Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились о...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Капитал здоровья, образования и культуры представляет собой инвестиции в человека, осуществляемые с целью формирования, поддержания и совершенствовани...полностью>>
Психология->Реферат
Выбор профессии – задача сложная и достаточно парадоксальная. Парадокс состоит в следующем. С одной стороны, каждая профессия – это целый мир. На озна...полностью>>
Психология->Реферат
Студентам важно знать объект своей практической работы, т.е. человека, поэтому в ходе обучения вы знакомитесь с различными науками, изучающими человек...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Российский государственный университет им.И.Канта

Факультет психологии и социальной работы

Кафедра специальных психолого-педагогических дисциплин

Курсовая на тему:

Характеристика страхов у детей младшего школьного возраста с ЗПР

Студентки III курса

Специальности

Специальная психология

Горбуновой Светланы Олеговны

Преподаватель:

(ассистент)

Мишанина Жанна Юрьевна

Г.Калининград,2010г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 3

Глава I. Теоретическое исследование особенностей страхов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития……………………...6

1.1 Страх как внутреннее состояние у детей младшего школьного возраста.. 6

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)…………………………..16

1.3 Особенности страхов в эмоциональном мире ребенка с задержкой психического развития ЗПР………………………………………………. ……27

Глава II. Эмпирическое исследование особенностей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)……………………….... 37

2.1 Организация и ход исследования…………………………………………...37 38

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования……………………. 40

Заключение……………………………………………………………................ 50

Список использованной литературы ............................................................... 53

Приложения.......................................................................................................... 55

Введение

Проблематика данной курсовой работы заключается в том, что, эмоциональное состояние ребенка имеет особое значение в психическом развитии. Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, который составляют переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлением действительности. Существуют значимые связи между уровнем вербального интеллекта, неустойчивостью внимания, направленностью на учебную деятельность и эмоционально-волевой сферой детей с задержкой психического развития (ЗПР). Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребенка с ЗПР к систематическому обучению. В исследованиях М.С. Певзнер и Т.А. Власовой отмечается, что для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию.

Типичные для детей с ЗПР особенности в эмоциональном развитии:

1) неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности;

2) проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов;

3) появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям.

Также детям с ЗПР присущи симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, низкий уровень аффективно-потребностной сферы, повышенная утомляемость, бедность психических процессов, гиперактивность. В зависимости от преобладания эмоционального фона можно выделить два вида органического инфантилизма: неустойчивый — отличается психомоторной расторможенностью, импульсивностью, неспособностью к саморегуляции деятельности и поведения, тормозной — отличается преобладанием пониженного фона настроения.

Дети с ЗПР отличаются несамостоятельностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу. И как следствие для их деятельности характерна низкая продуктивность работы в условиях учебной деятельности, неустойчивость внимания при низкой работоспособности и низкая познавательная активность, но при переключении на игру, соответственную эмоциональным потребностям, продуктивность повышается.

У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля.

Дети с ЗПР испытывают трудности активной адаптации, что мешает их эмоциональному комфорту и равновесию нервных процессов: торможения и возбуждения. Эмоциональный дискомфорт снижает активность познавательной деятельности, побуждает к стереотипным действиям. Изменения эмоционального состояния и вслед за этим познавательной деятельности доказывает единство эмоций и интеллекта.

Таким образом, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для эмоционального развития детей с ЗПР: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам.

Изучение особенностей развития интеллектуальной и эмоциональной сферы позволило увидеть, что симптомы ЗПР очень резко проявляются в старшем дошкольном возрасте, когда перед детьми ставятся учебные задачи.

Объект исследования: детские страхи как психолого-педагогическое явление

Предмет исследования: объекты страхов младших школьников с задержкой психического развития.

Цель исследования: выявить объекты детских страхов детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В качестве гипотезы можно предположить,что у детей младшего школьного возраста с ЗПР объекты страхов носят особый характер:это проявляется как, страх воды и темноты; боязнь смерти и потери родителей; боязнь природных катастроф; боязнь войны, значительно острее, чем у здоровых детей того же возраста.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных о проблеме страхов у детей

  2. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей с ЗПР

  3. Изучить психологические объекты формирования страхов у детей младшего школьного возраста с ЗПР

  4. Эмпирическим путем выявить особенности детских страхов у детей с ЗПР.

Для решения задач и проверки основной гипотезы был использован комплекс методов исследования:

  • теоретические методы: теоретический анализ проблемы и предмета исследования; научный анализ педагогической, психологической, медицинской литературы; изучение и систематизация опыта по проблеме диагностики и коррекции детских страхов;

  • эмпирические методы: наблюдение, беседа, проективный метод (анализ продуктов творчества детей),методы математической обработки и наглядного представления результатов исследования.

