Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Музыка->Реферат
Калинников Виктор Сергеевич (1870—1927) — русcкий композитор, дирижер, общественный деятель, профессор Московской консерватории; преподавал также в Мо...полностью>>
Музыка->Реферат
(франц. farandole, провансальское farandoulo, нем. Farandole, итал. farandola, испан. farбndula) - провансальский нар. танец в быстром темпе с чёткой ...полностью>>
Музыка->Реферат
Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в городе Зальцбурге в семье крупного музыканта. Отец его, Леопольд Моцарт, родом из немецкого горо...полностью>>
Музыка->Реферат
Армяне - один из древнейших народов мира, документальная история которого насчитывает около трех тысячелетий. На протяжении столь дли- тельного времен...полностью>>

Главная > Реферат >Музыка

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В результате занятий школьники должны:

-знать названия инструментов и правила их хранения;

-уметь различать на слух тембры инструментов и осо­знавать их выразительную сущность;

-овладеть элементарными приемами и способами игры на каждом инструменте;

-понимать выразительные особенности звуковедения, звукоизвлечения;

-осознавать выразительность музыкальных средств и ов­ладеть способами их передачи в инструментальном испол­нении;

-уметь ориентироваться в записи несложных партитур к песенным и инструментальным миниатюрам, а также к пьесам для слушания музыки;

-уметь грамотно прочесть свою партию.

Результаты работы на уроке во многом зависят от ин­струментария. Поэтому необходимо учитывать ряд требо­ваний к составу оркестра, качеству звучания отдельных инструментов, технике звукоизвлечения. В работе с уча­щимися начальной школы могут быть использованы, есте­ственно, лишь самые простые инструменты. Это музыкаль­ные инструменты ударной группы как чисто ритмические, не обладающие определенной высотой тона (треугольни­ки, тарелки, бубны, маракасы, барабан, коробочки и т. п.), так и звуковысотные (колокольчики, металлофоны, кси­лофоны). Все инструменты должны издавать чистый и приятный звук, привлекать детей своим внешним видом, т. е. быть изящно оформленными, легкими, не требовать от играющих на них решения сложных технических задач. При игре на любом инструменте необходимо следить за свободным положением тела, шеи, головы.

Немелодические инструменты: клавес (деревянные палочки), блоки (коробочки), бруски, тамбурин (бубен), барабан, маракасы, треугольники, напалечные парные тарелочки, подвесная тарелка, парные ручные тарелки, грибок.

Клавес (деревянные палочки) – две палочки из хорошо звучащего дерева (палисандр). Ими ударяют друг о друга. Лучше держать палочки так, чтобы концы оставались свободными (указательным и большим пальцами). Можно также положить одну палочку в левую ладонь, согнутую в форме тарелки, и стучать по ней другой.

Блоки – полая деревянная коробочка с щелью на од­ной из узких сторон. На блоке играют деревянными па­лочками, но не концами, а серединой. Во время игры блок кладется на прямую ладонь левой руки плоской стороной (поверхность, по которой играют, слегка выгнута). В за­висимости от места удара (ближе к щели или по противо­положной стороне) блок дает звуки разной окраски. По­очередные удары по этим точкам напоминают цоканье ко­пыт. Можно ударять поочередно по центрам двух блоков (большого и маленького), в этом случае их кладут рядом на ладонь левой руки. Разница в звучании блоков воспри­нимается как квинта.

Бруски – два деревянных бруска, ими легко ударяют друг о друга перед собой на уровне шеи, при этом кисти рук не должны быть зажатыми.

Тамбурин (бубен) – деревянный обруч, затянутый с одной стороны кожей; в отверстиях обруча парами сво­бодно прикреплены тонкие металлические тарелочки. Во время ударов по коже ладонью или пальцами они звучат как сопровождение. На бубне играют, сотрясая его в воз­духе, ударяя о колено (последний способ дает громкое созвучие кожи и колокольчиков).

Барабан издает звуки высокого регистра неопределен­ной высоты. Он представляет собой металлический ци­линдр, затянутый с обеих сторон кожей. Если барабан не имеет подставки, его нужно установить на высоте колен с наклоном в сторону играющего. Звуки извлекаются ко­лотушками или двумя деревянными палочками. Дети их могут держать обычным способом. Место удара – центр.

Маракасы – два пластмассовых шара, в которых пере­катываются камешки. Пользоваться ими следует осторож­но, так как их звук утомителен, он извлекается встряхи­ванием кисти или ее мягким, плавным движением из сто­роны в сторону на уровне чуть ниже груди.

Треугольники во время игры подвешивают или держат за один угол левой рукой (за петлю), а правой ударяют по ним металлической палочкой. Играть можно, ударяя по горизонтальной или двум другим сторонам. В быстром темпе, играя по двум сторонам внутри треугольника, мож­но исполнить тремоло. Звук у треугольника «блестящий», нежный, отрывистый.

