Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Доклад
От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит понимание возможностей использования пси­хологических данных в других наук...полностью>>
Психология->Курсовая работа
        Психология, как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики Сам термин "Психическое" происходит от греческого слова "псюхе", что з...полностью>>
Психология->Доклад
От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит понимание возможностей использования психологических данных в других наука...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраняться достаточно длительное время, и пр...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Соотношение пожилых мужчин и женщин, страдающих тревожными расстройствами, составляет примерно 1:4. Это является следствием не только относительно низкой распространенности неврозов среди мужчин, но и малой обращаемости последних за психиатрической помощью в силу сложившихся социокультурных предпосылок. Стыдясь таких нелепых, с их точки зрения, мыслей или боясь прослыть «сумасшедшими», некоторые больные на протяжении ряда лет с помощью выработанных индивидуальных систем «защитных мероприятий» продолжают привычное социальное функционирование и, несмотря на значительное усложнение жизни, упорно избегают врачей-психиатров[5].

Ранжирование психотравмирующих жизненных событий показало, что в группе пожилых пациентов первое место по степени значимости занимает смерть или болезнь близких родственников, второе — острое начало или ухудшение соматического заболевания самих пациентов, третье — интерперсональные отношения в семье с ощущением социального отторжения, чувством одиночества среди близких [6].Одними из основных стрессоров людей пожилого и старческого возраста также можно считать отсутствие четкого жизненного ритма; сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; синдром «опустошения гнезда»; уход человека в себя; ощущение дискомфорта от замкнутого пространства и многие другие жизненные события и ситуации. Один из самых мощных стрессовых факторов – смерть близкого человека. К нему нельзя подготовиться заранее, пережить его многим людям помогает только вера в жизнь после жизни. Как и всякое чувство, она дается в полной мере не каждому человеку. Умение перенести смерть близких людей поддерживается соблюдением правил и ритуалов построения отношений с окружающими. Именно другие люди по всем правилам социальной жизни должны помочь человеку пережить горе потери.

Открытость другим людям, организованная через соблюдение ритуалов и обрядов, делает горе человека делимым на всех – это снижает его остроту. Если же человек замыкается в своих горестных переживаниях, внешне проявляя их в угрюмой подавленности, это приводит к тому, что он заболевает сам, поддерживая в себе состояние стресса, и ранит окружающих людей. Организация поведения для человека, переживающего горе потери близкого человека, через соблюдение обрядов и ритуалов выполняет важнейшую психотерапевтическую задачу – задачу связи с окружающими людьми, с миром своей культуры.

Повышенный стресс – первая причина психосоматических заболеваний, это реальная опасность, и необходимо принимать все меры для изменения стрессового состояния у человека; таким людям необходимо обратиться к специалисту или познакомиться со специальной литературой, предпринять все известные способы восстановления сил и энергии. Это может быть что угодно: задушевная беседа с другом или подругой, поход в магазин, поездка в гости.

Многие из стрессоров можно предупредить или относительно безболезненно преодолеть именно за счет изменения отношения к старикам и к процессу старения в целом. «Прославление молодости – это оборотная сторона ненависти к старению. Презирать факт старения – это то же самое, что обнаружить полное непонимание самой сути жизни»[7].

3. Особенности самосознания пожилых людей

Содержание самосознания пожилого человека претерпевает очередные изменения.

1. Притязание на признание находится в состоянии депривации, так как существенно уменьшается число факторов, за счет которых можно было получать признание. В первую очередь это касается внешнего вида, а также социального статуса. В результате, для пожилого человека сильно обостряется значимость внешнего признания, которое теперь в основном зависит от родственников.

Однако, благодаря явлению психологического витаукта, пожилой человек находит пути для поддержания своего притязания на признание. Это происходит с помощью следующих механизмов:

а) наличие у испытуемых позднего возраста высоких позиций реальной самооценки по шкалам «характер», «отношения с людьми», «участие в труде».

б) фиксация на позитивных чертах своего характера.

Люди пожилого и старческого возраста чаще приписывают себе позитивные качества, в основном отражающие хорошее отношение к людям и деловые свойства, и реже указывают на свои недостатки;

в) снижение идеальных и достижимых самооценок.

