Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
Я выбрала именно эту тему, так как считаю ее наиболее важной в познании всей дисциплины. Ведь именно с понятия социологии и этапов ее формирования и н...полностью>>
Социология->Шпаргалка
Это была первая серьезная попытка создать картину происхождения Солнечной системы с научной точки зрения. Она связана с именами французского математик...полностью>>
Социология->Шпаргалка
Социология - наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях лю...полностью>>
Социология->Шпаргалка
Знакомство с социологией начинается с уяснения происхождения и значения термина «социология». Социология - наука об обществе. Термин введен в оборот в...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Таким образом, структура психологической компетентности социального работника имеет три компонента.

Схема

1.социально-психологическая компетентность – это компетентность специалистов в области профессионального общения.

2.дифференциальная компетентность – это компетентность в области мотивов, способностей, потребностей и так далее, (потенциала) клиента.

3. аутопсихологическая компетентность – это компетентность специалиста в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.

Содержание психологической компетентности специалиста в научной литературе представлено через рассмотрение профессиональных знаний, умений, способностей и профессионально-важных качеств.

Необходимо отметить, что в литературе нет единого мнения относительно содержания психологической компетентности, то есть ее элементов, а на особенности ее описания серьезное влияние оказывает понимание исследователями феномена компетентности. Поэтому отдельные элементы психологической компетентности часто оказываются «рассеянными» по другим составляющим профессиональной структуры. Так можно выделить направление, где определение профессиональной компетентности опирается на квалификационные характеристики, поэтому структурные элементы компетентности в общении раскрываются в основном через умения специалистов (Л.А.Аухадеева, Р.К.Бикмухаметов[36] и другие).

Л.А.Аухадеева и Р.К.Бикмухаметов, исходя из функций общения как коммуникативной деятельности, выделяют основные группы коммуникативных умений: умения, направленные на решение информационно содержательных аспектов общения; Умения, направленные на построение общей стратегии общения; умения, направленные на восприятие партнерами друг друга; и интегративные коммуникативные умения: умение ориентироваться в ситуации общения и пользоваться различными средствами общения ; умение управлять своим поведением; умение слушать и понимать партнера.

Значительная часть работ посвящена коммуникативным умениям как самостоятельному предмету рассмотрения, поскольку в социальной деятельности нельзя достичь больших результатов, овладев лишь знаниями по специальности ( М.Е.Дашкин[37], Т.В.Никольская[38] и другие). В структуру этой деятельности входят различные умения, и, прежде всего коммуникативные. Именно они, будучи внешним выражением деятельности, являются существенным показателем успешности специалиста. Говоря непосредственно о коммуникативных умениях, пишет М.Е.Дашкин, следует отметить, что под ними нужно понимать совокупность интеллектуально-коммуникативных действий, позволяющих активно включиться в социально-регулируемый и целенаправленный процесс профессионального и социального взаимодействия. Коммуникативные умения как необходимый компонент деятельности социального работника рассмотрены им в контексте содержания и структуры и включают вербальные и невербальные.

Рассматривая вопросы формирования коммуникативных умений у будущих специалистов по социальной работе, Т.В.Никольская считает, что процесс подготовки будущих специалистов должен включать в себя развитие следующих коммуникативных умений:

  1. контроль и самоконтроль в общении;

  2. организация и управление коммуникативным процессом в любой приемлемой для клиента форме;

  3. учет особенностей клиента во взаимоотношениях с ним, в зависимости от его социального статуса, мотивов деятельности, круга интересов, образа жизни;

  4. владение на практике невербальной коммуникацией, ощущение и постоянная невербальная поддержка обратной связи;

  5. умение понять, признать клиента, сочувствовать и сопереживать ему, принимать его во всем многообразии его индивидуальных особенностей;

  6. информационный обмен в общении.

