Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Менеджмент->Реферат
р. 1103 8 1131 117050 ,53 3,44 Выручка от реализации тыс.р. 1103 8 1131 117050 ,53 3,44 Численность работающих чел. 95 100 10 5, Выработка на одного р...полностью>>
Менеджмент->Реферат
Основной проблемой в системе управления предприятием является неэффективная (часто вообще отсутствующая) система управленческого учета, которая, давая...полностью>>
Менеджмент->Реферат
Сферы управления и образования играют ключевые роли в системе общественных отношений. Так, стабильность существования и динамика развития общества опр...полностью>>
Менеджмент->Реферат
В системе управления социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, регулирования их направления и ди­намики, в обеспечении нормальног...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Менеджмент

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Микроэкономика позволяет на основе исследования множества факторов объяснить экономическое поведение отдельных людей или фирм, когда они планируют свой выбор вида деятельности либо ограниченных ресурсов для ее осуществления. Микроэкономический анализ основывается на том предположений, что человеческое пове­дение является предсказуемым в процессе производственной деятельности. А. Маршалл писал, что в задачи экономической науки входит получение знаний для самой себя и выработка руководства к поведе­ний людей в практической жизни, прежде всего в общественной или трудовой деятельности [14, с. 100]. В экономической теорий обычно предполагается, что все люди преследуют такие цели, как стремление получить наибольшее удовлетворение от приобретения необходимых товаров или желание максимизировать свой доход от продажи рабочей силы или других ресурсов. Экономическая теория устанавливает причинно-следственные связи, которые объясняют наблюдаемый ре­зультат. При анализе экономических явлений делаются многие упро­щения, чтобы выяснить основные ограничения, при которых люди принимают правильные решения.

Во внутрифирменном планировании, как и в микроэкономике, обос­нование принимаемых решений и прогноз ожидаемых результатов опираются на теоретические положения и принципы, а также практические данные и факты. Они используются для объяснения наблюдаемых экономических явлений с точки зрения совокупности научных положений и требований. Например, теоретический анализ экономической деятельности фирмы начинается с простого предположения, что она будет стремиться к повышению совокупной прибыли. Теория планирования использует данное предположение, чтобы обосновать планы предприятия по выбору вида выпускаемой продукции, набору требуемой рабочей силы, закупкам материальных ресурсов для организации производства определенного количества товаров и по­лучения максимального объема прибыли. Внутрифирменное рыноч­ное планирование объясняет, каким образом фирмы обосновывают планы своего производства в зависимости от величины действующих цен на основные экономические ресурсы — рабочую силу, капитал и сырье, а также и от ожидаемых цен на будущую продукцию [10, с. 13].

В изучении экономического поведения производителей и потре­бителей находят свое применение два взаимосвязанных метода науч­ных исследований. Первый называется индуктивным и предполагает создание экономических теорий и принципов на основе сбора и ана­лиза фактов. Второй — дедуктивный, или гипотетический, он означа­ет формирование новых экономических принципов, положений, на­чиная с уровня теории, которая затем с помощью фактов подтверж­дается или опровергается. Индуктивный метод изучения экономиче­ских процессов идет от фактов к теории, от частного явления к обще­му положению. Дедуктивный, наоборот, идет от общего к частному, от теории к фактам. В рыночном планировании дедукция и индук­ция — не противостоящие, а взаимодополняющие методы экономи­ческих исследований. Сформулированные дедуктивным способом на­учные гипотезы служат экономистам-менеджерам ориентиром при сборе и систематизации эмпирических данных. В свою очередь науч­ное обобщение фактов, правильное представление о реальном мире является предпосылкой для формулирования новых содержательных экономических положений и принципов [12, с. 20].

Следовательно, современная экономическая теория и научные методы исследования, прежде всего анализ и синтез, дедукция и индукция, служат фундаментом внутрифирменного планирования и перспективного прогнозирования развития отечественных предприя­тий. Они позволяют объяснить необходимость соответствующего из­менения планируемого объема выпуска продукции, например в зави­симости от увеличения стоимости рабочей силы или уменьшения цен на материальные ресурсы. Научная значимость и практическая по­лезность экономической теории зависят от того, насколько успешно она позволяет объяснять и прогнозировать на предприятии взаимо­связанные технологические, производственные, социальные и финан­совые проблемы и процессы. С этой целью всякая теория проверяет­ся практикой. В результате подобной проверки те или иные экономи­ческие теории нередко модифицируются, усовершенствуются, а иногда от них даже приходится отказываться. Процесс проверки и совершенствования существующих теорий является необходимым ус­ловием для развития всей экономической науки и ее важной состав­ной части — теории внутрифирменного планирования.

