Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Статья
В определении состояния здоровья человека существуют два решающих момента: зачатие - процесс, в результате которого начинает существовать особь посред...полностью>>
Психология->Контрольная работа
В последнее время подчёркивается необходимость развития индивидуальных способностей учащихся, создания благоприятных условий для всестороннего их разв...полностью>>
Психология->Реферат
Актуальность работы заключается в том, что по мере перехода к комплексной автоматизации производства возрастает роль человека как субъекта труда и упр...полностью>>
Психология->Реферат
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенног...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Таким образом, эти фразы определяют несовершенство организации учебного процесса на уроке, оценочной системы.

Фразы 4, 6 - положительные оценочные ситуации. Фраза 4 показывает влияние положительных оценок на учеников. Дети чувствуют: «радость», «веселье», «гордость», то, что они «лучше других», «что я что-то правильно сделал», «что учитель добрый», «что я умнею и взрослею», «что меня дома будут хвалить», «что сейчас буду прыгать».

Таким образом, положительные оценки сильно влияют на ребёнка, по ним они судят об учителе, предполагают отношения в семье, утверждаются в своих силах.

Фраза 6 определяет стимул, который заставляет детей учиться. Детям хочется учиться лучше, когда они «получают низкие оценки» (50% учащихся), «когда я в бодром расположении духа» (22,2% учащихся), «когда все учатся» (5,6% учащихся), «когда я понимаю» (5,6% учащихся), «кода мои друзья со мной» (5,6% учащихся), «кода я ничего не знаю» (5,6% учащихся), «когда лучше Димы» (5,6% учащихся).

Фраза 9 - дифференциация понятий «оценка» и «отметка». Фраза 9 показывает, насколько учащиеся различают понятия «оценка» и «отметка». Были получены такие ответы: 38,4% учащихся ответили, что «оценка» и «отметка» - «главное в учёбе»; 11,2% опрошенных ответили, что это «не самое главное»; 11,2% учащихся ответили, что это «одно и то же»; «учитель оценивает меня, и по этой оценке можно определить мой ум» (5,6% учащихся); 28% учащихся ответили, что это «хорошо»; 5,6% учащихся написали, что «оценка» и «отметка» - «разные вещи».

Таким образом, что в 3 «Б» классе для большинства (88,8% опрошенных) отметки имеют важное социальное значение, по ним судят о человеке. Отметки превращаются в стимул учения (50%), являясь источником радости и горя (100%). Учащиеся не различают (94,4%) разницы между «оценкой» и «отметкой».

Анкетирование родителей (методика незаконченных предложений)

а) Фразы 1 и 4 позволяют определить место школы в жизни ребёнка с позиции родителей. Фраза 1 позволяет установить значение школьных успехов ребёнка и школы для родителей. 88,9% родителей спрашивают, вернувшегося из школы ребёнка, о школьных успехах. Из них 22,2% родителей требуют дневник с отметками. Для этих родителей на первом месте стоит школа, школьные успехи их ребёнка, а не настроение, состояние ребёнка после учебного дня. Предлагают ребёнку пообедать 11,1% родителей. Для этих родителей на первом месте стоит сам ребёнок, со знаниями или без них - им всё равно, они озабочены тем, что их ребёнок устал, потратил много сил, поэтому ему требуется восстановление энергии. Только после этого они будут спрашивать о школьных успехах. Фраза 4 также показывает силу влияния школы на отношения между ребёнком и родителями. Для большинства родителей (77,8%) с утра важнее всего напомнить ребёнку о его обязанностях в школе: «будь внимательнее», «слушай учителя, запоминай всё, что говорит учитель». Из них 33,3% родителей желают удачи и школьных успехов. Таким образом, родители влияют на ребёнка, считая учёбу и успехи критерием оценивания своего ребёнка. И только 22,2% родителей желают своему ребёнку «быть осторожнее по дороге», «не задерживаться и в крайнем случае звонить». Это говорит о том, что родители беспокоятся не за учёбу, а за самого ребёнка.

