Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Статья
В определении состояния здоровья человека существуют два решающих момента: зачатие - процесс, в результате которого начинает существовать особь посред...полностью>>
Психология->Контрольная работа
В последнее время подчёркивается необходимость развития индивидуальных способностей учащихся, создания благоприятных условий для всестороннего их разв...полностью>>
Психология->Реферат
Актуальность работы заключается в том, что по мере перехода к комплексной автоматизации производства возрастает роль человека как субъекта труда и упр...полностью>>
Психология->Реферат
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенног...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОТМЕТКИ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Организация и методы исследования

Для выявления влияния отметки на учебную мотивацию ребёнка было проведено экспериментальное исследование. В исследовании приняли участие учащиеся 3 «А» и 3 «Б» классов и были опрошены родители этих учащихся для определения значимости для них отметки детей и влияния этой значимости на детей. Всего было опрошено 16 учащихся, 9 родителей.

Анкетирование детей

Анкетирование проводилось в 3 «А» классе средней общеобразовательной школы МОУ №5 г. Енисейска. Было опрошено 16 учащихся, которым предлагалось ответить на 8 вопросов с целью выяснения негативных и положительных сторон обучения (в том числе и оценочной стороны). Вопросы анкеты представлены в приложении 1.

Методика незаконченных предложений для учащихся 3 «Б» класса

Методика предложена У. Тейлором и модифицирована для выявления ожиданий детей в отношении оценочной деятельности учителя, влияния оценочной деятельности на учеников.

Анкетирование проводилось среди учащихся 3 «Б» класса МОУ №5 г. Енисейска. Было опрошено 18 учащихся, которым предлагалось закончить 9 предложений. Незаконченные предложения представлены в приложении 2. Обязательное условие проведения анкетирования - анонимность опроса.

Вопросы помогают установить и решить ряд проблем, возникающих в школе.

Анкетирование родителей (методика незаконченных предложений)

Методика незаконченных предложений для родителей проводилась с целью выяснения влияния оценочной деятельности учителя на взаимоотношения ученика и его семьи. Было опрошено 9 родителей, которым предложили закончить 9 предложений.

2.2. Анализ результатов исследования

Анализ анкетирования учащихся

Вопрос 1 показывает осознание ребёнком значение школы. Анализ ответов учащихся на первый вопрос показал, что 83,4% опрошенных осознают необходимость обучения, они ходят в школу «за знаниями», «для познавания окружающего мира», «чтобы научиться читать и писать». Дети хотят учиться, учитель не отбил у них желания учиться оценочной деятельностью, поощрениями и наказаниями. В то же время, 5,6% составляют учащиеся, которые ходят в школу, «чтобы получать пятёрки». 11% учащихся не ответили на вопрос.

Вопросы 2, 3 определяют требования учеников к учителю, показывают положительные и отрицательные стороны поведения учителя. Среди положительных сторон поведения учителя учащиеся выделили личностные качества и оценочную деятельность учителя.

2 вопрос позволяет определить те главные качества, которыми должен обладать учитель и которыми обладает их учитель: «доброта», «ласка», «красота», «крепкие нервы», забота об учениках («ждёт, когда кто-нибудь не успевает»). Личностные качества учителя назвали 88,9% учащихся, из них 11,1% опрошенных ответили, что в учителе им нравится абсолютно всё. На оценочную деятельность учителя указали только 11,1% опрошенных. В частности этим учащимся нравится то, «что учитель ставит 5 и 4».

Ответы на 3 вопрос позволяют установить отрицательные качества, которые свойственны учителю в современной школе. Среди отрицательных сторон учащиеся выделили личностные качества учителя, организацию процесса обучения, оценочную деятельность учителя. На личностные качества стиль управления учителя, при помощи которых учитель держит дисциплину в классе, психологически воздействуя на учеников, указали 45% учащихся. Детям не нравится, когда учитель «ругается», «кричит», им не нравится «злой» учитель. На неудовлетворённость организацией обучения указали 10% опрошенных: «делает замечания на уроке», «задаёт много уроков». Замечаниями учитель ставит ученика в неловкую ситуацию, наполняет его отрицательной энергией. На оценочную деятельность учителя указали 5% учащихся, в частности, им не нравится, когда учитель «ставит 3 и 2». Однако 40% учащихся не видят в учителе ничего плохого, им нравится в нём всё.

Таким образом, уже в 3 классе 60% учащихся недовольны чем-то учителем и только 40% считают учителя самым лучшим, для них он идеал и авторитет во всём, они хотят подражать ему и быть такими, как он.

Вопрос 4 показывает положительные стороны обучения. Анализ ответов на четвёртый вопрос позволяет выявить, что именно ученикам нравится в обучении, в школе. Так, 93,2% опрошенных назвали свои любимые предметы (в их числе русский язык, математика, чтение). Из них 3,4% составляют учащиеся, которым нравятся все предметы. Таким образом, детям нравится изучать и познавать. У них определяется интерес к какой-либо науке. В то же время, 6,8% составляют учащиеся, которым школа нравится не за предоставляемые знания, а за то, что происходит во внеурочное время. Учащиеся указывают: «В школе мне нравится, потому что в ней много друзей» и «В школе мне нравиться на переменках рассказывать анекдоты».