База исследования:дети с ЗПР в количестве 10 человек и здоровые дети в количестве 10 человек.

Глава I. Теоретическое исследования

1.1 Страх как внутреннее состояние детей младшего школьного возраста

В психологии и педагогике существуют разные классификации страхов. Некоторыми учеными выделяются следующие виды страхов: реальный, невротический и страх свободный:

Реальный страх – рациональное выражение инстинкта самосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности.

Страх невротический – разнообразные формы «бесцельного страха» невротиков, возникают из-за отвлечения либидо от нормального применения, либо из-за отказа психических инстанций.

Страх свободный – общая неопределённая боязливость, готовая на время привязаться к любой появившейся возможности и выражающаяся в состоянии «боязливого ожидания», страх беспредметный, не связанный с каким-либо объектом, вызывающим этот страх.

Так как данная работа определяет объекты страхов у детей младшего школьного возраста с ЗПР, то мы считаем целесообразным дать определение понятию объект:

философская категория, если определять её в пределах эпистемологии, выражающая нечто, существующее в реальной действительности (то есть независимо от сознания). В качестве объекта может выступать и сам субъект, в качестве субъекта выступает личность, социальная группа или всё общество.

Исследователь Р.В. Овчарова выделяет следующие виды страхов:

Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей, тревожность в отношениях с ребёнком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителями и другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье, отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителями того же пола, преимущественно у мальчиков. Конфликтные отношения между родителями, психические травмы типа испуга, психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми [16,с.25].

Невротические страхи характеризуются большой эмоциональной интенсивностью и напряжённостью, длительным течением или постоянством, неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности, взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями, избеганием объекта страха. Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Этому подвержены чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чьё представление о себе искажено переживаниями в семье или конфликтами. Эти дети не могут полагаться на взрослых, как на источник безопасности, авторитета и любви. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенны в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают страх перед учителем.

Наиболее полной можно считать классификацию страхов А.И.Захарова:

  1. По характеру – природные, социальные, ситуативные, личностные.

  2. По степени реальности – реальные и воображаемые.

  3. По степени интенсивности – острые и хронические.

Несмотря на то, что страх – это интенсивно выражаемая эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной характер, и патологические уровни. Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Некоторые формы страха имеют защитное значение, так как позволяют избежать соприкосновения с объектом страха.

На патологический страх указывают его выражения: ужас, эмоциональный шок, потрясение или затяжное, навязчивое, труднообратимое течение, непроизвольность, то есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, как и не благоприятное воздействие на характер, межличностные отношения и приспособление человека к социальной действительности.

В психолого – педагогической литературе рассматривается и иная точка зрения, классифицирующая страхи. По мнению некоторых ученых, страх условно делится на ситуативный и личностный[20,с.12].

Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например, при нападении собаки. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.

Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например, его повышенной мнительностью, и способен проявляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Влияние проявлений тревожности на социальную адаптацию детей младшего школьного возраста с задер

    Реферат >> Психология
    ... младший школьный возраст. По данным ряда исследователей, количество страхов у детей с ЗПР ... младших школьников с ЗПР. 2.3 Характеристика коррекционной программы, направленной на понижение проявлений уровня тревожности у детей младшего школьного возраста ...
  2. Коррекция мышления трудовой деятельностью у детей с ЗПР младшего школьного возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР.. 8 1.1. ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР ………………………………………………………….….8 1.2. ВЛИЯНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КОРРЕКЦИЮ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР ... характеристики нужной детали. Таким образом, дети ...
  3. Развитие внимания как один из факторов успешности обучения детей с ЗПР

    Курсовая работа >> Психология
    ... особенностей внимания детей младшего школьного возраста с ЗПР. 4) Изучение внимания детей с ЗПР младшего школьного возраста. 5) ... самообслуживания. Характеристика готовности к школьному обучению не ... пример с коррекцией страхов у детей. Применение метода ...
  4. Тревожность детей с ЗПР

    Задача >> Психология
    ... младшего школьного и подросткового возраста (Н.П.Кондратьева; О.В.Фролова и др.). Установлено, что у детей с ЗПР ... Характеристика эмоциональной сферы детей с ЗПР Комплексное изучение ЗПР ... . Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. – М., 1986г. Заикание у ...
  5. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у младших школьников с ЗПР в у

    Реферат >> Педагогика
    ... 4. Методика анализа графических характеристик письма. 5. Методика ... тревожность и устраняющую страх детей допустить ошибки, подвергнуться ... В. Семенович, 2001). Большинство детей с ЗПР младшего школьного возраста, в силу своих психофизиологических особенностей ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019638538360596