б) Фразы 2, 3 и 5 выявляют значимость оценивания ребёнка для родителей. Фраза 2 показывает, как влияет оценивание, а именно низкая отметка, ребёнка на действия родителей. Все действия родителей в зависимости от отметки, получаемой ребёнком, делятся на 3 группы: 44,5% родителей считают, что причина в самом ребёнке, что он виноват сам (также, не видя необходимости в помощи); 33,3% родителей выясняют причину неудачи и оказывают помощь ребёнку, проводя работу над ошибками; 22,2% родителей, не выясняя причины, требуют от ребёнка исправления отметки, не принимая во внимание необходимости помощи ребёнку. Фраза 3 показывает действия родителей в случае получения ребёнком высокой отметки. Так, 77,8% родителей хвалят ребёнка, а 11,2% радуются вместе с ребёнком.

Таким образом, для подавляющего числа родителей отметка является источником поощрения или наказания.

Фраза 5 показывает, что для родителей означают успехи ребёнка в школе, каким они считают своего ребёнка. По успехам в школе о ребёнке судят 88,9% родителей, называя своих детей «умным», «старательным», «способным учиться на 5». Из них 44,4% родителей называют своих детей «нормальным», «обычным», делая своих детей «золотой серединкой», давая им статистическое определение. И лишь 11,1% родителей называют своих детей «самыми любимыми на свете», т.е. не судят о ребёнке по отметкам - плохой он или хороший, они любят ребёнка за то, что он есть.

Фразы 6 и 8 определяют требование к учителю, его оценочной системе. Фраза 6 показывает, насколько учитель объективен к детям, с позиции родителей. Все родители указали, что учитель ставит «справедливые» отметки, «в соответствии со знаниями ученика». Они согласны с учителем, не предъявляют к нему претензий. Авторитет учителя сохраняется перед детьми. Родители определяют такие главные качества учителя (фраза 8), как: «нормальный», «добрый», «умный», «справедливый» человек, который «должен заинтересовать учеников своим предметом», обязательно должен быть «другом и наставником» ребёнку.

Фраза 7 - дифференциация «отметки» и «оценки». Фраза 7 раскрывает, насколько родители различают понятия «оценка» и «отметка». Так, 55,6% родителей написали, что «оценка» и «отметка» разные вещи, из них только 22,2% попытались расписать разницу («не одно и то же, но они должны совпадать», «как учитель оценит знания и в соответствии поставит нужную отметку»). Для 11,1% родителей отметка и оценка - «показатель подготовки ученика», а 22,2% родителей не разводят понятия, считая их синонимами. И только 11,1% родителей считают, что «отметка не главное, а главное знания ребёнка».

Фраза 9 определяет решение вопросов успеваемости ребёнка. Так, 66,7% родителей обращаются только к учителю, не спрашивая у ребёнка; 22,2% родителей спрашивают только у ребёнка, не обращаясь к учителю, не могут выяснить истинную причину, не находят правильного решения; и только 11,1% родителей выясняют все вопросы с ребёнком, а затем с учителем, выясняя, таким образом, причину и устраняя её сразу.

Для большинства (88,9%) родителей школа, школьные успехи ребёнка играют первостепенную роль, они судят по отметкам о личности ребёнка, посредством отметок влияют на неё. И только небольшая часть родителей (11,1%) видят в ребёнке маленького, развивающегося человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За всю историю развития оценочной системы попытки выработать эти критерии были неоднократными. Однако даже на самые объективные критерии оценивания ученики будут реагировать субъективно и неодинаково.

Существуют различные психологические механизмы, лежащие в основе тех или иных переживаний и стилей поведения детей в оценочных ситуациях: рассогласование между уровнем притязаний ученика и его реальными достижениями; высокая самооценка, сочетающаяся с неуверенностью в себе; разные типы психологической защиты.

Проведенные исследования показали, что между 3 «А» и 3 «Б» классами наблюдается резкое различие по отношению к учебе и оценочной деятельности учителя. В 3 классе дети остро чувствуют психологическую и социальную значимость отметки и оценки. Для многих оценочная деятельность является стимулом и целью обучения. Отметка влияет на становление личности учащегося, определяет его самооценку и психическое состояние. На фоне отметки уже возникают скрытые конфликты, учащиеся таят обиду на учителя.

