Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Цель данной работы раскрыть содержание понятия социализации. Задачи: для определения понятия «социализация» определим факторы, агентов, уровни и механ...полностью>>
Психология->Реферат
Проблема индивидуального психологического влияния особенно актуальна именно теперь, когда отношения людей даже в деловой обстановке уже не столь форма...полностью>>
Психология->Реферат
Психология потерпевшего изучает факторы формирования его личности, поведение до совершения преступления, в момент совершения и после совершения престу...полностью>>
Психология->Статья
В этом подразделе я рассмотрю тему, насчет правильного пользования шпор. Дело это требует определенного мастерства. И если вы не можете делать невинно...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

3.1 Результаты исследования проявлений речевого поведения при олигофрении

Контент-анализ проходил в четыре этапа:

1) Отмечались невербальные компоненты речевого поведения.

2) Выделяли в ответах испытуемых слова, фразы, суждения испытуемых.

3) Производили идентификацию категорий контент-анализа

4) Производили идентификацию подкатегорий контент-анализа.

Сводная таблица первичных показателей респондентов представлена в Приложении 6.

В дальнейшем в этой главе мы будем называть группы условными обозначениями: первая группа (дети, чье умственное развитие находится в норме) - «Н», вторая группа (дети-олигофрены) - «О».

3.2. Обсуждение результатов исследования исследования проявлений речевого поведения

Для проверки гипотезы о том, что дети-олигофрены имеют специфичное речевое поведение, мы провели Т-критерий.

Таблица 1. Значимые различия в средних значениях показателей речевого поведения в двух выборках детей младшего школьного возраста.

 

Н

О

t-value

p

1

поза сидя на стуле за столом. Руки на столе.

0,60

0,07

3,63

0,001

2

поза сидя на стуле. Широкая,удобная,грузная посадка на всю поверхность сиденья

0,00

0,47

-3,50

0,002

3

поза сидя на стуле. Посадка на краю стула с выпрямленной спиной.

0,00

0,53

-4,00

0,000

4

вставание с места, покачивание, повороты головой, ерзание

0,00

0,27

-2,26

0,032

5

изобразительные жесты

0,00

0,40

-3,06

0,005

6

Значительно замедленный темп речи

0,00

0,40

-3,06

0,005

7

Изменение темпа речи постепенное

0,93

0,20

5,82

0,000

8

Изменение темпа речи резкое

0,07

0,80

-5,82

0,000

9

Основной тон речи - тихий

0,33

0,00

2,65

0,013

10

Исправления (коррекция)

0,47

0,07

2,68

0,012

11

сложные предложения в тексте

2,60

1,27

2,08

0,047

12

нарушение дикции

0,00

0,33

-2,65

0,013

13

не адекватность контекста высказывания

0,00

0,40

-3,06

0,005

При сравнении значений показателей речевого поведения детей в выборке «Н» и «О» обнаружены 13 значимых различий (32,5% от общего числа показателей). Достаточно весомый аргумент, подтверждающий роль интеллекта и эмоцинально-волевой сферы в речевом поведении.

Дети группы «О» отличаются в речевом поведении по сравнению с группой «Н», по следующим проявлениям:

  1. Кинетические характеристики. Дети-олигофрены отличались широкой, удобной, грузной посадкой на всей поверхности сиденья, либо сидели на краю стула с выпрямленной спиной. Часто вставали с места, покачивали и поворачивали головой, ерзали на месте. Использовали изобразительные жесты при ответе на вопросы. Дети с нормальным развитием при проведении методики сидели спокойно на стуле за столом, держа руки на столе.

Это свидетельствует о том, что детям - олигофренам не хватает слов, чтобы полностью передать представление и понимание картинки. В данном случае невербальное общение дополняет или даже заменяет вербальное. Данные позы говорит об открытости к контакту детей с умственной задержкой развития. Канал позы отличается довольно высоким, сопоставимым с показателями контрольной группы детей, динамизмом и разнообразие характеристик. . В отличие от контрольнойгруппы детей, смена поз и их динамика в меньшей степени отражали семантику контекста, а главным образом, подчеркивали эмоциональную насыщенность переживаний в целом, являясь своего рода маркером общего энергетического фона..

2. Детей-олигофренов так же можно отличить по паралингвистическим характеристикам: значительно замедленный темп речи, а так же резкое изменение темпа речи. Основной тон речи – тихий. Основной тон (громкость речи) в своих характеристиках и динамике, как правило, согласован с темпом.

3. Психолингвистические характеристики. Дети, чье развитие соответствует норме, чаще корректировали свои ответы, уточняли детали, заменяли предлоги на более подходящие и уместные. Без посторонней помощи видели ошибки в своих ответах. У детей олигофренов наиболее выражены нарушения дикции. Детей – олигофренов от детей с нормальным развитием отличает «неадекватность контекста высказывания»: ответы, не касаемые задаваемых вопросов, неправильное установление причинно-следственных связей и др.

4. Семантико-синтаксическая характеристика речи. Дети, чье развитие соответствует норме, чаще и лучше использовали сложные предложения при описании картинки. Информативная плотность текста у детей контрольной группы несколько выше, чем у детей с олигофренией, что подчеркивает семантическое усложнение вербального компонента речевого поведения. Показатель количества сложных предложений в тексте полностью соответствует всем характеристикам информативной плотности текста и указывает на структурное (синтаксическое) усложнение вербальной семантики.

