Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Соотношение этих двух структур нередко трактуется как соотношение "неформальных" и "формальных" отношений К структурным характерис...полностью>>
Психология->Доклад
Итак, вы пришли на экзамен Когда зайти в аудиторию – решайте сами К концу дня экзаменаторы, как правило, менее внимательны, утомлены и не хотят слушат...полностью>>
Психология->Реферат
Практика детской и подростковой психотерапии строится на том, что работу с ребенком обязательно должна сопровождать работа с родителями Результаты и э...полностью>>
Психология->Реферат
Аналитическая психология помогает достигнуть человеку вершин индивидуального развития, причем это прежде всего помощь словом и лишь в последствии инди...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Таким образом, опираясь на полученные данные, можно заключить, что на социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора. Первый - это образец отношений и поведение родителей. Были получены данные, что в семьях агрессивных детей выявлена большая распространенность агрессивных проявлений со стороны взрослых по сравнению с семьями неагрессивных детей. Более того, отношение родителей к поведению ребенка также различно. Если отцы больше утешают девочек, когда не огорчены, чаще их одобрят, чем мальчиков, то матери более снисходительны и терпимы к сыновьям и разрешают им чаще проявлять агрессию в отношении родителей и других детей, чем девочкам.

Другим важным фактором является характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих. В частности, была установлена связь между родительским наказанием и агрессией у детей. также было обнаружено, что мальчики, чьи родители применяли суровые методы воспитания, были высокоагрессивны во взаимодействии со сверстниками и взрослыми вне дома, хотя проявляли мало прямой агрессии по отношению к родителям. Если же рассмотреть особенности родительских наказаний, то установлено, что отцы предпочитают физические наказания, а матери - непрямые или более психологические воздействия и на сыновей, и на дочерей. В целом же данные ряда исследований свидетельствуют, что мальчиков родители чаще подвергают физическим наказаниям, чем девочек, а более частые и сильные наказания воспитывают у мальчиков и большее сопротивление.

Представляет интерес зависимость между реакцией родителей на ранее проявление агрессивности со стороны детей и агрессивностью, проявляемой ими в более зрелом возрасте. Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или на сверстников. Как правило, строже наказывается ребенок за агрессивность по отношению ко взрослому, чем по отношению к своему сверстнику, особенно если последний действительно заслужил это.

Таким образом, предполагается, что в подростковом, юношеском или более позднем возрасте выросший ребенок будет чувствовать себя спокойнее, проявляя агрессивность лишь по отношению к сверстнику или равному по статусу человеку, а не по отношению к какому-либо авторитетному лицу (педагогу, руководителю, начальнику). Более того, у него, вероятнее всего, будет формироваться и укрепляться чувство вины всякий раз, когда он проявит агрессивные чувства или действия против старшего либо сверстников того же возраста.

Приведенная здесь таблица хорошо иллюстрирует зависимость санкций родителей и субъективные переживания детей по поводу агрессивности в более зрелом возрасте.

Р. Сирс, С. Маккоби и Х. Левин отмечали, что в социализации агрессии присутствуют два важных момента: 1) снисходительность (степень готовности родителей прощать поступки ребенка) и 2) строгость наказания родителями агрессивного поведения ребенка. При этом снисходительность рассматривалась как поведение родителя до совершения поступка (ожидания родителя, предостерегательная тактика в отношении появления агрессии и др.), а строгость наказания - после совершения поступка (сила наказания за проявленную агрессию).

Поведение родителей

Реакция ребенка в более зрелом возрасте

Агрессивность по отношению к родителям или другим взрослым разрешается

Не испытывает какой-либо вины (или испытывает в незначительно степени) за агрессивное поведение по отношению к старшим.

Агрессивность по отношению к старшим не разрешается

Испытывает чувство вины при проявлении агрессивности по отношению к старшим

Агрессивность по отношению к “заслуживающим” этого сверстникам разрешается

не испытывает чувства вины (или испытывает в незначительной степени) при проявлении агрессивности по отношению к сверстникам

Агрессивность по отношению к сверстникам не разрешается

Испытывает чувство вины при проявлении агрессивности по отношению к сверстникам

Гипотеза была такова: поскольку снисходительность сама по себе не способствует возникновению тревоги и чувства вины, можно ожидать, что агрессивность ребенка окажется пропорциональной снисходительности матери. Иными словами, чем больше снисходительность родителя, тем больше агрессивность ребенка. Если считать, что наказания подавляют нежелательное поведение, то можно ожидать, что, чем строже наказывается агрессия, тем меньше она проявляется. Однако на практике такие предложения оказались сильно упрощенными. Эти психологи на основе ответов матерей, прибегавших к разным методам воспитания ребенка и затем оценивших уровень детской агрессивности, получили результаты, которые представлены ниже в таблице.

Гр.

Стиль поведения родителей

Число агрессивных детей (%)

мальчики

девочки

А

Низкий уровень снисходительности, низкий уровень склонности к наказаниям

3,7

13,3

В

Низкий уровень снисходительности, высокий уровень склонности к наказаниям

20,4

19,1

С

Высокий уровень снисходительности, низкий уровень склонности к наказаниям

25,3

20,6

Д

Высокий уровень снисходительности, высокий уровень склонности к наказаниям

41,7

38,1

Эти данные показывают, что наиболее снисходительнее (группа С) и наиболее требовательные (группа В) родители имели детей, чей уровень агрессивности мало различался. Родителями наименее агрессивных детей оказались те из них (гр. А), кто не был ни снисходительным, ни склонным к применению наказаний. Их позиция заключалась в осуждении агрессии и доведении этого до сведения ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка.

