Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Менеджмент->Курсовая работа
Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торгов...полностью>>
Менеджмент->Дипломная работа
Формирование рыночного механизма хозяйствования в нашей стране обусловило глубокие социально-экономические и организационные преобразования, требующие...полностью>>
Менеджмент->Реферат
В настоящее время фармация занимает одно из ведущих мест в экономике любой страны. Целью написания курсовой работы явилось желание познакомиться с кон...полностью>>
Менеджмент->Реферат
Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и други...полностью>>

Главная > Реферат >Менеджмент

Сохрани ссылку в одной из сетей:

40

Введение

По мере становления российского бизнеса и его интеграции в глобальную экономику все острее встает вопрос о национальной специфике российского менеджмента. Этим вопросом интересуются как зарубежные, так и российские специалисты, правда, причины их интереса к данной проблеме часто сильно различаются. Иностранцы обычно хотят понять, какие методы менеджмента и как должны применяться для построения эффективного бизнеса в России. Россияне, как правило, интересуются вопросом в его общей постановке: чем наш стиль менеджмента отличен от западного

или японского и не в этих ли отличиях кроется причина нашего отставания от развитых в экономическом отношении стран. Между тем возможна и иная постановка вопроса, а именно: можно ли построить российскую модель менеджмента, которая, с одной стороны, включит в себя достижения зарубежной управленческой мысли, а с другой — будет опираться на особенности русского национального характера, причем так, чтобы обеспечивать российскому бизнесу определенные конкурентные преимущества в условиях глобализации бизнеса?

Напомним, что менеджмент – это тип управления и, следовательно, он имеет общие и специфические черты. Общие отражают этап развития цивилизации, модель экономики, социально-экономические потребности управления, уровень научно-технического прогресса и пр. Специфические – национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономического развития в конкретной стране, а также культуру.

Реальный менеджмент всегда содержит общее и особенное в определенном соотношении и сочетании. В мире существует понимание не только менеджмента вообще как концепции, философии, типа управления, но и понимание различных моделей менеджмента – японского, немецкого и т.д. Очевидно, по аналогии с этим можно говорить и о российском менеджменте.

Понимание российского менеджмента имеет большое значение для современной практики развития управления в нашей стране. Увлечение зарубежными теориями менеджмента не должно приводить в прямому переносу идей иностранного менеджмента в Россию. Это были бы малоэффективные усилия. Знать, понимать и учитывать специфику России при использовании опыта и концепций зарубежного управления – это значит полнее реализовывать идеи менеджмента.

Наиболее актуальными проблемами управления сегодня в России становятся проблемы управления конверсионными процессами, антикризисное управление, управление занятостью, информационные технологии управления, поддержка предпринимательства и малого бизнеса, мотивирование экономической активности в сфере производства, банковский менеджмент. Это далеко не полный перечень приоритетов в проблематике российского менеджмента. Но главное не перечень, а ранжирование приоритетов. Здесь наиболее ярко проявляется специфика и здесь наибольшие трудности в понимании современного менеджмента в России.

Существует два подхода в понимании российского менеджмента. Первый подход – полное отрицание возможности и необходимости менеджмента в России. У нас свой путь, мы не приемлем западные модели, у нас такое управление не приживется, слишком много затруднений исторического и национально-культурного характера.

Второй подход – достаточно разговоров о российской специфике, не следует преувеличивать ее значение, процессы научно-технического прогресса одинаковы, они сближают модели управления, надо брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой, факторов благоприятствующих этому больше, чем препятствующих, если они вообще есть.

Истина всегда посередине. Не следует ни приуменьшать, ни преувеличивать как особенности, так и роль зарубежного опыта. Надо изучать, знать и учитывать и то и другое.

 

Факторы, определяющие особенности российского менеджмента

Особенности российского менеджмента проявляются в четырех факторах: во-первых, приоритетах в проблематике, акцентах внимания и усилий, во-вторых, в инфраструктуре менеджмента, социально-экономических и политических условиях его осуществления, в-третьих, в комплексе факторов, затрудняющих или благоприятствующих укреплению менеджмента в России, в-четвертых, в культурной среде, особенности общественного сознания, которые невозможно изменить в одночасье и не нужно изменять, ибо оно имеет свои преимущества.

Все факторы, характеризующие особенность российского менеджмента надо рассматривать в систематизированном виде, надо сбалансировано оценить, что затрудняет, а что благоприятствует менеджменту в России.

