Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
Число детей с нарушением слуха – глухих и слабослышащих, к сожалению, растет во всем мире с каждым годом. Дети теряют слух по разным причинам, иногда ...полностью>>
Педагогика->Реферат
Одаренность как феномен по-прежнему остается загадкой для большинства членов общества. Для широкой общественности наиболее важными проблемами являются...полностью>>
Педагогика->Реферат
До сих пор общепринятого подхода к раскрытию сущности понятия "дифференциация обучения" не существует. Однако большинство специалистов под д...полностью>>
Педагогика->Реферат
На протяжении всей истории психологических исследований мышления и речи проблема связи между ними привлекала к себе повышенное внимание. Предлагаемые ...полностью>>

Главная > Книга >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ

Общие сведения о семье: структура семьи, возраст, профессии родителей, бытовые и санитарно-гигиенические условия жизни семьи, материальное положение.

Данные о семейном воспитании:

  1. Воспитательная активность родителей: основные цели воспитания, наличие конкретных воспитательных задач, единство и согласованность требований взрослых к детям, общение с детьми, осведомлённость о жизни ребёнка; связь с учителями, классным руководителем; сознательное овладение психолого-педагогическими знаниями; участие в воспитательной работе школы.

  2. Общественная направленность семейного коллектива: отношение взрослых к труду, своему городу (селу), предприятию; степень активности взрослых в общественной жизни, нацеленность родителей на развитие духовных потребностей детей.

  3. Психология семейных отношений (выбрать характерный тип отношений):

  • гармоничные отношения: уважение, дружба, любовь, теплота, взаимная забота, помощь;

  • неустойчивые, но положительные семейные отношения: непродолжительные, устраняемые конфликты;

  • отношения внешне благополучные, урегулированные, но внутренне неблагополучные: внешняя благопристойность держится на угрозах и страхе; родители подрывают авторитет друг друга, нередко самоустраняются от воспитания детей;

  • резко конфликтные отношения: частые конфликты, психологическая несовместимость родителей; алкоголизм одного из них или обоих, атмосфера грубости, недоверия.

  1. Наличие личного места у ребёнка в доме.

  2. Выполнение ребёнком режима дня.

  3. Распределение трудовых обязанностей в семье.

  4. Организация свободного времени, культура досуга семьи.

  5. Отношение родителей к школе.

ИНФОРМАТИВНО - МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Согласно Закону «Об образовании» образовательные учреждения получили право на свой устав и локальные акты. Поэтому школы разрабатывают и утверждают своё положение о классном руководстве, опираясь на соответствующие рекомендации.

Общие положения:

  1. Классный руководитель назначается и освобождается от должности директором школы.

  2. Классный руководитель подчиняется директору школы, его заместителям.

  3. Главная функция классного руководителя – создание условий для свободного развития духовных и физических сил ребёнка, защита его прав и свобод.

Деятельность классного руководителя по обеспечению здоровья учащихся:

  • изучает особенности развития детей;

  • помогает врачам и участвует в проведении диспансеризации учеников;

  • проводит беседы о личной гигиене;

  • проводит профилактическую работу по предупреждению детского дорожного травматизма, несчастных случаев;

  • способствует организации спортивных соревнований;

  • пропагандирует здоровый образ жизни.

Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся:

  • изучает семью, её воспитательные возможности, атмосферу семейного воспитания;

  • осуществляет индивидуальную работу с родителями, привлекая родителей к участию во внеклассной работе;

  • проводит систематическую работу по повышению педагогической культуры родителей.

Классный руководитель должен обладать следующей информацией:

  • состояние семейно-бытовых условий каждого ученика;

  • состояние здоровья;

  • положение в классе;

  • внешкольные интересы и увлечения;

  • общественные поручения;

  • отношение к школе, учителям, родителям, одноклассникам;

  • уровень воспитанности;

  • стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию.

