

В настоящее время много говорят об отклоняющемся поведении, под которым понимают действия и поступки отдель­ных людей или групп, противоречащие нормам и стандартам поведения. Социальные отклонения в поведении очень разнообразны, и считается, что наи­более подвержены ему подростки 13—14 лет. Ряд форм отклоняющегося поведения, такие, как курение, ненормативная лекси­ка, драки, подростки считают почти нор­мой, обычным явлением в жизни.

По данным мониторинга первичного анализа факторов риска (курение, алкоголизм, нарколизация) среди школьников г.Ханты-Мансийска в октябре-ноябре 2005 года.13

Курят

9 класс

10 класс

11 класс

Юноши –21%

Девушки-18%

34%

27%

29%

22%

Пробовали наркотические и токсические вещества

9 класс

10 класс

11 класс

Юноши –5%

Девушки-3%

7,2%

2,8%

7,1%

9,3%

Юношеский возраст сопровождается достаточно сильными противоречивыми переживаниями. Кризис юношеского возраста достаточно затяжной. Если ранее стремление к самостоятельности приводило к кризису, начинавшему новый период жизни ребенка, где явное или скрытое руководство развитием продолжали осуществлять взрослые, то юношеский возраст – пора принятия истинно самостоятельных решений.

В этом возрасте надо решить несколько жизненно важных вопросов: выбор профессии, интимные отношения (дружба, любовь). В этом возрасте преобладающими становятся: мотив деятельности, смыслообразующий мотив.

Особенность юношеского возраста состоит в том, что в этот период в человеке закладываются такие фундамен­тальные качества, которые затем транслируются в его бу­дущую жизнь. Их проекцию на жизненном пути можно проследить. Знаменитый совет Н. В. Гоголя — забирать из детства все лучшее, так как не появится оно потом, — верен и с точки зрения современных научных данных. Конечно, изменения в мировосприятии и мироощущении человека происходят всю жизнь. В этом основа возмож­ности перевоспитания. Но, все же именно в детско-юно­шеском возрасте человек своей генетической природой открыт социальным влияниям, активно и в короткие сроки меняется. В зрелом возрасте изменения наступают значительно медленнее, требуют более интенсивных и разнообразных, а главное, более продолжительных воздействий.14

Коррекция трудновоспитуемости ребенка в кризисе проводится, если условия протекания кризиса не обеспечивают решение задач развития. Очень часто родительские (учительские) коррекции требуют ответы на вызывающее поведение детей. Одна из форм коррекции – вербализация – обсуждение с ребенком возникающих проблем.

1.2.2 Семья как причина трудновоспитуемости.

Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых школьник взаимодействует с другими людьми. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения.

Ответственность родителей за свой труд велика. Перед будущим и настоящим, перед обществом, перед своей совестью отвечает родитель за то, кем и какими станут его дети. Ко­нечно, не только от родителей зави­сят судьбы подрастающего поколе­ния. Кроме родителей воспитанием занимаются школа и общество.15

Каковы же особенности семей, способствующих возникновению трудностей в поведении школьников? Существуют различные классификации неблагополучных семей 16

Л.С. Алексеева различает следующие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная и асоциальная семьи. Г.П. Бочкарева выделяет семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители подавляют волю детей; семьи, в которых нет эмоциональных контактов между ее членами, родители безразличны к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений; семьи с нездоровой нравственной атмосферой.

А.Е. Личко выделяет 4 стиля воспитания, способствующие появлению трудных детей:

  1. гиперопека различных степеней;

  2. гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность;

  3. создание кумира семьи;

  4. ситуация, создающая «золушек» в семье.

Б.Н. Алмазов выделяет следующие типы неблагополучных семей:

  1. семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семья с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей;

  2. конфликтные семьи: а) где родители не стремятся исправить недостатки своего характера; б) где один родитель нетерпим к манере поведения другого;

  3. нравственно неблагополучные семьи;

  4. педагогически некомпетентные семьи: в них надуманные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития.

