Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Культура и искусство->Реферат
Карамель – кондитерское изделие, изготовляемое увариванием сахарного раствора с карамельной патокой или инвертным сиропом до карамельной массы с влажн...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Присутність на ринку споживачів, поведінка яких забезпечує ринкову рівновагу між попитом та пропозицією є одною з умов існування ринку. Необхідно пост...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Менталитет, ментальность (фр. mentalité от лат. mentalis - разумный), своеобразный тип мышления, мировидения отдельного человека или какого-либо сообщ...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Раціоналізація харчування спортсменів вимагає рішення таких питань, як організація харчування на різних етапах річного циклу тренувань і змагань. Тому...полностью>>

Главная > Реферат >Культура и искусство

Сохрани ссылку в одной из сетей:

На второй день свадьбы начинались шутки над молодой: ее заставляли носить воду, переворачивая при этом ведра или закрывaя колодец, насыпали мусор и просили мести пол. Присутствующие мешали ей, бросали на пол принесенную со двора солому, черепки битой посуды, но, по обычаю, бросали и деньги.Обычно дальние родственники бывали ряжеными. Наряжались как правило, медведями, баранами, надевали одежду противоположного пола, рядились горбунами, врачами, попами, цыганами.

Последующие три дня гости проводили в попойках. И в течение этих дней молодой муж назывался князем, а молодая жена - княгиней, даже если они были самые бедные люди.

Чаще всего на третий день молодые ехали в родительский дом жены, к теще на блины, чем и заканчивался свадебный цикл.

Черз неделю или более после свадьбы бывали отводины, которые делали отец молодухи и ее родные, бывшие на свадебном пиру.В назначенный день для отводин тесть ехал звать к себе зятя и дочь, а также всех родных зятя.

После того как отпируют сват у свата, зять у тестя, приглашали молодых к себе по ствршинству и прочие родные новобрачной. На отводинах, таким образом, молодые ходили из дома в дом родных, у каждого угощались:закусками, чаем и водкой. С окончанием отводин свадьбу считали оконченной.

23

Обряд венчания на Руси и свадебные празднества в полной мере отразились в творчестве русских художников, которые показывают настроение , передают характер и торжественность обряда .(Приложение 2)

24

3. Пасха.Светлое христово воскресение

3.1 Празднование христова воскресенья.

Пасха - праздник праздников христианских, т. e. самый важный и главный. Он отмечается наиболее торжественно, ибо Пасха - это Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, который восстал из мертвых, смертию смерть поправ.Светлое Христово Воскресение – подвижный праздник, дата

которого зависит от дня весеннего равноденствия. Поэтому Пасху отмечают в первое воскресенье после полнолуния, наступающего вслед за равноденствием. Другими словами, после четвертого апреля и до восьмого мая по новому стилю.Называя Пасху величайшим торжеством и венцом христианской веры, Цеpковь в этот день призывает всех к радости.

"Накануне праздника, c вечера, хpистиане начинают стекаться в храмы для слушания Деяний Святых Апостолов. B 12 часов ночи начинается благовест, возвещающий наступившее торжество праздника. C начaла службы совершается Крестный ход вокруг храма c Крестом, Евангелием и иконами, во время которого священнослужители поют: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небеси". Все слушают эту песнь, как бы c Неба, и благодарят Бога, что сподобились встретить этот Праздник Воскресения Христова. Когда священное шествиe приблизится к западным вратам, которые в это время затворены, тогда священнослужители останавливаются пред вратами и Первенствующий из них возглашает: «Слава Святой, Единосущной, и Животворящей, и Нераздельной Троице». Зa сим начинают петь: «Xpистоc воскресе из мертвых, смертию смеpть поправ и сущим во гробе живот даровав»

. Вслед за сим отвеpзаются западные врата и все входит во храм , a священнослужители - в Царские вpата, котоpые отверсты бывают во всю седь-мицу Пасхи. Во время службы священнослужители при кaждом каждении приветствуют предстоящих во храме: «Христос воскресе!» - и нaрод ответствует: «Воистину воскресе!».При конце утрени священнослужители

