Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Дипломная работа
Актуальность Момент, когда проблема выбора профессии начинает тревожить, знаменует социальную и психологическую зрелость подростка Наука давно доказал...полностью>>
Психология->Курсовая работа
В последнее время многими учеными наблюдается взаимосвязь между определенными событиями, происходившими во время беременности, или самочувствия матери...полностью>>
Психология->Курсовая работа
В наши дни психологи самых разных направлений признают, что тревога есть проблема современности Любые нарушении сбалансированности системы человек-сре...полностью>>
Психология->Дипломная работа
Прогрессивная психология и педагогика давно доказали, что волевые свойства являются одними из главных в структуре личности Отечественная психолого-пед...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Начало XX в. и особенно время, наступившее после первой мировой войны, считается началом превращения соц. псих-и в экспериментальную науку. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В. Мёде и в США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения соц. псих-и в экспериментальную дисциплину. Основное развитие в этом ее варианте соц. псих-я получает в США, где бурное становление капиталистических форм в экономике стимулировало практику прикладных исследований и заставило соц. психологов повернуться лицом к актуальной соц.-политической тематике. Особое значение такая практика приобретала в условиях развернувшегося экономического кризиса. Беспомощность старой соц. псих-и перед лицом новых задач стала очевидной.

В теоретическом плане преодоление старой традиции приняло форму критики концепции Макдугалла, которая в наибольшей степени отражала слабости соц. псих-и предшествующего периода. В развитии псих-и к этому времени четко обозначились три основных подхода: психоанализ, бихевиоризм и гештальт-теория, и соц. псих-я стала опираться на идеи, сформулированные в этих подходах. Особый упор был сделан на бихевиористский подход, что соответствовало идеалу построения строго экспериментальной дисциплины.

С точки зрения объектов исследования главное внимание начинает уделяться малой группе. В определенной степени этому способствует увлечение экспериментальными методиками: применение их прежде всего возможно лишь при исследовании процессов протекающих в малых группах. Сам по себе акцент на развитии экспериментальных методик означал несомненный прогресс в раз витии соц.-психол. знания. Однако в тех конкретных условиях, в которых эта тенденция развивалась в США, такое увлечение привело к одностороннему развитию соц. псих-и: она не только утратила всякий интерес к теории, но вообще сама идея теоретической соц. псих-и оказалась скомпрометированной.

По свидетельству ряда американских авторов, вкус отдельны ученых к теоретическим работам грозил утратой веры в их научную компентентность, вызывал сожаление, а порой и презрение. Подобно тому, как это почти одновременно происходило и в американской социологии, очень сильно стало звучать противопоставление исследования как оптимальной формы организации научного процесса спекуляции как простому рассуждению по поводу предмета. Само по себе рациональное требование - рассматривать исследование в качестве основной формы организации научно знания — обернулось отлучением от ранга исследований теоретических работ, они стали отождествляться со «спекуляцией». Потому экспериментальный период в развитии соц. псих-и, в частности в ее американском варианте (а именно этот вариант стал доминирующим на Западе), очень быстро стал обрастать целым рядом достаточно острых противоречий.

С одной стороны, именно в рамках этого периода соц. псих-я набрала силу как научная дисциплина, были проведены многочисленные исследовании в области малых групп, разработаны методики, которые позднее вошли во все учебники в качестве классических, был накоплен большой опыт в проведении прикладных исследований и т.д. С другой стороны, чрезмерное увлечение малыми группами превратило их в своеобразный «флюс» соц. псих-и, так что проблематика, связанная с особенностями массовых процессов, их психол. стороны оказалась практически исключенной из анализа. Вместе с критикой примитивной формы анализа этих явлений в первых соц.-психол. концепциях были сняты и сами проблемы. Соц. псих-я дорого заплатила за эти противоречия. Весь пафос экспериментальной ориентации заключался в том, чтобы дать достоверное знание о реальных проблемах общества, а вместе с тем конкретное воплощение этой ориентации окончательно выхолостило какое бы то ни было соц. содержание из весьма искусно проводимых лабораторных исследований.

Все это привело к тому, что начиная с 50-х гг. XX в. резко стали возрастать критические тенденции в соц. псих-и. Одним из выражений кризисного состояния дисциплины явилось оживление интереса к теоретическому знанию. Нельзя сказать, что в период 30-х годов, т.е. во время наибольшего бума экспериментальных исследований, теоретические исследовании вообще исчезли. Они были непопулярны, малочисленны, но продолжали существовать. Сейчас интерес к ним явно возрастает. В основном они концентрируются вокруг четырех направлений: бихевиоризма, психоанализа, так называемых когнитивных теорий и интеракционизма (Андреева, Богомолова, Петровская, Шихирев,). Из четырех названных направлений три представляют собой соц.-психол. варианты основных течений психол. мысли, а четвертое направление - интеракционизм - представляет социологический источник.