Можно говорить о пяти особенностях отношений трудновоспитуемых и взрослых:

  • о непонятном для родителей поведении ребенка;

  • об их взаимном отчуждении;

  • о демонстративном непослушании;

  • о преднамеренном нарушении требований взрослых;

  • о том, что при попытках родителей исправить положение, возникает обратный эффект: ребенок ведет себя еще хуже.

Можно выделить такие формы проявления невосприимчивости к воспитательным влияниям: отказ, протест, равнодушие, неповиновение, демонстрация враждебности как выражение отношения к родителям или педагогам. По сравнению с другими детьми у трудных такие формы поведения всегда окрашены грубостью, т. к. являются следствием спонтанной реакций, которая опережает способность анализировать и прогнозировать происходящее.

М. Раттер среди обстоятельств, способствующих появлению трудных детей, отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность в воспитании, нахождение в детском доме и т.д. Дети усваивают не только положительные, не и отрицательные образцы поведения родителей, порой доводя их до крайностей. Они часто стремятся сопоставить слова родителей с их делами.

Серьёзная причина появления трудновоспитуемых детей в нор­мальной семье - неправильные отно­шения между родителями и детьми. Формы этих отношений таковы17:

- чрезмерная вспыльчивость роди­телей, непродуманность действий и решений при воспитании ребёнка;

- неуважение личного достоинства ребёнка, пренебрежительное отно­шение к нему;

- излишняя уступчивость родите­лей в конфликтных ситуациях;

- эгоцентрическое положение ре­бёнка в семье (все о нём думают, все заботятся, а он ни о ком и пи о чём не беспокоится);

- невнимание к внутреннему миру ребенка, непонимание мотивов его действий и поступков.

Для профилактики или ликвидации «трудного» поведения у ребенка важно воспитывать дисциплинированность. Большую роль играет реагирование старших на хороший или плохой поступок ребенка. Родители трудных детей этого часто не понимают. Они редко хвалят за хорошее поведение, часто неправильно и непоследовательно ругают за плохое поведение, не понимая, что подчас отрицательное поведение вызвано желанием привлечь внимание родителей. Поэтому правильнее будет игнорировать плохое поведение и обращать внимание на ребенка в случае положительных действий, выказывая ему одобрение. Ребенку лучше привить немного согласованных правил поведения, чем много несогласованных, создать у него собственную систему жизненных ценностей. Тогда он будет вести себя вне зависимости от одобрений и поощрений со стороны родителей и других людей 18

Форма невосприимчивости ребенка "к педагогическим воздействиям является показателем качества семейного воспитания и проявляется по самым разным поводам и в самых разных ситуациях, особенно если возникает барьер непонимания между родителями и детьми. Беда не только в том, что взрослые не понимают своего ребенка, но и в том, что он не понимает или не хочет понять своих родителей. Непонимание всегда ведет к отчуждению. И если оно усугубляется по каким-то причинам, появляется негативное отношение к воспитательным требованиям всех взрослых. Ребенок отрицает их право воспитывать себя. Можно считать, что в это время созрели предпосылки для отягощения трудновоспитуемости. Развитие ребенка приобретает отрицательную направленность. И там, где ошибки взрослых вызывают значительные негативные изменения в развитии, появляется невосприимчивость к педагогическим воздействиям. С этого момента трудновоспитуемость существует объективно, хотя и носит субъективный характер.

1.2.3 Школа как причина трудновоспитуемости

Важное значение имеет для учащегося школа. «Отмечено, что многочисленные случаи плохого поведения учащихся чаще всего обусловлены двумя основными факторами: частотой сменяемости учителей и значительными изменениями состава учащихся класса. Особенно значим первый фактор. При этом большого значения не имеет, старая это школа или новая, большая или маленькая»19

Для школы «трудные дети» – прежде всего неуспевающие дети, это школьная проблема номер один.

