Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Цель данной работы раскрыть содержание понятия социализации. Задачи: для определения понятия «социализация» определим факторы, агентов, уровни и механ...полностью>>
Психология->Реферат
Проблема индивидуального психологического влияния особенно актуальна именно теперь, когда отношения людей даже в деловой обстановке уже не столь форма...полностью>>
Психология->Реферат
Психология потерпевшего изучает факторы формирования его личности, поведение до совершения преступления, в момент совершения и после совершения престу...полностью>>
Психология->Статья
В этом подразделе я рассмотрю тему, насчет правильного пользования шпор. Дело это требует определенного мастерства. И если вы не можете делать невинно...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Учитывая возраст и особенности испытуемых нами была выбрана картинка «Зимние забавы». Это наглядное пособие предназначенна для развития и диагностики речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. ( Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы. Сборник методических рекомендаций, - С-Пб.: «Детство-Пресс», 2000). Наглядное пособие «Зимние забавы» позволяет получить развернутый рассказ, по которому в полной мере мы сможем провести исследование.

Для исследования невербального поведения необходима видео съёмка. Допуская возможность проявления социальной желательности при виде видеокамеры, нами была проведена скрытая съемка.

Недостатками можно считать долговременность и трудоемкость составления стенограммы. Не следует забывать и тот факт, что любая вербализация, так или иначе, подразумевает искажение информации.

2.2 УЧАСТНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выборку составили ученики 2 класса: 15 школьников специальной коррекционной общеобразовательной школы № 20 для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья г. Перми , 15 школьников гимназии № 33 г. Перми. Таким образом, выборку составили 30 школьников.

Основную группу испытуемых составляют ученики 2 класса специальной коррекционной общеобразовательной школы с легкой степенью олигофрении дебилы. Возраст: 8,9 лет

Контрольную группу испытуемых составляют ученики 2 класса гимназии. Возраст: 8,9 лет.

2.3 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование кинесических характеристик- невербального поведения.

Исследование включает регистрацию и анализ невербальных аспектов поведения – мимики, позы, жестовой коммуникации. Идеология настоящего исследования предполагает изучение невербальных аспектов речевого поведения – кинесики – комплексов элементов поведения, сопровождающих речевое сообщение. В настоящем исследовании производилась регистрация кинесических характеристик речевого поведения в течении 3 минут, главным образом, на протяжении обсуждения предлагаемой картинки «Зимние забавы» с испытуемым. Изучаемые кинесические характеристики речевого поведения учитывались согласно Лабунская В.А. Невербальное поведение (Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1986. С. 5-35.) В ходе беседы производилась регистрация всех кинесических характеристик на протяжении указанного фрагмента с помощью специальной матрицы (прил.2). По окончании интервью производилась оценка вероятности появления тех или иных кинесических характеристик и средняя динамика кинесических параметров в единицу времени (1 минута).

Данная матрица заполнялась при сопоставлении аудиозаписи беседы и матрицы регистрации кинесических характеристик

Исследование речевого поведения при помощи различных аспектов лингвистического анализа .

На втором этапе исследования испытуемого осуществляется анализ аудиозаписи беседы по различным аспектам с помощью разработанных нами методических подходов. На данном этапе исследуются следующие лингвистические аспекты речевого поведения: 1) паралингвистический (просодический); 2) психолингвистический;

Приводим краткие характеристики и описание методики исследования различных лингвистических аспектов.

Паралингвистический (просодический) анализ речевого поведения.

Паралингвистический анализ речевого поведения рассматривает особености просодии речи в ее динамике, изучает паралингвистические характеристики, их семантику и ее взаимоотношения с семантикой вербального сообщения. Исследование просодических особенностей сообщения включает в себя два момента: субъективный – анализ аудиозаписи беседы с описанием и характеристикой просодических черт согласно матрицам и схеме, разработанных нами;

Субъективный аспект анализа осуществляется при помощи специальной Матрицы паралигвистического анализа речи (прил.3).

Приводим характеристики изучаемых паралингвистических параметров.

Темп речи определяет скорость протекания психических процессов и определяется количеством слов произнесенных исследуемым субъектом в единицу времени (в 1 минуту).