Взаимосвязь классного руководителя с учителями-предметниками:

  • координация решения воспитательных задач в процессе осуществления межпредметных связей;

  • определение совместно с учителями мер по развитию устойчивого интереса к знаниям, предупреждению неуспеваемости, обучению рациональным навыкам учебного труда;

  • посещение уроков учителей-предметников с целью наблюдения за учебной деятельностью учащихся класса;

  • создание ситуаций, ведущих к самостоятельному пополнению знаний учащимися;

  • проведение педагогического консилиума с учителями с целью определения реальных учебных возможностей конкретных учащихся класса;

  • вовлечение учащихся в учебные кружки, клубы и т.п.;

  • подготовка и проведение совместно с учителями-предметниками смотров знаний, конкурсов, олимпиад, конференций и т.п.

Работа с классным коллективом:

  • организация дежурства учащихся на переменах;

  • привитие навыков трудовой культуры;

  • проведение праздников, вечеров, встреч с интересными людьми, с людьми разных профессий;

  • участие со своим классом в общешкольных, районных, городских коллективных творческих делах;

  • проведение специальных мероприятий, направленных на формирование у детей коммуникативной культуры;

  • работа с активом класса, тактичное направление лидеров в организации деятельности классного коллектива и т.п.

Документация классного руководителя:

  • рабочий дневник;

  • план социального развития классного коллектива на каждое полугодие по различным направлениям (развитие интеллектуальных способностей; нравственно-эстетическое, половое, правовое, гражданское, экологическое, эстетическое воспитание и др.);

  • классный журнал;

  • ученические дневники; личные дела школьников.

ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА

Технология коллективного творческого дела включает шесть последовательно сменяемых стадий его подготовки и проведения.

1 стадия. Предварительная работа воспитателя.

Руководитель коллектива обдумывает идею предстоящего дела, творческие дела для каждой микрогруппы, поручения для шефов, родителей, других педагогов. В заключение этого этапа проводятся нацеливающие беседы с учащимися, чтобы заинтересовать их предстоящим делом.

2 стадия. Коллективное планирование.

На общем сборе-старте руководитель ставит перед классом вопросы: Какое дело провести? На радость и пользу кому? С кем вместе провести? Где провести? Эти вопросы обсуждаются в микрогруппах, руководитель незаметно подбрасывает идеи. В итоге выбирается лучший вариант, для его реализации избирается Совет дела – представители каждой микрогруппы, которые будут координировать подготовку дела.

3 стадия. Подготовка дела.

В микрогруппах идёт подготовка отдельных фрагментов общего коллективного дела. Педагог незаметно контролирует ход подготовки, помогая отстающим.

4 стадия. Проведение дела.

Любое КТД нужно стремиться провести в форме яркого праздника, в котором будут участвовать все, а педагог подготовит неожиданные сюрпризы.

5 стадия. Коллективное подведение итогов.

Чаще всего проводится в виде общего сбора-«огонька», во время которого идёт коллективный ответ на вопросы: Что было хорошо и почему? Что не получилось и почему? Что сделаем в будущем? Руководитель подводит итоги, докладывает их родителям, шефам, другим учителям.

6 стадия. Последействие (использование опыта проделанной работы).

На общем сборе-старте обсуждают, что достигли, что ещё можно и хотелось бы провести, задумывают и обсуждают новое КТД.

ПРИЗНАКИ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

1. Высокие количественные и, главным образом, качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса по основным параметрам:

  • сформированность общественной направленности школьников, проявляющейся, прежде всего, в признаках коллективизма и общественной активности;

  • образованность учеников (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их обобщённости, умение переносить знания в новую ситуацию, наличие соответствующих умений и навыков; сформированность у учащихся познавательных интересов и потребностей, стремления к самообразованию; наличие общественно-ценных мотивов и ценностных ориентаций в учебной деятельности);

  • воспитанность учащихся (динамика развития у них общественно ценных личностных качеств и показателей общего развития; сформированность у учащихся общественно значимых ценностных ориентаций в деятельности, социальных мотивов общения и поведения, активной жизненной позиции, потребности в самовоспитании);

  • трудовой опыт, т.е. стремление к различным видам деятельности и наличие необходимых умений, практических навыков в выполнении трудовых операций (их количество, качество, скорость), умение анализировать процесс и результат конкретного труда, самоконтроль, самоанализ проделанной работы, связь теории с практикой, рационализаторский подход к делу, коррекция в организации труда, высокое качество материальных (вещественных) результатов трудового процесса, рабочей операции.