Напалечные тарелочки надевают на большой и сред­ний пальцы и стучат ими один о другой; их можно дер­жать за шнурки (в каждой руке по одной) и ударять при сближении кистей рук, движущихся ритмично в противо­положных направлениях вертикально от подбородка до груди (одна идет вверх, а другая вниз). Важно, чтобы соприкосновение тарелочек всегда было коротким, легким.

Подвесная тарелка прикрепляется к барабану или держится левой рукой на весу; играть можно двумя деревянными палочками одновременно (тремоло), колотушкой и щеточкой. Звук резкий, звенящий, меняется в зависимости от предмета, которым он извлекается.

Грибок – маленькая металлическая шапка, закреплен­ная на деревянной ножке. Держится левой рукой чуть вы­ше груди. Звук прозрачный, нежный, возникает при лег­ком, мягком ударе по краю шапки металлической палоч­кой.

Мелодические инструменты: металлофон и ксилофон альтовые Q-С2) металлофон и ксилофон сопра­новые Сг-Сз (ноты пишутся на октаву ниже). Колоколь­чики альтовые Сг-Сз (ноты пишутся на октаву ниже).

Основная настройка инструментов – С dur. Сменные пластинки дают возможность играть в близких тонально­стях. Самый низкий тон всегда тоника тональности, в ко­торой поется или играется произведение. Во время игры плоскость инструментов должна быть на высоте пояса уче­ника. Палочки следует легко держать между большим и указательным пальцами. Нельзя пальцы сжимать в кулак. Правильное движение руки – свободное от локтя до ки­сти. Сначала "надо предлагать детям извлекать звук дву­мя руками и следить за тем, чтобы высота отскока обеих рук была одинаковой. Каждому инструменту соответству­ет свой тип палочек: на ксилофоне играют твердыми (проб­ковыми) палочками, на металлофоне – резиновыми, на колокольчиках – деревянными. Если на деревянные па­лочки наклеить полотно, то «блестящее» звучание коло­кольчиков приблизится к звуку металлофона – светлозвенящему.

Целесообразно с первых занятий одновременно исполь­зовать инструменты обоих типов: ритмические и звуковысотные. Усвоение навыков игры на звуковысотных инстру­ментах идет параллельно с ладовым развитием. Постепен­но усваивая лад через его характерные интонации, ученики должны не только их слышать, по возможности чисто ин­тонировать, импровизировать голосом на ступенях, обра­зующих конкретную ладовую ячейку, но и музицировать на них. Для этого необходимы звуковысотные инструмен­ты со съемными пластинками. Давая учащимся творчес­кие задания, педагог оставляет на инструменте только те пластинки, которые соответствуют осваиваемым ступеням лада.

Варианты игры на ограниченном количестве ступеней различны: исполнение несложных мелодий песен, напри­мер русской народной песни «Лиса»; музицирование в иг­ровой форме, например в играх «Эхо», «Перекличка птиц». Игры, сказки, музыкальные истории гармонично вписы­ваются в занятия инструментальной деятельностью. Их правила и содержание служат удобной ориентировкой для ученика в творческих действиях.

Ладовые и ритмические представления учащихся раз­виваются при выполнении разнообразных творческих за­даний в работе над песней: сочинение ритмического со­провождения, вступления, выбор соответствующих инстру­ментов, звучание которых наиболее подходит для переда­чи своеобразия произведения, обоснование своего выбора и замысла. Задания такого рода могут выполняться с по­мощью ритмических инструментов, а также с привлече­нием звуковысотных.

Разучивать партитуру следует, используя различные приемы: с помощью нотной, ритмической записи; по руч­ным знакам-символам, заимствованным из системы отно­сительной сольмизации; по слуху или, наконец, зрительно запоминая игру исполнителя. Ускорить процесс запоминания партий ударных инструментов помогает устный анализ общих и различных моментов ритмического рисунка каждой партии. Например, важно разобраться, дублирует ли конкретная партия ритмическое движение мелодии или построена на самостоятельной (возможно остинатной) ритмической фигуре, передает ли инструмент пульсацию всех долей или подчеркивает только сильную. Благодаря такому анализу ученики быстрее запоминают партитуру, а в процессе игры на инструментах и закрепляют важные музыкальные представления. Заметим, что, полученные вне инструментальной практики, такие представления ос­ваиваются труднее.

Большое значение имеет детское музицирование и как деятельность, активизирующая и углубляющая восприя­тие музыки. Так, при исполнении простейших ритмических партитур ребята получают и закрепляют представления о средствах музыкальной выразительности, их использо­вании в соответствии с художественным образом конкрет­ного произведения. Этому способствует самостоятельное или совместное с учителем сочинение сопровождения к пьесам. Таким образом (в игре партитур, предложенных учителем или составленных детьми самостоятельно) школь­ники приобретают элементарные знания о строении музы­кальной формы, принципах развития музыки.

