Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
Сегодня никому не надо доказывать, что проблема, связанная с изучением конфликтов имеет право на существование К проблемам возникновения и эффективног...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, т к возникают они только в процессе взаимодействия, общения людей между собой Большую ...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Сейчас уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирова...полностью>>
Психология->Дипломная работа
Особенностью сегодняшнего положения дел в теории рабочих команд является практическая направленность большинства научных работ Этот факт, свидетельств...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПРОГРАММА КУРСА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПСИХОЛОГИЯ МОТИВАЦИИ

Дисциплины по выбору цикла ОПД учебного плана

по направлению 521000 и специальности 020400 - Психология

Автор-составитель: канд. психол. наук, доцент Н.А.Бакшаева

Москва

2004

Пояснительная записка

Курс «Психология мотивации» относится к дисциплинам по выбору цикла ОПД учебного плана по направлению 521000 и специальности 020400 - Психология. Целевая направленность курса заключается в формировании и развитии научных психологических знаний студентов; знакомстве с теориями и концепциями мотивации; ориентировании в массиве эмпирически и экспериментально установленных социально-психологических феноменов и фактов; формировании профессиональных способностей и умений будущих психологов. Данный курс базируется на общепсихологических учебных дисциплинах и предваряет изучение специальных дисциплин и дисциплин специализации.
Методологическим основанием разработки программы послужила теория знаково-контекстного обучения (А.А.Вербицкий), ориентированная на профессиональное образование будущих специалистов.
Программа может быть использована преподавателями психологии мотивации в качестве методического пособия контекстного типа. Программа может быть вписана в общую логику динамического моделирования в обучении студентов содержания и форм будущей профессиональной деятельности психолога. Содержание тематических разделов программы логически связано с содержанием других научных дисциплин, изучаемых студентами согласно учебному плану.
Программа отражает исторические формы психологического знания, современное состояние научных исследований в области психологии мотивации; многообразие методологических и теоретических подходов к изучению мотивационной сферы человека. Структура программы соответствует основным разделам психологии мотивации как относительно независимой научной области. Курс психологии мотивации предполагает лекционные, семинарские и практические занятия.
Программа включает тематический план, краткое изложение содержания каждой темы, рекомендуемые формы и методы обучения, задания и вопросы для самостоятельной работы студентов, список вопросов и заданий к зачету. Вопросы к зачету и сформулированы в логике содержания программы и отражают актуальные проблемы современной науки.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

Лекции

Семинары

Практич занятия

Самост. работа

1.

Сущность и структура мотивационной сферы личности.

2

2

2.

Мотивация в теориях научения.

1

2

3.

Психоаналитические теории мотивации.

1

2

4.

Мотивация в теории поля.

1

2

5.

Проблемы мотивации в гуманистической психологии.

2

2

6.

Когнитивные теории мотивации.

1

2

7.

Мотивация деятельности и поведения.

2

4

8.

Методы исследования мотивационной сферы личности.

6

14

Итого:

6

4

6

30

Аудиторных часов

16

Зачет

4

Самостоятельная работа

30

Общее количество часов

50

ТЕМА 1. Сущность и структура мотивационной сферы личности.

Компоненты психологической структуры мотивационной сферы человека. Мотивационные переменные: потребности, мотивы, ценности, цели, влечения, эмоции, интересы, установки, аттитюды, стремления. Потребность как внутренний побудитель активности человека. Потребность как состояние, свойство и процесс. Мотив как единица анализа мотивационной сферы личности. Связь мотивации и деятельности (А.Н.Леонтьев). Подходы к определению понятия «мотивация». Экстринсивная и интринсивная мотивация. Модальность мотивов. Осознаваемость мотивов. Внутренние и внешние мотивы. Произвольность мотивации (В.А.Иванников). Функции мотивации. Психологические механизмы развития мотивации (В.К.Вилюнас). Мотив и мотивация как гипотетические конструкты (Х.Хекхаузен). Основные проблемы психологии мотивации: содержательная классификация мотивов; генезис мотивов; измерение мотивов; выявление ситуационных условий актуализации мотивов; смена, возобновление и последействие мотивации; мотивационный конфликт и общая целенаправленность деятельности; опосредующие процессы саморегуляции и аналитическая реконструкция мотивации; действенность мотивации (Х.Хекхаузен, Д.Аткинсон, К.Альдельфер, Д.МакКлеланд). Генетические связи различных видов мотивов. Основные направления в исследовании проблем мотивации: теория инстинктов, когнитивная психология, психология личности, психология научения, психология активации.

Формы и методы обучения: лекция академического типа, проблемная лекция.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Составьте тезаурус понятий по теме.

  2. Приведите примеры мотивационных переменных.

  3. Каковы психологические механизмы развития мотивации?

  4. Назовите классические труды в области психологии мотивации.

  5. Каковы возможные основания классификации мотивов?

Литература: 1-3, 6,8, 9, 13, 14, 17, 21-24, 26-29, 31, 34, 36, 37, 42-46, 48, 54.

ТЕМА 2. Мотивация в теориях научения.