Но стоит обратить внимание и на сходство речевого поведения между двумя группами детей, тем самым мы выясним на какие характеристики речевого поведения не влияет данное заболевание.

Таблица 2. Значимые сходства в средних значениях показателей речевого поведения в двух выборках детей младшего школьного возраста.

 

Н

О

t-value

p

1

Незначительное замедление темпа речи

0,36

0,33

0,13

0,897

2

Не способен распознавать эмоции

0,20

0,27

-0,42

0,679

3

Способен распознавать эмоции

0,80

0,73

0,42

0,679

4

существительные

15,20

14,47

0,26

0,796

5

Подстановка

0,27

0,27

0,00

1,000

6

Опущение

0,27

0,27

0,00

1,000

7

Добавление

0,13

0,13

0,00

1,000

8

Повторение слов и словосочетаний

0,53

0,47

0,35

0,726

Дети группы «О» абсолютно сходны с группой «Н» по оговоркам, используемых в речи: «Подстановка», «Опущение», «Добавление».

Обе группы детей схожи в частоте ошибок произнесения слов, связанных с заменой первых и последних звуков, находящихся рядом слов. Либо это предвосхищение звука, который имеется позднее, и повторение звука, который был уже произнесен. Так же пропуск каких-либо звуков в слове и добавление лишних (в большинстве случаев - это окончания).

Дети группы «О» практически не имеют отличий от группы «Н» по речевому поведению:

- это проявляется в способности к распознаванию эмоций. Здесь следует отметить, что дети-олигофрены не путают одну эмоцию с другой, так же как и здоровые дети, но при этом часто ошибаются в установлении причины возникновения данной эмоции.

- обе группы детей имеют в речи повторение слов и словосочетаний. Это можно объяснить общим развитием младших школьников: слуховые и кинестетические образы многих слов еще недостаточно четки. А нечеткость словесных образов приводит к ошибочному их воспроизведению. Вот почему речь детей содержит много повторений, неточностей, перестановок.

- Незначительное замедление темпа речи. Такой темп у детей появляется к концу построения предложения, что является нормальным. Либо такое снижение речевой активности проявилось в новой обстановке и при общении с незнакомыми лицами. Не будем забывать, что у олигофренов мы уже выявили значительно замедленный темп речи, по сравнению с нормальными детьми. Но так же как и у нормальных детей у них наблюдается незначительное замедление темпа речи к концу построения предложения.

- В рассказе детей увеличенная доля существительных.

Но так же отличительной чертой становится то, что дети без задержки психического и интеллектуального развития так же много употребляют глаголы, прилагательные, что нельзя сказать об олигофренах. Коэффициент Трейгера выше, чем в контрольной группе. Это объясняется существенным уменьшением количества прилагательных при сохранной предикативности. Низкое количество прилагательных связано как с функциональным онтогенетическим недоразвитием семантических пространств, содержащих описание качественных характеристик объектов и действий, а также сложностью их структурирования.

При этом олигофрены необоснованно часто употребляют существительные, что вызвано трудностями в развертывании высказывания и ограниченным словарным запасом. Предложение не строится каждый раз заново, воспроизводится фразами или просто перечисляются субъекты и объекты действия. Дети же с нормальным психическим развитием употребляют существительные в полных предложениях.

Так как мы выявили значимые различия между группами, но так - же есть и значимые сходства, то можно сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась частично.

Изучение речевого поведения по трем его каналам, с учетом особенностей их семантик и характера взаимодействий, а также знаний о специфике динамики основных показателей в зависимости от формы олигофрении, позволяет довольно точно определять не только сущность психических процессов, но и их субъективное наполнение.

Кинесический и просодический каналы несут, главным образом, биологическую информацию, а вербальная семантика, даже при своей ограниченности и неполноте, будучи подвергнутой психолингвистическому, семантико-синтаксическому анализу, позволяет устанавливать характер и важность информации, вычленять субъективно значимые фрагменты.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения при шизофрении, биполярном расстройстве, эпил

    Реферат >> Психология
    ... Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения при шизофрении, биполярном расстройстве, эпилепсии ... приводящей к гиперактивности, речевому напору и сниженной потребности ... сдержанны в жестах. Нарушения при олигофрении У больных отмечается слабость развития ...
  2. Олигофрения, особенности клинических проявлений

    Реферат >> Психология
    ... мыслительные процессы при олигофрении характеризуются выраженной тугоподвижностью. Все виды деятельности и поведения детей однообразны ... генеза, при которых характерны своеобразные сочетания интеллектуального дефекта с сенсорными, речевыми, двигательными ...
  3. Психокоррекционная работа по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... работоспособностью. 3. Олигофрения с психопатоподобными формами поведения При олигофрении, осложненной психопатоподобными ... При олигофрении, осложненной тяжелым недоразвитием речевых систем, часто наблюдаются апраксии губ, языка. При олигофрении ...
  4. Особенности изменения мышления детей при психических отклонениях

    Дипломная работа >> Психология
    ... в течение первых полутора лет жизни. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит остаточный ... социальных, коммуникативных и речевых функций, а также наличием нетипичных интересов и форм поведения. Аутизм влияет ...
  5. Динамика психического развития детей, больных олигофренией. Подростковый криз

    Реферат >> Психология
    ... игры. Таким образом, при олигофрении наблюдается замедленное развитие игровой ... речи с длительным сохранением в речевом развитии звукоподражательных, автономных слов ... отражающие патогенез нарушений поведения у подростков. Нарушения поведения у подростков с ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018630027770996