25

выходят c крестом, Евангелием и иконами христосоваться c народом, который, прикладывaясь ко кpесту, Евангелию и иконaм, христосуется и c самими священнослужителями. При этом существует древний обычай дарить цветные яйца. Обычай этот, по словам Иоаннa Дамаскина, означает, что Иисус Христос Своею емертито и Воскресением очистил грехи рода человеческого. После этого произносится назидательное слово Иоанна Златоуста, в котором все призываются к духовному торжеству и радости светлого праздника Воскресения Христова. После литургии освящаются тaк называемая пасха и кулич.B тот или другой день Пасхи священнослужители приходят в дом каждого христианина c крестом, Евангелием и иконами и совершают молебствие празднику. B первый день Пасхи, во время литургии, чтение праздничного Евангелия совершается c необыкновенкым торжеством, особенно в Успенском соборе. Прeжде всего начинaет читать сам Аpxиеpей, за ним повтоpяют сослужащие ему - сначaла в алтаре на разных языках; потом диаконы, которые становятся для этого на амвонах: протодиакон - пред царскими дверьми, другие диаконы - пред западными, северными и южными дверьми; все они повторяют, один за другим, слова Евангелия, раздееляя его на несколько отделений. Такой обычай чтения Евангелия напоминает проповедь апостолов o Воскресении Христа Вселенной.

B московских соборах, обителях, и особенно в Успенском соборe, в первый день Пасхи совершается торжественно и Вечерня (пpи множестве священнослужителей), во время котоpой Евaнгелие читaет сам Архиерей с амвона, обрaтившись к народу.Все праздничные дни Пасхи христиане проводят в посещении храмов Божиих; чтители Московской святыни приходят в Кремль

для поклонения московским чудотворцам и иконам и для обозрения священных древностей Кремля.Замечательно, что многие из благочестивых христиан приходят сюда даже наночь и остaются в ожидании утренних кpестныx ходов, которые совершаются

каждодневно во время Пасхи из Успенского собора в другие кремлевские

26

храмы. Во всех домах в это время не бывает никакой работы.В соборах и монастыpях существует обычай: в субботу Пасхи раздавать артос, знаменующий хлеб животный. В обителях во все дни Пасхи артос приносится c иконaми из храма в трапезу, где, по чиноположению, совершается над ним последование, а после трапезы он выносится опять в храм, где обыкновенно и

находится во время Пасхи пред образом Спасителя. B Субботу, после литургии, над ним читается молитва, потом он раздробляется и раздается народу, который употребляет его как святыню, в особенности при болезнях.

Субботою и оканчивается праздник Светлого Христова Воскресения».

3.2 Особенности праздника" Пасхи", которые отличают его от прочих церковных праздников.

Подношение дpуг другу цветных ягиц. По пpеданию,первой это сделала Мария Мaгдалинa. Она и название оттого получила равноапостальной, что проповедовaла Христа, как и апостолы. Как мoгла она осмелиться предстать лред императором, будучи женщиной бедной и презpенной? Но тем-то и отличaлись апостолы, что действовaли без расчетов мирских. Подносила ли она яйцо? и если подносилa, то почему именнo яйцо, и притом красное? Самое древнее и едва ли не повсеместное обыкновение - приходя к людям уважаемым, приносить нeчто, употребляемое в пищу или питые, как-то: хлеб, вино и прочее. Мария, воспитанная в простоте, тем более долженствовaла соблюдать это обыкновение во всeх случаях; а не имея по бедности другого даpа, достойного императорского лица, принесла ему яйцо - дар натуральный, только для приличия извне украшенный.

Приношение сие, будучи принято в употребление у христиан, сообразно обстоятельствам долженствовалиполучить известное и значение. Вследствие сего некоторые в яйце видят изобpажение воскpесения Христова и нашего,

27

притом и духовного, и будущего телесного. Яйцо, пpоизошедши от матеpи, дает жизнь новому существу, cпервa внутри себя, а пoтом пpоизводит eго нa свет; так и Xристос, восстaв из мертвых, не только остается живым, но и даeт жизнь - сперва внутреннюю, духовную, ипотом даст и телесную, бессмертную и блаженную, всем верующим в Него.

A что употребляется при христосовании яйцо, окрашенное в красный цвет, то сие означает духовное веселие.Впpочем, поелику Церковью таковым вещам не дано точного толкования, то можно, взиpая на употребление красных яиц во вpемя Пасхи, представлять себе и другое пpиличное празднеству значение.

Хождение священников по домам со Крестом или c иконами принадлежит также к особениостям Пасхи.

Необходимою считаeтся икона Богоматери, так называемая Запрестольная (а

в некоторых местах и икона Воскpесения), a также хоругви. Иконы носятся прихожанами, которые при разных случаях жизни дают на то обет. Во время ношения соблюдают строгую умеренность в пищe и питий, a иные почти постятся, не употребляя во все продолжение ношения икон мяса.

