Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Музыка->Реферат
В 1850 году Бородин поступил в Медико-хирургическую академию, устроив в своей квартире домашнюю химическую лабораторию. Но как не увлечен был он разно...полностью>>
Музыка->Реферат
Владимир Сергеевич Иванников (1907 – 1987) – советский композитор. Ученик М. Ф. Гнесина. Среди его сочинений: 2 балета, оратория «Варшава» (1947), поэ...полностью>>
Музыка->Реферат
В годы Великой Отечественной войны не ослабевал интерес и к настоящему искусству. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных...полностью>>
Музыка->Реферат
В данном случае все началось с дела, а слово “Битлз” появилось намного позднее. Весной 1956 года 15- летний Джон Леннон образовал группу “The Quarryme...полностью>>

Главная > Реферат >Музыка

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Оглавление

Введение ………………………………………………………...

3

Глава I

Теоретические основы проблемы развития чувства ритма у младших школьников …………………………………………..

6

1.1.

Определение и содержание понятия «Ритм»………………….

6

1.2.

Особенности развития чувства ритма в младшем школьном возрасте…………………………………………………………..

10

Глава II

Способы музицирования на детских музыкальных инструментах в младшем школьном возрасте………………...

16

2.1.

Характеристика детских музыкальных инструментов, используемых на уроке музыки в общеобразовательной школе…………………………………………………………….

16

2.2.

2.3

Способы музицирования на детских музыкальных инструментах, развивающие чувство ритма у младших школьников………………………………………………………

Музицирование на детских музыкальных инструментах в условиях урока музыки………………………………………

Заключение…………………………………………………….

Список литературы…………………………………………...

22

29

34

36

Введение

Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Такое многообразие ритмов, а нередко и аритмичность жизненных процессов, обусловленных социальными проблемами, создает хаотичность в отношениях ребенка с миром и носит разрушительный характер. Значительную роль в создании благоприятных условий для гармонизации отношений ребенка с природной и социальной средой, с окружающими людьми и самим собой играет система образования, обеспечивающая ритмизацию жизненного пространства детей, что является основой их здоровья, эмоционального благополучия, интеллектуального, эстетического и физического развития. Вопрос ритма и его влияния на развитие человека всегда интересовал педагогов, философов, психологов и представителей других наук, находит все больше сторонников среди работников школьного образования.  Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени и является природным качеством человека. Вне ритма не проходит никакой жизненный процесс, и в этом процессе ритм проявляется как социальная необходимость гармоничного развития. Именно через ритм, как одной из форм общественного сознания, происходит естественное овладение различными видами двигательной деятельности, что отражается в художественно оформленных музыкально-ритмических упражнениях. Именно ритм является в человеке и духовной и физической сущностью. При помощи ритма происходит отражение школьниками духовного мира в двигательных действиях, "живой" телесности, выразительности чувств и эмоций, ярко проявляется индивидуальная духовность субъекта в процессе взаимодействия физического и эстетического воспитания, и поэтому его развитие очень важно на начальном этапе обучения. Развитие ритма приводит нас к понятию – чувство музыкального ритма. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. И для более эффективного его развития можно включать в уроки музыки различные детские музыкальные инструменты. И поэтому тема «Развитие чувства ритма у младших школьников в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах» актуальна.

Объект исследования: развитие чувства ритма у младших школьников.

Предмет исследования: способы музицирования на детских музыкальных инструментах, развивающие чувство ритма у младших школьников на уроке музыки.

Цель исследования: выявить и обосновать способы музицирования на детских музыкальных инструментах, развивающие чувство ритма у младших школьников на уроке музыки.

Задачи исследования:

1.Дать определение и раскрыть содержание понятий «ритм», «чувство ритма» на основе анализа теоретических источников.

2.Рассмотреть особенности развития чувства ритма в младшем школьном возрасте.

3.Охарактеризовать детские музыкальные инструменты, используемые на уроках музыки в школе.

4.Раскрыть место и значение музицирования на детских музыкальных инструментах в структуре урока музыки.

5.Выявить способы музицирования на детских музыкальных инструментах, развивающие чувство ритма у младших школьников.

Методы исследования:

Теоретические: анализ научно-теоретических источников, анализ понятийно-терминологической системы исследования.

ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы развития чувства ритма у младших школьников.

1.1. Определение и содержание понятия «Ритм».

