Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Доклад
Основная симптоматика кризиса:1)потеря непосредственности .Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет...полностью>>
Психология->Задача
На 1 занятие были проведены упражнения «Клубочек», «Знакомство с понятием чувства», цель которых было знакомство детей друг с другом, с психологом, а ...полностью>>
Психология->Реферат
Существует много механизмов иррационального поведения .Основные из них: подражание, заражение и внушение. Многие формы поведения воспроизводятся людьм...полностью>>
Психология->Реферат
Ни одно общество не свободно от таких явлений, как убийство и разрушение. Наше непосредственное окружение полно красноречивых сцен: омерзительная пьян...полностью>>

Главная > Лекция >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Арттерапия как психокоррекционный метод

§ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА

Арттерапия возникла в 30-е годы нашего века. Первый урок применения арттерапии относится к попыткам кор­рекции эмоционально-личностных проблем детей, эмигрировавших в США из Германии во время второй мировой войны.

Первые попытки использовать арттерапию для коррекции трудности личностного развития относятся к 30-м го­дам нашего столетия, когда арттерапевтические методы были применены в работе с детьми, испытавшими стресс в фа­шистских лагерях и вывезенными в США. С тех пор арттера­пия получила широкое распространение и используется как самостоятельный метод и как метод, дополняющий другие техники.

Термин «арттерапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем ви­дам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.

Это специализированная форма психотерапии, основан­ная на искусстве, в первую очередь изобразительном и твор­ческой деятельности.

Первоначально арттерапия возникла в контексте теоре­тических идей 3. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем при­обретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К.Роджерса (1951) и А.Маслоу (1956).

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации разви­тия личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воз­действия в арттерапии является механизм сублимации. По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство, в значительной сте­пени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я».

Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направ­ленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.

С точки зрения представителя гуманистического направ­ления, коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных воз­можностей для самовыражения и самореализации в продук­тах творчества, утверждением и познанием своего «Я». Соз­даваемые клиентом продукты, объективируя его аффектив­ное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими (род­ственниками, детьми, родителями, сверстниками, сослу­живцами и т.д.). Интерес к результатам творчества со сто­роны окружающих, принятие ими продуктов творчества по­вышают самооценку клиента и степень его самопринятия и самоценности.

В качестве еще одного возможного коррекционного ме­ханизма, по мнению сторонников обоих направлений, мо­жет быть рассмотрен сам процесс творчества как исследо­вание реальности, познание новых, прежде скрытых от ис­следователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

В начале своего развития арттерапия отражала психо­аналитические взгляды, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, картина, скульптура) считался выражением неосознавае­мых психических процессов. Арттерапия достаточно ши­роко распространена. В 1960 г. в Америке была создана Американская арттерапевтическая ассоциация. Подобные ассоциации возникли также в Англии, Японии, Голлан­дии. Несколько сотен профессиональных арттерапевтов работают в психиатрических и общесоматических больницах, клиниках, центрах, школах, тюрьмах, универси­тетах.

Арттерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.

Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арт-терапии.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволя­ет в особой символической форме реконструировать конф­ликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креа­тивных способностей субъекта.

Второй механизм связан с природой эстетической реак­ции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучи­тельного к приносящему наслаждение» {Л.С. Выготский, 1987).

Цели арттерапии

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и дру­гим негативным чувствам (работа над рисунками, картина­ми, скульптурами является безопасным способом выпус­тить «пар» и разрядить напряжение).

2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче усколь­зает от цензуры сознания.

3. Получить материал для интерпретации и диагностичес­ких заключений. Продукты художественного творчества отно­сительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, кото­рый может помогать в интерпретации своих произведений.

4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются един­ственно возможными для выражения и прояснения силь­ных переживаний и убеждений. t

5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над ри­сунками, картинами или лепка предусматривают упорядо­чивание цвета и форм.

7, Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые воз­можности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.

8. Развить художественные способности и повысить са­мооценку. Побочным продуктом арттерапии является чув­ство удовлетворения, которое возникает в результате выяв­ления скрытых талантов и их развития.

Использование элементов арттерапии в групповой рабо­те дает дополнительные результаты, стимулируя воображе­ние, помогает разрешать конфликты и налаживать отноше­ния между участниками группы. Искусство приносит ра­дость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является резуль­татом осознания возможности развлечься.

