Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Контрольная работа
В хозяйственной практике такие закономерности и принципы природопользования как максимизация общественной полезности природных ресурсов, расширенное в...полностью>>
Экономика->Реферат
Актуальность темы данной работы состоит в том, что объектом исследования являются торговые связи России с Китаем именно на региональном уровне. Дальни...полностью>>
Экономика->Реферат
В настоящее время, когда производство становится сложнейшей технической системой с постоянно повышающимися экономическими затратами, в организации воз...полностью>>
Экономика->Реферат
Анализ поведения потребителя (одна из составляющих маркетинговых исследований) предоставляет производителю (продавцу) значительные преимущества при пр...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Вместе с тем, в России нашлась другая часть инноваторов, сумевших адаптироваться, найти новые подходы и даже добиться определенных успехов даже в период ограниченного финансирования научных исследований. В современных условиях глобализации экономики знаний никогда не будет такого финансирования, как в советской науке, но будет и другая наука, основанная на новой системе финансирования, новой оценке результатов, новом институциональном механизме формирования школ и направлений. В условиях глобализации Россия вынуждена будет интегрироваться в мировую систему, следовательно, и отношение к науке должно измениться. В российской науке, на наш взгляд, наличествует мнение, что наука самоценна сама по себе. Многим ученым до сих пор кажется, что наука и коммерциализация не совместимы. В Академиях, вузах отношение к научным результатам еще недостаточно прагматично, а в развитых странах – излишне прагматично.

Сегодня в нашей стране сложились определенные группы интересов по отношению к науке. Есть академическое сообщество, есть вузовское сообщество, у них есть определенное отношение, есть свои интересы. Другое дело, что это все люди, поэтому у них, помимо этого, есть свои личностные и общественные интересы. Для взаимодействия и взаимодополнения этих интересов должна меняться сама система, должен быть разработан институциональный механизм проектного подхода к экономике знаний, который формируется недостаточно быстро, так как это очень болезненный вопрос.

Российская наука сегодня организована архаично и неэффективно, научная среда советской науки была адаптирована к другой системе. Считать, что после того, как страна коренным образом изменилась с целью увеличения эффективности, желания развиваться, что научная система может в принципиально новой среде оказаться эффективной и современной, это неверный подход к формированию нового механизма развития конкурентоспособной отечественной науки. Российская наука деградирует, многие НИИ превратились в простых хозяйствующих субъектов вроде магазинов, автосалонов, зарубежных коммерческих фирм, что-то получают, а в науке у них застой.

Основной критерий для инноваций – производство знаний и технологий, именно этот критерий необходимо выставлять для оценки организационного и интеллектуального капитала НИИ. Модернизационные программы на 3–5 лет, которые подразумевают реструктуризацию научной сферы, определяют модель сокращения числа работающих в НИИ научных сотрудников. Оппоненты реформ научной сферы утверждают, что сокращать людей нельзя, в России и так вдвое сократилось число ученых. Безусловно, в общественном сознании преобладает сейчас стратегия сохранения рабочих мест, а не стратегия сохранения научного потенциала. Но при такой стратегии в науку идут не самые хорошие соискатели, а обладатели высокого интеллектуального капитала уезжают работать в промышленно развитые страны, уходят в бизнес.

Одним из вариантов реструктуризации научной сферы может быть перевод специалистов из научных институтов в высшее образование. Многие из тех, кто не публикует большого количества научных работ, работают преподавателями, и это совершенно нормально, потому что их молодые аспиранты уже выдают научный продукт. Здесь существует дилемма – развивать науку в отдельных исследовательских институтах или соединять ее с преподаванием.

В Российской академии наук против такого соединения, ученые считают его нецелесообразным, противоречащим исторической тенденции развития системы образования в России. Вместе с тем, на Западе, в Америке принято вести исследовательскую работу наравне с преподаванием, соответственно, возникает вопрос: возможно ли развитие американской модели научного взаимодействия в России? По этому вопросу в научном сообществе нет единства.

Во-первых, сегодня многие специалисты отмечают негативное влияние разделения системы образования и исследовательской науки. Сама жизнь показала, что в нынешних условиях такая система работает плохо. При значительном финансировании система чисто исследовательских институтов работала хорошо, потому что непрерывно притекали молодые кадры. Средний возраст ученого был 35–40 лет. Сегодня уровень оплаты труда и уровень развития научной инфраструктуры не стимулируют приток молодых кадров в НИИ, а оставшиеся там исследователи значительно проигрывают в организационном капитале бизнесу.