Ритм – один из первоисточников, первоэлементов музыки, всегда жизненно важный для музыкального искусства. В многовековой истории европейской музыки параллельно с развитием гармонии, мелодики и всех других элементов шло также и развитие ритмической стороны, иногда приводившее к крутой ломке установившихся, традиционных средств, ритма, к изменению «ритмического мышления», эволюция ритмики побуждала теоретическую мысль описывать новые ритмические явления, устанавливать закономерность ритма, вырабатывать композиционные правила ритма и объяснять его сущность. Потребность в теоретических обоснованиях явлений ритма особенно ощущалась в периоды резких качественных сдвигов в ритмике. Один из таких периодов наступил в середине XX века, когда радикальные изменения затронули все главные элементы музыкального языка [1, с. 25].

Роль ритма неодинакова в различных национальных культурах, в различных периодах и индивидуальных стилях многовековой истории музыки. Иногда ритм оказывается на первом плане, как, например, в культурах Африки и Латинской Америки, в других случаях его непосредственная выразительность поглощается выразительностью чистого мелоса, как в некоторых видах русской протяжной песни. Но при любых условиях музыка, развертывающаяся во времени, имеет ту или иную форму ритмической организации [15, с.124].

Слово «ритм» имеет очень широкое распространение и применяется по отношению к самым разнообразным случаям. Б.М. Теплов пишет: «Ритм как всеобъемлющее понятие, по-видимому, характеризуется только одним весьма неопределенным признаком: временным или пространственным порядком предметов, явлений, процессов. Исходя из такого малосодержательного понятия, едва ли можно придти к психологическому анализу ритмического чувства» [15, с.233].

Говорят о стихотворном ритме, о ритме прозы, о ритме спектакля; мало того, говорят о ритме сердца, дыхания и других органических процессов; говорят даже о ритме по отношению к смене времен года, дня и ночи.

Чаще всего понятие ритма связывается с особенностями чередования явлений во времени, но говорят и о «пространственном ритме». Исходя из такого мало содержательного понятия, едва ли можно придти к психологическому анализу ритмического чувства.

Ритм есть некоторая определенная организация процесса во времени. Но, какая же именно:

1) ритмическим мы не назовем непрерывное движение или изменение,

протекающее совершенно равномерно, как струя вытекающей жидкости;

2) мы не назовем ритмическим и прерывистый ряд, состоящий из совершенно одинаковых раздражений, разделенных одинаковыми промежутками времени. Равномерно падающие капли воды еще не образуют ритма. Стук метронома сам по себе еще не является ритмичным.

Ритмическое движение может включать периодическое повторение, однако периодическое повторение само по себе еще не создает ритма. Ритм предполагает в качестве необходимого условия другую группировку следующих друг за другом раздражений, некоторое расчленение временного ряда. О ритме можно начать говорить только тогда, когда ряд равномерно следующих друг за другом раздражений расчленяется на определенные группы, причем группы эти могут быть одинаковыми или неодинаковыми.

Однако не всякая группировка и расчленение временного ряда образуют ритм.

Обязательным условием ритмической группировки, а, следовательно, и ритма вообще является наличие акцентов, т.е. более сильных или выделяющихся в каком-либо другом отношении раздражений. Без акцентов нет ритма. Эта мысль неоднократно высказывалась в психологической литературе, и не раз давались экспериментальные доказательства ее [6, с.399].

Вот пример формулировки тех результатов, к которым приходили авторы исследований, посвященных психологии ритма. Мак-Даугал: «Элементарным условием феномена ритма является периодическая акцентуация в слуховой последовательности, протекающей при специфических временных отношениях» [12, с.150].

Известно, что субъективная акцентировка может возникать и при восприятии последовательности объективно совершенных одинаковых раздражений; происходит это в тех случаях, когда такая последовательность «воспринимается ритмически». Слушая стук метронома, большинство людей совершенно непроизвольно воспринимает его, как последовательность двух- или трехдольных тактов, как раз-два, раз-два и т.д. или раз-два-три, раз-два-три и т.д., т.е. расчленяет последовательность одинаковых звуков на группы, выделяя отдельные звуки как более громкие, акцентируя их. Экспериментальные исследования показывают, что, как только произошло такого рода «субъективное ритмизирование» возникает совершенно своеобразное «переживание ритма». Это явление имеет место, если скорость ударов метронома не выходит за определенные пределы, если она не слишком мала и не слишком велика.