Что может носить компенсаторный характер, защищая человека от слишком большого разрыва между реальным и идеальным «Я», гиперразведение которых свидетельствует о низком самоуважении, неудовлетворенности собой. Сближение или слияние «могу» и «идеала» в позднем возрасте говорит, по-видимому, о принятии своей позиции, даже если она не очень высока, о тенденции довольствоваться тем, что есть, ощущать свое положение как вполне приемлемое;

г) относительно высокий уровень самоотношения.

д) ориентация на жизнь внуков и детей.

В позднем возрасте при анализе и характеристике собственной Я-концепции нередко можно встретить рассказы о жизни детей и внуков, описания их успехов и достижений. Такая ориентация на детей и внуков сохраняет перспективу личностного развития, а следовательно, способствует осознанию ценности своего «Я»;

е) ретроспективный характер самооценки.

Будущее для лиц позднего возраста нередко представляется угрожающим, ожидаемые изменения — негативными, актуальная позиция не всегда удовлетворяет, поэтому характерной особенностью их Я-концепции является обращенность в прошлое, которое для них приобретает большую ценность, чем будущее и даже чем настоящее. Утверждение значимости своей прошедшей жизни и себя в ней, оценка своих прошлых заслуг, достижений, статуса и прочего позволяют в какой-то степени компенсировать негативные изменения, наступающие с возрастом, либо противостоять возможности осознания своей малоценности в настоящем, не принимать новый, более негативный образ себя.

Перечисленные выше процессы можно отнести к защитным механизмам психологического витаукта, которые позволяют удерживать собственную Я-концепцию на приемлемом для субъекта уровне, однако их действие зависит от индивидуальных особенностей человека, общего стиля и истории его жизни[8].

В самооценку включается ещё и самоощущение старости. Признание себя старым- сильнейший психологический фактор старения. Но отсутствие самоощущения старения не лучше для физического и психического состояния. Правильное, конструктивное ощущение собственного возраста находится где-то на очень тонкой грани между двумя крайностями.

2. В позднем возрасте происходит окончательное отторжение от своего имени. Круг людей, которые могут называть старика хотя бы по имени и отчеству чрезвычайно сужается. Отходит на задний план общение с коллегами, с уменьшается количество ровесников, в итоге у пожилого человека остается только семейно-ролевое имя "бабушка" или "дедушка". Важно, чтобы все-таки человек мог иметь опыт общения по имени, имени-отчеству. Это будет способствовать «незацикливанию» на одной социальной роли .

3. Иногда пожилой человек делает акцент на правах в ущерб осознанию своих обязанностей. Это приводит к перекладыванию ответственности на других и принятию неконструктивной позиции "Мне должны", которая мешает мобилизовать свой организм и психику для дальнейшей успешной адаптации.

4. В осознании временной перспективы происходит сильный сдвиг: удлиняется прошлое и сокращается настоящее. Будущее воспринимается кратко или совсем отсутствует. Чем дальше располагается событие во временной перспективе, тем ярче оно окрашено эмоционально. Прошлое как бы присутствует в настоящем. Бег времени замедляется, поэтому происходит гипертрофированность, "растягивание" событий. Как правило, жизнь старика небогата событиями, однако они заполняют собой все его индивидуальное пространство и время. Событие, которое воспринимается молодым как незначительный эпизод (например, приход врача, поход в магазин), для пожилого становится делом целого дня.

5. Половая идентификация. В пожилом возрасте происходит размывание половой идентификации человека. Бессознательное человека не стареет, и эротические потребности продолжают существовать. Однако увеличивается высота и численность барьеров, препятствующих удовлетворению желания. Это происходит вследствие сомнений во внешней привлекательности, следования принятым на себя ролям, негативного предыдущего опыта, наличием страхов перед зависимостью и желанием зависеть, страхом перед близостью и желанием близости[9]. Понять, что такое сексуальность в старости, можно только поняв, как изменяется отношение человека к самому себе, к другим, к окружающему миру с исчезновением примата половой сферы. Сексуальная активность направлена на достижение множества разноплановых и содержательно насыщенных целей — получение удовольствия, трансформацию мира через взаимное соединение в мир желания, осуществление своего «Я», подчинение себе партнера. Утратив собственные половые влечения, старики инстинктивно ощущают их отсутствие и «желают желать», чтобы воссоздать таким путем тот эротический мир, который они сконструировали в юности или в зрелости и частью которого они остаются. Поэтому те, кто имел позитивный сексуальный опыт, пытаются в разных формах сохранить сексуальность. Если же сексуальный опыт был сопряжен с отрицательными эмоциями (что чаще присуще женщинам), то старость действительно приносит освобождение.

