Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Финансовые науки->Контрольная работа
Финансы предприятий – это совокупность экономических отношений, посредством которых образуются, распределяются и используются децентрализованные фонды...полностью>>
Финансовые науки->Лабораторная работа
В свою очередь, курс рубля является обратной величиной курса котируемой по отношению к нему валюты, например, доллара. Так, если известен среднемесячн...полностью>>
Финансовые науки->Лабораторная работа
По экономической сущности бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения н...полностью>>
Финансовые науки->Лабораторная работа
Кредит – движение ссудного капитала, основанное на принципах срочности, платности, возвратности. Возврат или погашение кредита может осуществляться ед...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Финансовые науки

Сохрани ссылку в одной из сетей:

3.3 Проблемы и перспективы франчайзинга в России

Франчайзинг в России не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности внедрения его достаточно широки. Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения.

Социально-психологические проблемы. К ним можно отнести:

  • отсутствие отечественного опыта и боязнь провала у субъектов франчайзинговой системы - франчайзера и франчайзи;

  • отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности;

  • боязнь франчайзи потерять самостоятельность.

Важнейшим социально-психологическим аспектом франчайзинга является традиционное для нашей страны неуважение к интеллектуальной собственности. Решение этой проблемы требует сочетания экономических и правовых воздействий, которые сделают неэффективным несанкционированное использование чужой интеллектуальной собственности. Образовательные проблемы франчайзинга, вызванные слабой подготовкой предпринимателей в этой области. Решение образовательных проблем связано с необходимостью создания сети учебных и консультационных центров по франчайзингу, что требует решения чисто экономических проблем. В то же время образовательные проблемы франчайзинга приведут к расширению познаний франчайзи в области права и экономики [21].

Экономические проблемы франчайзинга. Франчайзинг - экономический инструмент, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично. К данным проблемам можно отнести:

  • Нестабильность развития экономики России. Франчайзинговые схемы требуют стабильности и предсказуемости экономики;

  • Отсутствие у большинства предпринимателей - потенциальных франчайзи - необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему;

  • Сложность получения кредитов для создания стартового капитала.

Важнейшей экономической проблемой российского франчайзинга становится отсутствие стабильности. Если вернуться к определению франчайзинга, то это в первую очередь система отношений, закрепленная опять-таки системой договоров. Естественно, что подобная система, к тому же объединяющая экономически независимых предпринимателей, становится инерционной.

Основной проблемой российских потенциальных франчайзи является нехватка первоначальных средств для покупки франшизы и оборудования торгового помещения, также существуют проблемы в поиске самих средств. К тому же при получении кредита необходимо предоставить убедительный бизнес-план. А потенциальный франчайзи должен быть готов вложить хотя бы одну треть общей суммы собственных средств. Получается, что личная финансовая ответственность является необходимым требованием при выборе франчайзи.

Многие вынуждены из-за нехватки собственных средств открывать свои предприятия в арендуемых помещениях, перемена владельца отрицательно влияет на работу как франчайзи, так и франчайзинговой системы в целом.

Если учесть, что франчайзи должен вносить разовую франшизную плату (паушальный платеж), то стартовый капитал франчайзи должен быть достаточно большим. К сожалению, далеко не все отечественные предприниматели обладают подобным капиталом. Попытка получить стартовый капитал в виде банковского кредита также сталкивается с рядом проблем: уровень доходности франчайзи, с учетом всех регулярных платежей (роялти, отчисления в централизованный рекламный фонд и другие платежи), может привести к тому, что срок возврата кредита будет достаточно большим, а если учесть действующие ставки кредита, и вовсе невозможным, существующая правовая система еще больше затрудняет кредитование франчайзи.

Организационно-правовые проблемы. Основные проблемы франчайзинга в России в настоящее время концентрируются в области права. Это вызвано тем, что франчайзинг как система отношений основан на системе договорных отношений и должен быть подкреплен серьезной правовой базой. В современной правовой системе России термин франчайзинга встречается только один раз, в 54 главе Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), где утверждается: «коммерческая концессия» является синонимом франчайзинга. Однако самый поверхностный анализ этой главы позволяет утверждать: коммерческая концессия значительно уже понятия франчайзинга; франчайзинг в России приходится базировать на комплексном договоре, основанном на ряде статей ГК РФ и законодательных актов, то есть на обходных правовых схемах.

Все это затрудняет использование франчайзинга в отечественной экономике. Повышение эффективности и развитие франчайзинга в России требует внесения изменений в законодательство. Ими необходимо достичь следующих целей:

  • Создание условий для реальной конкуренции франчайзинговых систем с традиционно сложившимися механизмами реализации товаров.

  • Обеспечение удобства применения законодательных актов для участников франчайзинговой системы.

  • Создание прозрачности франчайзинговой системы и ее элементов для контролирующих органов.

Все три цели тесно связаны между собой. Для реализации поставленных целей необходимо создать систему законодательных актов, фиксирующих все необходимые действия при создании франчайзинговой системы, включающих образцы договоров и перечень документов (по максимуму), применяемых при различных видах франчайзинга.

В результате у предпринимателей будет достаточный нормативный материал для заключения договоров, где они в зависимости от выбранной схемы работы будут применять те или иные нормативные документы и подбирать образцы договоров.

Анализ франшиз, функционирующих на российском рынке, показывает отсутствие единого подхода к регулированию отношений посредством франчайзинга, априори присущего зарубежным аналогам. Несовершенство законодательства, заключающееся как в отсутствии понятия франчайзинга в правовой базе России, так и в желании ряда законодателей по­ставить знак равенства между понятиями франчайзинга и коммерческой концессией, а также спонтанность в развитии российского рынка, вынудили ряд иностранных правообладателей отказаться от применения франчайзинга на российской территории [42, 63, 64].

