Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Усвідомлюючи необхідність розвивати теорію, створювати основу для інтеграції накопичених даних, основним напрямком пошуків виходу з положення, що ство...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Школа - это начало общественного бытия человека как субъекта деятельности В этом качестве младший школьник характеризуется, прежде всего, готовностью ...полностью>>
Психология->Реферат
Цвет - это свет, без которого немыслимо наше существование Мы воспринимаем цвет главным образом с помощью зрения, но неосознанно мы впитываем его чере...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Проблема лидерства в подростковой среде занимает далеко не последнее место в ряду школьных проблем Одна из граней этой проблемы – взаимодействие и вза...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:
  1. Психология как наука.

Психология - наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Отраслями психологии являются: психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, инженерная психология, психолингвистика, этнопсихология и др.
  1. Методы психологических исследований.

Методы психологических исследований - способы построения и обоснования психологического знания.
Методы психологических исследований включают:
- методы сбора информации: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.;
- методы обработки и анализа данных: факторный, латентно-структурный, корреляционный, регрессивный, дисперсионный анализ, ранжирование, шкалирование, индексирование и т.д.;
- методы построения теории: дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, генетический, идеографический и др.
  1. Мозг и психика.

Психика является свойством мозга. “ Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи ”.

Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач.

На протяжении длительной эволюции органического мира - от амебы до человека - физиологические механизмы поведения непрерывно усложнялись, дифференцировались, становясь благодаря этому все более гибкими и оперативными.

  1. Структура психики человека.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

  1. жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

  2. темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения);

  3. способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец,

  4. характер как систему отношений и способов поведения.

    1. Сознание как высшая ступень развития психики.

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

И первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

Выделяют два слоя сознания (В.П.Зинченко).

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.

Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного "Я".

Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие.

Функции сознания:

  1. отражательная,

  2. порождающая (творчески-креативная),

  3. регулятивно-оценочная,

  4. рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания.
    В качестве объекта рефлексии могут выступать:

    1. отражение мира,

    2. мышление о нем,

    3. способы регуляции человеком своего поведения,

    4. сами процессы рефлексии,

    5. свое личное сознание.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

    1. Бессознательное в психике и поведении человека.

Основоположником исследования проблемы бессознательного считается З.Фрейд. Он полагал ,что психика человека состоит из трех слоев - сознательного, предсознательного и бессознательного. Содержание бессознательного практически никогда недоступно осознанию, но при значительных условиях возможно осознание содержание предсознательного слоя. В бессознательном слое располагается одна из структур личности - "Оно", которая является энергетической основой личности. В "Оно" действуют врожденные бессознательные инстинкты - либидо (инстинкт жизни) и мортидо (инстинкт разрушения, агрессии), находящиеся в антагонистических отношениях и предопределяющих поведение человека. Вторая врожденная структура личности - "Я" располагается как в сознательном слое, так и в предсознании, что делает возможным самоанализ. Третья структура личности - "Сверх-Я" формируется в процессе жизни и включает систему внешних запретов и правил, социально значимые нормы, усвоенные индивидом.

Иной подход к анализу бессознательного развивал К. Юнг, считавший, что бессознательное имеет не биологическую ,а символическую природу. По К. Юнгу ,структура личности состоит из трех частей: коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов, не являющихся индивидуальным приобретением. Архетипы - это "память поколений", "первичные образы", лежащие в основе мифологии, религии и определяющие самосознание народа.

Бессознательное - важная часть структуры личности и осознание его - необходимый процесс, способствующий личностному самосовершенствованию.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Ответы на вопросы по истории России

    Шпаргалка >> История
    ... коем случае не возобновляйте «зубрежку». Психологи говорят, что тогда в памяти ... 25 минут), не стремитесь записать ответ на вопрос слово в слово, а лучше ... государства 1. Существует несколько теорий по вопросу о возникновении государственности у восточных ...
  2. Ответы на экзаменационные вопросы по литературе 11 класс 2005г.

    Шпаргалка >> Литература и русский язык
    ... 87 вопросов с ответами (там, где вопросы совпали, приводится два варианта ответов). Источники: 1) Ответы на вопросы/билеты по ... , только открывать отдельно по вопросам) 2) Ответы на вопросы по литературе 9-11 кл. – 57 вопросов (публикация в Интернете – ...
  3. Ответы на билеты по физкультуре

    Шпаргалка >> Физкультура и спорт
    ... : солнце, воздух и вода (см. билет № 4 — ответ на вопрос 3).         Если занятия физическими упражнениями построены ... физического воспитания, специальные научные знания по анатомии, психологии и другим отраслям, спортивные достижения ...
  4. Психология и педагогика. Учебное пособие

    Книга >> Педагогика
    ... учебной дисциплины «Психология и педагогика» Она базируется на следующих основополагающих положениях. 1. По психологии и педагогике написаны ... запас, построение речи, изложение мыслей, ответы на вопросы, по которым можно судить о его образованности ...
  5. Вопросы с ответами к экзамену по философии (стандарт) 2011 год

    Шпаргалка >> Философия
    ... вопроса философии отвечает на вопрос «Что первично, вечно существует – материя или сознание?» По ответу на этот вопрос ... , агрессивность или толерантность и т.п. На уровне общественной психологии складываются коллективные представления, которые ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0015478134155273