Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Контрольная работа
Развитие немецкой классической философии было одним из важней­ших выражений эпохального подъема духовной культуры, начавшегося в герман­ских государст...полностью>>
Философия->Реферат
С конца 18 столетия стало очевидно, что существующая философия (философия Нового времени) уже себя исчерпала Она уже не могла ни мировоззренчески обоб...полностью>>
Философия->Реферат
В конце XVIII и начале XIX в Германия, преодолевая экономическую и политическую отсталость, приближалась к буржуазной революции, и «подобно тому, как ...полностью>>
Философия->Реферат
Немецкой классической философией в отечественной литературе принято называть совокупность философских учений И Канта, И Г Фихте, Ф В Й Шеллинга, Г В Ф...полностью>>

Главная > Учебное пособие >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1


ЛЕКЦИЯ

ТЕМА

ПРЕДМЕТНОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ

1. Предметное познание

1.1. Эмпирические основы

1.2. Теоретические основы

2. Методологическое познание

2.1. Эмпирическое основы

2.2. Теоретические основы

3. Роль методологии в развитии познания

1. Предметное познание

Предметное познание протекает на прикладном и на философском уровнях.

На стадии прикладного предметного познания каждой предметной области соответственно множеству выделяющихся основных объектов изу­чения образуются относительно самостоятельные устойчивые системы знаний в виде так называемых предметных наук и предметных учений.

Предметная наука (предметное учение) как система знаний пред­ставляет собой науку об объектах познания соответствующей предметной области, не являющихся методами и теориями. Предметные науки, как правило, полу­чают названия типа "предметология" (зоология, филология, стоматология, экология, социология и т.д.), "предметика" (физика, ботаника, информатика и др.), либо получаемые по иным правилам словообразования, обычно по­зволяющим явно подчеркнуть основной предмет познания. Предметные учения получают наименования по фамилии автора (учение Павлова, уче­ние Дарвина и проч.). Возникновение предметных наук и учений характер­но как для прикладной, так и для философской ступеней познания.

Следует отметить, что на любой стадии познания получаемые новые знания интегрируются с уже имеющимися в относительно самостоятельные устойчивые образования ещё одного вида, представляющие собой разнооб­разные научные основы рассматриваемой предметной области, соответ­ствующие двум основным уровням познания - эмпирическому и теоретиче­скому.

1.1. Эмпирические основы

Развитие науки на эмпирическом уровне прикладного предметного познания обычно соответствует самому начальному этапу человеческого познания конкретной предметной области. Эмпирическое познание, как правило, становится исходным и для всех других более высоких стадий и ступеней познания.

Период эмпирического познания знаменует первое вторжение науки в область, где прежде безраздельно властвовало только искусство. Эмпири­ческий уровень познания реализует лишь возможности описания и пред­сказания фактов, свойств и явлений рассматриваемой предметной области, но не даёт им объяснения. Последующее развитие науки эмпирического уровня познания характе­ризуются всё большим использованием количественных методов, но в про­стейших формах - в виде статистических данных.

В итоге развития любой (частной) науки на уровне эмпирического предметного познания формируются эмпирические основы предметной науки, включающие в свой состав следующие основные эле­менты:

Эмпирические факты - это факты, приводящие к эмпирическим вы­водам. Эмпирические факты на стадии прикладного предметного познания - предметные, а на стадии философского предметного познания - философско-предметные. На основе эмпирических фактов, представляющих собой первичные знания соответствующей стадии познания, с помощью познава­тельных методов (а иногда и реализующих их средств) эмпирического уровня образуется массив вторичных знаний в виде эмпирических данных.

Методические основы предметной науки эмпирического уровня складываются как результат объединения методов получения эмпириче­ских знаний, которые, как правило, являются простейшими познаватель­ными.

В их перечень обычно входят измерение, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, абдукция.

Метод - совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению кон­кретной задачи.

Измерение - познавательный процесс, имеющий целью определение характеристик материальных объектов с помощью соответствующих изме­рительных приборов.

Сравнение - сопоставление объектов с целью выявления признаков сходства или различия между ними .

Анализ - метод исследования, состоящий в том, что изучаемый пред­мет мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых затем исследуется в отдельности как часть расчленённого целого.

Синтез - мысленное или практическое соединение частей предмета, расчленённого в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета как единого целого.

Индукция - форма мышления, посредством которой мысль наводится на какое-либо общее правило, общее положение, присущее всем единич­ным предметам какого-либо класса.

Дедукция - форма мышления, посредством которой новая мысль вы­водится чисто логическим путём из некоторых данных мыслей-посылок .

Абдукция - метод исследования, заключающийся в генерировании и проверке новых научных гипотез на основе имеющихся фактов.

Гипотеза (научная) - научное предположение, выдвигаемое для объ­яснения каких-нибудь явлений.

Эмпирические данные (научные данные эмпирического уровня) пред­ставляют собой совокупность (относящихся к рассматриваемым объектам, предметам, ступеням и стадиям познания) научных {эмпирических) поло­жений, в том числе научных (эмпирических) выводов, гипотез, соотно­шений, принципов, концепции, закономерностей и законов, вытекающих из эмпирических фактов, известных науке, и обусловленных ими научных (эмпирических) рекомендаций.

