Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Дипломная работа
Актуальность Момент, когда проблема выбора профессии начинает тревожить, знаменует социальную и психологическую зрелость подростка Наука давно доказал...полностью>>
Психология->Курсовая работа
В последнее время многими учеными наблюдается взаимосвязь между определенными событиями, происходившими во время беременности, или самочувствия матери...полностью>>
Психология->Курсовая работа
В наши дни психологи самых разных направлений признают, что тревога есть проблема современности Любые нарушении сбалансированности системы человек-сре...полностью>>
Психология->Дипломная работа
Прогрессивная психология и педагогика давно доказали, что волевые свойства являются одними из главных в структуре личности Отечественная психолого-пед...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Предмет рефлексивных иссл-й: в псих-и, социологии, полит. науках, военном деле требуется описывать в объективных терминах не только материальный (физич. аспект) системы, но и ее внутренний (субъект.) аспект, связанный с тем, что среди ее компонент есть живые люди.

Методы объективного описания систем вместе с их субъективным внутр. мирами и составляет предмет рефлексивных иссл-й.

Пример. Реальность, перед внешним наблюдателем, который рассматривает рисунок, обозначается буквой Т. Он м. дать полное описание этой реальности, но оно не удовлетворит психолога и социолога, т.к. их интересует не только физич. описание, но и то, как отражают домик человек X и Y, но глядящие на него с разных сторон. Их взгляды ( ) м. радикально отличаться от взглядов внеш. наблюдателя. Вся реальность А1 (обозначается как символическая сумма ситуаций - совокупность физ. Аспекта и субъект. представлений). Человек X занял позицию внеш. наблюд-ля, т.е. картина X (Т+Тx+Тy) стала содержанием его внутреннего мира. Для него А2= Т+Тx+Тy+X(Т+Тx+Тy). Наличие во внутреннем мире субъекта X представлений о внутреннем мире субъекта Y позволяет поставить задачу орг-ции рефлексивного управления.

В рамках естественнонаучного подхода мы бы ограничились изучением реальности, при рефлексивном подходе нас интересует вся система многократных отображений этой реальности. Отдельные отображения могут быть связаны с индивидуальными психол.ими процессами каждого человека, с макрокультурной перцепцией (макрок-рноя перцепция - обобщенное мнение России о себе, основанное на индивидуально-психол.их особенностях субъектов, входящих в ее состав). Пример: Х - президент, принимающий решение по теракту в норд-осте, У - ожидания населения; результат - на 4% по факту вырос рейтинг президента. Вопрос: что такое рефлексивный подход в этой ситуации? Совпадала ли рефлексия президента с ожиданиями народа? Что такое ожидание? (ожидание - генерализованное доверие).

Описании рефлексии подразумевает, что субъект А, чью ментальную структуру мы исследуем, изображен двумя символическими элементами: собственно субъект и «планшет сознания», в котором помещается то, как данный субъект видит мир, т.е. некое изображение Z. Таким образом появляется рефлексивная структура, в которой субъект А обладает планшетом сознания, на котором представлена его картина действительности. В нее, в частности, могут входить он сам, другие субъекты, а также воображаемые им предметы и ситуации. Символически такая структура субъекта А выражается формулой А = а , где а - субъект как он есть, а Z- то, что находится в его воображении.

Рефлексия – имманентное свойство «отображения», а содержание рефлексии субъекта может включать самого субъекта с его рефлексией. Так возникают рефлексивные структуры вида А = а , где а -представление субъекта о нем самом, а Z – представление субъекта о собственной мысли – рефлексия второго ранга. Алгебраическое представление структуры рефлексии, расширяет само понятие рефлексии, включив в него знание о том. Как человек осознает (оценивает) свои намерения и свою оценку этих намерений. Такое расширение позволило В. Лефевру не только включить в предмет исследования структуру этических оценок и самооценок, но и установить теоретически существование двух мыслимых этических систем, которое подтверждается интересными экспериментальными исследованиями.

Представим, что существует некий способ оценивать интенции и поступки субъекта как позитивные или негативные. Отрицательная оценка субъектом самого себя означает наличие у этого субъекта импульсов вины. Отрицательная оценка партнера означает чувство осуждения последнего. В выражении а символ а - интенция субъекта А, которую он сам не ощущает, а символ а - интенция образа себя, переводящая исходную интенцию в действие (поведение). Выражение а это действие образа, которое наблюдает внешний наблюдатель. Выражение в показателе а есть поведение наблюдаемого индивида – это и есть переживание субъекта. Символ а есть представление субъекта о том, как он представляет (оценивает) собственные интенции, т.е. его знание о своих переживаниях.