Плановая научная и практическая деятельность на отечественных предприятиях тесно связана с широкими экономическими целями и действиями и, естественно, со многими учебными дисциплинами как общепрофессионального, так и специального цикла подготовки со­временных экономистов-менеджеров. Это прежде всего такие основные предметы учебного плана, как маркетинг, менеджмент, экономика предприятия, организация производства, нормирование труда, технология отрасли, управление затратами, бухгалтерский учет, статистика и другие, формирующие уровень квалификации молодых специалистов. Между ними и планированием существует тесная мно­госторонняя зависимость. К примеру, маркетинговую и плановую деятельность практически невозможно отделить одну от другой в современном производстве и предпринимательстве. Маркетинг, как процесс предвидения, управления и удовлетворения спроса на това­ры, услуги и идеи посредством обмена, рассматривается в условиях рынка основой принятия всех остальных плановых, организацион­ных и управленческих решений. Вместе с тем, по мнению Д.Р. Эванса, необходимо понимать, что хотя концепция маркетинга и позволя­ет анализировать, максимизировать и удовлетворять потребительский спрос, она является лишь руководством к планированию [7, с. 20]. В ходе планирования деятельности предприятие должно также учи­тывать свои сильные и слабые стороны в сфере производства, техно­логии, персонала, финансов, сбыта и т.д. Планы маркетинга и произ­водства должны увязывать цели предприятия, требования потребителей, ресурсные возможности, влияние как внешней, так и внутренней среды, воздействие конкуренции, государственное регулирование и т.п.

В свободных рыночных отношениях внутрифирменное планирование все теснее увязывается с маркетингом и менеджментом. Будущее, по прогнозам высших руководителей американских фирм, скорее всего, принадлежит маркетингу и попыткам захватить большую долю ограниченного рынка. Плановики вынуждены, как учит современная школа маркетинга, «сходить со своих пьедесталов в траншеи практики» [12]. На наш взгляд, этот прогноз пока не относится к российским предприятиям, крайне нуждающимся в высококвалифи­цированных отечественных специалистах в области маркетинга, пла­нирования и управления производством будущего. Существуют системы государственного или федерального регули­рования, муниципальное или местное планирование, внутрипроиз­водственное или корпоративное проектирование, а также отраслевое, территориальное, республиканское и другие виды планирования. Необходимо подробно рассмотреть с научных и учебных позиций все существующие виды внутрифирменного планирования. В отечествен­ной планово-экономической литературе и хозяйственной практике всегда было общепризнанным выделять два основных вида планиро­вания: технико-экономическое и оперативно-производственное.

Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики пред­приятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновыва­ются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодей­ствия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рацио­нальные нормы их использования, определяются конечные финан­сово-экономические показатели и т.п.

Оперативно-производственное планирование представляет собой последующее развитие и завершение технико-экономических планов предприятия. На данном этапе планирования устанавливаются теку­щие производственные задания отдельным цехам, участкам и рабо­чим местам, осуществляются разнообразные организационно-управ­ленческие воздействия с целью корректировки процесса производст­ва и т.п.

Всякое внутрифирменное планирование предусматривает обеспе­чение необходимого развития тех или иных производственных объ­ектов, экономических систем или предприятия в целом. В развиваю­щейся рыночной экономике поэтому значительно возрастает роль внутрихозяйственного планирования на всех отечественных предпри­ятиях. Высокая степень экономической свободы в плановой деятель­ности предполагает не только расширение практической работы на всех фирмах и предприятиях, но и развитие научных знаний и совер­шенствование самой теории внутрихозяйственного планирования. В частности, требуется расширение существующей классификации систем, видов, принципов и методов планирования. На наш взгляд, все виды внутрифирменного и корпоративного планирования могут быть систематизированы по таким основным классификационным признакам, как содержание планов, уровень управления, методы обоснования, время действия, сфера применения, стадии разработ­ки, степень точности и др.