Ходя со крестом, поют, вошедши в дом, так называемый задостойник, т. e. стихи: «Ангел вопияше...» и «Светися, Светися...», а ходя c иконами, поют Канон Пасхи или молебны. Обойдя все дома одной деревни, в некоторых

местах ходят и на поля, засеянные озимым хлебом, и там поют Канон Пасхи, прося Воскресшего - да воскресит Он и посеянное в поле.

Целодневный во все колокола звон через все продолжение праздника - во знаменование духовного торжества и сердечной радости o победе нaд врагами нашего спасения. Обыкновение сие пренадлежит Великой России. A в Малой России ограничиваются тем, что в течение сего праздника звонят во все колокола вмeсто обыкновенного звона в один колокол - к церковным службам и в продолжение их, где пoложено звонить в один колокол.

Дела благотворительности. В древности в праздник Пасхи -

а) отворяли темницы и отпускaли узников (исключая уголовных);

28

б) господа давaли свободу рабам;

в) пастыри Церкви црез целую седьмицу говорили к народу поучения;

г) богатые уделяли часть своих избытков бедным;

д) запрещаемы и прекращаемы были все народные игры и публичные зрелища;

e) не совершалось судопроизводства, за исключением случаев особенных, чрезвычайных.

Некоторые из сих обычаев соблюдаются людьми благочестивыми и нынe. Например, многие из богатых отличают праздник сей особенною благотворительностью узникам, больным, бедным и церковнослужителям; мно

гие сами посещают тюрьмы, больницы и богадельни, a в домах своих сажают служителей за один c собою стол.Есть в нашем народе мнение, что христиане, умирающие в праздник Пасхи, все без исключения удостаиваются Царствия небесного. Сию лнысль могли родить частью священные песни, в коих воспевается всеобщее прощение на Пасху, частью же - обычай во всю неделю нe затворять Царских врат, что знаменует, по Златоусту, отверстие Небес.

O происхождении Канона на Пасхи. Канон на ceй праздник составлен Святым Иоанном Дамаскиным. Канон исполнен высоких мыслей и живых чувствований, стиль его отмечен блеском языка пророков, витийственных отцов церкви и доставил сочинителю своему наименование Златоточивый.

Праздник Пасхи есть высочайший, радостнейший и торжественнейший изо всех христианских праздников-праздников праздник и торжество торжеств.

Пасха для христиан есть перехождение от смерти к вечно блаженной жизни. Слово пасха - еврейское, означает оно: перехождение и избавление. Перврначально праздновала Пасху церковь ветхозаветная - в память того, что Ангел , посланный от Бога, избавил евреев от смерти и рабства египетского. Равно и для христиан Пасха означает : перехождение со Христом, избавление и приведение Им верующих от смерти к вечно блаженной жизни...

29

Заключение

В конце десятого века на Руси утвердилась христианская церковь, которая стала вытеснять языческую религию и делать все для того, чтобы люди забыли старые обряды и имена мифологических богов.Она добилась многого, но полной победы одержать не смогла. Дело в том, что народные языческие праздники были приурочены к датам, знаменовавшим важные события в природе – солнцестояние, солнцеворот и т. д. Порой случалось так, что соединялись два праздника – языческий и христианский. Можно утверждать, что современный народный календарь соединяет два взгляда на мир – христианский и языческий. Они хорошо сочетаются. Один обращен к небу, духовному, божескому началу, другой – к земле, к плодам земным, к их изобилию.

Каждый народ богат своими традициями. Традиции - это устойчивые привычки народа. Изучить свои народ - значит изучить его трaдиции. Как дерево не вырастает без корней, так завянет, станет беспомощным человек, оторвавшийся от традиций родного народа. Трaдиции передаются от поколения к поколению людей, от отца - к сыну, от матери - к дочери. Казалось бы, что нет нужды их специально изучать. Но это не так. Мы знаем, что бывают ураганы, которые c корнем вырывают деревья, дaже целые леса, которые без специальных усилий

ни за что не спасти. В жизни народа тоже бывают своего рода ураганы, в результате которых люди забывают и свои обычаи, и свои традиции, и даже свой язык. Поют не свои песни, танцуют не свои танцы. Самые здоровые обычаи и традиции родились в деревне, потому что труд крестьянина по природе своей самый благородный, самый человеколюбивый. Там и теперь ста-

раются их соблюдать. Но большинство людей живут сейчас в городе. Изменился наш образ жизни, наш быт. Мы мало что делаем своими руками, покупая нужные вещи в магазине. И мало поем, предпочитая слушать радиоприемник и телевизор. На дискотеках мы подражаем движениям людей очень далекой от нас культурной традиции. Конечно отказываться от

30

удовольствий, которые предоставляет радио и телевидение, от современной и зарубежной музыки:,от модных танцев, зарубежных и наших, было бы неразумным, но еще неразумнее отказываться от народных традиций, презирать их. Это все равно, что отказываться самого себя и презирать самого себя.

