Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Контрольная работа
Знакомясь с первым вопросом, обратите внимание, что средневековая философия теоцентрична, т.е. все сущее определяет Бог, а не природа, как у древних г...полностью>>
Философия->Контрольная работа
Сущность общества конкретизируется в его важнейших родовых и видовых признаках.Основной родовой признак общества - материальная природа, объединяющая ...полностью>>
Философия->Контрольная работа
- подобие человека богу понимает не как внешнее, а как сущностное – человек, как и бог, имеет сознание, человек, как и бог, свободен, может заниматься...полностью>>
Философия->Контрольная работа
Типы мировоззрения. - мифологическое - религиозное - философское - научное - жизненно-обыденное . Мифологическое мировоззрение (мифология)....полностью>>

Главная > Реферат >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание

Введение

1. Развитие античной философии

2. Материализм и идеализм античной философии

3. Атомистическая концепция античных философов

Заключение

Список литературы

Введение

Тема происхождения античной философии – неисчерпаемый по своему содержанию и значимости предмет.

Не будет преувеличением сказать, что возникновение философии в Древней Греции это событие, которое определило в общих чертах развитие всей интеллектуальной традиции в Европе. При своем возникновении философия не была еще вполне обособленной областью знания (не является она в полной мере таковой и в наши дни). Философское знание в античную эпоху было единым комплексом, включавшим религиозные, этические, эстетические и зарождающиеся естественнонаучные представления о мире. Это, в свою очередь означает, что содержание понятий и категорий, которыми оперирует практически любая область знания в наше время, было заложено в общих чертах еще во времена становления классической греческой цивилизации. И, если обычно принято говорить об обособлении философии от прочих областей знания, или даже об отрыве философии от них, то, отталкиваясь от сказанного выше, можно столь же уверенно утверждать, что скорее прочие области знания оказались оторванными от философского мышления, лежащего в основании природы теоретического мышления как такового.

В связи с этим проблема зарождения греческой философии и философии вообще представляется особенно актуальной и важной.

Цель данной работы – рассмотреть проблему первоначала в античной философии

Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие задачи:

рассмотреть проблему первоначала у представителей материализма в античной философии;

рассмотреть проблему первоначала у представителей идеализма;

рассмотреть учение о первоначале философии античных атонистов.

1. Развитие античной философии

Античная (древняя) философия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в VII в. до н. э. в Греции и продлилась до VI в. н. э. В это тысячелетие сформировались два основных направления в европейской философии — материализм и идеализм, возникла диалектика, были поставлены в зародыше (а то и в довольно развитом виде), все основные вопросы философии, творили десятки мыслителей, имена которых на слуху даже у тех, кто специально философию не изучал, — Пифагор, Гераклит, Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур, Лукреций Кар, Марк Аврелий, Цицерон, Сенека, Филон.

Античную философию, которая была целостным явлением в истории философии, можно разделить на ряд периодов.

Первый период античной философии — период ее зарождения из мифологического мировоззрения — относится к VII в. до н. э. К этому же периоду относятся первые философские антимифологические учения, которые еще полны мифологических образов и имен. Создателями этих учений были философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), зачинатель школы элеатов Ксенофан, Пифагор, Гераклит и его современник и философский антипод Парменид — главный представитель школы элеатов.

Второй период в истории античной философии — период ее зрелости — является главным и наиболее сложным. Сюда относятся учения великих натурфилософов — Эмпедокла, Анаксагора, Левкиппа и Демокрита, а также пифагорейца Филолайя, движение софистов, впервые обратившихся к этико-социальной тематике, и Сократа, во взглядах которого зарождается проблема философской методологии.

Сюда относится начало деятельности так называемых сократических школ (киников, киренаиков и др.). Учение Аристотеля завершает этот период.

Третий период в истории античной философии есть эпоха распространения греческой культуры, как на Восток, так и на Запад — на Рим. Этот период охватывает 111—1 вв. до н. э. В эти столетия продолжают функционировать как старые философские школы Платона и Аристотеля, так и новые. Это школы Эпикура, Зенона.