Сегодня преимущество американской модели очевидно. В США есть и национальные лаборатории: в NASA, в DOE, которые занимаются только исследованиями и хорошо работают. Но у них существует в этом случае более жесткий контроль общества над научными структурами. Там очень велика транспарентность. Любой может задать вопрос: а на что тратятся наши деньги? Хорошо, вы расщепили ядро. Но покажите, что мир вас признал, покажите, сколько у вас публикаций в солидных журналах. Сегодня у российских исследователей доминирует другая позиция: мы занимаемся фундаментальной наукой, вы в этом ничего не понимаете, поэтому просто дайте нам денег.

Сегодня мы наблюдаем своеобразное смешение моделей в российской научной системе: часть инновационной системы – старая, невостребованная, часть – новая, развивающаяся. Для ускорения роста новой, эффективной науки нужно создавать, в том числе, и centers of exellence, или центры совершенства, где будут концентрироваться научно-технологические и финансовые ресурсы и лучший человеческий потенциал. Не следует распылять ресурсы на тысячи институтов. Создавать национальные инновационные центры целесообразнее не на базе действующих институтов, организационный капитал которых отягощен старым менталитетом, советским неэффективным менеджментом.

Если направить достаточные ресурсы в такие институты, то они не увеличат стоимость организационно-инновационного капитала НИИ. Надо создавать такие центры из людей нового типа, с опытом работы в западных лабораториях, в западных университетах. Это не может быть человек преклонного возраста и старого типа мышления, который вдруг получит бешеные ресурсы и начнет все по-старому распределять, тратить, управлять.

Если это новая экономика, то и наука должна быть новой, она постоянно обновляется, обретая новый менеджмент, новый тип управления. Например, Высшая школа экономики (ВШЭ), которая была создана в 1992 г. Именно «с нуля» прогрессивно мыслящими людьми во главе с молодым ректором, стала сегодня в России лидером в подготовке современных экономистов.

Сегодня часть академических институтов способна превратиться в академические университеты, часть работает давно в режиме прикладных наукоемких производственных фирм, а часть институтов, возможно, будет развиваться по модели западных национальных лабораторий. Таким образом, в условиях глобализации наука – очень важная составляющая конкурентоспособности нации в стратегическом плане. В новой экономике можно выделить три основных субъекта, которые занимаются финансированием научных исследований – основы для инноваций: государство, транснациональные компании, венчурные компании.

Согласно оценкам ученых МГУ, в 1990-х гг. инвестиции в исследования, проводимые за рубежом, составляли в американских компаниях 8–12 % всех инвестиций в НИР, в европейских фирмах этот процент достигал 30 %, в японских корпорациях около 5 % [49, с. 100]. При реализации конкурентных стратегий транснациональные корпорации активно используют внешние источники инноваций. Основными путями повышения инновационности бизнеса за счет внешних источников являются трансграничные слияния и поглощения, международные альянсы, аутсорсинг, стимулирование инновационных процессов в зарубежных филиалах ТНК. В условиях новой экономики на смену хаотичной диверсификации приходит «стратегическая диверсификация», целью которой является максимальное использование ТНК своего научно-исследовательского потенциала путем развития смежных, взаимосвязанных технологий.

Вместе с тем, глобальная конкуренция и инвестиционные риски, усиленные использованием информационных технологий, изменяют характер деятельности ТНК, заставляя их отказываться от непрофильных структур, неперспективных отраслей, сосредоточиться на основной деятельности. Иными словами, в современных условиях усиливаются процессы вертикальной деконцентрации. Поиски эффективных адаптационных механизмов в среде с высокими рисками заставляют корпорации укреплять свою «нишу» на рынке посредством создания интегрированных глобальных сетей.

Одной из перспективных стратегий ТНК, позволяющей максимально использовать научно-технический потенциал принимающих стран, как отмечают эксперты, является создание зарубежных НИОКР-лабораторий – генераторов новых идей, так называемых знаниевых инкубаторов (Offshore Knowledge Incubation). Первоначально инкубаторы обладают определенной степенью автономности, но в конечном счете становятся полностью интегрированными в систему ТНК. Они глубоко внедряются в научную среду стран (регионов) с целью последующего использования их новейших разработок в ТНК.

С помощью «научно-технической паутины» зарубежные НИОКР-подразделения транснациональных компаний «вылавливают» необходимые им знания и информацию. Создание сетей НИОКР ТНК инициировало новое направление глобализации – создание планетарной научно-технической сети – «Knowledge Network», функционирование которой подчинено целям формирования моноцентричного мира во главе с США.

Продукция транснациональных корпораций вытесняет с рынка товары национальных товаропроизводителей, что приводит к разрушению национальных рынков. Как справедливо заметил Н. Моисеев, страны «золотого миллиарда» становятся «насосом, откачивающим из отсталых стран все лучшее, что они имеют… В результате действия этого ''дьявольского насоса'' происходит все углубляющаяся стратификация государств». Бесспорно, это не может не закреплять отсталость развивающихся стран.