Научные положения - это выраженные в виде чётких формулировок основные научные результаты-сведения (как ранее известные, так и вновь выдвинутые в процессе проведенного исследования), имеющие научное объяснение.

Объяснение - этап, форма научного исследования, состоящие в рас­крытии сущности изучаемого объекта.

Обоснование - цепь рассуждений, приводящих к неопровержимым выводам.

Доказательство - рассуждение, имеющее целью обосновать истин­ность (или ложность) какого-либо утверждения.

Научные выводы представляют собой итоговые утверждения, имею­щие научное обоснование.

Соотношение - взаимная связь между чем-нибудь.

Принцип - основное исходное положение теории, учения, науки, ми­ровоззрения и т.д..

Концепция - определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета {явления, процесса), основная точка зрения на предмет.

Теория - в наиболее общем случае это совокупность обобщённых по­ложений, образующих какую-либо науку или ее раздел.

Особую ценность представляют научные выводы, приводящие к формулированию ранее неизвестных законов и закономерностей.

Закономерность - это объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений, описанная, как правило, на качественном, со­держательном уровне.

Закон - необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся со­отношение между явлениями (необходимая связь явлений).

Научные рекомендации представляют собой научные выводы пред­писывающего типа.

Эмпирические научные результаты, получаемые на философской ступени познания, оказываются применимыми не только по отношению к различным предметным наукам, возникающим на стадии прикладного предметного познания, но и к разнообразным предметным областям. Поль­за науки, даже если она не достигает своего совершенства, как правило, оказывается настолько ощутимой, что побуждает дальнейшее ее развитие, а недостатки используемых научных методов восполняются за счёт искусст­ва тех, кто занимается практической деятельностью. Дальнейшее познание выводит науку на более высокий уровень теоретического познания.

1.2. Теоретические основы

Развитие науки неразрывно связано с непрерывным совершенствова­нием методов. Именно это обстоятельство находит выражение в утвержде­нии, о том, что "развитому знанию предмета" обычно предшествует "выработка научного метода". Для теоретического познания характерны та­кие общенаучные познавательные методы исследования, как абстрагирова­ние, выдвижение гипотез, моделирование, идеализация, обобщение, мыс­ленный эксперимент и др.

Абстрагирование - процесс мысленного выделения, вычленения от­дельных или общих интересующих в данный момент признаков, свойств и отношений предмета и мысленного отвлечения от множества других при­знаков, свойств и отношений этого предмета.

Моделирование - метод исследования, основанный на построении моделей.

Модель - объект, который отображает или воспроизводит свойства другого объекта (оригинала) и используется для его исследования.

Особая роль при выполнении исследований принадлежит математи­ческим моделям - аналитическим и имитационным.

Математическая модель - это модель, представленная в виде сово­купности математических соотношений.

Математическое соотношение - математическая структура, ото­бражающая взаимосвязь понятий (конкретных или абстрактных) представ­ленных в символьной форме.

Аналитическая модель - математическая модель, представленная в виде совокупности математических утверждений.

Математическое утверждение - математическое соотношение, описывающее взаимное соответствие (равенства, неравенства, принадлеж­ности, истинности, ложности и др.) понятий, представленных в символьной форме.

Имитационная модель - математическая модель, представленная в виде совокупности математических предписаний.

Математические предписания - математические соотношения, ус­танавливающее последовательность операций (арифметических, логиче­ских и др.) над понятиями, представленными в символьной форме.

Идеализация - мыслительный акт, связанный с образованием некото­рых абстрактных объектов, которые не могут быть созданы на практике опытным путём

Обобщение - логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию, а также результат этого процесса: обобщённое понятие, суждение, закон науки, теория.

Результатом теоретического познания является развитие теоретических основ предметных наук, возникающих как на приклад­ной, так и на философской ступенях познания. В составе теоретических ос­нов предметной науки в наиболее общем случае могут быть выделены сле­дующие основные элементы:



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Философская теория познания

    Реферат >> Философия
    ... и объект познания предметно совпадают. Объектом познания бытие выступает ... методологического характера. Оно может быть конкретизировано применительно к объектам познания ... Практика как материально-чувственная, предметная и целеполагающая деятельность субъектов ...
  2. Методологические проблемы социально психологического исследования

    Реферат >> Психология
    ... ученый в процессе исследований предметной области (например, понятие ... социального познания. В её рамках исследуются проблемы познания социальных ... характеристиках. Деятельностный подход – методологическое основание отечественной социальной психологии. ...
  3. Методологические основы психологии (2)

    Контрольная работа >> Психология
    ... обучения, изложения) — совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности; способ достижения ... С.Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2006. 10. Куликов, С. Б. Вопросы становления предметной и проблемной ...
  4. Методологические принципы психологии (1)

    Реферат >> Психология
    ... но и выступает в качестве принципа исследования. Методологическое значение понятия активности применительно к психологическим ... психического отражения кик познания реальной действительности, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно- ...
  5. Познание как объект философского знания

    Реферат >> Философия
    ... познания - философское понятие, в раскрытии существа которого В.А.Лекторским, С.Л.Рубинштейном и др. были введены методологически ... , который представляет наличное бытие, обладает предметной природой, существует во времени и пространстве ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0015897750854492