Наилучшим примером, иллюстрирующим такую тенденцию, можно назвать опыт двух конкурентов на мировом рынке в области фаст-фуда: рестораны быстрого питания McDonald's и рестораны быстрого обслуживания SubWay.

Лидер мирового франчайзинга — компания McDonald's — отказалась от продажи франшиз на территории России и доказала правильность своего выбора успешным функционированием здесь в течение последнего десятилетия. Выбор иной концепции для российского рынка можно объяснить следующим обстоятельством: если в начале 1990-х гг. в российском McDonald's не думали о франчайзинге потому, что только начинали создавать местную систему дистрибуции, то теперь франчайзинговая схема работы в России для компании просто неактуальна [55].

Большая часть проблем франчайзинга связана со слабой подготовкой предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве франчайзи. Решение этих проблем достаточно тривиально: необходимо создать образовательную систему, которая позволила бы значительно расширить подготовку отечественных предпринимателей в области франчайзинга. Эта система должна иметь два направления: широкое, обеспечивающее пропаганду франчайзинга как экономического инструмента и узкое, обеспечивающее целевое консультирование субъектов франчайзинговых систем (франчайзера и франчайзи) по конкретным экономическим проблемам франчайзинга. Эти два направления должны дополнять друг друга [16].

Широкое образовательное направление в области франчайзинга можно построить на системе учебных центров, которые должны быть расположены по всей территории России. В этих центрах будут проходить обучение как потенциальные франчайзеры, так и потенциальные франчайзи. Причем на начальном этапе создания франчайзинговых систем франчайзеры могут использовать эти центры для целевой подготовки своих франчайзи и их сотрудников. Для более глубокой и широкой подготовки предпринимателей в области франчайзинга имеет смысл включить в вузовские учебные планы отдельные учебные предметы и разделы по франчайзингу.

Узкое направление связано с развитием управленческого консультирования по проблемам франчайзинга. Это консультирование должно охватывать не только общие проблемы франчайзинга, но и отдельные разделы (например, такие как, правовые аспекты франчайзинга; взаимодействие франчайзера и франчайзи; организация бухгалтерского учета; подбор и управление персонала) [37, 49].

Один существенный минус работы по франшизе иностранной компании нужно иметь в виду с самого начала. Это большая ответственность каждого субъекта системы за продвижение марки в целом, за ее существование на определенной территории. Схема такова: головной офис компании находится за границей. Он передает на определенных условиях право распоряжаться своей маркой в России отечественному представительству - мастер-франчайзеру. Фирма, осуществляющая франчайзинг на определенной территории, несет ответственность за все действия франчайзи на всей этой территории перед головным офисом за рубежом. Плюс еще за себя как за компанию, организующую этот бизнес. Поскольку не все иностранные и российские законодательно-правовые базы синхронизированы, надо осознавать, что в случае, если иностранная компания найдет серьезное нарушение у мастер-франчайзера или у одного из франчайзи, она может в один миг приостановить деятельность всей сети на конкретной территории. А это значит, что автоматически приостанавливается деятельность всех франчайзинговых точек.

Второй неприятный для франчайзи, работающих под иностранными марками, момент нужно подчеркнуть особо. Это скрытые контрольные визиты, которые любят устраивать зарубежные головные предприятия без всякого уведомления. В отличие от мастер-франчайзера, который всегда предупреждает своих подопечных о грядущей ревизии. Нарушением может быть признано любое отступление от принятых стандартов [28].

Таким образом, для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. Но для реализации этих возможностей отсутствует специальное законодательство по франчайзингу и именно поэтому необходимо создать определенные условия. Нужна законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты. Необходимо включение в правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга. Очень важно создание системы налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы. Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета. Требуется создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России. Перспективы развития франчайзинга в России высоки, самое главное решиться перейти от слов к делу.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Франчайзинг в России (3)

    Контрольная работа >> Маркетинг
    ... ряда барьеров в процессе внедрения франчайзинга. Франчайзинг в России начал развиваться значительно позже, чем ... . – 2006. - № 2. – С. 26-29; Дробышева, И. Приключения франчайзинга в России / И. Дробышева // Дальневосточный капитал. – 2005. - № 4. – С. ...
  2. Франчайзинг в России (4)

    Реферат >> Маркетинг
    ... и услуг. Сущность и история развития франчайзинга. Для экономики России франчайзинг является относительно новым явлением ... передается целая система ведения бизнеса. В России франчайзинг начинает получать широкое распространение лишь ...
  3. Франчайзинг в России перспективы развития

    Реферат >> Экономика
    ... . Основные проблемы франчайзинга в России и их типология Как уже говорилось, франчайзинг в России не получил широкого ... других. Экономические проблемы франчайзинга Важнейшей экономической проблемой франчайзинга в России становится отсутствие стабильности. ...
  4. Франчайзинг в России. Международный лизинг

    Контрольная работа >> Финансовые науки
    ... "Иностранные инвестиции" Тема:"Франчайзинг в России. Международный лизинг" Выполнил: ... вопроса знать просто необходимо. Франчайзинг в России Франчайзинг - это такая организация ... франчайзинга в России в том, что у нас его очень мало. В России франчайзинг ...
  5. Франчайзинг как особая форма предпринимательства в Республике Беларусь

    Реферат >> Маркетинг
    ... в Беларуси, хотя и непростая. Например, «в режиме франчайзинга в России уже работают такие известные зарубежные ... будет применяться к договору франчайзинга; членство в Международной ассоциации франчайзинга и Европейской федерации франчайзинга; 2. указание на ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019619464874268