Вопросы 5, 6 и 7 раскрывают отрицательные стороны обучения, причины нежелания учиться. В ответах на пятый вопрос, ученики выказали недовольство по отношению к обучению, к процессу его организации. Проблем, мешающих овладению знаниями учащимися, оказалось достаточно много. Учащиеся (26,5%) указывают следующие причины, мешающие обучению: «мешают соседи» (учитель неправильно рассадил детей, создавая дискомфорт, не давая сосредоточиться на предмете); «контрольные работы» (ребёнок ставится в ситуацию стресса, неуверенности в силах, боязни не справиться с заданием); «маленькая перемена» (сильная нагрузка на уроке, перемены не хватает для разрядки организма ребёнка, вследствие чего возможно перенапряжение и переутомление); «получать 3 и 2» (для ребёнка это самое неприятное, он осознаёт, что он не справился. Это ситуация стресса, разочарования, огорчения, появляется неуверенность в себе. Ученик старается избежать подобной ситуации); «ругается учитель» (это сбивает ребёнка с мысли, ребёнок направлен на восстановление положительных эмоций, отвлекаясь от предмета).26,1% опрошенных ответили, что им всё нравится. Предметы, вызывающие негативное отношение, назвали 47,4% учеников.

Вопрос 6 позволяет определить те предметы, которые больше всего не нравятся детям, а вопрос 7 раскрывает причину, по которой ученикам не хочется учиться этому предмету. Все предметы нравятся 15% учащихся. Предметы, требующие умственной нагрузки (русский язык, математика), не нравятся 35% опрошенных. Из них 30% учащихся назвали нелюбимым предметом русский язык, обосновывая тем, что он «тяжёлый», «много домашних заданий», «надо много писать», «сложные задания», а 5% составляют учащиеся, назвавшие математику, аргументируя, что «много задач». Предметы, требующие физической нагрузки (физкультура), назвали 10% учащихся, объясняя, что «строгий учитель» и «надо бегать». Предметы, требующие определённого развития задатков и способностей (музыка, изобразительная деятельность), отметили 25% опрошенных. Из них музыка не нравится 20% учащихся, по причине того, что «надо каждый раз петь», а «петь я не люблю», а 5% не нравится изо, т.к. «не получается нарисовать картину, и поэтому получаю 3». Таким способом нельзя развить интерес к такому роду деятельности, а можно только вызвать отвращение и неприязнь. Предметы, требующие чтения, запоминания не любят 15% учащихся, объясняя нелюбовь тем, что надо «много читать» и «много учить». Таким образом, негативное отношение к предмету вызвано самим учителем, его организацией учебного процесса, подачей материала, системой оценивания.

Вопрос 8 определяет требования к процессу обучения, пожелания к изменению процесса обучения. Ученики сообщают, чего бы они хотели изменить для наилучшего обучения. Анализируя ответы детей, были выделены 4 направления: изменения в учителе, изменения в организации обучения, изменения в себе, отсутствие каких-либо изменений (только личное выражение отношения к тому, чтобы все учились хорошо). На изменения в учителе указали 38,8% опрошенных. Ученики хотят видеть «хорошего», «доброго» учителя, который бы «учил, как полагается»; но при этом учитель должен быть «строгим», «подсказывать и помогать делать уроки». Т.е. учитель должен быть другом детям, сотрудником и помощником в получении знаний. На изменения в организации обучения указали 16,7% учащихся. Они предложили «сделать урок на 15 минут дольше», «заставлять побольше читать». На изменения в себе указали 16,7% опрошенных. Они написали, что все будут учиться, если «учиться хорошо и получать пятёрки», «слушать учителя». При этом, 27,8% ответов учащихся относятся к 4-му направлению. 2 человека считают своего учителя самым лучшим, поэтому он должен учить всех; один учащийся «лопнул бы от счастья», если бы все учились хорошо.

Таким образом, обобщая результаты анкетирования, можно сделать вывод: в 3 классе только для незначительного числа учащихся (5%) отметка играет первостепенную роль. Для многих учащихся (30%) оценивание, контроль, замечания создают неприятные ситуации, вызывают нелюбовь к предмету.

Анализ методики незаконченных предложений для учащихся 3 «Б» класса

Фраза 1 выявляет роль школы в жизни ребёнка. Анализ предложений выявляет, что в 94,4% ответов дети понимают значение школы. В 50% ответов, дети указали практическую направленность значения обучения - «быть умным», «чтобы устроиться на хорошую работу». Видна роль родителей в определении цели обучения перед детьми. Однако фразы «учиться, чтобы быть умным» (34,4%) говорят о неуверенности детей в своих умственных способностях, а вернее, их родителей, т.к. получается, что родители на данный момент времени считают своего ребёнка глупым. Фразы «получить знания» (44,4%) - одна из основных задач, которые решает сегодня школа, дети это понимают и считают целью. 5,6% учащихся не закончили предложение, не осознавая пока значения обучения.