1. Регионально-политический аспект развития экономики России создает трудности менеджмента. Экономические связи оказываются в сильной зависимости от политических процессов, затрудняют коммуникации, создают атмосферу опасения при инвестировании, иногда наблюдается явное преувеличение национально-региональных целей и особенностей экономики, центробежные тенденции. Процессы развития рыночных механизмов происходят неравномерно по разным регионам.

Но при этом существует в России развитая склонность к благотворительности и спонсорству. В сложных ситуациях переходного периода она играет определенную роль в решении проблем реконструкции управления.

2. В менеджменте важную роль играет профессионализация управления, которая определяется в первую очередь подготовкой кадров менеджеров, экономистов, финансистов. В России система подготовка профессиональных кадров менеджеров при бурном ее развитии все-таки находится еще в стадии становления и поиска содержания этой специальности, а также методов их подготовки.

Однако в системе образования России есть хорошая традиция, которая может ускорять процессы подготовки менеджеров и работать на высокое качество их образования. Это сложившаяся десятилетиями традиция ориентации на фундаментальную подготовку, научность профессионального образования в отличие от сугубо прагматической подготовки, которая существует во многих западных странах.

3. В каждой стране складываются собственные традиции в организационной культуре. Это проявляется в отношении к тем или видам организации. Наиболее заметны в мире особенности организационной культуры в Германии, Японии. Россия также имеет собственную организационную культуру, которая складывалась исторически и которая накладывает отпечаток на современное управление.

Нередко в российском менеджменте сталкиваются западная и российская организационные культуры.

Но есть и такое качество российской культуры, которое способствует менеджменту. Это высокий научно-интеллектуальный потенциал, который признан во всем мире, и который может сыграть положительную роль в понимании менеджмента и эффективном его использовании. Ведь чем глубже способен человек понять, что ему необходимо делать, тем лучше он сделает работу.

4. Современное состояние экономики России характеризуется деформированной структурой. В нашем народном хозяйстве много высококонцентрированных производств, хозяйственных комплексов, предприятий ВПК. Но до настоящего времени оказываются неразвитыми предприятия малого и среднего бизнеса. Многое в менеджменте зависит от структуры экономики.

Однако мы имеем и хороший опыт государственного регулирования экономики. Если его использовать в соответствии с новыми задачами реформирования экономики и управления, это может иметь необходимый эффект, способствовать формированию нового управления. Опыт надо уметь использовать, понимая позитивные и негативные его стороны. Это для нас сейчас актуально.

5. Существуют еще в России и прежние традиции технократического подхода к управлению, который характеризуется смещением центра внимания руководителя на проблемы техники и технологии производства в ущерб решению конкретных проблем экономической и социально-психологической мотивации. Это управление, не сбалансированное по экономическим факторам развития, способствующее усилению административного подхода к решению проблем. Руководитель – командир производства и у него все должны работать как часы.

В то же время наш опыт освоения высокий технологий, управления этими процессами не может не пригодится в построении нового управления. Развитие высоких технологий зависит от управления и, если мы смогли освоить эти технологии, значит есть в нашем опыте управления те черты, которые необходимы в управлении научно-техническим прогрессом.

6. В экономическом развитии наша страна стремительно движется к рыночной экономике, но так или иначе мы переживаем еще переходный период, когда существуют и действуют и прежние и новые методы управления. Это также создает определенные трудности для менеджмента.

Но дух предприимчивости не исчез за многие годы командно-административного управления. Он вспыхнул с новой силой в процессах экономических реформ и играет очень важную роль в утверждении менеджмента как типа управления. Ведь не может быть менеджмента без предприимчивости и предпринимательства.

7. Российский менталитет также характеризует определенные особенности в решении проблем, их выборе, подходах, реакции на те или иные ситуации. Он отличается от западного и влияет на использование моделей западного менеджмента, создает при этом определенные трудности. Но есть в нашем менталитете и такие качества, которые хорошо согласуются с идеями менеджмента и отвечают условиям этого типа управления. Мы имеем в виду потребность в целеустремленности, понимании миссии. Многое в истории России способствовало закреплению этого свойства в российском менталитете. Сегодня оно должно сыграть свою роль в экономической реформе и совершенствовании управления.

В любой стране существуют антропологические особенности населения, которые откладывают определенный отпечаток на поведение человека, А управление не может не учитывать этих особенностей. Для повышения эффективности их надо учитывать.