Она подчеркивает, что это всего лишь малая часть профессиональных умений и навыков, без которых нет и не может быть социального работника – профессионала. Без этого общение социального работника с клиентом становится формальным; ему трудно достичь заданных целей и оказать необходимую социальную помощь и психологическую поддержку людям, которые в ней нуждаются.

Для системной характеристики качеств личности необходимых в межличностном общении в науке часто используют понятие «потенциал».

Целесообразность такого определения заключается в том, что необходимо рассматривать не отдельные черты и характеристики психики, а ее качества как целостные образования, как ее системно-базовые свойства.

Для характеристики социального работника как субъекта профессиональной деятельности Н.Б.Шмелева[39] выделяет комплексное понятие – «личностный потенциал», который включает в себя ряд компонентов:

  • профессиональные знания, умения, навыки (квалификационный потенциал);

  • работоспособность (психофизиологический потенциал);

  • интеллектуальные способности (образовательный потенциал);

  • креативные способности (творческий потенциал);

  • ценностно-мотивационную сферу (нравственный потенциал);

  • способность к сотрудничеству и взаимодействию (коммуникационный потенциал).

Многие ученые отмечают, что социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую, кроме профессиональных знаний и навыков, личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы.

Специфика его действий включает в себя нравственные мотивы профессиональной деятельности: стремление делать добро, оказывать помощь нуждающимся, подчиненность чувству долга, потребность в достижении идеалов, реализации ценностных ориентаций. Поэтому наряду с познанием специалистом основ и тонкостей профессии, происходит его развитие как личности, формирование духовно-нравственных качеств, которые будущий специалист проявит в работе с людьми. Настоящий социальный работник обязательно сочетает в себе как профессиональные знания и навыки, так и личностные характеристики.

Эффективность же социальной работы с пожилыми людьми напрямую зависит от профессиональных качеств специалистов, ориентированных на работу с пожилыми людьми. Поэтому в следующем параграфе мы будем рассматривать профессионально-важные качества специалиста по социальной работе с пожилыми людьми как наиболее значимый элемент содержания его психологической компетентности.

2.2 Содержание психологической компетентности специалиста, работающего с пожилыми людьми

Требования, предъявляемые к специалисту по социальной работе на законодательном уровне (законы, стандарты), излагаются в виде профессионально значимых качеств личности и качеств, препятствующих работе в данной сфере.

В «Стандартах классификации практической социальной работы» [40]предъявляются соответствующие требования, без которых невозможна профессиональная деятельность специалиста. Он должен:

  • уметь слушать других целенаправленно и с пониманием;

  • собирать информацию, чтобы подготовить социальную историю, оценку и отчет;

  • формировать и поддерживать профессиональные отношения, направленные на оказание социальной помощи;

  • наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, используя знания в области теории человека и диагностические методы;

  • направлять усилия клиентов на разрешение их проблем и завоевывать доверие клиентов;

  • находить творческое решение проблем клиентов;

  • проводить исследования и интерпретировать их результаты;

  • быть посредником и вести переговоры между конфликтующими сторонами;

  • обеспечивать связь между различными организациями;

  • сообщить о социальных потребностях государственным органам, финансирующим соответствующую деятельность.

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности «социальная работа»[41], социальный работник должен уметь просто и грамотно говорить и писать, обучать других внимательно и доброжелательно реагировать на эмоциональные и кризисные ситуации. А также служить примером в профессиональных отношениях, объяснять сложные психосоциальные явления, эффективно организовывать свою работу, изыскивая источники, получать средства по оказанию помощи другим и так далее.

Таким образом, стандарты указывают на следующие качества: наблюдательность, коммуникабельность, доброжелательность, организованность и тому подобное.

В теории социальной работы ряд авторов также занимались разработкой этой проблемы. (Е.И.Холостова[42], В.И. Курбатов[43] и другие).

Например, Е.И.Холостова считает, что личные качества специалиста по социальной работе можно разделить на три группы. К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности. Ко второй – психологические качества, характеризующие социального работника как личность. К третьей группе – психолого-педагогические качества.