Последний период в истории античной философии — философия Римской империи — проходит под влиянием сначала стоицизма, а затем неоплатонизма и возникших христианских идей, философской опорой которой был тот же неоплатонизм.

Античная философия внесла исключительный вклад в развитие мировой цивилизации. Именно здесь зародилась европейская культура и цивилизация, здесь начало западной философии, почти всех ее последних школ, идей и представителей, категорий, проблем.

Философия началась с поиска ответов на вопрос, уже поставленный до нее в мифологии, - о происхождении мира. Философия сформировала его в более чистом теоретическом виде и сумела найти принципиально новое решение с помощью учения о первоначале.

Идея первоначала была выдвинута первыми греческими философами, представителями Милетской школы: Фалесом, Анаксименом, Анаксимандром и Гераклитом из Эфеса. Первоначальное мыслилось ими как нечто единое с природой. Сама природа, а не что-то неприродное рассматривалась ими как причина всего сущего.

Указание на первоначало означало переход от мифологического к философскому мышлению – выделялось всеобщее. Однако на первых порах это всеобщее было представлено не в понятийной, а в наглядной форме: Фалес таким началом считал воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь. Вода, воздух, огонь, в дальнейшем стихии Эмпедокла (земля, вода, воздух, огонь) были символами всеобщего.

Все последующее развитие философии было спором о первоначале, последовательным развертыванием мышления о всеобщем. Натурфилософское представление о первоначале было внутренне противоречивым и в дальнейшем тупиковым ходом развития мысли. Сразу возникали вопросы: почему, на каких основаниях отдается предпочтение тому или иному началу – воде, воздуху, огню или сразу четырем стихиям, можно ли объяснить всю природу при помощи ее части – ведь природа не может быть и тем, что объясняется, и принципом объяснения.

Более абстрактным было учение о первоначале у пифагорейцев – последователей великого древнегреческого математика и философа Пифагора. Пифагорейцы объяснили всю структуру мироздания с помощью числа как первоначала. Последователи Пифагора обратили внимание на связи чисел друг с другом и их отношения между собой. Они считают, что числовые отношения составляют самую большую часть природы, и именно в этом в этом смысле пифагорейцы говорят, что «все есть число». Поэтому познание природы для пифагорейцев было возможно только через познание числа и числовых отношений.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) был учеником Платона. Объектом критики Аристотеля стала теория идей Платона. Он считал, что Платон совершил принципиальную ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может. Несмотря на критику платонизма по ряду основных пунктов Аристотель во многом обязан своим философским учением Платону.

Аристотель первым из античных мыслителей стал отличать философское знание от конкретно-научного. Он выделяет первую философию как науку о сущем, или о первых началах и причинах, и вторую философию, предметом которой является природа. Предметом первой философии, исторически получившей название «метафизика», ни природа, а то, что существует сверх нее – сверхчувственные вечные сущности, постигаемые умозрением. Первая философия и была в понимании Аристотеля философией в собственном смысле слова, тогда как физика, или учение о природе, также была философией, но второй.

В центре первой философии стояли проблемы бытия. Аристотель разработал учение о четырех первоначалах или первопричинах всего существующего: 1) формальная причина; 2) материальная; 3) движущая; 4) целевая.

Завершает Аристотельскую концепцию четырех первопричин учение об абсолютном Уме как наивысшей ступени бытия, которое уже не чем не обусловлено, а зависит только от самого себя.

Заслуга Аристотеля заключается не только в том, что он систематизировал и обобщил знания, накопленные древнегреческой философией, но и заложил основы многих направлений научного знания: был первым античным ученым, создавшим систематическую науку о природе – физике, заложил основы формальной логики как науки о формах и законах правильного мышления.

В атомистических учениях Демокрита (460-370 гг. до н.э.) была выдвинута идея множественного первоначала, которая позволила мыслить движение, возникновение и уничтожение вещей. Демокрит исходил из того, что не только бытие, но и небытие существуют. При этом он представлял бытие в виде атомов (мельчайших, неделимых, невидимых частиц), а небытие как пустоту. Движением атомов Демокрит объяснял те свойства чувственного мира, которые элеаты объявили пустой видимостью – изменчивость всех предметов и явлений.