Разнообразие музыкальных инструментов (шумовые, ударные, звуковысотные), создает условие для развития чувства ритма. Необходимо подчеркнуть, что, обучая игре на инструментах, уже с первых занятий можно давать уча­щимся художественно-поисковые задания и активно фор­мировать у всех музыкально-творческое мышление [15, с.124].

2.2. Способы музицирования на детских музыкальных инструментах, развивающие чувство ритма у младших школьников.

Чувство ритма особенно трудно поддается развитию. Ритмические возможности детей недостаточно активизи­руются, если музыкальное воспитание включает только пение и слушание. Формирование чувства ритма требует активного освоения музыкально-ритмических соотношений. Этому способствуют музыкально-ритмические движения.

Игра на простейших ритмических инструментах, использо­вание слоговых обозначений, закрепленных за каждой рит­мической единицей («та», «ти»; «бег», «шаг»).

Педагогический опыт показывает, что элементарное му­зицирование значительно активизирует ритмическое чув­ство учащихся. Оно развивается в процессе игры знако­мых песен на металлофонах и ксилофонах, при исполне­нии ритмических аккомпанементов к вокально-хоровому репертуару и произведениям для слушания. Выполняя та­кие задания, школьники активно следят за ритмическим развитием музыки, эмоционально переживают, «пропус­кают» его через себя.


Для активизации ритмического чувства детей нельзя использовать только упражнения в отрыве от «живой» му­зыки. В то же время нецелесообразно предлагать те или иные инструментально-ритмические задания к произведе­ниям, которые дети не могут охватить целиком. Поэтому в качестве первоначального материала для последователь­ного формирования ритмического чувства рекомендуется использовать доступные инструментально-песенные миниа­тюры, пьесы, инструментовки произведений для слушания музыки, например пьесу М. Ройтерштейна «Кукушка и дятел»:

Игра на простейших музыкальных инструментах особенно эффективна на начальных этапах музыкального воспитания, так как способствует формированию музыкально--слуховых представлений, раскрытию эмоциональной сущности ритма.

Сложное инструментальное сопровождение необходимо; всегда приспосабливать к возможностям детей. Партитуры можно упрощать или, наоборот, усложнять, а также предлагать их в качестве примера для составления ритмического сопровождения к другим произведениям. Кроме того, они могут служить в качестве образца в творческих за­даниях.

Для активизации и последовательного формирования чувства ритма, ритмических навыков используются неболь­шие и несложные по форме произведения, освоенные уча­щимися в пении, игре на звуковысотных инструментах или в процессе слушания. Развитие чувства ритма идет парал­лельно в нескольких направлениях. Одно дает детям пони­мание соотношения различных длительностей. Другое – обеспечивает усвоение разных ритмических фигур и через их запоминание – развитие внутреннего ритмического слу­ха. Третье закрепляет представление о сильных и слабых долях благодаря воспроизведению их пульсации. Четвер­тое способствует формированию представления об эмоцио­нальной сущности ритма через инструментальное сопро­вождение. Представления ребят об эмоциональной сущности ритма усиливаются через окраску звучания инструмен­тов, для которых написана та или иная партия, каждая должна ярко передавать особенности художественного об­раза, например тиканье часов или стук дождевых капель. Для определения выразительности, изобразительности рит­мического сопровождения необходим и анализ произведе­ний (выявление его характера и средств музыкальной вы­разительности).



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Развитие музыкального мышления младших школьников на уроках музыки

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... этом возрасте достигает музыкальный слух, чувство ритма. Ученики проявляют стремление к самоутверждению, ... по развитию мышления младших школьников на уроках музыки 3.1 Критерии развитости музыкального мышления младших школьников и её диагностика на этапе ...
  2. Формы и методы развития творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного

    Курсовая работа >> Психология
    ... креативного воображения на уроках изобразительного искусства 3. Формы и методы развития творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства ...
  3. Развитие музыкальной памяти учащихся на уроке музыки в начальной школе

    Курсовая работа >> Музыка
    ... развития памяти младших школьников на уроке музыки. 3 Объект исследования – процесс музыкального обучения учащихся младших классов на уроках музыки. Предмет исследования – развитие ... на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, ...
  4. Специфика вокального воспитания младших школьников на уроке музыки

    Реферат >> Музыка
    ... на уроках музыки средствами вокального искусства. Предмет исследования: формирование теоретических основ вокального воспитания младших школьников ... развитие вокальных навыков пения на уроках музыки ... развивают музыкальный слух, чувство ритма, память, дикцию и ...
  5. Нравственное воспитание младших школьников на уроках чтения

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... младших школьников. Объект исследования – процесс обучения младших школьников на уроках чтения. Предмет исследования – особенности нравственного воспитания младших школьников на уроках ... стихотворение, рифма, ритм, устное народное ... «развития ума, воли и чувств ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0028660297393799