Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Доклад
Революционная перестройка школы. Первые декреты Советской власти по народному образованию и проведение их в жизнь. Великая Октябрьская социалистическа...полностью>>
Педагогика->Доклад
Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на кот...полностью>>
Педагогика->Доклад
Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в 20-м веке стало одной из самых важных сфер человеческо...полностью>>
Педагогика->Контрольная работа
Воспитательная система - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых они создаются; совместн...полностью>>

Главная > Реферат >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра всеобщей истории

КУРСОВАЯ РАБОТА

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И ИХ ВИДЫ

§1. Значение применения письменных документов в обучении истории.

§2. Виды исторических документов и критерии их отбора для урока.

ГЛАВА II. РАБОТА УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ С ДОКУМЕНТАМИ

§1. Что надо знать учителю истории. Анализ методической литературы

§ 2. Использование исторических документов на уроках истории

§3. Игра как один из способов работы с источником.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Изменения, происходящие в современном обществе, предполагают формирование новых направлений совершенствования образования. Большое место в этом процессе занимает работа учащихся с источниками знаний, прежде всего, с фрагментами текстов. Формирование у учащихся умений работать с текстами как источником знаний – одна из актуальных проблем современной педагогической науки, решение которой открывает возможности для углубленного осмысления учащимися ведущих вопросов исторического развития и формирования приемов мыслительной деятельности и учебной работы. Актуальность темы обусловлена назревшей необходимостью улучшения качественного уровня обучения учащихся в процессе преподавания истории.

Объект исследования: образовательный процесс в средней школе.

Предмет исследования: исторические документы и их виды.

Цель работы: изучить методику работы с историческими документами в обучении истории.

Задачи исследования:

- изучить психолого-педагогическую литературу с целью выяснения уровня разработанности выбранной проблемы.

- отобрать наиболее эффективные методические приемы формирования умений работы с историческими документами.

- рассказать об использовании исторических документов на уроках истории, основываясь на личном опыте (во время прохождения педагогической практики).

Методами работы являются сравнительный, критический и системный метод.

Источниковой базой послужили труды следующих авторов:
Степанищева А.Т. Вяземского Е.Е. Наиболее подробно, Вяземский Е.Е. излагает свои теоретические суждения в учебнике "методика преподавания истории в школе". Не менее важными источниками, послужили работы следующих авторов: Дайри Н.Г. "Преподавание истории в средней школе", Шевченко Н И Технологии обучения истории в старшей школе, О.Ю. Стрелова "Методика преподавания истории в школе", раскрывает проблему, связанную с основными технологиями обучения истории в школе, анализирует их применение в практике школы. Не менее важным источником, в ходе проделанной работы, послужили труды П.В. Гора, в работе "Повышение эффективности обучения истории в средней школе", в котором детально раскрываются методика работы с историческими документами.

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И ИХ ВИДЫ

§1. Значение применения письменных документов в обучении истории.

К историческим источникам относится все созданное человеком, в том числе результаты его взаимодействия с окружающей средой, а также предметы материальной культуры, обычаи, обряды, памятники письменности. В широком смысле слова памятники письменности в методике называют документами.

Еще в 1863 г. профессор М.М. Стасюлевич высказал мысль, что для исторического развития учащихся гораздо большее значение имеет непосредственное знакомство учеников с источниками исторического знания (документами), чем работа по учебнику. Поэтому он предложил вести занятия по реальному методу, основанному на работе с первоисточниками. С этой целью М.М. Стасюлевич составил и опубликовал три тома хрестоматии “ История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых”.

Ученые, методисты (М.Н. Коваленский, А.Ф. Гартвиг, Н.А. Рожков) стали призывать к организации лабораторных занятий по истории – самостоятельных занятий учащихся на основе исторических документов. Историю Московского государства XVI в. Н.А. Рожков предлагал изучать по писцовым книгам. И говорил об этом так: откроем перед учениками “итоги писцовой книги о Московскому стану Коломенского уезда, составленной в 1576-1578 гг.; пусть они сосчитают, что это тоже их заинтересует, и увидят, что около двух третей всей территории стана было под поместьями монастырскими землями… этот вывод пусть они сделают сами; преподаватель не должен делать априорных утверждений”. Работа заканчивается составлением конспекта, который выучивается дома.

Однако большинство методистов все же считали, что нежелательно строить все занятия в школе на изучении только документов. Исторические документы следует привлекать лишь как вспомогательное средство к основным источникам исторических знаний учащихся – рассказу учителя и учебнику. “Документ призван лишь углублять, конкретизировать и придавать приобретаемым учениками знаниям живую изобразительность, понимание своеобразия исторической эпохи и лишь элементарно ознакомить с некоторыми методами исследований, применяемыми в исторической науке”. Высказывалось также мнение, что документ нужен не для расширения школьного курса истории, а для его конкретизации, углубления и уточнения.

По роли документа определялось его место на уроке. Сторонники лабораторного метода полагали, что изучение документа должно предварять работу с учебником. Методисты, придерживающиеся метода документации, предлагали использовать документы лишь после чтения учениками соответствующего параграфа учебника.

В чем же значение применения исторических документов? С их помощью реализуется принцип наглядности в обучении истории, когда ученики знакомятся с внешним видом документов. Документ делает рассказ учителя живым и ярким, а выводы более убедительными. Значимость документа также в том, что он содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого создает ощущение духа эпохи.