Неуспевающие и «трудные» дети неравны по содержанию понятий, так как «трудные» дети не просто и не только неуспевающие.

Работники школы обычно называют «трудными» тех учащихся, которые не только плохо учатся, но и при этом также грубо нарушают требования школьной дисциплины, правила поведения на улице и в общественных местах.

Чтобы вести работу с такими детьми, надо знать причины, приводящие к отклонению в обучении и поведении.

Признаки отставания в общем, развитии школьника таковы:

  • неумение выделять главное в разных ситуациях;

  • неустойчивые познавательные интересы и нежелание учиться, что ведет к неуспеваемости;

  • неуверенность в себе при выполнении домашних заданий, трудовых поручений учителей или родителей;

  • нежелание преодолевать трудности;

  • равнодушие к окружающим;

  • низкая требовательность к себе при высокой требовательности к другим;

Само по себе недостаточное общее развитие не обязательно приведет к трудновоспитуемости, но может стать ее источником.20

Трудновоспитуемость – всегда следствие определенных причин и внутренних предпосылок (особенности развития психики). И, тем не менее, она подвластна совместным усилиям родителей, педагогов и медиков.

Ребенок может стать «трудным» (непослушным, недисциплинированным, упрямым), если между ним и учителем возникает смысловой барьер. Этот термин был введен психологом Л.С. Славиной21

«Смысловым барьером мы называем такое явление, когда ребенок, хорошо понимая и умея выполнять то, что требует от него учитель, как бы не «принимает» это требование и упорно его не выполняет. В этих случаях те или иные педагогические меры не оказывают на него воздействия, хотя он хорошо понимает, на что именно они направлены и как ему следует на них реагировать».

Она выявила три вида смыслового барьера.

I вид возникает при своеобразном, отличном от взрослых понимании ребенком требований, предъявляемых ему воспитателем. (Например, педагог убеждает мальчика, что нельзя драться. Тот не возражает, но продолжает участвовать в драках, считая это проявлением смелости).

II вид смыслового барьера может создаваться при неприятии учащимися формы выражения требований педагога.

III вид возникает, если личность учителя по тем или иным причинам неприятна школьнику.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Психологические особенности "трудных" школьников

    Реферат >> Психология
    ... психологии Контрольная работа По дисциплине: "Педагогическая психология" По теме: "Психологические особенности "трудных" школьников" Выполнила ... педагогически запущенных учащихся предполагает налаживание с ними доверительных отношений, контроль и помощь в ...
  2. Психологические особенности младших школьников

    Дипломная работа >> Психология
    ... работа Психологические особенности младших школьников Нестеренко Светлана Владимировна Содержание Введение I. Теоретические вопросы развития мышления школьников ... младших школьников это будет трудно осуществить ... задачи на работу с ним и предлагают ...
  3. Сравнительное иследование индивидуально-психологических особенностей учащихся школьных классах различного профиля

    Дипломная работа >> Психология
    ... Глава I. Индивидуально-психологические особенности школьников Индивидуально-психологические особенности школьников (характер, акцентуация темперамент) Социально-психологические особенности старшеклассников как социальной ...
  4. Психологические особенности развития волевых качеств в старшем подростковом возрасте

    Реферат >> Психология
    ... личности…………………………………………............ 1.3 Психологические особенности развития волевых качеств ... с учетом возрастных особенностей школьников данного возраста. Задачи ... личности, которые трудно отнести к собственно ... в совместной работе с ними. Вне общества, ...
  5. Психологические особенности общения в неформальных подростковых объединениях

    Реферат >> Психология
    ... России; исследовать психологические особенности общения в ... подростков, старших школьников и студентов ... . Курсовая работа состоит из ... и протестует против обращения с ним как с маленьким. В ... сопряжённый с мучительно трудным процессом самопознания, обретения ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020179748535156