Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Культура и искусство->Закон
Японский дизайн всегда отличался своей загадочностью и лаконичностью. Совершенно чуждая культура Японии воспринималась в Европе и Америке как экзотика...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Новую русскую историю обыкновенно начинают с так называемой эпохи преобразований нашего общественного быта. Главным деятелем этих преобразований был П...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Швейные изделия различают по видам, отличающимся следующими признаками: видовым наименованием, полом потребителя, его возрастом, сезонностью и времене...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Синдромы Дауна, Клайнфельтера и Тернера - наиболее частые хромосомные нарушения. Поэтому с проифлактической точки зрения важно путём кариотипирования ...полностью>>

Главная > Реферат >Культура и искусство

Сохрани ссылку в одной из сетей:

60


Содержание

  1. Введение

  2. Культура античного мира

    1. Культура Древней Греции

    2. Основные этапы развития эллинской художественной культуры

    3. Культура Древнего Рима

  3. Заключение

  4. Список литературы

I. Введение

Целью моей работы явилось желание показать, описать и охарактеризовать деятельность, творчество, работу, мысли греков, римлян и других народов; показать эти великие культуры. Выявить характерные черты и особенности этих культур, их различие и неповторимость, если они присутствуют.

Античная культура Средиземноморья считается величайшим тво­рением человечества. Ограниченная пространством (в основном по­бережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, по пра­ву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. Уничтоженная природными стихиями, по­жарами, варварскими набегами, погребенная вместе со статуями низверженных христианами языческих богов, античная культура открывала свои тайны новой Европе постепенно, век за веком. Мифы и предания обретали конкретную историческую форму в археологи­ческих находках Генриха Шлимана, открывшего во второй половине XIX века Трою, Микены, Тиринф, и Артура Эванса на Крите в начале XX века. И каждое новое открытие заставляло потомков склонить головы перед достижениями сравнительно небольших по численно­сти, но очень талантливых народов.

В связи с этим рассмотрим культуру Древней Греции, Древнего Рима и эллинскую художественную культуру.

II. Культура античного мира

2.1. Культура Древней Греции

Прошли века со времени крушения античной культуры. Чело­вечество получило в свое распоряжение новые факты и материалы. Но о греческой культуре продолжают спорить. Что это было: «гречес­кое чудо», на котором так настаивал Шлиман, «быстро облетающая роза», по мнению Гегеля, «символ благополучного существования», как полагали И. Тэн и Э. Ренан, или сложный, противоречивый, зачас­тую античеловечный и кровавый процесс становления новой европей­ской цивилизации, как утверждал А. Боннар. «Детством человечест­ва», порой ослепительно солнечным, иногда таинственным, жестоким и загадочным, воспринимается античная эпоха, памятники которой до сих пор оказывают огромное художественное воздействие.

Европейская цивилизация действительно уходит своими корня­ми в период античности. Древним грекам были знакомы достижения культуры народов Востока. Но усвоив опыт Египта и Вавилонии, греки определили собственный путь как в развитии новых социально-политических отношений, философских поисков, так и в художественно-эстетическом подходе к миру. Античная Греция не была отягощена азиатский традицией.

Греция на протяжении многих веков не представляла собой единого географического пространства. Не представляла собой единства ан­тичная Греция и в социально-политическом плане: она существова­ла в рамках особой государственной системы— городов-полисов, ча­ще всего определенных природными границами. Различие между ними было существенным: в языковых диалектах, собственных ка­лендарях и монетах, почитаемых богах и уважаемых героях. Порой они не только соперничали, но и воевали друг с другом. Спарта и Афины — два полюса этого противостояния.

Несмотря на указанные региональные различия, античная культура позволяет говорить о себе как об определенной целостнос­ти. Долгое время в основе такой связи лежало осознание общности интересов и необходимость объединения против общего врага, когда тот претендовал на земли греков. Но единство определялось не толь­ко этим. Рассмотрим характерные особенности античной культуры.

Прежде всего античная культура космологична. Космос вы­ступает ее абсолютом. Космос по-гречески — это не только мир, Все­ленная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. И если вся окружающая при­рода прекрасна, то верность ей становится незыблемым принципом греческого искусства. И.И.Винкельман, исследуя греческое искус­ство, упоминает о существовании закона, предписывающего худож­никам «подражать природе как можно лучше под страхом наказа­ния». Уже в самом общем подходе к миру, природе, космосу антич­ный грек утверждал эстетические категории, тесно связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и получив­шие особое развитие в искусстве — красота, мера, гармония.

Красота, прекрасное, согласно чтимому греками Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат харак­теристики онтологического порядка: соразмерность, определен­ность, ограниченность и единство в многообразии.

