Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Информатика->Курсовая работа
Во время столь бурно развивающихся цифровых технологий и глобальных сетей, общение во всех его формах стало неотъемлемой частью человеческих отношений...полностью>>
Информатика->Контрольная работа
Система классификации и кодирования (СКиК) является средством классификации и кодирования множества однотипных объектов. На основе СКиК, как правило, ...полностью>>
Информатика->Курсовая работа
Turbo Pascal - это среда разработки для языка программирования Паскаль. Используемый в Turbo Pascal диалект базировался на более раннем UCSD Pascal, п...полностью>>
Информатика->Курсовая работа
Современный Интернет – сложная и высокотехнологичная система, позволяющая пользователю общаться с людьми, находящимися в любой точке земного шара, быс...полностью>>

Главная > Реферат >Информатика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Далее, когда российское общество было убеждено, что войну начал противник и тем нарушил мир, печать указывала на пример наглости неприятеля, его алчности и преступности. Так, в начале войны в российской прессе широко были распространены различного рода публикации о зверствах и дикости германцах на захваченной ими у Франции территории.

Одной из главных задач российской прессы в период войны являлось поддерживать воинствующий дух населения, создавая иллюзию победы. В это время тиражировался лозунг повышения бдительности, необходимости борьбы со шпионами, шла реклама «нового оружия», возможностей и успехов армии союзников и всячески замалчивались свои потери и поражения. Шло активное деморализующее воздействие на неприятеля. Здесь основными тезисами воздействия на сознание войск и населения были: дела на фронте для Германии безнадежны; кровь проливается даром; распространялись различные прогнозы и предсказания; поддерживалась оппозиция.

Во время Первой мировой войны немецкое командование полностью взяло управление печатью в свои руки. Формы этого руководства были следующие:

1) Собеседования с представителями печати. Целью собе­седований с представителями печати было правильное ори­ентирование их во всех происходящих на фронте событиях, комментирование и разъяснение официальных сообщений о ходе военных действий.

2) Осведомление о ходе военных действий. Право осведом­ления о ходе военных операций принадлежит исключитель­но Верховному командованию, причем ни один орган печа­ти не должен был ни в малейшей мере выходить из рамок официального сообщения. Передача газетам официальных сведений о военных действиях производилась Управлением печати через Центральное телеграфное агентство (Бюро Вольфа).

3) Работа с военными корреспондентами. Из всех многооб­разных и сложных вопросов подготовки печати к войне един­ственный вопрос — о командировании в действующие армии военных корреспондентов — попал в поле зрения германско­го Генерального штаба в период подготовки его к мировой войне и был отражен в его мобилизационных соображениях. Еще в мирное время был произведен выбор подходящих лиц, исходя, главным образом, из степени доверия, которое то или другое лицо заслуживало с точки зрения соблюдения военной тайны. Однако мирный выбор не вполне оправдал ожидания. Многие весьма ценные кандидаты в корреспонденты должны были во время мобилизации отказаться от этой роли вслед­ствие неудовлетворительного состояния их здоровья и тех трудностей, с которыми связана жизнь на фронте.

4) Организация снабжения фронта общей прессой. Инфор­мация из внутренних областей государства имела очень важ­ное значение ввиду огромного влияния, которое оказывали эти известия на дух и настроение войск. Солдаты особен­но интересовались тем, что происходило в местах их по­стоянного жительства. Вот почему на снабжение войсковых частей газетами, издававшимися в районах их комплектования, было обращено преимущественное внимание. Основ­ными читателями их являлась главная масса войск — рядо­вой и унтер-офицерский составы. Не встречали препятствий доступу на фронт и крупные политические газеты, но они читались преимущественно офицерами. Запрещены были только немногие газеты независимого социал-демократиче­ского направления.

В странах Антанты пропаганда была организована по-раз­ному. В Англии она прошла долгий и сложный путь изменений.

Уже в первые месяцы войны государства Антанты реши­ли помещать в своих и нейтральных газетах статьи такого содержания, которое содействовало бы формированию бла­гоприятного для них общественного мнения и в то же время вызывало бы осуждение политического и военного образа действий Германии и ее союзников. Этим имелось в виду ока­зать непосредственное влияние на нейтральные и колеблю­щиеся страны.

Одновременно Англия взяла на себя инициативу вести соответствующую пропаганду также и среди неприятель­ского населения, для чего командировала в штабы союзных с ней армий по нескольку офицеров, получавших для своей деятельности указания от специального отдела Министерства иностранных дел в Лондоне и издателей «Морских известий» и «Военных известий».