  1. Оптимальность педагогического опыта (достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей, экономной затрате сил, средств, времени педагогов и учащихся так, чтобы данный опыт не стал помехой для решения других не менее важных образовательных и воспитательных задач).

  1. Устойчивость, стабильность опыта, длительное его функционирование.

  1. Возможности повторения и творческого использования опыта одного педагога другим.

  1. Перспективность опыта.

  1. Научная обоснованность опыта (передовой опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе проб и ошибок).

ФОРМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Открытые занятия по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы. Посещая открытые занятия опытных педагогов, их коллеги, студенты-практиканты и руководители школы коллективно обсуждают, замечают те стороны, которые действительно являются передовыми, а также выявляют условия, при которых опыт конкретного педагога становится передовым и может стать достоянием других.

Педагогические советы, производственные совещания, собрания по проблемам педагогики (методики). Перед их проведением осуществляется большая подготовительная работа: посещаются и анализируются учебно-воспитательные занятия разных педагогов, изучается литература, подготавливается выставка, отражающая опыт, готовятся основные доклады и содоклады. На совете, собрании, совещании коллективно обсуждаются поднятые в докладе вопросы, обращается внимание на выявление тех факторов и условий, которые обеспечили успех в работе отдельных педагогов, групп и целых коллективов; после обсуждения вопроса выносятся рекомендации об использовании передового опыта.

Научно-методическая и научно-практическая конференции – удачная форма изучения и обобщения опыта. В соответствии с темой конференции учителя изучают литературу и осмысливают собственный опыт, а также опыт коллег.

Педагогические выставки, отражающие опыт (например, дидактический материал, способствующий активизации учебного процесса); различные схемы и материалы о межпредметных связях; образцы планов, конспектов и методических разработок по разным вопросам учебно-воспитательной работы и т.д.

Педагогическая выставка организуется так же, как составная часть других форм (конференций, совещаний и т.д.).

Педагогические чтения предполагают анализ, осмысление и обобщение учителем своего опыта. Педагог сначала выступает с докладом на педагогической секции, объединении или на педсовете, производственном совещании.

Затем проводятся педагогические чтения, лучшие доклады выдвигаются на областные, республиканские чтения, рекомендуются для опубликования в журналах, сборниках статей и т.д.

Диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной работы. Они организуются как в устной, так и в печатной форме. В педагогических коллективах обсуждаются острые и спорные педагогические проблемы. Мнения, высказываемые разными учителями, взаимно дополняют друг друга или оказываются совершенно противоположными. Каждый участник спора стремится аргументировать свою позицию или опровергнуть мнение спорящей стороны фактами из собственной практики, материалами передового опыта.

Педагогические экскурсии проводятся с целью изучения практической реализации передового опыта. На экскурсии наглядно видны в условиях практики передовые методы, приёмы и организация учебно-воспитательной работы педагога-мастера.

Семинарские занятия по проблемам педагогики. Тема семинара определяется на учебный год или на несколько лет. Изучается теоретический и методический материал, анализируется личный опыт педагогов – участников семинара, делаются обобщения.

Практикумы по разработке методики изучения и обобщения педагогического опыта. Если в школе есть группа учителей-энтузиастов, занимающихся изучением опыта, то оправдано проведение практикумов. На занятия выносятся такие вопросы как составление библиографии по определённым темам, подготовка плана изучения опыта, обсуждение методов изучения и выбор их по конкретным темам, выбор способов наблюдения и фиксации опыта, количественный анализ и качественная интерпретация полученных материалов, обобщение всего материала.

Педагогические консультации могут быть устные и письменные. В работе ищущего педагога-новатора возникают вопросы, затруднения и иногда сомнения. Педагогическая консультация проводится учёными, опытными учителями-практиками.

Самообразование – это доступная, эффективная и необходимая для любого педагога форма изучения опыта других специалистов, если этот опыт уже описан и обобщён в виде докладов, статей, брошюр, монографий, методических разработок, памяток, инструкций и т.д.