Вместе с тем, деятельность транснациональных корпораций связана с непрерывной борьбой и противоречиями, в орбиту которых втянуты не только страны, но и целые регионы. С каждым годом растет сопротивление неолиберальной глобализации, ей противопоставляется концепция многополярного мира. В этом контексте особую актуальность приобретает проблема поиска путей перехода на новую систему международных экономических отношений. Без сомнения, рыночные силы сами по себе не содействуют изменению положения страны в мировом хозяйстве, и поэтому без государственного регулирования и формирования структуры, направления мирохозяйственных связей не обойтись.

Для этого при активном участии государства необходимо создание многоаспектной модели взаимодействия с мировым сообществом в инновационно-образовательной сфере, принятие новой модели управления, в которой национальные интересы увязываются с глобальными тенденциями развития.

Для успешной конкуренции на основе инноваций на стадии, основанной на знаниях, ТНК применяют комплекс мер, называемый инновационной политикой, в рамках которой: выбор страны для сосредоточения интеллектуального капитала; передача новых технологий; лоббирование в государственных органах получения финансовых ресурсов, льгот и интеллектуальных ресурсов для инновационных программ; ряд других. Конечной целью конкуренции на основе инноваций для ТНК является максимизация прибыли, рост стоимости бизнеса на основе организационного капитала.

Для полноценной реализации стратегической инновационной инициативы сегодня необходима не только и не столько политическая воля, сколько понимание и системная поддержка мегапроекта со стороны влиятельных политических и экономических кругов, его одобрение населением страны, конструктивная позиция зарубежных партнеров. Нужна при этом, по мнению ученых, и соответствующая широкая информационная кампания. В случае реализации этих условий российская стратегическая инновационная инициатива может превратиться в устойчивую модель управления инновациями и выступит основой для формирования новых правил игры на рынке инноваций и образовательных услуг.

инновационный управление научный финансовый

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной глобализирующейся и все более обретающей черты постиндустриального уклада экономике особую значимость приобретают регулятивные функции государства. Помимо традиционного набора функций, государственное регулирование в этой связи должно обеспечить эффективную «стыковку» традиционного и инновационного в эволюционирующей экономической системе, обосновать стратегические приоритеты экономического развития, сформировать механизм их реализации. Что же касается такой специфической составляющей российской экономики, как сфера образовательных услуг и, в частности, российская высшая школа, то последняя в складывающемся социально-экономическом и демографическом контексте не может быть ни отдана на произвол рынка, ни изолирована от рыночной среды. И подобный дуализм подходов (объединяющий базовую установку на развертывание рыночной модернизации с усилением регулятивных, в том числе и инициирующих позитивные институциональные изменения, функций государства) особо приоритетен для стимулирования и реализации мезоэкономического потенциала регионально-локали-зованной системы высшего профессионального образования Южного федерального округа.

Необходимость активизации регулятивных усилий государства (как на общефедеральном, так и на региональном уровне) в сфере высшего образования южно-российского макрорегиона предопределяется в частности:

  • позиционированием как Юга в целом, так и значительной части его регионов на инновационно-образовательной «периферии», что обусловливает высокую степень зависимости мезоэкономического потенциала высшего образования от позиции и действий общероссийского инновационного и финансового «центра», от федеральных органов государственной власти и одновременно не может не сказаться на качестве образовательной услуги, на финансово-экономическом потенциале высшей школы, на специфике экономического спроса и т.п.;

  • возрастающей территориальной диспропорциональностью между диверсифицированным, в целом сравнительно хорошего качества предложением (локализованным в интенсивно теряющих население регионах) и спросом (все более концентрирующимся на юго-востоке макрорегиона), конституируемой административными, ценовыми и иными барьерами;

  • сохраняющимся монополизмом на локальных рынках, общей непоследовательностью и незавершенностью институционально-рыноч-ных реформ, что противоречит императивам формирования единого образовательного пространства на макрорегиональном уровне, в пределах Российской Федерации, в глобальном масштабе в целом;

  • сложным этно- и геополитическим положением в значительном числе южно-российских субъектов РФ, перманентной угрозой активизации сепаратистских настроений и межнациональных конфликтов, что обусловливает особую значимость высшего образования как социально-экономического стабилизатора, дополнительного весомого фактора центростремительной динамики, обеспечения долгосрочных геополитических и геокультурных интересов России.

Проблематика сохранения и эффективного использования потенциала высшей школы в настоящее время весьма актуализирована, а само модельное видение соответствующих перспектив и приоритетов уже ряд лет пребывает в эпицентре бурной научной дискуссии, ориентированной в том числе и на формирование новых контуров государственной стратегии в образовательной сфере в рамках реализации национального проекта «Образование».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Образование в Российской Федерации [Текст] : стат. сб. – М. : ГУ ВШЭ, 2008.