В США, спустя неделю после их вступления в войну, 14 апреля 1917 года был образован по распоряжению прези­дента Комитет общественной информации (Си-пи-ай)24. В его руководство вошли военный и морской министры, государ­ственный секретарь и известный журналист Джорж Криль, который являлся председателем Си-пи-ай. Одним из результатов указанного мероприятия было то, что работавшие за границей представители комитета пользовались престижем названных выше крупных органов государственного управления.

«Комитет Крила» состоял из двух отделов внутренней и внешней пропаганды, которые делились на секции. Так, отдел внутренней пропаганды состоял из секций новостей, гражданского просвещения, кино, военных выставок, отношений с промышленниками, «союза труда и демократии», лекторов, рекламы и карикатур.

Главным направлением в работе международного отдела комитета было воздействие на зарубежную аудиторию в духе идей американизма.

Американская система пропаганды возникла сразу и не менялась существенно в течение всей войны.

С приходом к власти Гитлера роль пропаганды в управлении государства была увеличена, в связи с чем в 1933 году было образовано министерство пропаганды, которое сотрудничало в отдельных областях с другими ведомствами. Так, готовясь к войне, немецкая армия намеревалась помимо оружия использовать пропаганду. По согласованию с Геббельсом для этой цели при генеральном штабе было создано специальное управление по пропаганде среди войск и населения страны противника. В армейских группах функционировали отделы пропаганды.

Были созданы и специальные войска пропаганды. Их организация началась после того, как в 1938 году представитель вермахта генерал Кейтель и Геббельс заключили основопо­лагающее соглашение о ведении пропаганды во время войны25. В том же году в немецких вооруженных силах началось формирование специальных рот пропаганды. Первые пять рот пропаганды были приданы командованию армейских корпусов в Дрездене, Бреслау, Нюрнберге, Вене. Осенью 1938 года они участвовали в оккупации Судет. В июне 1941 года, к моменту нападения на СССР, в немецких войсках, предназначенных к войне на советско-германском фронте, было 17 рот пропаганды. В 1943 году роты пропаганды были выделены в особый род войск. Общая численность их в то время составляла 15 тысяч человек, а в штатный состав обычной роты пропаганды входило 115 человек. В зависи­мости от выполняемых задач ее состав мог увеличиваться или уменьшаться.

В состав рот пропаганды входили военные журналисты, фото-, кино- и радиорепортеры, персонал по обслуживанию пропагандистских радиоавтомобилей и киноустановок, специалисты по созданию и распространению антисоветской диктатуры, плакатов, листовок.

Роты пропаганды были призваны обслуживать не только средства массового воздействия гитлеровского рейха. До на­чала военных действий подразделения пропаганды проводи­ли работу среди своих войск и немецкого населения. С нача­лом войны в их действиях преобладала пропаганда, нацелен­ная на войска и население противника.

Что касается СССР, то там в первый же день войны было принято решение о реорга­низации отдела по работе среди войск и населения противника ГУПП РККА26 — в его составе создавались два пропагандистских отделения. Первое, ведущее — по Германии, включающее также инструкторов по странам — ее союзникам, второе — по работе среди населения оккупированных немецкими войсками стран: Польши, Югославии, Чехословакии и др. Первое возглавил батальонный комиссар И. С. Брагинский, хорошо владевший немецким, а также знавший некоторые другие языки, а батальонный комиссар С. А. Лесневский, специалист по Польше и другим славянским государствам, второе. В связи с переходом на штатное расписание военного времени отдел пополнился новыми сотрудниками — мобилизованными в армию учеными, редакторами, журналистами, переводчиками.

25 июня 1941 г. состоялось заседание Политбюро ЦК ВКП (б) и правительства о систематическом проведении пропаганды среди войск и населения противника. Было со­здано Советское бюро военно-политической пропаганды, ко­торому вменялось в обязанность определять содержание, формы и методы пропаганды среди войск и населения про­тивника. Бюро осуществляло координацию пропаганды среди войск и населения противника, проводимую как военными, так и партийными органами пропаганды и информации. Отдел по работе среди войск и населения противника ГУПП РККА стал рабочим органом бюро военно-политической пропаганды. Он обязан был им формировать его о политико-моральном состоянии войск противника, об изменениях, происходящих в его войсках и тылу, разрабатывать по указанию бюро пропагандистские документы, обращенные к войскам и населению противника, к военнопленным.

