Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Статья
В определении состояния здоровья человека существуют два решающих момента: зачатие - процесс, в результате которого начинает существовать особь посред...полностью>>
Психология->Контрольная работа
В последнее время подчёркивается необходимость развития индивидуальных способностей учащихся, создания благоприятных условий для всестороннего их разв...полностью>>
Психология->Реферат
Актуальность работы заключается в том, что по мере перехода к комплексной автоматизации производства возрастает роль человека как субъекта труда и упр...полностью>>
Психология->Реферат
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенног...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Восприятие младшими школьниками оценки их учебной деятельности

Отметка выражает и оценку знаний учащегося, и общественное мнение о нем, поэтому дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа. В связи с этим младший школьник может использовать и неприемлемые пути для получения желаемых отметок, склонен к переоценке своих результатов.

Ш.А. Амонашвили считает, что чем выше осознание учеником важности учения, тем больше влияние его успехов и неудач в учении, т.к. создаётся общественное мнение о нём, регулирующее его отношения между ним и другими [4, с. 228].

Необходимо воспитание уровней притязаний, формирование навыков самоконтроля и самооценки, контроля и отметки. «Понимание ребёнком отметки, поставленной учителем, требует достаточно высокого уровня самооценки, а это приходит не сразу. Без этого диалог учителя с учеником посредством отметок похож на разговор двух глухих»

Из психологических исследований следует, что отметка является для школьников всех возрастов важным мотивом учебной деятельности. Усиление мотивационной роли отметки происходит в ущерб мотивам, связанным с познавательным интересом учащихся. Специальное исследование показало, что интерес к учению проявляют 4% учащихся 3-го класса. Но учебная деятельность может быть осмыслена и организована учеником как умственная активность, направленная на усвоение ЗУНов. В этом случае он будет склонен к объективной оценке результатов вне зависимости от затраченного труда.

Ребёнок не может знать и тем более предвидеть, какую роль станут играть отметки в его социальной жизни. Учитель не может оставаться беспристрастным к ученику, он не может поступить иначе: его опыт, знание им жизни, радостей и огорчений каждого ребёнка обязательно влияют на оценку. Однако не зависимо от того, объективно или субъективно справедлив учитель, «постичь эту справедливость взрослого дети не в состоянии. У них своя точка зрения на справедливость взрослого, на оценку и своё понимание намерений учителя» [23].

Отметка может создавать конфликтные отношения в детском коллективе между учащимися и учителем. Влияние отметки на изменение коллективных связей огромно; оценка оказывается не только показателем уровня успешности, но и существенно формирует отношение в классном коллективе. Школьная жизнь детей, их отношения друг к другу и педагогу, характер общения во многом обусловлены тем, что с помощью отметок они разделены на «отличников», «троечников» и «двоечников».

Учащиеся делятся на три яруса, состав которых определяется во 2-3 классах, но начинает обрисовываться уже в 1-м классе, чему успешно способствуют учителя, родители и сами учащиеся.

Первый ярус составляют учащиеся, получающие «четыре» и «пять». Их называют «отличниками», сильными учениками, «пятёрочниками». Им адресованы отзывы взрослых: «умный», «одарённый», «способный», «радость класса» [11].

Второй ярус - учащиеся, получающие в основном «тройки». Их называют «троечниками», средними учениками, «посредственными». Они оцениваются словами: «способный, но ленивый», «неспособный, но трудолюбивый», «так себе», «нормальный».

Третий ярус составляют учащиеся, получающие в основном «двойки» и «единицы». Их называют «двоечниками», слабыми и отстающими учениками. Оценочные суждения взрослых о них: «дурак», «дебил», «тугодум», «недоразвитый», «безнадёжный»; они «плохие» ученики, «тянут класс назад».