31

Библиографический список

1. Н.А. Юдина

Энциклопедия русских обычаев

Издательство "Вече" , Москва 2000г.

2. А.И. Лазарев

Народоведение Т.1.

Южно-Уральское книжное издательство , Челябинск 1997г.

3 .И Панкеев

Русские праздники и игры

Издательство "ЭКСМО-ПРЕСС", Москва , 1999г.

4. Ф.М, Пармон

Композиция костюма

Легпромиздат, Москва, 1997г.

5. Я.Н. Нерсесов

Я познаю мир "История моды"

Издательство "АСТ" , Москва, 1998г.

32

Приложение 1

В.И Суриков

"Взятие снежного городка" 1981г.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

33

Приложение 2

В.М.Максимов

"Приход колдуна на крестьянскую свадьбу"

Государственная Третьяковская галерея, Москва".

Ф.С. Журавлев

"Перед венцом"

Государственная Третьяковская галерея, Москва".

34

Приложение 2

В.В.Пукирев

"Неравный брак"

Государственная Третьяковская галерея,Москва

.

35

Приложение 3

И.Е. Репин

" Крестный ход в Курской губернии"

Государственная Третьяковская галерея,Москва

Содержание

Введение.................................................................................................................3

1. Языческий праздникМасленица.......................................................................5

1.1 Празднование Масленицы: обряды,традиции...............................................5

1.2 Проводы Масленицы......................................................................................9

2.Свадьба...............................................................................................................12

2.1 Предсвадебные обряды..................................................................................12

2.2 Свадебные обряды..........................................................................................20

3. Пасха. Светлое христово воскресение............................................................24

3.1 Празднование христова воскресения............................................................24

3.2 Особенности праздника "Пасхи", которые отличают его от прочих церковных праздников.........................................................................................26

Заключение............................................................................................................29

Библиографический список.................................................................................31

Приложения..........................................................................................................32

Челябинский Гуманитарный Институт

Факультет Дизайна

Кафедра гуманитарных дисциплин

Курсовая работа

Художественный мир народных праздников

Специальность " 052400 Дизайн"

Руководитель:

А.Р.Татаркина

Автор работы:

Студентка группы Д – 321

Е.С. Кострова .

Челябинск - 2007



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Роль народных праздников в современной жизни

    Курсовая работа >> Социология
    ... национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без создания нами ... , приметы, народная поэзия, календарные праздники. Хабаровск 1995г. Мазаев А.И. Праздник, как социально-художественное явление. Изд ...
  2. Народный театр как средство воспитания школьников

    Реферат >> Педагогика
    ... и психологии, связанные с: • художественным образованием и воспитанием детей; • ... способствует участие в народных праздниках и привлечение народной театральной педагогики. Это ... картине мира, народных традициях и обрядах; развивается понимание народной этики ...
  3. Художественный образ как основная категория содержания художественного образования школьников

    Конспект >> Культура и искусство
    ... в мир художественной культуры, способность, позволяющая порождать новые художественные миры на ... искусства; • известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец ... игрушки изготавливались для старинного праздника "Свистопляска". Как вы ...
  4. Народная педагогика в практике семейного воспитания

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... обряды Православной церкви, Двунадесятые праздники, дети начинают понимать, ... прочитанное. Чтобы адекватно понимать художественные и фольклорные тексты, специальную ... имени начинается познание окружающего мира. Народная педагогика и сегодня предлагает ...
  5. Художественный мир Древней Эллады

    Реферат >> Культура и искусство
    ... . Теряется прежний высокий смысл народных собраний, о чем иронизирует ... связанные с борьбой, похищениями, вакхическими праздниками, бегством. Преобладали сцены бурные, ... полиса вызывает перемены в художественном отражении мира. Частный заказчик становится ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020389556884766