Первоначально арттерапию применяли в больницах и психиатрических клиниках для лечения больных с выра­женными эмоциональными нарушениями. В настоящее вре­мя рамки применения арттерапии значительно расширились, постепенно она отделилась от своей психоаналитической первоосновы.

Приемы арттерапии используются при исследовании внут­рисемейных проблем. Родственникам предлагается вместе поработать над художественными проектами или изобра­жать свои представления состояния дел в их семействе.

Арттерапия дает выход внутренним конфликтам и силь­ным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, дисциплинирует группу, способствует повы­шению самооценки клиента, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способнос­ти. В качестве материалов на занятиях по арттерапии исполь­зуются краски, глина, клей, мел. Арттерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Во время творческого самовыражения в ходе проведения арттерапии возможно взрывное высвобождение сильных эмоций. Если при этом отсутствует твердый и опытный ру­ководитель, то некоторые члены группы или индивиды могут оказаться буквально раздавленными собственными чувствами. Поэтому предъявляются особые требования к подготовке психолога, работающего в технике арттерапии. Арттерапия имеет и образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных на­выков. Есть свидетельства тому, что выражение мыслей и чувств средствами изобразительного искусства может спо­собствовать улучшению отношений с партнерами и повы­шению самооценки.

Недостатком арттерапии может являться то, что глубо­ко личный характер выполняемой клиентом работы может способствовать развитию у него нарциссизма и привести к уходу в себя вместо того, чтобы способствовать самораск­рытию и установлению контактов с другими людьми. У некоторых людей самовыражение средствами искусства вы­зывает очень сильный протест, хотя для большинства та­кие способы самовыражения представляются наиболее бе­зопасными.

Существует две формы арттерапии: пассивная и активная. При пассивной форме клиент «потребляет» художествен­ные произведения, созданные другими людьми: рассматри­вает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

При активной форме арттерапии клиент сам создает про­дукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.

Занятия по арттерапии могут быть структурирован­ными и неструктурированными.

При структурированных занятиях тема жестко задается и материал предлагается психологом. Как правило, по окон­чании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т.д. При неструктурированных занятиях клиенты самостоя­тельно выбирают тему для освещения, материал, инстру­менты.

Существуют различные варианты использования метода арттерапии:

— использование уже существующих произведений ис­кусства через их анализ и интерпретацию клиентами;

— побуждение клиентов к самостоятельному творчеству;

— использование имеющегося произведения искусства и самостоятельное творчество клиентов;

— творчество самого психолога (лепка, рисование и др.), направленное на установление взаимодействия с клиентом.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми

    Реферат >> Психология
    ... представлять себе возможности психокоррекционных ме­тодов, знать области их ... ниже рекомендации показывают, как, в каком направлении, какими методами может осуществ­ляться такая ... игры, прослушивание сказок и арттерапию с после­дующим групповым обсуждением ...
  2. Психокоррекционная работа по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... психокоррекционной работы будет строиться на основе комплексного подхода. Методы исследования: 1. Методы ... от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и ... с.31 34.Лебедева Л.Д., Арттерапия детской агрессивности // Начальная школа ...
  3. Коррекция эмоциональных нарушений у младших подростков с помощью арттерапии

    Курсовая работа >> Психология
    ... эмоциональных нарушений у младших подростков применяется арттерапия как метод невербальной, в том числе изобразительной экспрессии ... этой причине Шоттенлоэр Г. рекомендует использовать метод арттерапии при психокоррекционной работы с детьми, имеющими душевные ...
  4. Организация психокоррекционной работы со страхами и тревожностью у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

    Курсовая работа >> Психология
    ... трудные ситуации в играх - драматизациях типа: «Какая Я», «Какая наша группа», дети получают возможность ... этой причине Шоттенлоэр Г. рекомендует использовать метод арттерапии при психокоррекционной работы с детьми, имеющими душевные ...
  5. Использование методов сказкотерапии в условиях семейного воспитания

    Дипломная работа >> Психология
    ... 1.2 Арттерапия – совокупность психокоррекционных методик для психологической помощи детям 1.3 Сказкотерапия - один из методов арттерапии, особенности ... два озера – глаза. Я как уколю гору! Она, как вулкан, как заорет! Я обрадовался и улетел ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019650459289551