Самостоятельная работа учащихся с источниками знаний является более успешной, если в ее основе лежит конкретная программа действий ученика, выстроенная в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учетом подготовленности ученика к работе с текстами. Целесообразно использовать систему заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности: воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый. Выбор уровней определяется познавательными возможностями ученика и целями обучения.

На уроках истории в старших классах можно использовать задания, ориентированные на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у учащихся умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме. Опыт других учителей показывает, что проведение уроков-практикумов позволяет расширить, углубить и систематизировать знания учащихся, наиболее эффективно применить их на практике.

Подбор источников ведется таким образом, чтобы они отражали различные взгляды на проблему. Работа с документом приближает учеников к изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Это позволяет учащимся выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя: он выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы учащихся.

Насколько колоритно, например, письмо Петра I к своей матери: “Вселюбезнейшей и дражайшей нашей матушке, государыне царице, недостойный сынишка твой Петрушка, о здравии твоем присно слышати желаю…” Или же первая строка из письма супруги Петра Евдокии Лопухиной: “Женишка твоя Дунька челом бьет…”

Посредством документа у учащихся формируется интерес к истории. Привлечение новых фактов позволяет им почувствовать дух эпохи. Как отмечал методист дореволюционной школы В.Я. Уланов, понятными, живыми и немножко смешными кажутся ученикам князья, пишущие свои завещания “целым своим умом, в своем здоровьи”, распределяющие свои пояса, коробки сердоликовые, чепи, вместе с конями, селами слугами. Старый документ служит такой же яркой иллюстрацией древнего языка формы мысли, каким выступает остаток старины для характеристики быта и потребностей отживших поколений.

При работе с документами у учеников активизируется процесс мышления и воображения, что способствует более плодотворному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания. У учеников вырабатываются умения самостоятельной работы: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать, оценивать значение документов прошлого и настоящего. На уроках ученики узнают о значимости документов для исторической науки, видя в них след деятельности когда-то живших людей1.

§2. Виды исторических документов и критерии их отбора для урока.

Классификация документов, применяемых в обучении истории, значительно проще той, что принята в исторической науке. Она основана на характере документальных текстов, когда все они подразделяются на две основные группы – документы повествовательно-описательного и актового характера, имевшие в свое время практическое значение. Эти документы хорошо дополняют друг друга. Дополнительную группу составляют памятники художественного слова.

Актовые документы – это юридические, хозяйственные, политические, программные (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические и следственные документы, программы, речи). Повествовательно-описательные документы – летописи, хроники, мемуары, письма, описания путешествий. К памятникам художественного слова истории древнего мира и средних веков относятся произведения устного народного творчества (мифы, басни, песни, крылатые выражения).

Вяземский и Стрелова предлагают следующую классификацию исторических документов:

- документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д.

- документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т.д.

- документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т.п.

- документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения.

- документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев.

- документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохи: проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения и прочее.

Наиболее стройную систему классификации и систематизации письменных источников выдвигает Л.Н. Пушкарев.

Он предлагает, прежде всего, разделить их на два рода: делопроизводственные и повествовательные. Затем делопроизводственные он делит на 4 вида: картографические, статистические, актовые и канцелярские, а повествовательные также на 4 вида: личные, художественные, исторические и научные. Наконец, источники, входящие в каждый из указанных видов, он группирует следующим образом:

  1. Картографические - карты, исторические планы; б) планы политические планы.

  2. Статистические: а) экономическая статистика; б) статистика народонаселения; в) политическая и культурная статистика.

  3. Актовые: а) акты политические; б) акты социально-экономические; в) акты юридические.

  4. Канцелярские источники: а) грамоты; б) реестры, книги, указы; в) деловая переписка.

  5. Личные: а) письма; б) дневники; в) мемуары.

  6. Художественные: а) очерки (корреспонденция); б) лирика, драма; в) романы, рассказы, повести.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Обучение истории

    Книга >> Исторические личности
    ... доказательность имеют документы, непосредственно свидетельствующие о результатах обучения: письменные работы, рисунки, ... Методику обучения истории относят иногда к наукам историческим. Она органически связана с историей так же, как и методики обучения ...
  2. Особенности работы с историческими источниками в средней школе

    Реферат >> Педагогика
    ... и их родителей документов из семейных архивов. Таким образом, методика работы с историческим источником важна не ... из эффективных средств обучения истории [12; с.65]. Разнообразие источников исторических знаний позволяет знакомить ...
  3. Нововведения в обучении истории

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... театров и т.д. 1.4. Типы инновационных подходов к обучению истории Инновационные подходы к обучению истории, делятся на два основных ... методика работы с блок-схемами помогает: а) ученикам понять логический взаимосвязанный процесс событий и исторических ...
  4. История экономических учений (30)

    Лекция >> Экономика
    ... разработки соот­ветствующих методик, широкого использования ... конст­рукции с важными историческими проблемами. Обученные в аспи­рантуре ... материал для работы в исторических документах, если заглянет ... скверной историей и сквер­ной экономической истории. Конечно ...
  5. Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения математике

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... проделанную работу по внедрению проектной методики в процесс обучения математики ... соблюдает правила оформления документов (материалов, выводов ... проведенной работы. Рассмотрены история развития ... Задачи проекта: изучить исторические сведения о происхождении ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019378662109375