Похвала воздействует положительно на ребенка, делая его более уверенным в себе, снимая напряжение.

Дети по оценочной деятельности судят о личности учителя, если учитель ставит «5» и «4», то он «хороший», а если «3» и «2», то - «плохой». Также родители (да и сами учителя) судят по отметкам о детях.

Переживания ученика зависят не только от того, какую оценку он получит, но и от того, как учитель стремится построить оценочную ситуацию. При этом значение имеют относительно-нормативная ориентация учителя, его ожидания по отношению к конкретному ученику, специфика контроля за учебной работой, виды используемых оценок, общий эмоциональный фон. Организуя оценочную ситуацию, учителя должны ориентироваться на результативность учебного процесса; отдельные параметры оценочных ситуаций должны соответствовать ожиданиям и потребностям учеников, следовательно, учителю необходимо представлять себе потребности учащихся.

Школьная отметка как мощный мотивационный фактор влияет не только на познавательную деятельность, стимулируя ее. Отметка глубоко затрагивает все сферы жизни ребенка. Приобретая особую значимость в глазах окружающих, она превращается в характеристику личности ребенка, влияет на его самооценку, во многом определяет систему его социальных отношений в семье и школе. Для окружающих ребенка людей - родителей, родственников, учителей, одноклассников - очень существенно, «отличник» ребенок или, скажем, «троечник», при этом престиж первого не сопоставим со спокойным безразличием ко второму. С психологической точки зрения отметка очень сильно влияет на учебную мотивацию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аксамидова И.Г. Использование тестовых технологий при оценке качества знаний учащихся // Управление школой. - 2005. - №8. - С. 18.

  2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2002. - 436с.

  3. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. - М., - Воронеж, 2002. – 400 с.

  4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1997. - 528 с.

  5. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. – СП-б.: Наука, 1997. - 386с.

  6. Битянова М.Р., Азарова Т.В. и др. Работа психолога в начальной школе. - М., 2000. – 228 с.

  7. Боденко Б.Н. Выявление некоторых причин трудностей в обучении // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. - М., 1989. – 208 с.

  8. Божович Е.Д. Процесс учения: Контроль. Диагностика. Коррекция. Оценка. - М., 2003. - 305 с.

  9. Бурцев К. Об оценках, отметках и ценностях: школьная оценка как средство педагогической поддержки // Современная гуманитарная гимназия. - М.: Просвещение, 1998. - 322 с.

  10. Гальперин, П.Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. - 1995. - №5. - С. 7-10.

  11. Гуцу Е.Г. Индивидуальные варианты психологической готовности детей к обучению // Начальная школа. - 2006. - №1 - С. 11-14.

  12. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. В кн.: Возрастная и педагогическая психология (под ред. А.В. Петровского). – М.: Просвещение, 1995. - 594 с.

  13. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1995. - 376 с.

  14. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону, 1999. - 483с.

  15. История педагогики и современность / Под ред. Ш.И. Ганелина - Л.: Мысль, 1974. - 440 с.

  16. Костылев Ф.В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы. - М., 2002. - 103с.

  17. Куимова Н.С. Проблемы отметки и оценки качества образования младших школьников в условиях модернизации образования // Управление школой. - 2004. - № 2. – С. 21

  18. Лерер И.Я. Дидактическая система методов обучения. - М., 1978. – 191с.

  19. Летучева И.Н. Оценка и ее роль в формировании личности учащегося // Преподавание музыки в школе. - № 10. - 2004. - С. 17.

  20. Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение с взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. - Кишинев, 1989. – 160 с.

  21. Мурачковский Н.И. Типы неуспевающих школьников. - М., 1999. – 224 с.

  22. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к школьному возрасту. - М., 2000. – 104 с.

  23. Обсуждаем рекомендации Министерства образования о введении «безотметочного обучения» // Искусство в школе. - 2006. – №1. - С. 2.

  24. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н.; Под ред. Смирнова С.А. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 472 с.

  25. Полякова А.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников. - М., 1982. – 361 с.

  26. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. - М., 1979. – 566 с.

  27. Савонько А. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку другими людьми - М.: Изд. МГУ, 1974. - 16 с.