Качества первой группы, которые отражают психические процессы (мышление, восприятие, память, воображение), психические состояния (стресс, тревожность, депрессия), внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности специалиста. Некоторые из этих психологических требований являются основными, без них вообще невозможна качественная деятельность. Другие играют, на первый взгляд, второстепенную роль. Если кто-то из специалистов не отвечает психологическим требованиям, предъявляемым профессией, то отрицательные последствия такого несоответствия могут не проявиться не так быстро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны.

Ко второй группе качеств относятся такие психологические качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества – физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключать и управлять своими эмоциями.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроение людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); аттрактивность (внешняя привлекательность личности); красноречие (умение внушать и убеждать словом) и другие.

В.И.Курбатов говорит о личных качествах специалиста по социальной работе. Причем он разделяет их на необходимые и неприемлимые.

В личных качествах нужно выделить личностные особенности, навыки общения и отношение к работе. Личностные особенности: доброта, заботливость, честность, отзывчивость, приветливость, терпимость, человечность, общительность, сострадание, бескорыстность, уравновешенность.

Навыки общения: внимание к другим, умение выслушать, обходительность, вежливое отношение к людям.

Отношение к работе: добросовестность, исполнительность, ответственность, требовательность к себе.

Неприемлемыми для социальных работников считаются следующие качества:

Личностные особенности: нервозность, корысть, душевная черствость, высокомерие, нечестность, жестокость.

Навыки общения: грубость, неуважение к людям, брезгливость, злость, невежливость, дерзость.

Отношение к работе: безразличие к подопечным, постоянная спешка, безответственность, лень, недобросовестность, нежелание помочь, легкомыслие, несобранность, вымогательство.

Таким образом, если рассматривать профессиональные качества как проявление психологических особенностей человека – социального работника, то становится ясно, не каждый человек может профессионально выполнять функции специалиста по социальной работе. Нередко личностные качества являются базисными при становлении профессионального мастерства.

Качества, необходимые специалисту геронтологического плана, имеют свою специфику, основанную на психологических особенностях клиента.

Авторы выделяют эти качества в контексте социальной работы с пожилыми людьми. (Р.С.Яцемирская, И.Г.Беленькая[44], Е.И.Холостова[42])

Р.С.Яцемирская и И.Г.Беленькая отмечают качества специалиста, выделенные пожилыми людьми. По мнению самих пожилых людей их требования к специалистам таковы: прежде всего доброта и честность, бескорыстие и сострадание, а добросовестность, ответственность и требовательность к себе должны определять профессиональный статус специалиста.

Е.И.Холостова выделяет следующие качества, необходимые специалисту в работе с пожилыми людьми. Строгость и требовательность – эти качества, характерные для позиции ситуативного доминирования, которую занимает специалист, контактируя с клиентом. Разумеется, они не должны трансформироваться в жестокость и жесткость. Очень важно критичное отношение к качеству своей работы, не преувеличение своих возможностей и своей роли в достижении успеха. В то же время излишний критизм, неуверенность в себе могут препятствовать эффективной деятельности.

Вежливость, приветливость, тактичность – обязательные качества любого профессионала, в том числе и социального работника. Позитивный эмоциональный настрой, наличие чувства юмора способствует выходу пожилого человека из депрессивного состояния.

Коммуникабельность является одним из важных качеств, так как позволяет быстро установить контакт и понять внутренний мир клиента, его скрытые побуждения.

Ощущение уверенности в себя позволяет справиться с раздражительностью пожилого человека, которая возникает в силу неустойчивости психики пожилых людей. Таким образом, исключительное значение в организации социальной работы с пожилыми имеет самопознание социального работника как специалиста.

Следовательно, можно заключить, что в структуре психологической компетентности специалиста в качестве самостоятельного присутствует компонент аутокомпетентности, под которым мы понимаем осознание специалистом качеств необходимых в работе и препятствующих ей, то есть достоинств и недостатков.