Итак, мы имеем: действие – переживание – знание о переживаниях. Оценки соответствующих действий и переживаний обозначаются символами 0 (негативная) и 1 (позитивная) оценка. В содержательном смысле оценка а = 0 означает, что у субъекта А возникают негативные интенции. А оценка а = 1 – интенция совершить позитивное действие. Оценка рефлексивной структуру 1- означает, что субъект имеет позитивные интенции и не испытывает чувства вины. Тем самым он не реализует негативных действий и его поведение позитивно: 1 = 1. Оценка 0- означает, что субъект не испытывает чувства вины за отрицательные интенции и совершает негативное действие: 0 = 0. Оценка 0- = 1 означает, что субъект испытывает вину и не реализует негативную интенцию, т.е. в целом он может быть оценен позитивно. Оценка 1 = 1 означает, что субъект испытывает чувство вины при отсутствии негативных интенций, но при этом негативных действий не совершает в виду отсутствия побуждений к ним. Эти рассуждения показывают целесообразность использования степенных выражений для описания рефлексивной структуры.

Субъект, испытывающий дурные импульсы, но полагающий себя «кающимся грешником», объективно оказывается грешником. Здесь мы имеем дело с началом парадокса о кающемся грешнике. Этот парадокс состоит в том, что, осознавая на некотором уровне рефлексии себя грешником, человек освобождается от греха, но на следующем уровне рефлексии он видит себя уже освобожденным от греха за счет осознания и тем самым опять превращается в грешника.

Важно понимать, что оценка субъектом себя и ощущение этой оценки как негативной или позитивной осуществляются без усилий сознания. Мех-мы этих оценок работают автоматически как встроенный в психику человека рефлексивный компьютер. В результате интуитивное решение возникает во взаимодействии неосознаваемого нижнего этажа и осознаваемого содержимого планшетов первых двух уровней. Более высокие уровни рефлексии требуют отнюдь не автоматических усилий сознания – здесь возникает феномен свободной воли, который не может быть описан как психический мех-м.

Известно, что субъект оценивает объекты из некоего класса как «хорошие» или «плохие» при отсутствии объективных критериев. В сущности субъект лишь полагает их хорошими или плохими. Фактически субъект творит реальность, хотя сам думает, что только отражает ее объективные свойства.

Итог: мы имеем две этические системы. Операции соединение и разъединение различных житейских ситуаций, которые могут нас привести к определенным оценкам. В первой этической системе соединение вещей, имеющих противоположную оценку воспринимается отрицательно, разъединение - положительно. Во второй системе, наоборот: соединение положительного и отрицательного (как компромисс дурных средств с хорошей целью) оценивается как хорошая ситуация, а их разъединение - как плохая.

В любой этической системе порядочный человек стремится повысить статус собственного образа себя, т.е. того, как он ведет себя в собственном представлении. Выбрав первую систему, субъект будет больше страдать от «-» ситуации, но будет ощущать себя лучшим, чем в противной ситуации. В первой системе такой выбор означает предпочтение соединения (компромисса), во втором - разъединения (конфронтации). Первая система доминирует в культуре США, вторая - в России (Лефевр).

Существуют драматические различия между системами. Мот. модель этических систем можно создать впечатление их симметричности. В действительности, однако, доминирование второй системы ведет к катастрофическим последствиям развития общества: вторая система полезна для общества, но она не должна преобладать, иначе это ведет к доминированию безнравственных людей и антропологической катастрофе.

Рефлексия - это «фиксация рисования на груди» (Лефевр). Псих-я не может это описать. Вывод: свой «образ на груди» лучше ухудшать, т.к. это улучшает самочувствие. Зап. психотерапия, медитации Востока идут по-этому пути: изменение самочувствия за счет изменения образа себя.

Нильс Бор высказывал мысль, что наблюдение чувств прекращает их. Естественная работа человеческого сознания состоит в том, что человек не только нечто испытывает, но и автоматически это регистрирует. Человеку от рождения даны фундаментальные рефлексивные структуры, по крайней мере, с двумя рангами рефлексии (субъект чувствует себя и чувствует себя чувствующим себя) и автоматическим мех-мом счета.

Идеи самоотнесенности в рамках рефлексивного решения:

Запад: как происходит, когда образ себя адекватен целому.

Россия: как происходит, когда образ себя не адекватен целому. Человек более совершенен, когда он чего-то не знает, чем тогда, когда он знает все.

В модели рефлексивного решения В. Лефевра есть два фундаментальных отношения: соединения и разъединения (позитивного и негативного, добра и зла).

Золотое сечение дало нам понятие ассиметрии. Причина - ситуация выбора изначально аксиологически поляризована. Человек больше настроен по «+» оценки, поэтому «-» субъекты не выдерживают рефлексивной оценки, критики. Человек всегда действует по имеющимся у него образцам, т.е. «принимает эстафету» уже реализованных действий и передает ее дальше. Образцы - те соц. программы, благодаря которым только и возможен вывод о золотом сечении. Ценностное отношение к миру нуждается в качестве основы в целом универсуме уже имеющихся предпочтений. Образцы м.б.заданы ситуацией или на уровне вербальных формулировок, но именно они определяют характер поведения. Все это подтверждает, что у человека сущ. Соц.о-детерминированное поведение, но это не жесткая детерминация, а уровень вербально сформулированных установок. Образцы бывают позитивные и образцы запреты (те, в которых получен «-» результат). Любые образцы поведения или деятельности, учитывая их разнонаправленный характер, предполагают аксиологическое отношение к ситуации, определение главного и существенного в противоположность второстепенному и побочному.