Усредненные показатели просодических характеристик контрольной группы приняты нами за условную норму. Так, темп речи 60-100 слов/мин. определяется как нормальный, 100-120 и 40-60 слов/мин, - незначительно ускоренный и замедленный, более 120 и менее 40 слов/мин, значительно ускоренный и замедленный, соответственно; учитывался также и характер изменения темпа в ходе беседы.

Основной тон или громкость речи – восприятие разности в физической силе произносимых звуков, определяемой субъективно (на слух).

-очень громкая речь

-громкая

-средняя

-тихая

-шёпот

Также учитывался характер изменений темпа речи в ходе беседы в зависимости от контекста высказывания, что вместе с другими показателями, подчеркивает и уточняет семантические характеристики сообщения.

Для количественного анализа динамики просодических характеристик нами изучались в 3 минутном фрагменте речи испытуемого такие показатели как темп, основной тон и паузы. Вычислялись показатели динамики темпа и основного тона в единицу времени. Результаты включались в специальную таблицу (прил. 4).

Указанные данные определялись у каждого испытуемого и затем высчитывались средние значения в группе в целом, которые сопоставлялись с даннымиконтрольной группы.

Психолингвистический анализ речи .

Целью психолингвистического анализа в рамках настоящего исследования являлось изучение психолингвистических индексов и речевых ошибок при олигофрении. Исследование психолингвистических индексов позволяет сопоставлять лексико-морфологические характеристики речи с психологическими. Анализ речевых ошибок позволяет составлять представления об особенностях функционирования системы речепорождения, выявлять уровень, с которым связаны ошибки.

Нами исследовались коэффициент Трейгера (Шлиссмана). Коэффициент Трейгера представляет собой отношение глаголов к прилагательным в единице текста (подсчет количества указанных морфологических параметров в 10-минутном фрагменте речи больного). Значение коэффициента не является постоянной величиной у одного и того же исследуемого и служит косвенной характеристикой эмоциональной насыщенности и стабильности, отражает насыщенность действиями когнитивных структур. Поскольку прилагательные возникли на более позднем периоде становления речи, их снижение (и как следствие – увеличение коэффициента) отражает элементы регресса речи, эмоциональную нестабильность, напряженную когнитивную деятельность.

Значения коэффициентов и речевые ошибки при анализе аудиозаписи психодиагностического интервью вносятся в специальную матрицу (прил.4). Как видно из матрицы, при изучении речевых ошибок заполняется специальная таблица, отражающая типы речевых ошибок, их количество в единице текста (1 мин.).

Охарактеризуем типы речевых ошибок, изучаемые в данном исследовании.

1). Оговорки.

К ним относятся: подстановка, перестановка, опущение, добавление и замещение.

- Подстановка – речевая ошибка, при которой происходит дополнение слова звуком или слогом, присутствующим в нормальной структуре другого слова в том же предложении.

Например: «как в виртуальном ви[p]дении».

- Перестановка – замена местами звуков (слогов) как в одном слове, так и в разных словах в рамках предложения.

Например: «глестящая, бладкая поверхность», вместо

« блестящая гладкая поверхность»;

«перемутомление» вместо «переутолнение».

- Опущение – выпадение из слова звука или слога. Сюда же относится «проглатывание» окончаний слов.

- Добавление – прибавление к слову звука или слова в любой части слова.

- Замещение – замена звука (слога) на другой в рамках одного слова.

Оговорки происходят, главным образом, на четвертом уровне системы речепорождения – уровне моторной программы синтагмы (моторно-кинетическое программирование и выбор артикулем) и могут быть связаны с первым – внутренней смысловой программой.

2). Повторы.

В настоящем исследовании мы выделяли повторы: а) звуков и слогов;

б) слов и словосочетаний.

Повтор звуков и слогов связан нарушениями на четвертом уровне системы речепорождения. Повтор слов и словосочетаний, на наш взгляд, может быть связан со всеми первыми тремя уровнями, в зависимости от характера повтора и контекста.

3). Исправления (коррекция).