Особенности рассмотрения мотивации в бихевиоризме. Законы научения: эффекта, готовности, упражнения, ассоциативного сдвига (Э.Торндайк). Принцип гомеостаза. Потребность и подкрепление как условия научения. Эмоциональная реакция на стимул; фрустрация (К.Спенс). Приобретенные побуждения: страх, надежда. Концепция промежуточных переменных; цель и целенаправленность в объяснении поведения (Э.Толман). Теория влечения (К.Халл). Детерминанты поведения: мотивационный и ассоциативный компоненты. Энергетическая функция мотивационного компонента (К.Халл).

Формы и методы обучения: проблемная лекция, лекция с запланированными ошибками.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Раскройте содержание законов научения, сформулированных Э.Торндайком.

  2. Какова связь эмоций и мотивов?

  3. Каковы основные идеи теории влечения?

  4. Какие мотивационные переменные изучались в экспериментах бихевиористов?

  5. Представьте анализ какой-либо экспериментальной программы изучения установок в рамках бихевиоризма.

Литература: 1-3, 5, 8, 9, 13, 42, 43, 47, 55, 58.

ТЕМА 3. Психоаналитические теории мотивации.

Бессознательные импульсы поведения человека. Врожденные инстинкты. Принцип гомеостаза как основной механизм мотивации. Регрессивность инстинктов. Инстинкты жизни: воспроизведение себе подобных (половая потребность) и поддержания жизни (физиологические потребности). Поведение, побуждаемое инстинктами смерти: агрессия, мазохизм, самообвинение, самоуничижение. Принцип удовольствия и стремление к совершенству. Мотивация как борьба противоположных начал (З.Фрейд). Стремление к самореализации (К.Г.Юнг). Коллективное бессознательное как основа индивидуального бессознательного. Детерминанты поведения: цели, притязания, предназначение индивида (К.Г.Юнг). Комплекс неполноценности и чувство превосходства. Стремление к совершенству как основной принцип мотивации (А.Адлер). Чувство незащищенности и базовая тревожность (К.Хорни). Неврозы как дисбаланс ориентаций: к людям, от людей, против людей (К.Хорни). Социальные аспекты поведения: свобода и одиночество; конформизм, зависимость, любовь (Э.Фромм).

Формы и методы обучения: проблемная лекция.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Соотнесите понятия инстинкта и мотива.

  2. Каковы основные идеи ортодоксального психоанализа в объяснении природы неосознаваемых мотивов поведения?

  3. Каковы взгляды К.Г.Юнга на проблему объяснения мотивации поведения?

  4. Раскройте понятие социального интереса по А.Адлеру.

  5. Соотнесите подходы К.Г.Юнга и А.Адлера к интерпретации мотивации поведения.

  6. Какова специфика объяснения мотивации К.Хорни?

  7. Раскройте основные идеи Э.Фромма в интерпретации мотивации поведения.

  8. Составьте конспект одной главы монографии № 43, 55, 56, 59, 60 из списка литературы (на выбор).

Литература: 1-4, 44, 46, 55-58, 60, 61.

ТЕМА 4. Мотивация в теории поля.

Регулятивные процессы: мотивация, целеполагание, контроль поведения. Уравновешивание локального напряжения как основной механизм мотивации (К.Левин). Базовые потребности и квазипотребности (намерения и цели). Незавершенность действия как источник потребности. Эффект Зейгарник. Основные детерминанты поведения: личность и ситуация. Полевое и волевое повендение. Результирующая мотивационная тенденция; валентность и ожидание. Эксперименты Хоппе: исследование уровня притязаний. Исследования динамики ожиданий (Юкнат).

Формы и методы обучения: семинар-дискуссия, имитационное моделирование.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Законспектировать одну главу (на выбор) книги К.Левина «Теория поля в социальных науках».

  2. Привести пример квазипотребности.

  3. Разработать модификацию модели эксперимента, фиксирующего эффект Зейгарник.

Литература: 1-3, 23, 43, 46, 55, 58.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Психология мотивации человека

    Курсовая работа >> Психология
    ... психология» Тема: «Психология мотивации человека» « » июнь 2005 г. Оглавление Введение…………………………………………………………………………….3 Глава I. Мотивация………………………………………………………………....4 Определение мотивации ... и сама экспериментальная психология мотивации. Соответственно и ...
  2. Психологічні особливості мотиваційної сфери учнів

    Реферат >> Психология
    ... пояснення поведінки і діяльності людини. В психології мотивація позначає сукупність зовнішн ... ібник. - К.: МАУП, 1998. -92с. Занюк С.С. Психологія мотивації: Навчальний посібник. - К.: Либідь ...
  3. Мотивація вибору професії

    Реферат >> Психология
    ... пояснення поведінки і діяльності людини. В психології мотивація позначає сукупність зовнішн ... А.В. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации // Вопросы психологии. -1989. - №5. -С.27-34. Основы ...
  4. Мотивация и личность (2)

    Реферат >> Психология
    ... К явлениям, изучаемым в психологии в связи с мотивацией власти, относятся лидерство, влияние ... источниками власти, способности менять психологию другого человека в нужном направлении ... . Особый интерес в психологии мотивации вызывает так называемое просоциальное ...
  5. Мотивація в структурі учбової діяльності молодших школярів

    Дипломная работа >> Психология
    ... поведінку (лінія психології мотивації, а також когнітивної психології). Піонерами ... яльності – одна із стрижневих у психології. Мотивація – одне з базових понять, що ... Питер», 2000. – 512 с. Канюк С.С. Психологія мотивації: Навчальний посібник. - К.: Либідь ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017459392547607