1. По содержанию планов следует выделять, кроме рассмотренного технико-экономического и оперативно-производственного, такие виды внутрихозяйственного планирования, как организационно-тех­нологическое, социально-трудовое, снабженческо-сбытовое, финан­сово-инвестиционное, бизнес-планирование и др. Каждый из них предусматривает выбор своей системы плановых показателей, харак­теризующих виды конкретной деятельности, сроки выполнения ра­бот, конечные или промежуточные результаты и т.д.

2. По уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятиях принято различать такие виды внутрихозяйственного планирования, как фирменное, корпоративное, заводское или иные системы планов, относящиеся к высшему управленческому звену или в целом ко всей хозяйственной организации. На среднем уровне уп­равления применяется, как правило, цеховая система планирования, на нижнем — производственная, которая может охватывать отдельные объекты планирования (участок, бригада, рабочее место и т.д.).

3. По методам обоснования в современном производстве находят применение следующие системы внутрифирменного планирования: рыночное, индикативное и административное, или централизован­ное. На предприятиях с государственной, федеральной, муниципаль­ной и другими формами общественной собственности преобладает централизованная, или административная, система планирования. В.хозяйственных товариществах и акционерных обществах и на дру­гих предприятиях с частной формой собственности применяются виды рыночного или индикативного планирования. Важнейшими экономическими регуляторами или ориентирами в этих видах плани­рования служат соответственно механизмы свободных рыночных от­ношений, система взаимосвязанных индикаторов или показателей, централизованные или директивные решения вышестоящих органов управления. Рыночное самопланирование основано на взаимодейст­вии спроса, предложения и цен на производимые товары и услуги. Если величина спроса на данный товар превышает предложение, то соответствующим образом увеличивается и цена товара и, следова­тельно, планируется расширение его производства. А при снижении цен и объема продажи товара его выпуск также снижается. Индика­тивное планирование — это по существу государственное регулиро­вание цен и тарифов, действующих видов и ставок налогов, банков­ских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и других макроэкономических показателей. Централизованное, или директивное, планирование предусматривает установление выше­стоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей натуральных объемов производства продукции, номенк­латуры выпуска и сроков поставки товаров, а также многих иных экономических нормативов. Эти три системы внутрифирменного плани­рования не противоречат одна другой и могут применяться одновре­менно в той мере, в какой требуется расширение или сужение зоны использования того либо иного вида планирования.

4. По времени действия внутрифирменное планирование бывает: краткосрочным, или текущим; среднесрочным, или годовым; долго­срочным, или перспективным. Долгосрочное планирование обычно осуществляется на период от 3 до 10 лет, среднесрочное — в пределах от 1 до 3 лет, а краткосрочное — в течение одного планового года, квартала, месяца, декады или недели.

5. По сфере применения внутрихозяйственное планирование под­разделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное, их объектом служит соответствующая производственная сис­тема или подразделение предприятия.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Теоретические основы планирования инвестиционной деятельности предприятия

    Реферат >> Банковское дело
    Теоретические основы планирования инвестиционной деятельности предприятия 1.1 Сущность и задачи инвестициооного планирования на предприятии Рыночная ... и инвестиционной деятельности предприятия; - планирование инвестиционной деятельности; - выбор между ...
  2. Теоретические основы математических и инструментальных методов экономики

    Реферат >> Экономико-математическое моделирование
    ... о возможности сочетания централизованного планирования и хозяйственной самостоятельности экономических ... одну и ту же теоретическую основу. Поэтому для получения ... формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма. В ...
  3. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров

    Конспект >> Маркетинг
    ... : • в какой мере обеспечивается рациональное планирование производственной деятельностью предприятия; ■ на сколько ... открывание. Литература 1. Алексеев Н.С., Гонцов Ш.К., Кутянин Г.И. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров: Учебник для ...
  4. Планирование карьеры (3)

    Реферат >> Социология
    ... современным запросам российского общества. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ КАРЬЕРЫ 1.1 Методы, принципы ... ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ КАРЬЕРЫ1.1 Методы, принципы и условия управления карьерой 1.2 Планирование карьеры2.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ...
  5. Теоретические основы здравоохранения

    Статья >> Медицина, здоровье
    ... Организация медицинской помощи населению. Экономика, планирование и финансирование здравоохранения. Управление здравоохранением. ... необходимы. Заключение Таким образом, теоретические основы здравоохранения изучают закономерности общественного здоровья ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019128322601318