Фразы 2, 5 предъявляют требования к преподавателю. Ученики обращают на такие качества учителя, как: «что она говорит» (речь, манера); «русский язык и математика» (компетентность в предмете); «хорошая одежда» (в начальной школе дети часто хотят подражать учителю, девочки стараются одеваться, как их учительница); «любовь, счастье учителя» (для ребёнка важно настроение учителя, оно определяет дальнейшее поведение детей). Кроме того учащиеся указали такие личностные качества, которыми должен обладать учитель: учитель должен быть «добрым», другом и помощником детей: «помогать, если что-нибудь не получается», «понимать» учеников, «не ругаться» и «не злиться» на класс. Учитель должен быть «умным», не последнюю роль для учеников играет здоровье учителя.

Фраза 5 выделяет такие качества, которыми не должен обладать учитель: учитель не должен ругать детей (16% учащихся) и быть «плохим» (16,8% учащихся), не должен «некрасиво писать» (5,6% учащихся), т.к. дети копируют учителя и в письме, а не разборчивый подчерк создаёт трудности при восприятии текста. Учитель, по мнению детей не должен «огорчаться учеником» (11,2% учащихся), «обзываться» (5,6% учащихся), т.к. это делает учеников неуверенными в себе, создаёт у них заниженную самооценку. Детям не нравится тот факт, что учителя «ставят двойки просто так» (11,2% учащихся). Для детей отметка играет важную роль, они пишут, что если «ученик написал на плохую оценку, то учитель должен дать возможность переправить её» (5,6% учащихся). Таким образом, дети сами хотят восполнить пробел в знаниях.

Фразы 3, 7, 8 - отрицательные оценочные ситуации. Фраза 3 раскрывает все чувства, которые испытывают ученики в момент отрицательного оценивания их деятельности. Дети указали такие состояния, как: «что по мне кто-то стучит, и я сейчас как будто провалюсь»; «плохо»; «боль»; «неприятность и грусть»; «я сделал что-то не то, и надо исправляться» (ребёнок осознаёт пробел в знаниях и хочет восполнить его); «дома меня будут ругать очень серьёзно» (родители вкладывают в отметку свой смысл, по отметке они судят о ребёнке - плохой - следует его наказать или хороший - необходимо его похвалить. Здесь раскрывается социальный смысл отметки); «себя плохим» (можно предположить, что у ребёнка в скором времени разовьётся невроз на фоне отметок. У него заниженная самооценка, которая сформировалась под влиянием семьи).

Фраза 7 раскрывает влияние замечания на поведение ученика. Так, учащиеся указывали: «стараюсь думать о хорошем» (для ребёнка замечание принесло отрицательную энергию, и он направил своё внимание на пополнение положительными эмоциями. Ученик не думает о предмете, т.к. он не вызывает у него столько положительных эмоций. Учитель замечанием отстранил ещё больше ученика от материала); «прекращаю баловаться», «извиняюсь» (ученик осознаёт своё недостойное поведение, исправляется); «сержусь», «обижаюсь» (ученик не понимает, за что ему сделали замечание, он считает учителя несправедливым к нему).

Фраза 8 описывает самый неприятный момент для ученика на уроке. Неприятными моментами для учащихся являются: «я не поняла тему», «получить за поведение двойку», «слушать соседа», «что я болтаю», «получить 2 за незнание», «когда ко мне подсматривают», «крик и выкрикивание», «если меня ругают».



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Формирование учебной мотивации младших школьников с нарушениями интеллекта

    Дипломная работа >> Психология
    ... , направленного на формирование учебной мотивации младших школьников с интеллектуальной ... получения отметки. Наибольшую силу для младших школьников ... Влияние мотивов на учебную деятельность. - М., 2003. Шмаков С.А. Дети на отдыхе. - М., 2001. Шулындина С.С. На ...
  2. Взаимосвязь детско-родительских отношений и учебной деятельности младших школьников

    Реферат >> Психология
    ... , которая влияет на учебную деятельность младшего школьника. Предмет исследования: ... в основном за отметками. Сущность образованности ... дисфункций или недостаточной учебной мотивацией, но и тем ... отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации.: ...
  3. Формирование мотивов учебной деятельности младших школьников

    Реферат >> Психология
    ... развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной ... N2 Гончарик, Л. В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации.// Начальная школа. — ...
  4. Особенности учебных интересов младших школьников

    Курсовая работа >> Психология
    ... мотивация Учебная мотивация Глава 2. ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ 2.1 Роль диалога в учебной деятельности и его влияние на ... учебной деятельности. 1.4 Учебная мотивация В процессе формирования у младших школьников ...
  5. Типичные проблемы неуспеваемости в учебной деятельности младших школьников

    Курсовая работа >> Психология
    ... младших школьников……………….. ГЛАВА 2.Неуспеваемость как следствие влияния самооценки младшего школьника…………………………………………………………………………………………. ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование трудностей в обучении школьников ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0066750049591064