Коррекция предполагает поправки, включаемые самим говорящим по ходу высказывания , с целью исправления как структуры слов, так и порядка слов в рамках предложения. Коррекция связана с третьим уровнем речепорождения – уровнем лексико-грамматической структуры предложения, где происходит грамматическое структурирование и выбор слов по форме (лексем) и, в меньшей степени, с четвертым уровнем.

4). Фальстарт (колебания).

При данном типе речевой ошибки происходит обрыв предложения в самом его начале, поскольку оно порождено преждевременно и нет логических и смысловых обоснований данной информации. Как правило, оборванное предложение следует несколько позднее по ходу сообщения. Данная речевая ошибка связана с первым уровнем речепорождения - внутренней смысловой программой высказывания.

6). Нарушения дикции.

Несуществующие слова.

Не адекватность контекста высказывания.

2.4 КОНТЕНТ- АНАЛИЗ КАК МЕТОД ОБРАБОТКИ ДАННЫХ

В результате проведения интервью был получен массив «сырых» данных, представляющий собой видео запись беседы с респондентами на видеокамере.

Произведено составление письменного текста (см. Приложение 5) высказываний респондента в электронном варианте (стенограммы).

Основная трудность, с которой мы столкнулись на данном этапе- перевод устной речи и невербального поведения, записанные во время беседы, на видеокамере , в письменную речь стенограммы.

Для того чтобы минимизировать искажения и потери каких-либо смысловых единиц, в процессе составления стенограммы мы по возможности старались придерживаться нулевого варианта редактирования. Суть его заключается в том, что неясные блоки, части текста предпочтительнее оставить такими,какие они есть в устном варианте, нежели необоснованно привносить трактовки в ходе редактирования.

Для обработки данных был выбран сегментарный вариант количественного контент-анализа, использование которого констатирует сам факт наличия или отсутствия в массиве информации какой-либо категории. После выявления смысловой единицы ,отнесенной к определенной категории, дальнейшие случаи встречи в том же тексте идентичные по семантической нагрузке единицы не учитываются, не фиксируется.

В данном случае научную ценность представляет то, встречается в тексте данная категория или нет. Сегментный контент-анализ позволяет несколько иначе, нежели сплошной моделировать смысловую картину текста. В данном случае на первый план выступает то, насколько широко или узко представлены у респондента те или иные смысловые блоки, насколько широк диапазон затрагиваемых им тем. Применительно к нашей работе, используя данный метод, мы можем выявить единицы речи и кинесических единиц, присутствующих в текстах и поведение респондентов.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения при шизофрении, биполярном расстройстве, эпил

    Реферат >> Психология
    ... Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения при шизофрении, биполярном расстройстве, эпилепсии ... приводящей к гиперактивности, речевому напору и сниженной потребности ... сдержанны в жестах. Нарушения при олигофрении У больных отмечается слабость развития ...
  2. Олигофрения, особенности клинических проявлений

    Реферат >> Психология
    ... мыслительные процессы при олигофрении характеризуются выраженной тугоподвижностью. Все виды деятельности и поведения детей однообразны ... генеза, при которых характерны своеобразные сочетания интеллектуального дефекта с сенсорными, речевыми, двигательными ...
  3. Психокоррекционная работа по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... работоспособностью. 3. Олигофрения с психопатоподобными формами поведения При олигофрении, осложненной психопатоподобными ... При олигофрении, осложненной тяжелым недоразвитием речевых систем, часто наблюдаются апраксии губ, языка. При олигофрении ...
  4. Особенности изменения мышления детей при психических отклонениях

    Дипломная работа >> Психология
    ... в течение первых полутора лет жизни. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит остаточный ... социальных, коммуникативных и речевых функций, а также наличием нетипичных интересов и форм поведения. Аутизм влияет ...
  5. Динамика психического развития детей, больных олигофренией. Подростковый криз

    Реферат >> Психология
    ... игры. Таким образом, при олигофрении наблюдается замедленное развитие игровой ... речи с длительным сохранением в речевом развитии звукоподражательных, автономных слов ... отражающие патогенез нарушений поведения у подростков. Нарушения поведения у подростков с ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0012261867523193