Приложение

В ПОМОЩЬ ПРАКТИКАНТУ: СЛОВАРЬ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ

Анализ

Мыслительная операция, основанная на разложении изучаемого явления, свойства на составные элементы

Внеклассная работа

Организованные и целенаправленные занятия с учащимися воспитательного и образовательного характера, проводимые во внеурочное время. Одна из форм организации досуга учащихся

Воспитательная активность семьи

Сознательное, систематическое, планомерное и согласованное воздействие родителей на ребёнка с целью формирования определённых качеств личности

Деятельность

Специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей

Досуг детей

Свободное от обязательной деятельности время

Запущенность педагогическая

Отклонение от нормы в поведении и учебной деятельности ребёнка, обусловленное недостатками воспитания

Классное родительское собрание

Высший общественный орган, определяющий своими решениями задачи и направления работы родительского коллектива класса в школе, семье, а также по месту жительства детей.

Классный коллектив

Объединение школьников, стремящихся в совместной деятельности к достижению социально-значимых целей и созданию благоприятных условий для удовлетворения интересов и потребностей каждого воспитанника с учётом его индивидуальных особенностей

Коллективное творческое дело (КТД)

    1. Эффективное средство решения воспитательных задач; проявление общей заботы о развитии каждого участника.

2. Общественно важное дело, первейшее назначение которого – забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни

Метод

Путь познания или способ достижения цели

Мотив

Побудительная причина деятельности

Навык

Действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоенности и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля

Обучаемость

Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения

Педагогическая задача

1. Задача изменения личности воспитанника или коллектива, перевода из одного состояния в другое.

2. Задачи по организации конкретных воспитательных дел, посредством которых достигаются определённые образовательно-воспитательные цели

Педагогическая технология

  1. Рациональная организация деятельности и её оснащение.

  2. Последовательность операций, позволяющая получать результат с наименьшими затратами.

  3. Упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей

План работы классного руководителя

1. Творческий документ, определяющий содержание, пути и средства достижения целей и задач образования и воспитания.

2. Творческий документ воспитателя, в котором отражены данные педагогической диагностики и система воспитательной работы учителя с коллективом класса, с отдельными учащимися; взаимодействие с родителями и общественностью, центрами дополнительного образования и другими культурнообразовательными учреждениями

Педагогическая культура родителей

Определённый уровень педагогических, психологических, физиологических и других знаний о человеке, а также сформированные умения и навыки семейного и общественного воспитания детей с учётом их индивидуальных различий

Характеристика класса

Текстовое или кодовое выражение данных психолого-педагогической диагностики



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Практика по внеклассной воспитательной работе

    Отчет о прохождении практики >> Педагогика
    ... СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАМЫШИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 050 146 ... ПРАКТИКИ ДАТА СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПОДПИСЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ 13 апреля 2012 г. Установочная конференция по практике «Внеклассная воспитательная работа» ...
  2. Педагогическая практика по квалификации преподаватель географии как одна из ведущих

    Реферат >> Педагогика
    ... прохождения педагогической практики на 5 курсе я выполнила учебно-воспитательную работу в школе с учащимися 11го класса по всем ...
  3. Форы и методы воспитательной работы (1)

    Реферат >> Педагогика
    ... их единстве. В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы. Некоторые методисты стремятся ... по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным ...
  4. Методика воспитательной работы

    Книга >> Педагогика
    ... заместителя директора школы по воспитательной рабо­те. — М., 1999. Теория и практика глобального образования. — ... по воспитательной рабо­те. - М., 1999.-С. 120-134. 91 Глава VII. ТЕХНОЛОГИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Общая характеристика педагогических ...
  5. Воспитательные системы образовательных учреждений: организационно-методические основы, сущность, классификация

    Реферат >> Педагогика
    ... педагогической деятельности. Система воспитательной работы – совокупность некоторых воспитательных ... некоторых воспитательных системах действуют по принципу ... практика воспитательных сис­тем: В 2 кн. М., 1993: Методология, теория и практика воспитательных ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017809867858887