За многовековую историю музыки суждений о ритме сложилось немало. Но, несмотря на обилие описаний, и теорий ритмики, сказанного в них недостаточно для того, чтобы понять современное состояние ритмики, ответить на вопросы творческой практики ритма в XX веке. Однако и по отношению к профессиональной музыке нескольких предыдущих веков достижения науки о ритме принципиально отличаются от достижений смежных музыкальных наук: о гармонии, полифонии, форме. Отличие в том, что в теории гармонии, как и в теории формы на каком-то определенном историческом этапе было создано самостоятельное классическое учение, а в теории ритма подобного классического учения не возникло. Лишь теория Аристоксена благодаря развитости и стройности могла бы считаться классической в области ритма. Но она, во-первых, связана с художественной

практикой, слишком далекой от современного воспитания, во-вторых, захватывает музыкальную ритмику в той стадии, когда она еще не отделилась от стиха и поэтому не может служить объектом учения о собственно музыкальном ритме [1, с.18].

Поскольку ритм в прошлом европейской профессиональной музыки не ставился первоосновой формы и не превосходил другие элементы по организованности, создание специального учения о ритме не могло иметь активно-действенного, практического характера – оно не диктовалось потребностями музыкальной практики и, наоборот, музыкальная практика не давала достаточного материала для теоретических выводов [13, с.292].

В отношении ритмической активности редкое исключение составила музыкальная практика XX века. В творчестве одного из крупнейших композиторов этого столетия Стравинского, ритм занял столь же важную, ведущую позицию, какую раньше занимала гармония, изменив, таким образом, классическое соотношение элементов в организации формы. Уже один этот факт, не говоря о многих других значительных, но менее принципиальных фактах возросшего значения ритма в XX веке заставляет по-новому, более высоко оценивать формообразующие возможности ритма и рассматривать его в таком аспекте, какой был невозможен в прошлом.

Ритмические достижения музыкальной практики XX века, с одной стороны, делают теоретическую проблему ритма актуальной для современной творческой практики, с другой – дают принципиально новый материал, позволяющий современной теории полнее, чем раньше, судить о ритме вообще [14, с.667].

Понимание ритма в музыковедческой литературе весьма различно, даже противоречиво. «Ни в одной области музыкального знания нет таких четких и, в то же время, таких скудных сведений, как в этой» – констатировал С. К. Булич. «Я думаю, что в музыке нет термина более неопределенного» – писал Яоу в 1942 г. [16, с.448].

Таким образом, мы приходим к определению ритма, как закономерного расчленения временной последовательности раздражений на группы, объединяемые вокруг выделяющихся в том и другом отношении раздражений, т.е. акцентов. Возможно, что для целей музыкально-теоретического анализа такое разделение понятий целесообразно, но в психологическом анализе его провести нельзя. Поэтому, говоря о ритме, мы всегда будем иметь ввиду метроритм (по терминологии Киселева и Кулаковского) или ритмику в широком смысле (по терминологии Курта) [9, с.440].



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Развитие музыкального мышления младших школьников на уроках музыки

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... этом возрасте достигает музыкальный слух, чувство ритма. Ученики проявляют стремление к самоутверждению, ... по развитию мышления младших школьников на уроках музыки 3.1 Критерии развитости музыкального мышления младших школьников и её диагностика на этапе ...
  2. Формы и методы развития творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного

    Курсовая работа >> Психология
    ... креативного воображения на уроках изобразительного искусства 3. Формы и методы развития творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства ...
  3. Развитие музыкальной памяти учащихся на уроке музыки в начальной школе

    Курсовая работа >> Музыка
    ... развития памяти младших школьников на уроке музыки. 3 Объект исследования – процесс музыкального обучения учащихся младших классов на уроках музыки. Предмет исследования – развитие ... на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, ...
  4. Специфика вокального воспитания младших школьников на уроке музыки

    Реферат >> Музыка
    ... на уроках музыки средствами вокального искусства. Предмет исследования: формирование теоретических основ вокального воспитания младших школьников ... развитие вокальных навыков пения на уроках музыки ... развивают музыкальный слух, чувство ритма, память, дикцию и ...
  5. Нравственное воспитание младших школьников на уроках чтения

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... младших школьников. Объект исследования – процесс обучения младших школьников на уроках чтения. Предмет исследования – особенности нравственного воспитания младших школьников на уроках ... стихотворение, рифма, ритм, устное народное ... «развития ума, воли и чувств ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014610290527344