В концепции Демокрита атом рассматривается одновременно и как материальная причина существования вещей, и как их сущность, не видимая зрением, но постигаемая умом.

На основе атомистической гипотезы предлагалось решение целого ряда философских проблем. Прежде всего, объяснялось единство мира – мир един, т.к. основу его составляют атомы. Далее давалось решение проблемы множественности и состояния мира. На основе принципа атомизма стало возможным объяснить образование множества разнообразных вещей путем различных сочетаний атомов. Наконец, атомизм объяснял процессы возникновения и уничтожения вещей как процессы соединения и разъединения атомов. Атомы вечны, а их сочетания носят временный характер. К концу V в. до н.э. учение атомов представляло собой последнюю наиболее теоретически развитую форму классической натурфилософии, которая уже завершала свое развитие и приходила к саморазложению.

2. Материализм и идеализм античной философии

Материализм - философское направление, противоположное идеализму. Различают материализм как стихийную уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как философское мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие точки зрения стихийного материализма. Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая, таким образом, познаваемость природы. Обобщая достижения науки, материализм способствовал росту научного знания, совершенствованию научных методов, что, в свою очередь, оказывало благотворное влияние на успехи человеческой практики, на развитие производительных сил.

Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его Богом. Материалистическому детерминизму последовательный идеализм противопоставляет телеологическую точку зрения. Идеализм абсолютизирует неизбежные трудности в развитии человеческого познания и этим тормозит научный прогресс. Вместе с тем отдельные представители идеализма, ставя новые гносеологические вопросы и исследуя формы процесса познания, серьезно стимулировали разработку ряда важных философских проблем. Выделяют объективный идеализм, принимающий за основу действительности личностный или безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание, и субъективный идеализм, сводящий знания о мире к содержанию индивидуального сознания. Однако различие между субъективным и объективным идеализмом не абсолютно. Многие объективно-идеалистические системы содержат элементы субъективного идеализма; с другой стороны, субъективные идеалисты, пытаясь уйти от солипсизма, нередко переходят на позиции объективного идеализма.

Исходная точка развития античной философии - философский материализм.

Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, при всех различиях между ними, полагали, что все вещи произошли из одного вещественного начала. Внутри этой наивно-материалистической основы наметились отдельные воззрения, которые привели к возникновению идеализма.

Материализм в античной философии развивали Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит и позднее Эпикур.

В лице Сократа и особенно Платона сложилось учение философского идеализма, противопоставившего себя в первую очередь материализму атомистов. С этого времени в античной философии ясно обнаруживаются две борющиеся между собой линии развития: материализм и идеализм. Колебавшийся между материализмом и идеализмом Аристотель излагал свои идеи в полемике с предшествующими и современными ему учениями.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Развитие античной философии

    Контрольная работа >> Философия
    ... связь истории античной философии принято различать следующие периоды Таблица 1 - Происхождение античной философии Стадия Время ... вечно.: Эллинистический период античной философии ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ охватывает огромный промежуток времени ...
  2. Античная философия (33)

    Реферат >> Философия
    ... объединяют с ней под общим названием “античная философия”. Особенности: материальной основой расцвета данной ... к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира. Космоцентризм античной философии означает, что ...
  3. Античная философия с конца 7 в до н.э 6 в. Н.э

    Реферат >> Философия
    ... начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, т.е. к первооснове, и ... : Плотин и другие неоплатоники. Неоплатонизм - направление античной философии позднего эллинизма (3-4 в.в.), систематизировавшее основные идеи ...
  4. Античная философия. Греко-римский (эллинистический) период античной философии

    Контрольная работа >> Философия
    ... вопросы, натурфилософия (устройство мира, его происхождение) – мало интересовали киников. - Предмет их ... дурного?» (пренебрежение к общественному мнению). Античная философия: выводы. В эпоху античности сложились основные философские направления ...
  5. Античная философия. Милетская школа

    Контрольная работа >> Философия
    Античная философия Античная философия сначала только греческая, а затем и римская философия существовала в течение более чем тысячелетия (6 в. ... сверхъестественные силы. Анаксимандру принадлежит догадка о происхождении жизни. Живое зародилось на границе ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020081996917725