Заключение

Увеличение численности лиц старшего поколения делает актуальным постановку вопроса о предоставлении им необходимого уровня жизненного обеспечения, в том числе эффективного социального обслуживания.

Социальное обслуживание пожилых людей зависит от их потребностей и проблем, а также во многом от профессиональной подготовки специалиста.

Определение проблем пожилых позволяет специалисту организовать процесс обслуживания пожилых людей более продуктивно. Должный уровень профессиональной подготовки специалиста по социальной работе позволяет ему построить процесс взаимодействия с пожилым клиентом рационально. Таким образом, специалист должен обладать профессиональной компетентностью.

Психологическая компетентность специалиста по социальной работе, работающего с пожилыми людьми, является наиболее важной составляющей профессиональной компетентности. Она позволяет специалисту понять проблемы клиента и построить эффективно процесс взаимодействия с ним в решении этой проблемы, что предполагает наличие у специалиста определенных качеств, способствующих оказанию профессиональной помощи и поддержки.

Список использованных источников

1. Е.И.Холостова. Пожилые как социальная общность./Технологии социальной работы. - М.,2002.

2. В.Д.Альперович. Социально-психологический портрет пожилой россиянки. /Дети и старики как группы риска: миссия социальной работы в обществе переходного типа. Международная конференция.- Самара, 2001.

3. В.И.Жуков. Россия. Статистика, перспективы, противоречия развития.- М., 1996.

4. А.А.Козлов. Старость: социальная разобщенность или целостность.//Мир психологии, 1999,№ 2.

5. В.В.Чайковская. Одинокие пожилые люди как группа риска повышенной потребности в медико-социальной помощи./Дети и старики как группа риска: миссия социальной работы в обществе переходного типа. Международная конференция. - Самара, 2001.

6. Е.Ф.Молевич. Динамика статуса стариков в современном обществе./Дети и старики как группы риска: миссия социальной работы в обществах переходного типа. Международная конференция.- Самара,2001.

7. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. Социальная психология старения

8. Н.В.Зоткин. Психология пожилого возраста в аспекте социальной работы.- Самара,1998.

9. Геронтология и гериатрия: Ежегодник.- Киев, 1992.

10. В.В.Егоров. Районный территориальный центр как современная форма организации медико-социальной помощи населению пожилого и старческого возраста. - М.,1996.

11. В.П.Коган. Пожилые люди на работе. - М.,1978.

12. Медицинские и социальные проблемы в геронтологии. - М.,1996.

13. Словарь-справочник по социальной геронтологии.- Самара,2003.

14. Н.Б.Шмелева. «Третий» возраст и его проблемы: технологические аспекты социальной работы с пожилыми людьми.//Российский журнал социальной работы. 1995,№2.

15. Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (от 10.12.1995 г.).

16. Этические принципы Международной организации труда.

17. Социальное обслуживание пожилых граждан: состояние и тенденции развития. – М.,1994.

18. Концепция развития социального обслуживания населения Российской Федерации (1993).

19. Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995).

20. Г.П.Медведева. Роль психологической компетентности специалиста по социальной работе в обслуживании пожилых людей.//Мир психологии, 1995,№5.

21. В.Н.Катюхин, Н.Ф,Дементьева. Дома-интернаты. - СПб.,1996.

22. Н.Ф.Дементьева. К потребности в медицинской помощи лицам пожилого возраста на начальном этапе адаптации в домах-интернатах.//Здравоохранение,1990,№3.

23. Е.И.Холостова. Социальная работа с пожилыми людьми. - М.,2003.

24. Социальная работа в условиях перехода Росси к рыночным отношениям: анализ и прогнозы. – М.,1995.

25. М.Л.Захаров, Э.Г.Тучкова. Социальное обеспечение и обслуживание пенсионеров.- М., 1988.

26. http//azps.ru/handbook/g/goto657.htnl.

27. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

28. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад А.В.Хуторского на отделении философии образования и теоретической подготовке РАО 23 апреля 2002г.//Центр «Эйдос»,www/eidos.ru/compet.htm.

29. С.Е.Шишов. Понятие компетенции в контексте качества образования.//Стандарты и мониторинг образования. 1999,№2.

30. Г.Н.Филонов. Социально-педагогическая теория: сущность и тенденции развития.//Педагогика. 1997, №6.

31. Ю.Б.Шапиро. Проблема целостного подхода в обучении социальной работе.//Образование в области социальной работы в России. - М.,1996.

32. Е.И.Холостова. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. - М.,1998.

33. Н.Б.Шмелева. Профессионально-личностное развитие социального работника: Спецкурс – спецпрактикум.- М.,1998.

34. В.Лутанский, К.Оганян. Главное профессионализм и компетентность.//Вестник социальной работы.1995,№1.

35. Г.А.Червякова. Профессионализация./Российская энциклопедия социальной работы. - М.,1997,Т.2.

36. Л.А.Аухадеева, Р.К.Бикмухаметов. О коммуникативных умениях социального работника.//Актуальные проблемы подготовки кадров социальной сферы: Материалы республиканской научно-практической конференции.- Казань,1998.

37.М.Е.Дашкин. Коммуникативные умения в деятельности социального работника и менеджера (теоретический аспект).//Зарубежный и отечественный опыт социальной работы. - М.,1999.

38. Т.В.Никольская. Формирование коммуникативных умений у будущих социальных работников в вузе. - Казань, 2001.

39. Н.Б.Шмелева. Теория и методика социальной работы./Под редакцией А.М.Панова, Е.И.Холостовой.-М.,1997.

40. Стандарты классификации практической социальной работы.

41.Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «социальная работа».

42. Е.И.Холостова. Личностные качества социального работника./ Теория социальной работы./Под редакцией Е.И.Холостовой.-М.,2001.

43.Социальная работа./Под общей редакцией В.И.Курбатова.

44. Р.С.Яцемирская, И.Г.Беленькая. Социальная геронтология. - М.,1999.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Совершенствование системы подготовки специалистов по социальной работе в России

    Курсовая работа >> Социология
    ... и направлений социальной работы (скажем, организатор социальной защиты населения, юрист социальной службы, социальный педагог социальной службы, специалист по социальной работе с людьми пожилого возраста и т.д.). Сочетание ...
  2. Специфика деятельности специалиста по социальной работе по профилактике склонности к правонарушениям среди детей– ...

    Дипломная работа >> Социология
    ... ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СКЛОННОСТИ К ПРАВОНАРУШЕНИЯМ СРЕДИ ВОСПИТАНИКОВ «ТОТЕМСКОГО ДЕТСКОГО ДОМА» 2.1 Организация и проведение ...
  3. Современное состояние организации социальной работы с военнослужащими и их семьями

    Курсовая работа >> Социология
    ... по достижении ими предельного возраста пребывания ... ) структур военно-социальной работы (медицинской, экономической, психологической, культурно ... социальной работы, а, следовательно, и потребности в соответствующих специалистах. Первая задача - организация ...
  4. Социальная работа с одинокими пожилыми людьми в исправительных учреждениях (на примере ФБУ ИК 3 ст. Среднебелая Амурской области)

    Дипломная работа >> Социология
    ... социально-психологической компетентности у социальных работников и, как следствие, увеличение трудностей в общении с пожилыми ... специалистом по социальной работе, что показывает следующие результаты по социальной работе с одинокими пожилыми людьми ...
  5. Социальная сеть в медико-социальной работе

    Дипломная работа >> Социология
    ... . В работе с незащищенными в социальном плане группами населения специалист по социальной работе наряду с социальными сталкивается и ... -социальной работы государственных учреждений, действующих в любой сфере, и учреждений, входящих в структуры организаций ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019471645355225