Бихевиоризм в соц. псих-и использует сейчас те варианты этого общепсихол. течения, которые связаны с необихевиоризмом. В нем выделяются два направления, отождествляемые с именами К. Халла (введение идеи промежуточных переменных) и Б. Скиннера (сохранение наиболее ортодоксальных форм классического бихевиоризма). В рамках подхода Халла в соц. псих-и разработан ряд теорий, прежде всего теория фрустрации — агрессии Н. Миллера и Д. Долларда. В рамках этого же подхода разрабатываются многочисленные модели диадического взаимодействия (Дж. Тибо, Г. Келли). Характерным для работ этого рода является использование аппарата математической теории игр. Особняком стоят в соц.-психол. необихевиоризме идеи так называемого соц. обмена (Д. Хоманса). Весь арсенал бихевиористских идей присутствует во всех названных теориях, причем центральной идеей является идея подкрепления. Необихевиоризм в соц. псих-и претендует на создание стандарта подлинно научного исследования, с хорошо развитым лабораторным экспериментом, техникой измерения. Основной методологический упрек, который обычно делается бихевиоризму и который состоит в том, что большинство работ выполнено на животных, соц. психологи этого направления пытаются преодолеть (А. Бандура, например, выполнил большинство исследований, в которых испытуемыми были люди).

Однако сама стратегия исследования несет на себе черты принципиальной позиции бихевиоризма (в частности, почти исключается анализ групповых процессов, а сами группы в лучшем случае рассматриваются как диады). Поэтому именно в рамках этого течения меньше всего улавливается «соц. контекст», и соц. псих-я имеет наименее «соц.» вид.

Психоанализ не получил столь широкого распространения в соц. псих-и, как бихевиоризм. Однако и здесь есть ряд попыток построения соц.-психол. теорий. Обычно в этих случаях называют неофрейдизм (работы Э. Фромма и Дж. Салливана). Вместе с тем существует и другой ряд теорий, более непосредственно включающих в орбиту соц. псих-и идеи классического фрейдизма. Примерами таких теорий являются все теории групповых процессов: теории Л. Байона, В. Бенниса и Г. Шепарда, Л. Шутца. В отличие от бихевиоризма здесь предпринимается попытка уйти от только диадического взаимодействия и рассмотреть ряд процессов в более многочисленной группе. Именно в рамках этого течения зародилась практика создания так называемых Т-групп (т.е. групп тренинга), где используются соц.-психол. мех-мы воздействия людей друг на друга.

Когнитивизм ведет свое начало от гештальтпсих-и и теории поля К. Левина. Исходным принципом здесь является рассмотрение соц. поведения с т. зр. познавательных, когнитивных процессов индивида. Бурное развитие когнитивистской ориентации в соц. псих-и связано с общим ростом «когнитивных» идей в псих-и, в частности со становлением особой отрасли психол. знания, так называемой «когнитивной псих-и» (Величковский). Особое место в когнитивистской соц. псих-и имеют так называемые теории когнитивного соответствия, исходящие из положения о том, что главным мотивирующим фактором поведения индивида является потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивной структуры. К этим теориям относятся: теория сбалансированных структур Ф. Хайдера, теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера и теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Тан-ненбаума. Кроме того, в общем ключе когнитивизма работают такие известные американские исследователи, как Д. Креч, Р. Крачфилд и С. Аш.

Во всех этих теориях сделана попытка объяснить соц. поведение личности. Однако специфика основной объяснительной модели — идея о том, что все поступки и действия совершаются ради построения связанной, непротиворечивой картины мира в сознании человека, — делает эту модель крайне уязвимой. Абстрактное «соответствие», достичь которого стремится индивид, никак не связано с противоречиями реального мира.

Вместе с тем когнитивистская ориентация в настоящее время получает все более широкое распространение. Это объясняется тем, что в отличие от бихевиористски ориентированной соц. псих-и она подчеркивает с особой силой роль и значение «менталистских» образований в объяснении соц. поведения человека. Эта позиция не проводится достаточно последовательно, поэтому сам когнитивистский подход попадает в сложный круг противоречий, поскольку подлинно человеческие проблемы как проблемы общественного активно действующего человека здесь не поставлены. Однако внимание к проблемам рационального поведения человека, роли знания для объяснения окружающего мира делают когнитивистскую ориентацию также чрезвычайно популярной и богатой на исследования фундаментальных проблем соц. псих-и (Трусов).