Отсутствие сексуальных стремлений в старости нельзя считать позитивным фактором: сексуальность, жизнеспособность и активность неразрывно связаны. Исключение одного из компонентов затрагивает и другие. Установлена и взаимная зависимость сексуальности и творческой активности: она проявлялась у Гюго, Пикассо и многих других[8].

У мужчин один из барьеров определяется наличием "достиженческой" позиции. Особенностью сексуальности в старости является повышенная чувствительность к прикосновениям[2].

4. Психологические задачи развития в пожилом возрасте

При прохождении каждого возрастного этапа человек решает определенные задачи развития. А.В. Мудрик выделяет три группы задач, решаемых человеком на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические задачи. Рассмотрим эти задачи и их особенности в пожилом возрасте.

Естественно-культурные задачи включают в себя достижение определенного уровня физического и сексуального развития. Применительно к пожилому возрасту, можно сказать, что задача заключается в сохранении достигнутого уровня физического развития. В условиях российской культуры и ментальности это будет выражаться в сохранении физической активности посредством домашней работы, занятий спортом или физической гимнастикой; поддержании внешнего вида; адекватном восприятии старения организма.

Социально-культурные задачи включают познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые. Человек должен освоиться с новыми для себя ролями. Происходит трансформация от статуса зрелого, работающего человека к положению пенсионера. Он перестает быть родителем (потому что дети уже выросли), но принимает роль прародителя (бабушки, дедушки). Ему необходимо перераспределить свое время, переструктурировать сферу собственной занятости, перестроить отношения с супругой (супругом), либо примириться с потерей. Человек делает выбор, развиваться ли ему дальше интеллектуально и культурно, или повернуть к регрессу.

Социально-психологические задачи включают становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализацию и самоутверждение. Конкретизируем психологические задачи пожилого возраста, используя теорию Э. Эриксона, в которой основное внимание акцентировано на формировании эго-идентичности. Под идентичностью понимается набор своеобразно объединенных и приемлемо согласующихся между собой представлений человека о своих физических, психологических и социальных качествах, целостность личности. Развитие эго-идентичности происходит в течение всей жизни человека. Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Теперь он черпает подтверждения неизменности своей идентичности в прошедших событиях; в том, чем и кем он был для себя и окружающих раньше. Например, если он был примерным родителем, или выдающимся специалистом, то при определении себя в старости он будет указывать именно на эти факты.

Это время ставит перед человеком и новую задачу: убедиться в ценности прожитой жизни[10].

Конечной стадией в теории жизненного цикла Эриксона является психосоциальный конфликт "целостность эго против отчаяния". Только в человеке, который каким-то образом проявил заботу в отношении людей и вещей и приспособился к успехам и разочарованиям, неотъемлемым от жизни, в родителе детей и создателе идей - только в нем постепенно созревает плод всех семи стадий – интегративность или целостность личности. Это чувство протекает из способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь и сказать себе: "Я доволен". Э.Эриксон отмечает несколько составляющих такого состояния души: все возрастающая личностная уверенность в своей приверженности к порядку и осмысленности; постнарциссическая любовь человеческой личности как переживание мирового порядка и духовного смысла прожитой жизни, независимо от того, какой ценой они достигаются; принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене; новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям; приязненное отношение к принципам прошлых времен и различной деятельности в том виде, как они проявлялись в человеческой культуре. Обладатель такой личности понимает, что жизнь отдельного человека есть лишь случайное совпадение жизненного цикла с единственным отрезком истории, и перед лицом этого факта смерть теряет свою силу. Тогда, как полагает Эриксон, в старости приходит настоящая зрелость и, как приобретение этого периода, полезное чувство "мудрости прожитых лет". Но в то же время он отмечает: "Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость - это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом смерти".

На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Недостаток или отсутствие целостности проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что "еще может случиться". Эриксон выделяет два превалирующих типа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.

Итак, наиболее важными психологическими задачами развития в пожилом возрасте становятся: а) сохранение согласованности с собственной идентичностью, которая требует опоры на прошлое и в тоже время своевременной перестройки Я-концепции и стиля поведения в соответствии с изменившимися условиями жизни; б) нахождение смысла жизни, которая напрямую связана с оценкой собственного прошлого.