Родители наиболее агрессивных детей (гр. Д) вели себя так, как будто любое поведение детей приемлемо, не показывая своего отрицательного отношения к агрессивным поступкам, однако когда ребенок совершал поступок - он бывал строго наказан. Здесь напрашивается вывод, что суровое наказание в неопределенной ситуации вызывает у ребенка враждебность (т.к. он не понимает, за что его наказали) и дальнейшую агрессивность. Кроме того, склонный к наказанию родитель, хотя и не намеренно, подает ребенку пример агрессивного поведения. Ребенок постепенно привыкает к тому, что агрессия - это нормальный путь преодоления фрустрации. Строгость родителя, если она последовательна и достаточно чувствительна для ребенка, может привести к подавлению агрессивных импульсов в присутствии родителя, но вне дома ребенок будет вести себя более агрессивно, чем дети, которые воспитывались иначе.

Таким образом, формирование агрессивных тенденций, которые затем могут наблюдаться и на более поздних ступенях развития, происходит несколькими путями:

1. Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно либо показывают пример (модель) соответственного поведения по отношению к другим и к окружающей среде. Определено, что дети, наблюдающие агрессивность взрослых, особенно если это значимый и авторитетный для них человек, которому удается добиться успеха благодаря агрессивности, обычно воспринимают эту форму поведения.

2. Родители наказывают детей за проявление агрессивности. В ряде исследований было установлено что:

а) родители, которые очень резко подавляют агрессивность у своих детей, воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться в более зрелые годы;

б) родители, которые не наказывают своих детей за проявление агрессивности, вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность;

в) родители, разумно подавляющим агрессивность у своих детей, как правило, удается воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение.

Психологический механизм формирования агрессивности

Агрессивность ребенка чаще всего возникает как однотипная реакция на неудовлетворенную потребность. Например, нередко бывает так, что родители или кто-нибудь из близких запрещают что-либо, лишают его предмета возникшей потребности или не позволяют удовлетворять ее тем способом, каким желает ребенок. В этом случае напряженность, возникающая из-за потребности (игрушки, конфеты), или на тех, кто мешает ребенку удовлетворить его потребности (мать, сестра, бабушка). Процесс неосознанного снятия напряжения (злость, ненависть) обычно принимает форму физического или психического действия ребенка на окружающих - агрессию.

Однако агрессивность в чистом виде встречается редко. Она, как правило, является проявлением и выражением определенных нарушений функций центральной нервной системы - церебральной недостаточности. Сама же церебральная недостаточность нередко обуславливается инфекционными, токсическими и наследственными заболеваниями.

Как видим, агрессивность детей имеет иерархизированную причинность, поэтому диагностика, психокоррекция и лечение требуют квалифицированного подхода. Перейдем к рассмотрению педагогические приемов по предупреждению агрессивных действий таких детей. Обратимся к советам английского педагога Джекки Лешли.

1. Предупреждение агрессивных действий детей:

а) никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность;

б) в необходимых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины;

в) если конфликт возникает среди детей, то стоит его временно оставить среди них: пусть почувствует, что такое проявить агрессивность без явной причины на нее;

г) если ребенок проявляет агрессивность по отношению к своим сестрам и братьям, то пусть они придумывают меру наказания и наказывают его;

д) если ребенок готов к нанесению удара (укусу и т.д.), то лучше быстро остановить его и резко предупредить его “Нельзя!”.

е) изредка стоит дать ребенку почувствовать и испытать подобное действие со стороны близких с последующим разъяснением.

2. Обращение с ребенком после агрессивного поведения:

а) подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка;

б) искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу;

в) следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность еще больше портит;

г) придумать новые приемы переключения ребенка на новые виды отношений (игра, самообслуживание и т.д.)

II глава. Проблемы психического здоровья в дошкольном возрасте



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Психолого-педагогическое исследование проблемы импульсивного поведения детей дошкольного возраста в трудах ученых

    Курсовая работа >> Психология
    ... 2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Проблема неуспеваемости определенной части учащихся ... инфантилизмом. У детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций; ...
  2. Психическое здоровье (2)

    Реферат >> Психология
    ... сочувствии и милосердии. Проблемы психического здоровья населения Украины в ... психического здоровья детей В Финляндии действующий с 1997 года европейский проект укрепления здоровья в раннем возрасте ... , работающими в детских дошкольных учреждениях и в социальных ...
  3. Типы темперамента детей среднего дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Психология
    ... тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. Многие исследователи (Р. Спитц, Дж. Боулби ... 3.2 ТИПИЧНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ Случаи осложнения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста приводят ...
  4. Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста

    Реферат >> Психология
    ... Кузовкова); взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. ... проблема формирования самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольного ... еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок ...
  5. Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Психология
    ... здоровья детей, создавая условия для их всестороннего развития в раннем и дошкольном возрасте. Ведущую роль в психическом ... . Умственное воспитание детей старшего дошкольного возраста тесно связано с проблемой подготовки к школьному обучению. Современные ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019440650939941