Мера понимается как исходный принцип существования чего-то определенного. Она едина и неделима, она — характеристика со­вершенства. Мера вводится в античной Греции в философ­скую, политическую, эстетическую и этическую культуру, пред­ставляя собой одну из основных ее категорий.

Природа Греции сама осуществляет меру — в ней нет ничего гро­мадного. Все обозримо и понятно. Море не угнетает рыбаков и морепла­вателей своей безбрежностью, почти всюду видны берега, и остров, ви­димый за 150 км, кажется греку «щитом, положенным на море». Горы не отличаются значительной вышиной, в прозрачном воздухе все види­мые предметы воспринимаются в отчетливых формах. Грек не угнетен безбрежным пространством, как египтянин в пустыне или скиф в степи, он воспринимает мир в четких естественных границах. Незначитель­ность размеров греческих государств превращало абстрактное понятие об отечестве в представлении о родном и любимом городе-полисе.

Человек, привыкший к таким ясным конкретным представлени­ям и
образам, как нельзя более был способен к пониманию гармонии между видимыми частями созерцаемого. Вот почему как основная чер­та бытия понималась греками и гармония — единство в многообразии, «внутренняя природа вещей». Наивысшее выражение гармония, как и мера, получает в искусстве, но образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества.

Античная культура - это тип европейской рациональной куль­туры. Грек созерцал космос, воспринимая его таким, как он есть, не за­думываясь и не давая глубокого осмысления античному мирозданию. Но восприняв его, грек должен был доказать, просчитать и вычислить все, что вначале он утвердил умозрительно и принял на веру. И если гармония, как настаивал Аристотель, есть отношение величин, кото­рым свойственно «движение и положение», если она выражается в «пропорции и связи вещей», то должны быть математические нормы этой связи. Отсюда — наличие канона, совокупности правил, опреде­ляющих идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры. Тело человека подверглось тщательному геометрическому изучению, в результате которого были установлены правила пропорционального соотношения его частей. Историки полагают, что теоретиком пропор­ций является скульптор Поликлет (2-я половина V в. до н. э.), автор труда «Канон». Практически теория пропорций Поликлета выражена прежде всего в его собственных статуях атлетов «Дорифора» («Копь­еносец») и «Диадумена» («Юноша с победной повязкой»).

Математические расчеты базировались на наблюдении над реальным человеческим телом. Но тело, совершенное и прекрасное само по себе, было лишь частью гармоничной личности античного мира. Идеал, к которому должен стремиться каждый гражданин гре­ческого полиса — калокагатия. Прекрасная (kalos) и хороший, доб­рый (agathos) человек соединяет в себе красоту безупречного тела и внутреннее нравственное совершенство, причем приоритет явно принадлежит второму. Достигнуть идеала можно было упражнениями, образованием и воспитанием. Воспита­ние предполагало единство развития физического и умственного в равной степени — «гимнастического» и «мусического». Ко второму относилось «поприще муз» — все искусства (пение, музыка, танцы, поэзия), искусство счета, речи, искусство спора. Основу литератур­ного образования составляли произведения Гомера, Гесиода, Эзопа.

Таким образом, уже космологизм греческой культуры предпо­лагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком, природные объекты — с человеческим телом. Такой подход опреде­ляется и общим отношением античного грека к земной жизни. Лю­бовь к повседневным радостям утверждалась в качестве своеобраз­ного идеала, преимущество жизни над смертью огромно, понимание его составляет смысл античного мировоззрения:

«Всем суждено умереть, и никто предсказать не сумеет даже на завтрашний день, будет ли жив человек. Ясно все это поняв, чело­век, веселись беззаботно... И наслаждайся любовью, ведь жизнь у те­бя однодневна. Прочие тяготы все я оставлю судьбе» (Греческая эпи­грамма. М., 1960. С. 276).

Античный грек высоко ценил эти рекомендации. Он был способен на героические самопожертвования, но умирая, жалел о том, что прихо­дится оставлять этот прекрасный мир. Антигона, одна из самым попу­лярных в античной Греции мифических героинь, главное действующее лицо трагедии Софокла, шествуя на смерть, жалеет о тех днях счастья, которые подарила бы ей жизнь.

Антропоцентричность античной греческой культуры предпо­лагает культ тела человека. Вспомним, что идеализируя богов, греки представляли их в образе человеческом и наделяли высшей теле­сной красотой, потому что не находили более совершенной формы.

Культ тела определялся и более прагматическими причинами. Каждому греку нужно было заботиться о ловкости и силе для воен­ных целей, ему приходилось защищать отечество от врагов. Красота телосложения почиталась высоко и достигалась физическими уп­ражнениями и гимнастикой. Историки свидетельствуют, что культ тела был мощнейшим стимулом решения социально-политических задач. Агесилай, царь спартанский, чтобы ободрить своих воинов, велел раздеть пленных персов. Увидев их изнеженные тела, свиде­тельствуют историки, греки расхохотались и пошли вперед, полные уверенности в победе над презренным противником.

Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чув­ства стыдливости. Стоило знаменитой афинской красавице Фрине, обвиненной в совершении преступления, сбросить перед судьями свои одежды, как они, ослепленные красотой, оправдали ее.

Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой куль­туры. Греческая философия не может быть понята без эстетики — теории красоты и гармонии. Греческая математика, физика, астро­номия — «скульптурны и осязательны». Пластично все греческое ис­кусство — архитектура, скульптура, поэзия, драма. Представлен­ная на сцене трагедия походила на ряд оживленных рельефов, маска актера служила символом изображаемого им характера. И сам актер представлял собой живую статую.

Человек и его качества служили критерием определения даже таких, казалось бы, далеких от телесной пластики видов деятельнос­ти, как риторика. Один из авторов сравнивал речи известнейшего в Афинах ритора Исократа с ухоженными и прекрасными телами юных атлетов на состязаниях, а речи его ученика Демосфена — с во­инами, в полном вооружении, грозно сверкающими оружием и доспе­хами. Но наиболее полно телесность и пластичность были выражены в таких видах искусства как архитектура и скульптура. Математи­ческие расчеты сооружаемых храмов соотносились с человеческим телом. При всяких сооружениях основные меры древние заимствуют от человеческого тела: пальцы, ладони, стопы, локти и т. д. Мужест­венная дорическая колонна уподобляется фигуре мужчины — физи­чески сильного, твердо стоящего на земле, не требующего никаких украшений и прекрасного уже физическим совершенством, строй­ная ионическая колонна сравнивается с фигурой женщины, утончен­ной и нарядной. Колонна украшена орнаментом в виде листьев паль­мы или лотоса с завитками-волютами, аккуратными и симметричны­ми как прическа гречанки. И углубления на ионической колонне тоньше и богаче, чем на дорической. Коринфская колонна создана, как полагает Витрувий, «в подражание девичьей грации».

Следует, однако, подчеркнуть, что антропоцентризм имеет бо­лее глубокий смысл, нежели соответствие с человеческим телом, да­же в архитектуре. Как уже отмечалось, пропорции храма и его раз­меры соотносимы с человеком. Но не с реальным человеком — для этого составляющие храма слишком велики, здание «предполагало» героя, титанического человека, оно возвышает человека и приобща­ет его к миру высоких и могучих явлений. Такая архитектура стано­вится важной силой в духовной культуре греческого общества, вос­питывает в человеке гражданина.

Принципом патриотизма проникнута и такая черта античной культуры как состязательность: она характеризует все сферы жизни. Главную роль играли состязания художественные — поэтические и му­зыкальные, спортивные, конные. Греческий агон (борьба, состязание) олицетворял характерную черту свободного грека: он мог проявить се­бя прежде всего как гражданин полиса, его личные заслуги и качества ценились только тогда, когда выражали идеи и ценности полиса, город­ского коллектива.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. культура древнего мира (2)

    Реферат >> Культура и искусство
    ... и основные формы духовной культуры "западного" мира. Античность оставила в наследство мировой культуре опыт демократического устройства ... её особенности присущи и греческой культуре.Античность явила миру различные формы организации человеческого сообщества ...
  2. Культура античности (2)

    Реферат >> Культура и искусство
    ... отводят античной культуре. В целом для античной культуры характерен рациональный подход к пониманию мира и ... камню 3. Общецивилизационное значение культуры Античность создала тот особый способ ... всей системы ценностей античного мира, к которой обращались ...
  3. Культура античной Греции и Рима

    Реферат >> История
    ... МиТОМД Реферат На тему: « Культура античной Греции и Рима» Выполнила: студентка ... , этическое и эстетическое отношение человека к миру. Философия — любовь к Мудрости — ... знаменитой «Географии», ставшей сводом античных знаний о мире, и долгое время (вплоть ...
  4. Культура Древнего Рима (18)

    Реферат >> Культура и искусство
    ... выделим и рассмотрим самобытные черты культуры античного Рима. Делами, достойными римлянина, ... ценности и традиции двух великих культур антично мира: этрусков и греков. По ... по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон. Это храм ...
  5. Античный мир в трагедиях Софокла и Эврипида

    Реферат >> Литература и русский язык
    ... интерес к культуре античности и обуславливает актуальность данного исследования. Итак, тема данной работы: античный мир в трагедиях ... научно-исследовательской работы состоит в анализе античного мира в трагедиях Софокла и Эврипида. Данная цель ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014560222625732