  28. Совершенствование обучения младших школьников. - М., 1988. – 324с.

  29. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 2002. – 274 с.

  30. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т., Т.2. - М., 1978. – 520 с.

  31. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1997. – 362с.

  32. Цукерман Г.А., Шияновская С.И. Оценка без отметки. - Рига, 2003. - 374 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для учащихся 3 «А» класса

  1. Для чего ты ходишь в школу?

  2. Что тебе нравится в твоём классном руководителе?

  3. Что тебе не нравится в твоём классном руководителе?

  4. Что тебе нравится в учёбе?

  5. Что тебе не нравится в учёбе?

  6. Какой твой нелюбимый предмет?

  7. Что тебе в этом предмете не нравится?

  8. Что бы ты сделал, чтобы все учились хорошо?

Методика незаконченных предложений для учащихся 3 «Б» класса

«Дорогой друг! Посмотри - перед тобой 9 предложений. Все они имеют отношение к твоей учебной работе. Ни одно из предложений не окончено, и твоя задача - быстро написать окончание к каждому предложению. Не думай слишком долго, прочтёшь одно предложение - сразу дописывай его и приступай к следующему. Но напиши так, как ты действительно считаешь».

  1. Я учусь для того, чтобы _____________________________________.

  2. Для меня самое главное в учителе _____________________________.

  3. Когда я получаю низкую оценку, я чувствую ____________________.

  4. Когда меня хвалит учитель, я чувствую ________________________.

  5. Я думаю, что учитель не должен ______________________________.

  6. Мне хочется учиться лучше, когда _____________________________.

  7. Если мне делают замечание на уроке, то я ______________________.

  8. Для меня на уроке самое неприятное ___________________________.

  9. Я думаю, что оценка и отметка - это ___________________________.

Методика незаконченных предложений для родителей

«Уважаемые родители! Перед Вами 9 предложений. Ни одно из предложений не закончено. Пожалуйста, напишите окончание к каждому предложению».

  1. Когда мой ребёнок приходит из школы домой, то я первым делом __.

  2. Если мой ребёнок получает отметку, ниже, чем мне кажется, он должен был получить _______________________________________________.

  3. Если мой ребёнок принёс пятёрку, то я _________________________.

  4. Когда мой ребёнок уходит утром в школу, я говорю ему ___________.

  5. Я считаю своего ребёнка _____________________________________.

  6. Учитель ставит моему ребёнку отметки ________________________.

  7. Для меня оценка и отметка ___________________________________.

  8. Я считаю учителя ___________________________________________.

  9. Если у меня возникают вопросы по поводу успеваемости моего ребёнка, то я _________________________________________________.

41



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Формирование учебной мотивации младших школьников с нарушениями интеллекта

    Дипломная работа >> Психология
    ... , направленного на формирование учебной мотивации младших школьников с интеллектуальной ... получения отметки. Наибольшую силу для младших школьников ... Влияние мотивов на учебную деятельность. - М., 2003. Шмаков С.А. Дети на отдыхе. - М., 2001. Шулындина С.С. На ...
  2. Взаимосвязь детско-родительских отношений и учебной деятельности младших школьников

    Реферат >> Психология
    ... , которая влияет на учебную деятельность младшего школьника. Предмет исследования: ... в основном за отметками. Сущность образованности ... дисфункций или недостаточной учебной мотивацией, но и тем ... отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации.: ...
  3. Формирование мотивов учебной деятельности младших школьников

    Реферат >> Психология
    ... развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной ... N2 Гончарик, Л. В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации.// Начальная школа. — ...
  4. Особенности учебных интересов младших школьников

    Курсовая работа >> Психология
    ... мотивация Учебная мотивация Глава 2. ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ 2.1 Роль диалога в учебной деятельности и его влияние на ... учебной деятельности. 1.4 Учебная мотивация В процессе формирования у младших школьников ...
  5. Типичные проблемы неуспеваемости в учебной деятельности младших школьников

    Курсовая работа >> Психология
    ... младших школьников……………….. ГЛАВА 2.Неуспеваемость как следствие влияния самооценки младшего школьника…………………………………………………………………………………………. ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование трудностей в обучении школьников ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0049519538879395