Каждому уровню соответствует определённый тип коллективных связей. Учащиеся разных ярусов разграничиваются в общении друг с другом. Ответственные поручения возлагаются на «отличников», которые со временем привыкают смотреть на «средних» и «отстающих» одноклассников свысока. А это приводит к массе конфликтов в жизни детей. Исследования показали, что большинство конфликтов между детьми 2-3 классов составляют конфликты в сфере «отличник - двоечник». Подобные конфликты необходимо предупреждать, т.к. они не способствуют воспитанию нравственной личности и созданию гуманных отношений в коллективе [17].

Ш.А. Амонашвили указывает, что неверное направление процесса самовоспитания «отличников» ведёт к их капризам, претензиям, эгоизму, в большей степени, чем у детей «средних» и «отстающих», т.к. они стремятся «перевоспитывать» и «исправлять» «отстающих» одноклассников. Основное ядро класса составляют «средние» и «троечники». В самом названии лежит статистическое определение. Это имеет глубокие последствия в отношении отсутствия дифференцированного, индивидуального подхода к обучению, в отношении особенных задач формирования характера и социальных качеств учеников [5].

Хорошо успевающие ученики окружены вниманием, заботой учителя, их хвалят, поощряют, ставят в пример, им верят больше, чем другим детям, оправдывают или не замечают и легко прощают проступки, у них не возникает конфликтов с педагогами.

«Троечник» ведёт себя благопристойно, из-за «тройки» родителей в школу не приглашают, умеет быть верным другом, проявляет дружелюбие и чуткость к «двоечникам». Однако «троечник» сильно переживает недоверие педагога, а справедливость действий учителя он оценивает в зависимости от уровня своих притязаний. Жизнь «троечника» легка и беззаботна, хотя и возникают конфликтные ситуации, протекающие скрыто, они уверены, что «3» им всё равно поставят. А в 4-5 классах им начинают завидовать «отличники», находящиеся под давлением учителя из-за их успеваемости.

«Двоечники» - «ходячее наглядное пособие, символизирующее лень, безалаберность, никчёмность», к которым одноклассники относятся как к «гадкому утёнку». У них много конфликтов, мучительных переживаний, его одолевает чувство страха и неуверенности, он испытывает такое же недоверие к другим, какое они проявляют по отношению к нему. Его достоинство всё время попирается, его всё время уличают во лжи, наказывают за любой проступок и подозревают даже тогда, когда он не виновен. Для урегулирования многих проблем «отстающие» часто прибегают ко лжи или пытаются утвердиться в иных сферах жизни, а иногда и в антиобщественном поведении [16, с. 25].

Поскольку учение становится ведущим видом деятельности, имеющим важное общественное значение, то связанные с ним успехи и неудачи школьников, выраженные отметками, приобретают социальную функцию и влияют на их отношения и школьную жизнь. Дети приучаются смотреть друг на друга сквозь призму отметок. «Такая тенденция отметок - предъявлять личность школьника в целом, а не быть лишь показателем приобретённых знаний - и придаёт им силу регулятора отношений и общений в школьном коллективе».

Отметка «затрагивает сознание и чувство ученика». Воздействуя на ребёнка, таким образом, отметка не развивает чувство товарищества, чувство собственного достоинства и ответственности, не воспитывает выдержку и самообладание, не пробуждает гордость и стыд, не формирует нравственную личность.

В отметках выражается сущность социальных отношений школьника. В начале дети не оперируют словами «хороший ученик», «плохой ученик», «слабый», «лентяй», не вычленяют себя из коллектива и не вооружаются против него, чувствуя себя «отличником» или «двоечником». В 1-2 классе дети связывают отметку со своим прилежанием, а не с результатом учебной деятельности, отметки в их сознании пока не приобретают самостоятельного значения, и они не «гонятся» за отметками. С 3-го класса у школьников появляется тенденция учиться ради отметок. Слабые ученики, усердно работая, но, получая отрицательные баллы, посещают школу не для занятий, а просто «отсиживать» положенное время, появляется неверие в свои силы, отвращение к учёбе, у многих развивается комплекс неполноценности [25].