Исторические тенденции развития страны определяют реальность, а точнее говоря уровень ее развития в различных сферах. Разве может это быть безразличным для управления? И еще фактор, связанный с этими – социальные ценности, которые формируются исторически и проявляются во всех отношениях между людьми.

Особенностью для российского менеджмента являются и масштабы внешней среды каждой из российских организаций. Велика Россия и ощущение этого является элементом нашей культуры и сознания.

Специфически влияет на нас и внешняя среда мировых связей. Находясь между Европой, и Азией мы постоянно выбираем модели управления и пытаемся соединить их в российском менеджменте.

Рассмотрим специфику российского менеджмента с точки зрения принципов Деминга.

В своей знаменитой книге "Выход из кризиса" Э. Деминг сообщил американцам свое видение современного менеджмента, который позволяет постоянно повышать качество продукции, улучшать управляемость предприятия при одновременном снижении издержек. Новые подходы Деминг сформулировал в виде четырнадцати принципов теории менеджмента, а также смертельных болезней и многих препятствий (помех) повышения эффективности управления.

Деминг формулировал свои принципы, прежде всего исходя из потребностей США, обращая внимание на те моменты, которые были слабо развиты в США в то время. Он не уделял внимания основам управления, которые американцами были освоены, но которые так нужны сегодня в России. На них мы должны сами обратить внимание. Кроме того, очень важно понять нашу специфику и не путать ее с уникальностью.

Рассмотрим основные принципы Деминга и их проекции на российскую действительность.

1. Постоянство цели. Поставьте перед собой цель и будьте неизменно твердыми и постоянными в достижении поставленной цели непрерывного улучшения продукции и услуг, распределяя ресурсы таким образом, чтобы обеспечивались долговременные цели и потребности, а не только сиюминутная прибыльность, для достижения конкурентоспособности, сохранения предприятия и обеспечения людей работой.

В проекции на российскую практику: как правило, долгосрочных целей нет, все менеджеры заняты текущими проблемами. Постоянство есть. Это постоянство в сопротивлении необходимым переменам, в стремлении действовать в связи со сложившимися стереотипами.

2. Новая философия. Примите новую философию. Мы находимся в новой экономической эре. Мы не можем более уживаться с обычным принятым уровнем задержек, ошибок, дефектов в материалах, брака в работе. Необходимо преобразование западного стиля менеджмента, чтобы остановить продолжающийся упадок экономики.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Менеджмент организации (6)

    Шпаргалка >> Менеджмент
    ... международнок ... некоторые особенности в использовании технологического ... менеджмента состоит в использовании предоставленных ей ресурсов в целях достижения ... ограниченная возможность использования зарубежного ... российских организаций, к сожалению, характерно ...
  2. Особенности развития туризма на Юге России

    Дипломная работа >> Физкультура и спорт
    ... использования ... особенно заметно в регионах страны. В настоящее время наибольшая загрузка характерна ... менеджмента ... международ-│ │ │ │ │ных туристических выставках туристи-│ │ │ │ │ческих возможностей России │ │ │ │ │ │ │ │ │16.│Содействие субъектам Российской ...
  3. Шпаргалка по Управлению качеством и Основы менеджменту

    Шпаргалка >> Менеджмент
    ... 18. Российский менеджмент и национальная ... и оптимизации. Характерны для стратегического ... возможность использования резервов и учет альтернатив; научность – учет в пла нировании новейших достижений ... международ ... географическим особенностям. 3.Сбалансированность ...
  4. Маркетинг. Паблик рилэйшнз. PR. Маркетинговая политика фирмы и ее имидж

    Шпаргалка >> Маркетинг
    ... использование инструментальной рациональности, науки, технологических достижении ... возможности более эффективного изучения аудитории СМИ. Как формируется выборка: зная некие характерные особенности ... ПР- стратегий-функция менеджмента. Менеджмент в области ПР ...
  5. Социально-культурный сервис и туризм (3)

    Шпаргалка >> Физкультура и спорт
    ... российского внутреннего туризма / А.Б. Косолапов - КноРус. М., 2008 Жукова, М.А. Менеджмент ... Международ-ые ... социальная (достижение гармоничных ... периодичность выпуска, затраты, возможность использования цвета). 2. Месторасположение ... с характерными (особенными) ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019159317016602