Содержание пропаганды Красной Армии среди войск противника определялось следующими основными направлениями: разъяснение справедливого характера войны со стороны СССР и агрессивного захватнического — со стороны Гер­мании; разоблачение как виновников войны фашистского режима лично Гитлера и его окружения; показ роста сил и могущества Красной Армии, гибельности для Германии вой­ны на два фронта, неизбежности ее поражения; пропаганда плена как пути спасения и возвращения на родину.

Аппарат отделов по работе среди войск и населения про­тивника политуправлений фронтов развертывал свою работу. В июле 1941 г. издавалось 18 газет на иностранных языках, из них 10 — на немецком27. В Москве с августа выпускалась газе­та «Фронтиллюстрирте». («Фронтовая иллюстрация». Ее ти­раж был 200 тыс. экземпляров.) Начались регулярные пере­дачи на радио на немецком языке, финском, румынском язы­ках. За первые две недели было издано 67 листовок тиражом 90 млн. экземпляров28. Был налажен выпуск листовок на фронтах. В июле—августе 1941 года стали издаваться серии информационных листовок: «Международная информация», «Известия с фронта», «Что происходит в Германии», «Как живут военнопленные в Советской России».

В период холодной войны главными участниками, как военного, так и информационного противостоянии стали СССР и США. Информационная борьба проявлялась и в мирных условиях (формирование образа врага, «железный занавес», неверная подача информации о жизни в других государствах), и в условиях военных действий.

В холодной войне СССР и США использовали не только свои информационные возможности, но и задействовали ресурсы контролируемых территорий. В геополитическом плане США имели важное преимущество – изолированное положение на американском континенте, в окружении лишь двух государств, не представлявших угрозы их интересам. СССР после Второй мировой войны смог создать вокруг своих границ пояс из дружественных стран, также почти во всех странах Африки, Америки, Азии возникли коммунистические партии, усилилось влияние коммунистической партии США. Это существенно усложнило задачу США в плане непосредственного воздействия на главную целевую аудиторию информационно-психологического воздействия – население СССР, поскольку требовало преодоления определенной буферной зоны.

Ареной психологического противоборства становились и территории дружественных и нейтральных США государств. Отмечалась важность того, чтобы территории, богатые природными ресурсами, стратегически важные регионы, обладающие значительным производственным потенциалом, людскими ресурсами и военной силой, находились в «дружественных руках», что позволяло усилить влияние США на «стабильность, безопасность и мир».

Локальные войны и вооруженные конфликты второй половины XX века, а их насчитывают более 300, происходили на различных театрах военных действий: в Юго-Восточной Европе, Восточной и Южной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной, Центральной и Южной Африке, в Центральной и Южной Америке. В ходе их ведения совершенствовались формы и методы психологической войны. Например, война в Корее стала первым открытым столкновением двух противоположных идеологий после второй мировой войны. Опыт психологических операций, накопленный США и другими государствами в той войне, был использован для психологического и идеологического воздействия на противника.

В Корее (1950-1953) американцы столкнулись не только с решительным вооруженным, но и с активным идеологическим сопротивлением. Впервые за послевоенные годы в ходе ведения боевых действий из вооруженных сил США в течение полутора лет дезертировало 47 тыс. человек, в последующем их количество продолжало держаться на уровне 35-40 тыс. в год.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Информационная война в Чечне

    Реферат >> Маркетинг
    ... направление и инструментарий возможной атаки в информационной войне отсутствует. При информационной войне возможен поэтапный захват, когда ...
  2. Информационные войны, их характеристика

    Реферат >> Политология
    ... об информационной войне схоже с американским. Это определение информационной войны как действий, воздействующих на информационные системы ...
  3. Информационные войны НАТО на восточноевропейском театре военных действий

    Реферат >> Психология
    ... 2. Особенности информационной войны в ходе операции "Решительная сила" 3. Информационная война против России ... кризисы в международных отношениях. Поэтому информационная безопасность, информационная война и информационное оружие в настоящее время оказались ...
  4. Информационные войны и события в Чечне

    Контрольная работа >> Маркетинг
    ... Связи с общественностью и рекламы Контрольная работа Информационные войны и события в Чечне Преподаватель Носова Т. ... старых методик ведения информационной войны. Список использованной литературы Волковский, Н.Л. История информационных войн 2 часть / Н.Л. ...
  5. Понятие Информационная война и возможные пути ее реализации в современном мире

    Реферат >> Военная кафедра
    ... “информационной войны” можно определить: - Цель информационной войны: достижение информационного и информационно-технологического превосходства над противником; - Стратегические задачи информационной войны ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.00085616111755371