Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
У міру нагромадження досвіду психіатричною медичною сестрою збільшуються професійні труднощі й сумніви, які заслуговують обговорення в аспектах лікува...полностью>>
Психология->Реферат
Здатність передбачення майбутнього входить у сферу обов'язків лікаря Прогноз є доповненням діагнозу У підручниках клінічної медицини опис хвороби підр...полностью>>
Психология->Реферат
Такі визначення, як психічна енергія, енергетика особистості, давно узвичаїлися Ними користуються й психологи Але справа в тому, що ці слова й визначе...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Тема психічного здоров’я молодшого школяра, аналіз зовнішніх і внутрішніх чинників, яка розглядається в цій курсовій роботі, за своєю актуальністю зас...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Курсовая работа

«Диагностика темперамента у подростков»

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы темперамента у подростков 5

1.1. Психологическая сущность темперамента и его свойства 5

1.2. Теоретические модели темперамента 6

1.3. Типы темперамента 10

Глава II. Эмпирическое исследование темперамента у подростков 14

2.1. Психологическая диагностика типа темперамента 14

2.2. Организация и проведение психодиагностического исследования темперамента у подростков 15

2.3. Результаты исследования 17

Заключение 32

Список использованной литературы 34

Приложение 1 36

Приложение 2 42

Приложение 3 49

Приложение 4 51

Приложение 5 53

Введение

Актуальность исследования

Психодиагностическое изучение типа темперамента в подростковом возрасте является актуальной для современной психологии проблемой. Это обусловлено потребностями практики в данных об особенностях психики подростка. Период отрочества характеризуется динамичными изменениями всех физиологических систем и психических функций. Одновременно с этим, подростку приходится осваивать новые социальные роли и функции, перестраивать отношения с окружающим миром, изменять представления о себе как о личности.

Все эти факторы могут стать причиной резких перемен в личности подростка. Медлительный ученик начнет продемонстрировать бурные эмоции, а бессменный лидер – склонность к уединению. Подобное поведение может привести к трудностям в общении взрослого (родителя, психолога, педагога) с подростком. Взрывчатость подростка, его бурная социальная активность или, напротив, замедленность, изоляция не обязательно являются проявлением типа темперамента. Они могут быть обусловлены особенностями ситуации, т.е. возрастной динамикой психофизиологического развития. Поэтому точность наблюдения как источника информации о динамических свойствах нервной системы в подростковом возрасте снижается.

В связи с этим, возрастает роль психодиагностического обследования при определении типа темперамента подростка.

В настоящее время существуют различные методики для диагностики динамической стороны психики. Наибольшее распространение в психодиагностической практике получили опросник Я. Стреляу и опросник Г. Айзенка. Более полная информация о темпераменте подростка может быть получена при помощи опросника структуры темперамента В.М. Русалова. Выбор конкретного опросника определяется практическими задачами, которые стоят перед исследователем.

Целью данной работы является исследование типа и свойств темперамента у подростков.

Достижению данной цели отвечают: следующие задачи

  1. Охарактеризовать сущность и свойства темперамента.

  2. Проанализировать теоретические модели темперамента.

  3. Описать типы темперамента.

  4. Изучить методики психологической диагностики темперамента.

  5. Подобрать методики, сформировать выборку.

  6. Изучить тип и свойства темперамента у подростков

  7. Обработать данные, сделать выводы.

Гипотеза: существует взаимосвязь между типом темперамента у подростков и степенью выраженности предметной и социальной эргичности, предметной и социальной пластичности, предметного и социального темпа, предметной и социальной эмоциональности, контроля.

Методики исследования:

- методики сбора данных:

  1. опросник Г.Ю. Айзенка;

  2. опросник структуры темперамента В.М. Русалова;

- методики математической обработки данных:

коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы практическими психологами, педагогами образовательных учреждений и учреждений внешкольного образования при работе с подростками, а также при психолого-педагогическом просвещении родителей.

Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы темперамента у подростков

    1. Психологическая сущность темперамента и его свойства

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Содержательная характеристика темперамента может быть дана через его свойства. К свойствам темперамента, по мнению В.С. Мерлина, можно отнести «индивидуальные особенности, которые: 1) регулируют динамику психической деятельности в целом; 2) характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов; 3) имеют устойчивый и постоянный характер, сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени; 4) находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента; 5) однозначно обусловлены общим типом нервной системы» [9, с. 365].

Е.И. Рогов выделяет следующие свойства темперамента [12]:

1) Сензитивность - определяется тем, какова наименьшая сила
внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции;

2) Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон — даже звук);

3) Активность - свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания);

4) Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений;

5) Пластичность и ригидность – они свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение;

6) Темп реакций - характеризует скорость протекания различных
психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума;

7) Экстраверсия, интроверсия - определяют, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт);

8) Эмоциональная возбудимость характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

1.2. Теоретические модели темперамента

Интерес исследователей к проблеме темперамента, его физиологической основы способствовал развитию различных теоретических концепций.