Подлинная задача отметки заключается в том, чтобы потребовать от семьи усиления контроля и помощи школьнику в его учебной работе. Родители вкладывают в содержание совершенно иной смысл в отметку, чем учитель. «Пятёрки» укрепляют уверенность взрослых в том, что их ребёнок умный, одарённый, талантливый, активный, а значит, его любят в школе. В «тройках» видят явную неспособность ребёнка добиться большего или невнимание к нему учителя, это расценивается как результат недоброжелательности, несправедливости педагога. «Двойки» как результат «злонамеренности» учителя, или полного отсутствия чувства долга у ребёнка, или его лени, халатности, неспособности. Каждая очередная «2» ухудшает взаимоотношения ребёнка с членами семьи.

По отметкам родители судят не только об отношении ребёнка к учению, но и о нём самом. Если ребёнок получил отметку ниже ожидаемой, то родители понимают, что ему нужна помощь, но чем и как помочь, они не в силах разгадать, т.к. в отметке это всё затемнено. Поэтому формы помощи часто оказываются крайне противоречивыми и не действенными.

Учебная деятельность начинающего школьника всё больше и больше детерминируется требованиями окружающих - учителя, родителей, классного коллектива и другими общественными кругами. Отметкой, как показателем выполнения учеником своего общественного долга, начинают интересоваться близкие ребёнку люди. Близкая социальная среда оценивает уже личность ребёнка, а не его конкретные знания, предъявляя ему свои требования, диктуя условия общения [9].

Оценка личности школьника социальной средой, осуществляемая в основном на базе полученных им отметок, глубоко затрагивает его душу. В связи с этим учебная деятельность меняет свою психологическую структуру, направленность, значимое место в ней начинают принимать внешние побудители взамен внутренних. Отметка превращается в стимул учения, средство внешнего давления на учеников. Каждый из учеников стремится получить отметку выше из чувства самоутверждения и тем более хочет избежать порицания, отрицательного балла, унижающего человеческое достоинство. Стремление учеников показать себя с лучшей стороны является причиной нечестных способов получения высоких баллов. До тех пор, пока отметка будет характеризовать личность, её аморальное зарабатывание изжить невозможно.

Таким образом, отметка, призванная условно выражать уровень ЗУНов учащегося, в действительности превращается в характеристику личности ребёнка в целом, влияя на все сферы его жизни. Ш.А. Амонашвили пишет: «Осознав влияние отметки на отношения к ним окружающих и не справляясь с возникшими трудностями в учении, дети готовы в вынужденной ситуации пользоваться недозволенными путями для управления этими отношениями» [4].

К.Д. Ушинский рассматривает пагубное влияние отметок с трёх позиций: на преподавание наук учащимся, на успехи учащегося и на нравственное развитие учащегося. Считал баллы пагубным влиянием «на правила чести, на общественное положение» воспитанников. Указывает, что ложь и недобросовестность развиты при этом в высшей степени, чтобы провести учителя, «отделаться от докучного урока», получить «даром» хорошую отметку, и при этом ученик хвастается перед одноклассниками тем, как он обманул учителя [34].

Пагубно влияют отметки на нравственное воспитание, т.к. в классе, в котором основная задача каждого получить положительный балл, ученики сплачиваются между собой, поощряют и защищают аморальные поступки. Ш.А. Амонашвили [4], Б.Г. Ананьев [6], Ф.В. Костылев [19] указали поступки, совершаемые учащимися для получения хорошей отметки: списывание; учение по «определённым» дням или уроки выполняет другой человек; переправление «1» на «4» и др.

Баллы противопоставляют ученика и учителя, делают их отношения враждебными; дети со страхом ожидают спрашивания на уроке.

