Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Дипломная работа
Актуальность Момент, когда проблема выбора профессии начинает тревожить, знаменует социальную и психологическую зрелость подростка Наука давно доказал...полностью>>
Психология->Курсовая работа
В последнее время многими учеными наблюдается взаимосвязь между определенными событиями, происходившими во время беременности, или самочувствия матери...полностью>>
Психология->Курсовая работа
В наши дни психологи самых разных направлений признают, что тревога есть проблема современности Любые нарушении сбалансированности системы человек-сре...полностью>>
Психология->Дипломная работа
Прогрессивная психология и педагогика давно доказали, что волевые свойства являются одними из главных в структуре личности Отечественная психолого-пед...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Межличностное восприятие в структуре общения.

Понятие соц. перцепции. В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Весьма часто восприятие человека человеком обозначают как «соц. перцепция». Это понятие в данном случае употреблено не слишком точно. Термин «соц. перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда на восприятие. Вначале под соц. перцепцией понималась соц. детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи придали понятию несколько иной смысл: соц. перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых соц. объектов, под которыми подразумевались другие люди, соц. группы, большие соц. общности.

Мех-мы взаимопонимания в процессе общения. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком - партнером по общению - также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Познавая другого, формируется и сам познающий индивид. От меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. Представление о другом человеке тесно; связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится и представление о самом себе.

Сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. При построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Термин идентификация, буквально обозначающий отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из простых способов понимания другого человек является уподобление себя ему. Установлена тесная связь между идентификацией и эмпатией. Описательно эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Мех-м эмпатии в определенных чертах сходен с мех-мом идентификации и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот «другой». Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному. И в том, и в другом случаях налицо будет «принятие в расчет» поведения другого человека, но результат наших совместных действий будет различным: одно дело - понять партнера по общению, встав на его позицию, действуя с нее, другое дело - понять его, приняв в расчет его точку зрения, даже сочувствуя ей», но действуя по-своему.

Содержание и эффекты межличностного восприятия. Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. В первом случае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной псих-и. Но в обыденной жизни люди не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации» они начинают приписывать друг другу как причины поведения» так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать мех-м идентификации). Но так или иначе возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции). Особая отрасль соц. псих-и, получившая название каузальной атрибуции, анализирует именно эти процессы (Г. Келли, Э. Джонс, К. Дэвис, Д. Кенноуз, Р. Нисбет, Л. Стрикленд). Исследования каузальной атрибуции направлены на изучение попыток «рядового человека», «человека с улицы» понять причину и следствие тех событий, свидетелем или участником которых он является. Это включает также интерпретацию своего и чужого поведения, что и выступает составной частью межличностного восприятия. Если на первых порах исследования атрибуции речь шла лишь о приписывании причин поведения другого человека, то позже стали изучаться способы приписывания более широкого класса характеристик: намерений, чувств, качеств личности. Сам феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке: заменить ее и приходится процессом приписывания. Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей: степени уникальности или типичности поступка и от степени его соц. «желательности» или «нежелательности». В первом случае имеется в виду тот факт, что типичное поведение есть поведение, предписанное ролевыми образцами, и потому легче поддается однозначной интерпретации. Уникальное поведение допускает много различных интерпретаций и дает простор приписыванию его причин и характеристик. Точно так же и во втором случае: под соц. «желательным» понимается поведение, соответствующее соц. и культурным нормам и тем сравнительно легко и однозначно объясняемое. При нарушении таких норм диапазон возможных объяснений расширяется. Характер атрибуций зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. В этих двух различных случаях избирается разный тип атрибуции. Г. Келли выделил три таких типа: личностную атрибуцию (когда причина приписывается лично совершающему поступок), объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам). Было выявлено, что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник склонен в большей мере объяснить совершающееся обстоятельствами. Эта особенность отчетливо проявляется при приписывании причин успеха и неудачи: участник действия «винит» в неудаче преимущественно обстоятельства, в то время как наблюдатель «винит» за неудачу прежде всего самого исполнителя.

«Эффекты», возникающие при восприятии людьми друг друга: 1) Сущность «эффекта ореола» заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно – накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. Эффекты «первичности» и «новизны». Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. «Эффект первичности» был зарегистрирован в тex случаях, когда воспринимается незнакомый человек. В ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой. В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации. Впервые термин «соц. стереотип» был введен У. Липпманом в 1922 г., и для него в этом термине содержался негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью представлений, которыми оперирует пропаганда. В более же широком смысле слова стереотип - это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Стереотипы в общении, возникающие при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой, принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии («все учительницы назидательны», «все бухгалтеры - педанты» и т.д.). Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в каком-то смысле необходим, ибо помогает сокращать процесс познания. Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

Точность межличностной перцепции. Особенно целесообразным является тренинг на точность восприятия в реальных группах, объединенных совместной деятельностью. Г. Гибш и М. Форверг в свое время обратили внимание на тот факт, что, например, близость собственного и чужого представлений об одном человеке значительнее в долго существующих группах, связанных единой системой деятельности. Однако вопрос о том, способствует ли повышению точности восприятия длительное общение с человеком, заданное совместной деятельностью, нельзя считать полностью решенным. Ряд экспериментальных исследований показывает, что по мере существования длительного контакта возникающая пристрастность к объекту восприятия, напротив, служит источником различного рода искажений образа воспринимаемого.

Межличностная аттракция. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств - от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением мех-мов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Аттракцию можно рассматривать как особый вид соц. установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент (Гозман), когда этот «другой» оценивается в категориях, свойственных аффективным оценкам. Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Андреева Г.М. Социальная псих-я.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Теория принятия решения (2)

    Реферат >> Менеджмент
    Контрольная работа по теории принятия решения Содержание Характеристика исследуемого объекта…………………………….4 Оценка ... самостоятельного управления деятельностью предприятия является принятие управленческих решений. Целью данной работы является ...
  2. Теория принятия решений (3)

    Курсовая работа >> Экономико-математическое моделирование
    ... собой важный этап обучения дисциплине "Теория принятия решений" и преследует следующие цели: закрепление и углубление ... , Москва "Радио и связь" 1993 Турунтаев Л.П. Теория принятия решений: Учебное пособие. - Томск: Томский межвузовский ...
  3. Принятие решений с учетом неопределенностей

    Реферат >> Математика
    ... и Лапласа уже давно и прочно вошли в теорию принятия решений. В соответствии с критерием Вальда в качестве оптимальной ... -Карло. Литература. Андреев В.Н., Герасимов Ю.Ю. Принятие оптимальных решений: Теория и применение в лесном деле. Йоэнсуу: Из ...
  4. Принятие решений в условиях неопределенности (4)

    Контрольная работа >> Экономико-математическое моделирование
    ... к учету неопределенности при описании рисков. В теории принятия решений в настоящее время при компьютерном и математическом ... этом уменьшается неопределенность. В теории принятия решений риск - это плата за принятие решения, отличного от оптимального ...
  5. Принятие решений в условиях риска (4)

    Реферат >> Менеджмент
    ... 1. Неопределенность и риск при разработке и принятии решений В рассмотренных разделах теории игр предполагалось, что оба ... спроса на продукцию и т.п.). Основную модель теории принятия решений в условиях частичной неопределенности представляют статистические ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017859935760498