Интеракционизм как единственная социологическая по происхождению теоретическая ориентация имеет своим источником теорию символического интеракционизма Г. Мида. Однако в современной соц. псих-и интеракционизм включает не только развитие идей Мида (что осуществляется в двух школах: чикагской — Г. Блумером и айовской — М. Куном), но и ряд других теорий, объединенных под этим же именем, а именно теорию ролей (Т. Сарбин) и теорию референтных групп (Г. Хаймен, Р. Мертон). В русле интеракционизма развиваются и идеи так называемой соц. драматургии Э. Гофмана. В интеракционизме в большей мере, чем в других теоретических ориентациях, сделана попытка установить именно соц. детерминанты человеческого поведения. Для этого вводится в качестве ключевого понятие «взаимодействие» в ходе которого и осуществляется формирование личности. Однако констатацией «взаимодействия» и ограничивается анализ соц. детерминант поведения. Широкий спектр подлинно соц. причин оказывается исключенным из анализа: индивид и здесь по существу не включен в систему общественных отношений, в соц. структуру общества.

Важной чертой современного развития соц. псих-и на Западе является развитие критических тенденций по отношению к тому «образу» соц. псих-и, который сложился на американской почве со свойственной американской общественной мысли ориентацией на философию позитивизма. Эти критические тенденции развиваются как среди ряда американских и канадских исследователей, так и особенно среди их коллег в странах Западной Европы (Шихирев). Особое значение при этом приобретают усилия европейских соц. психологов, объединенных в Европейскую ассоциацию экспериментальной соц. псих-и (ЕАЭСП). Именно для этого научного сообщества характерна идея необходимости большей ориентации соц. псих-и на реальные соц. проблемы и тем самым обеспечение «соц. контекста» исследований (Андреева, Богомолова, Петровская). Ключевые идеи разработаны в трудах таких видных европейских соц. психологов, как А. Тэшфел (Великобритания) и С. Московиси (Франция) и др. А. Тэшфел видит выход из кризиса для соц. псих-и на путях введения в ее проблематику псих-и межгрупповых отношений. Ее основой является разработанная Тэшфелом теория соц. идентичности, в рамках которой и рассматривается вопрос о соц. обусловленности осознания человеком себя и своего поведения в соц. мире. С. Московиси является главой французской школы соц. псих-и, автором теории «соц. представлений» (Донцов, Емельянова). Как общий анализ состояния соц. псих-и (в частности, американской), предпринятый Московиси, так и разработка теории «соц. представлений» служат все той же, настойчиво проводимой идее: соц. псих-я может достичь успеха только на путях ее большей «социологизации», т.е. отступления от канонов индивидуальной псих-и и усиления меры и степени ее «соц-ости» — вплетения в ткань реальных проблем общества. Вопросы соц. псих-и задает общество, соц. псих-я лишь отвечает на них, — таково сгеdо Московиси и всей европейской школы соц. псих-и . Такая постановка проблемы представляется особенно близкой позициям этой науки в нашей стране.

Андреева Г.М. Социальная псих-я.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Теория принятия решения (2)

    Реферат >> Менеджмент
    Контрольная работа по теории принятия решения Содержание Характеристика исследуемого объекта…………………………….4 Оценка ... самостоятельного управления деятельностью предприятия является принятие управленческих решений. Целью данной работы является ...
  2. Теория принятия решений (3)

    Курсовая работа >> Экономико-математическое моделирование
    ... собой важный этап обучения дисциплине "Теория принятия решений" и преследует следующие цели: закрепление и углубление ... , Москва "Радио и связь" 1993 Турунтаев Л.П. Теория принятия решений: Учебное пособие. - Томск: Томский межвузовский ...
  3. Принятие решений с учетом неопределенностей

    Реферат >> Математика
    ... и Лапласа уже давно и прочно вошли в теорию принятия решений. В соответствии с критерием Вальда в качестве оптимальной ... -Карло. Литература. Андреев В.Н., Герасимов Ю.Ю. Принятие оптимальных решений: Теория и применение в лесном деле. Йоэнсуу: Из ...
  4. Принятие решений в условиях неопределенности (4)

    Контрольная работа >> Экономико-математическое моделирование
    ... к учету неопределенности при описании рисков. В теории принятия решений в настоящее время при компьютерном и математическом ... этом уменьшается неопределенность. В теории принятия решений риск - это плата за принятие решения, отличного от оптимального ...
  5. Принятие решений в условиях риска (4)

    Реферат >> Менеджмент
    ... 1. Неопределенность и риск при разработке и принятии решений В рассмотренных разделах теории игр предполагалось, что оба ... спроса на продукцию и т.п.). Основную модель теории принятия решений в условиях частичной неопределенности представляют статистические ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020990371704102