Условия выбора продиктованы 3 факторами:

  1. этическая система

  2. понимание рефлексивной ассиметрии

  3. симметрии.

Ситуации поведения или деятельности, отличающиеся друг от друга лишь по своим ценностным установкам, называются рефлексивно симметричными.

Неожиданнее рефлексивное преобразование ситуации: все остается инвариантным, кроме ценностной установки (анекдот про обезьяну и крокодила).

Согласно концепции Лефевра, субъект осуществляет рефлексивный выбор, рац. Выбор решения в зависимости от ценностных ориентаций. Дилемма заключенного (парадокс теории рац. Выбора). Модель субъекта с рефлексией позволяет включить в рассмотрение этой ситуации помимо чисто утилитарного еще и моральный аспект. Допустим, цель субъекта - произвести выбор между двумя полярными альтернативами (1-«+», др.-«-«). Субъект обладает возможностью желать или планировать (интенция, воля). Но интенция не всегда претворяется в реальное действие, поэтому у субъекта есть свойство «готовность совершить действие». Если интенция - феномен в ментальном мире субъекта, о готовность - характеристика исполнительной системы, которая не полностью контролируется волей субъекта. Интенция и готовность имеют общую меру, т.е. они соотносятся с элементами, принадлежащими к 1 и тому же множеству, на котором задано как мин. Отношение рефлексивности, т.е. каждый элемент тождественен самому себе. Пример: субъект стоит перед выбором: протянуть руку помощи другу или нет. Как м.б. выражена интенция? - «я намерен помочь другу».как готовность выглядит со строны внеш. наблюдателя? - убежденность в готовности. Вывод: если внеш. наблюдатель считает, что субъект реально не поможет другу, хотя и собирается, то меры интенции и готовности не совпадают.x=1, y=0.

Дилемма заключенного:

  1. Альтернатива объявить себя невиновным - позитивный полюс, виновным - негативный. Пусть обвиняемые не совершили преступления, тогда аль-ва признания себя виновным - ложь, поэтому она играет роль негат. полюса, невиновным - правда, играет роль позит. Полюса. Субъект всегда выбирает программу в соответствии с которой он, невзирая на внеш. обстоятельства, д. выбрать альт-ву, играющую для него роль позитив. полюса. Лишь тогда дилемма исчезает. Для каждого участника исход соотносится с 2 оценками. Стратегия выбора также поляризована( каков источник поляризации). Хотя очевидно, что субъекты включены в некоторую культуру, детерминирующую позит. и негат. ассиметрию альт-в.

  2. М. сущ. субъект, для которого альт-вы не поляризованы извне. Мех-м выбора в данной ситуации: перед тем, как принять решение, субъект сам волевым актом д. поляризовать альт-вы. После этого когнитивный мех-м субъекта сможет вырабатывать решения автоматически. Т.о. дилемму преодолеть в любом случае м. лишь субъект, обладающий способностью диктовать самому себе, что есть добро, а что есть зло.

Все это имеет прямое отношение к проблеме рефлексивного управления, под которым понимается возможность не просто понять психологию человека, но и вести его за собой.

Рефлексия – это конкретный мех-м или «автомат» выбора в бинарных ситуациях, безразличный в широких пределах к содержанию того, что именно выбирается. С другой стороны, речь идет о способности человека постигать свой внутренний мир и строить картину своих состояний. Человек не только видит звезду, но и знает, что он ее видит.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Теория принятия решения (2)

    Реферат >> Менеджмент
    Контрольная работа по теории принятия решения Содержание Характеристика исследуемого объекта…………………………….4 Оценка ... самостоятельного управления деятельностью предприятия является принятие управленческих решений. Целью данной работы является ...
  2. Теория принятия решений (3)

    Курсовая работа >> Экономико-математическое моделирование
    ... собой важный этап обучения дисциплине "Теория принятия решений" и преследует следующие цели: закрепление и углубление ... , Москва "Радио и связь" 1993 Турунтаев Л.П. Теория принятия решений: Учебное пособие. - Томск: Томский межвузовский ...
  3. Принятие решений с учетом неопределенностей

    Реферат >> Математика
    ... и Лапласа уже давно и прочно вошли в теорию принятия решений. В соответствии с критерием Вальда в качестве оптимальной ... -Карло. Литература. Андреев В.Н., Герасимов Ю.Ю. Принятие оптимальных решений: Теория и применение в лесном деле. Йоэнсуу: Из ...
  4. Принятие решений в условиях неопределенности (4)

    Контрольная работа >> Экономико-математическое моделирование
    ... к учету неопределенности при описании рисков. В теории принятия решений в настоящее время при компьютерном и математическом ... этом уменьшается неопределенность. В теории принятия решений риск - это плата за принятие решения, отличного от оптимального ...
  5. Принятие решений в условиях риска (4)

    Реферат >> Менеджмент
    ... 1. Неопределенность и риск при разработке и принятии решений В рассмотренных разделах теории игр предполагалось, что оба ... спроса на продукцию и т.п.). Основную модель теории принятия решений в условиях частичной неопределенности представляют статистические ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0015339851379395