Самым напряженным и заполненным эмоциями является тот момент, когда педагог готовится объявить школьнику отметку, которая выставляется, к тому же, в присутствии одноклассников. Тут сгущаются разнообразные чувства - страх, обида, унижение, гнев, стыд, радость, ощущение своей исключительности, гордость, предчувствие разочарования - рисуются возможные варианты смены отношений. Тревожность и негативные переживания могут в той или иной мере разрушать учебную работу школьника. Как бы ни был ученик готов к уроку, «ситуация индивидуального опроса вызывает в нём сложную гамму переживаний». Можно наблюдать отличников, которые теряются у доски и отвечают хуже, чем могли бы. Особенно часто это наблюдается отличниц, т.к. у девочек уровень тревожности выше, чем у мальчиков. В таком состоянии ребёнок не может «объективно и до конца понять содержательный смысл выставленной педагогом отметки, особенно если она не соответствует уровню притязаний ученика». В этот момент у ученика возникает отношение к оценке, вытекающее из его уровня притязаний. Низкая оценка, замечание не стимулирует учебную деятельность слабых и отстающих школьников, а дезорганизует её.

Таким образом, отметка появляется в семье ребёнка без сопровождения оценки. В школе отметка ещё связана с оценкой, а в семье ученика отметка выступает самостоятельно. Педагог вкладывает в отметку одно значение, а родители же видят совсем другое [24].

Ученика отметка может удовлетворять или не удовлетворять. Третьего состояния, когда абсолютно всё равно, какой отметкой будут оценены знания, практически не существует. Это будет только видимость того, что ученика не волнует отметка, или результат такого положения, когда ребёнок не знает, что такое отметка.

Отметки, полученные на уровне притязаний, принимаются как справедливые, полагаемые. Несоответствие между выставленной отметкой и уровнем притязаний и ожиданий может ощущаться учеником как несправедливость педагога и вызывать в нём отрицательную реакцию. Отметку он не принимает, протестует против неё, считает её заниженной, неотражающей его стараний и знаний. В этом случае возникают два типа конфликтов. К первому типу относится латентный конфликт. Такой конфликт характеризуется тем, что ученик не согласен с отметкой, но он не выражает этого резко, явно не протестует, сдерживает свои чувства и молчит. Латентный конфликт возникает уже в начальных классах и не прекращает своего существования в дальнейшем. Ко второму типу относится явный конфликт. В этом случае ученик показывает недовольство, спорит с учителем, упрекая его за несправедливость, не даёт дневник. Начало берут такие конфликты в 4-5 классах, особенно усиливаясь в средних и старших классах.

Можно прийти к выводу, что сильным ученикам отметка мешает трудиться в полную меру их сил и способностей, задерживает их развитие, приучает получать похвалу, награду «5» и «4» не за труд, не за усилия. Всё это развращает учеников, воспитывает лень, стремление получать результаты легко.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Формирование учебной мотивации младших школьников с нарушениями интеллекта

    Дипломная работа >> Психология
    ... , направленного на формирование учебной мотивации младших школьников с интеллектуальной ... получения отметки. Наибольшую силу для младших школьников ... Влияние мотивов на учебную деятельность. - М., 2003. Шмаков С.А. Дети на отдыхе. - М., 2001. Шулындина С.С. На ...
  2. Взаимосвязь детско-родительских отношений и учебной деятельности младших школьников

    Реферат >> Психология
    ... , которая влияет на учебную деятельность младшего школьника. Предмет исследования: ... в основном за отметками. Сущность образованности ... дисфункций или недостаточной учебной мотивацией, но и тем ... отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации.: ...
  3. Формирование мотивов учебной деятельности младших школьников

    Реферат >> Психология
    ... развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной ... N2 Гончарик, Л. В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации.// Начальная школа. — ...
  4. Особенности учебных интересов младших школьников

    Курсовая работа >> Психология
    ... мотивация Учебная мотивация Глава 2. ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ 2.1 Роль диалога в учебной деятельности и его влияние на ... учебной деятельности. 1.4 Учебная мотивация В процессе формирования у младших школьников ...
  5. Типичные проблемы неуспеваемости в учебной деятельности младших школьников

    Курсовая работа >> Психология
    ... младших школьников……………….. ГЛАВА 2.Неуспеваемость как следствие влияния самооценки младшего школьника…………………………………………………………………………………………. ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование трудностей в обучении школьников ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0070779323577881