Первые концепции темперамента были гуморальными. Они связывали темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. Наиболее ярко эту группу теорий темперамента представляла классификация темперамента, основанная на учении Гиппократа. Он считал, что уровень жизнедеятельности организма определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме – кровью, желчью, черной желчью и слизью (флегмой, лимфой). Соотношение этих жидкостей, индивидуально-своеобразное у каждого человека, обозначалось по-гречески как «красис» (смесь, сочетание), который в переводе на латинский язык звучит как «темперамент». На основе теории Гиппократа постепенно сформировывалось учение о четырех типах темперамента по количеству главных жидкостей, гипотетическое преобладание которых в организме и дало название основным типам темперамента: сангвиническому, холерическому, меланхолическому и флегматическому [4, с. 353].

В рамках конституционального направления признавалось существование определенных физических признаков темперамента. В связи с этим, Э. Кречмер, анализируя совокупности морфологических признаков, в качестве основного критерия для определения типа темперамента указал тип телосложения и осуществил попытку определить темперамент через типы морфологических конституций [6, с. 351].

По свидетельству Э. Кречмера, «астеническому типу конституции, характеризующемуся длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, удлиненным лицом, слабой мускулатурой, соответствует шизоидный темперамент, которому свойственны индивидуальные особенности, располагающиеся в основном вдоль «психэстетической» шкалы,— от чрезвычайной ранимости, аффективности и раздражительности до бесчувственной холодности и тупого, «деревянного» равнодушия. Для шизоидов характерны также замкнутость, уход во внутренний мир,
несоответствие реакций внешним стимулам, контрасты между
судорожной порывистостью и скованностью действий» [6, с. 344].

Пикническому типу, характеризующемуся широкой грудью, коренастой, широкой фигурой, круглой головой, выступающим животом, отвечает, по Э. Кречмеру, циклоидный (циклотимический) темперамент. Ему свойственны прежде всего индивидуальные особенности, идущие вдоль «диатетической» шкалы, т.е. «от постоянно повышенного, веселого настроения у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального и мрачного состояния духа у депрессивных индивидов» [6, с. 345]. Для циклоидов характерны также соответствие реакций стимулам, открытость, умение слиться с окружающей средой, естественность, мягкость и плавность движений.

Морфологические признаки отображены также в концепции У. Шелдона. В данной теории выделяются три основных типа соматической конституции («соматотипа»): эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный. Для эндоморфного типа, по мнению У. Шелдона, характерны «мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем; ему соответствует висцеротонический темперамент с любовью к комфорту, с чувственными устремлениями, расслабленностью и медленными реакциями» [20, с. 463]. Мезоморфный тип характеризуется жестокостью и резкостью поведения, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой; с ним связан соматотонический темперамент с любовью к приключениям, склонностью к риску, жаждой мускульных действий, активностью, смелостью, агрессивностью. Эктоморфному типу конституции свойственны изящество и хрупкость телесного облика, отсутствие выражен-ной мускулатуры; этому соматотипу соответствует церебротонический темперамент, характеризующийся малой общительностью, склонностью к обособлению и одиночеству, повышенной реактивностью. У. Шелдон, так же, как и Э. Кречмер, разделял идею о фатальной соматической обусловленности самых разнообразных психических черт личности, в том числе таких, которые целиком определяются условиями воспитания и социальной средой.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Психолого-педагогическая диагностика характерологических особенностей подростков в школе

    Реферат >> Психология
    ... Методы психолого-педагогической диагностики подростков в школе 2.1. ... темперамента Рома Д. Акцентуации темперамента Олеся Р. Акцентуации темперамента Антон О. Акцентуации темперамента Сергей К. Акцентуации темперамента Валера Е. Акцентуации темперамента ...
  2. Психогенетические исследования темперамента

    Контрольная работа >> Психология
    ... в ее осуществлении. При диагностике темперамента у подростков и взрослых большинство свойств темперамента оценивается по аналогичным особенностям ... Вам быстро говорить?" В опросниках для диагностики темперамента дошкольников и младших школьников скоростной, ...
  3. Особенности темперамента и акцентуаций характера у подростков с различными типами личности в профессиональной сфере

    Дипломная работа >> Психология
    ... диагностике 1.3 Подходы к понятию и диагностике акцентуаций характера у подростков Глава II. Исследование особенностей темперамента и акцентуаций характера у подростков ...
  4. Развитие волевых черт характера у детей подросткового возраста с холеристическим типом темперамента

    Курсовая работа >> Психология
    ... диагностика изучения свойств темперамента и уровней развития волевых качеств личности. Формирующий, на котором подростки ... диагностики показали, (см. приложение3, таблица1), что свойства темперамента по-разному проявляются в деятельности подростка ...
  5. Исследование индивидуально-психологических особенностей подростков, имеющих психосоматическую патологию

    Дипломная работа >> Психология
    ... к последствиям психологического кризиса следующие категории подростков: подростки, перенесшие насилие, ставшие жертвами жестокого ... по критериям валидности и надёжности. 2.1.2 Методика диагностики темперамента Г. Айзенка Цель методики: выявить особенности ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017139911651611