  2. Абанкина, И.В. Совершенствование межбюджетных отношений в сфере образования [Текст] / И.В. Абанкина. – М. : Петрозавод. гос. ун-т, 2010.

  3. Антошина, А. ВЦИОМ о нацпроекте «Образование» [Текст] / А.А. Антошина. – URL : http : www.rg.ru/2006/06/01/innovacii.html

  4. Асмолов, А. По направлению к игровому обществу [Текст] / А. Асмолов // Педология. – 2011. – № 4.

  5. Батюшин, М.А. Основные аспекты формирования региональной системы подготовки и переподготовки взрослого населения [Текст] / М.А. Батюшкин, А.И. Дусев // Официальный справочно-информа-ционный бюллетень Министерства общего и профессионального образования Ростовской области. – Ростов н/Д., 2009.

  6. Белокрылова, О.С. Опыт и перспективы использования дистанционных технологий в подготовке экономистов [Текст] / О.С. Белокрылова, М.М. Скорев // Новые университеты: роль информационных технологий в становлении гуманитарного образования : материалы региональной науч.-практ. конф. – Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2008.

  7. Белолипецкий, В.Г. Преодоление пространства и времени как атрибут экономической глобализации [Текст] : Экономическая теория на пороге ХХI в. / В.Г. Белолипецкий. − М. : Юрист, 2008. – С. 59−61.

  8. Валентей, С.Д. Россия в изменяющемся мире [Текст] : Внешние и внутренние вызовы / С.Д. Валентей, Л.И. Нестеров, В.В. Елизаров // Вызовы нового века и стратегический ответ России. – М., 2011.

  9. Глобализация и судьба цивилизаций [Текст] / под ред. Т.Т. Тимофеева, Ю.В. Яковца, У. Бледсо. − М.: Международный институт П. Сорокина − Н. Кондратьева, 2009. − С. 39.

  10. Дежина, И.Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок [Текст] / И.Г. Дежина, Б.Г. Салтыков. – М., 2007.

  11. Захарова, Т.В. Человеческий капитал как потенциальный фактор устойчивого развития [Текст] / Т.В. Захарова // Проблемы устойчивого развития: иллюзии, реальность, прогноз : материалы симпозиума. – Томск, 2007.

  12. Касьянюк, Т. Методологический аспект анализа проблемы трансформации образования [Текст] / Т. Касьянюк // Общественные науки. – 2009. – № 1.

  13. Кетова, Н.П. Виртуальная экономика [Текст]: Общемировые и российские реалии ХХI века / Н.П. Кетова // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы : ежегодник. − 2008. – Вып. 1.

  14. Коллонтай, В.М. Пределы новой экономики. Экономическая теория на пороге XXI века − 5 [Текст]: Неоэкономика / В.М. Коллонтай ; под ред. Ю.М. Осипова, В.Г. Белолипецкого, Е.С. Зотовой. − М. : Юристъ, 2011.

1



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Финансовая политика в системе управления финансами

    Курсовая работа >> Экономика
    ... управление финансами, называется финансовым аппаратом. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ Субъект управления Инструмент воздействия Объект управления ... развитие России. Можно выделить три основных канала воздействия мирового кризиса на российскую ... ее инновационности, ...
  2. Финансовое планирование в системе управления финансами (2)

    Курсовая работа >> Финансовые науки
    ... финансового планирования в системе управления финансами. 1. Финансовое планирование и прогнозирование 1.1 Содержание и задачи финансового планирования Экономическое развитие ... дальнейшее перераспределение через финансовые инструменты между производственной и ...
  3. Управление инновационным процессом в условиях рынка

    Реферат >> Менеджмент
    ... управления инновационным процессом в странах развитой экономики 41 4.3. Система управления инновационным процессом в развитых странах 43 4.4. Управлении ... финансовые инструменты. Об этом свидетельствует опыт промыш­ленно развитых ... вузам ... Российским ...
  4. Инновационное предпринимательство теория и мировая практика

    Курсовая работа >> Экономика
    ... Рассмотрим элементы системы управления инновационным развитием (СУИР ... основными инструментами управления ... российская экономика не понесла бремени затрат ресурсов и фи­нансовых средств на развитие ... инновационных центров, улучшение мате­риального положения ВУЗов ...
  5. Система управления документооборотом организации

    Реферат >> Промышленность, производство
    ... , финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации ... системы управления университетом, обеспечивающая адаптацию вуза к новым экономическим и социальным условиям, определение стратегических ориентиров развития ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017030239105225