Заключение

Народная мудрость утверждает, что “старость - не радость”. Категоричность афоризма делает его уязвимым, ибо он не учитывает всей сложности и многогранности явления. Это скорее мнение, и как таковому ему может быть противопоставлено иное мнение. Старость только начинает осмысливаться человечеством как возраст, таящий в себе большие резервы и возможности. Жизнь в старости наверняка нелегка, но она должна отходить от стереотипного взгляда на этот период жизни человека как на время пассивного отдыха. Это- стиль жизни, побуждающий к постоянной активности, к чувству ответственности за собственную личность и своё психическое развитие, о котором не следует забывать. Возможности находить радости и ценности в жизни не исчерпываются в определённый её момент, необходимо всегда видеть в себе и в своём окружении новые ценности и качества.

Старость не должна быть процессом упадка, мастерство преклонного возраста состоит в том, чтобы из каждой минуты жизни извлекать новые ценности.

У пожилых есть одно качество, которого нет у молодого поколения: это - мудрость жизни, знаний, ценностей. Именно мудрость, свойственная пожившему достаточно долго на этой земле человеку, может явиться мощнейшим стимулом и фактором развития общества.

Наука пытается анализировать жизнь людей, организуя непосредственный живой интерес людей друг к другу с помощью теорий, категорий, понятий и других средств и способов мышления, которыми обладают люди и науки. Люди в пожилом возрасте нуждаются в социальной поддержке, она позволяет им ощущать себя компетентными людьми, при этом необходимо признавать потребность пожилых в “контроле самоопределения” и найти альтернативные способы обеспечить улучшение условий их жизни.

Список литературы

1. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. - М.: 2002.

2. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л.: 1990.

3. Психологические формы преодоления стресса пожилыми пациентами / Сб. ММА им. И. М. Сеченова / Мазаева Н. А., Сиряченко Т. М., Пекарская Л. И., Зорин В. Ю. - М.: 2000.

4.Акжигитов Р.Г Возрастные, клинические и терапевтические аспекты тревоги в общемедицинской практике [Электронный ресурс ] / Р.Г. Акжигитов.

5. Тювина Н. А., Балабанова В. В. Особенности клиники, дифференциальной диагностики и лечения психических нарушений у женщин в период климактерия / Сб. ММА им. И. М. Сеченова. -М.: 2000.

6. Абрамова Г. С. Возрастная психологи. – Е.: 1999г.

7. Психология старости и старения: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / Сост. О.В.Краснова, А.Г.Лидере. — М.: 2003.

9. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития.: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. – М.: 2006.

20




Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Особенности эмоциональной сферы людей позднего возраста и процесс социально -психологической ада

    Реферат >> Психология
    ... характеристика психологических особенностей периода позднего возраста. 2.Характеристика психологические особенностей личности в позднем возрасте. 3.Характеристика жизненных стратегий адаптации пожилых людей к пенсионному ...
  2. Гендерные различия проявления застенчивости в зрелом возрасте

    Дипломная работа >> Психология
    ... , независимо от их индивидуальных особенностей и возраста. 1.2 Психологические особенности застенчивых людей Развитие психики в онтогенезе - процесс ... б) средней взрослости (25 - 40 лет); в) поздней взрослости (40 - 55 лет); г) предпенсионного возраста (55 ...
  3. Психологические особенности учения взрослых

    Контрольная работа >> Психология
    Психологические особенности учения взрослых УФА-2010 Содержание Введение 1. Особенности психического развития личности взрослого человека 2. Психологические особенности учения ...
  4. Психологические особенности общения в неформальных подростковых объединениях

    Реферат >> Психология
    ... групп. Задачи: ... развития современных неформальных молодежных объединений в России; исследовать психологические особенности ... молодых людей, равнодушием ... подросток старается сделать ... Позднее, к концу подросткового возраста, ... отрочестве чувство взрослости толкает ...
  5. Психологические особенности отношений подростков со взрослыми

    Курсовая работа >> Психология
    ... развития Курсовая работа Психологические особенности ... психологические особенности отношений межличностной значимости подростка с его родителями. Задачи ... психологическим новообразованием подросткового возраста специфическое чувство взрослости ... или поздно попадает ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0011940002441406