Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Дипломная работа
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека...полностью>>
Педагогика->Курсовая работа
Переход всего человечества от постиндустриального к информационному обществу ставит перед образовательной средой глобальную проблему - увеличение коли...полностью>>
Педагогика->Реферат
Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит люд...полностью>>
Педагогика->Курсовая работа
Память - самая долговечная из наших способностей В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности Случайно оброненное ...полностью>>

Главная > Реферат >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Социометрия: исследование межличностных отношений в коллективе.

Социометрическая техника, разработана Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучить типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура может иметь целью:

А) измерение степени сплоченности-разобщенности в коллективе;

Б)выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитита членов коллектива по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидеры» группы и «отвергнутые»;

В) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Социометрическая процедура.

Членам коллектива предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, члены группы, которых группа не принимает.

Бланк для проведения социометрического опроса.

Ф.И.О.__________________________________________________________________________

Возраст_______________ Общий стаж работы________________________________________

Если бы было можно самому выбирать сотрудников, я бы выбрала…

1.

2

3.

Если бы можно самому выбирать сотрудников, я бы не выбрала…

1.

2.

3.

Таблица соответствия ранга выбора численному значению(в баллах)

Выбор

Исключение

1

2

3

1

2

3

Баллы

+3

+2

+1

-3

-2

-1

Результаты исследования

1. Методика «Q-сортировка»

(В. Стефансон)

Анализ среднестатистических зна­чений сформированное личности представлений о себе в эксперимен­тальной группе показал следующее.

По полученным данным мы ви­дим, что в экспериментальной груп­пе ярко выражены такие тенденции по показателям, как: — зависимость — 12,8, которая про­является во внутреннем стремле­нии индивида к принятию группо­вых стандартов и ценностей (соци­ально и морально-этических); общительность — 11,5, что свиде­тельствует о контактности,стрем­лении к эмоциональным проявле­ниям в общении как в группе, так и за ее пределами; избегание «борьбы» — 10,7, говорит нам о стремлении уйти от взаимо­действия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным ре­шениям.

Показатели

Среднее значение показателей

1. Зависимость

12,8

2. Независимость

4,7

3. Общительность

11,5

4. Необщительность

6,7

5. Принятие «борьбы»

6,7

6. Избегание «борьбы»

10,7

Оценка характеристик коллектива

(по B.C. Лазареву)

Анализ характеристик коллекти­ва в экспериментальной группе по­казал следующее.

По полученным данным мы ви­дим, что среднее значение общей оценки уровня развития коллекти­ва — 510,8, что значительно выше среднего показателя. Это говорит о положительно развитых его интег­ральных и первичных характеристи­ках, а также о стабильных сторонах развития коллектива.

По полученным данным мы ви­дим, что наиболее значимыми и сильными характеристиками коллек­тива являются:

— ориентированность коллектива на текущие достижения — 66,6 , единство ориентации — 67,6 ,ориентированность коллектива на саморазвитие педагогов — 67,8 и включенность членов коллектива в управление — 62,4 — имеют уровень развития выше сред­него показателя несомненно являются движущи­ми сторонами развития коллекти­ва в целом, что позволяет нам предположить дальнейшее успеш­ное развитие коллектива как микро- и макро-группы. Низким показателем является – организованность коллектива-52,6; показатель сработанности в коллективе -57, а так же низкий показатель в сплоченности коллектива- совместимость членов коллектива-48,8. Это может быть связано с текучестью кадрового состава из-за низкой материальной заработной платой, преобладанием подавленного настроения, пессимизма, некоторой конфликтности, антипатии членов коллектива друг к другу, что приводит к возникновению конфликтующих между собой группировок, отказывающихся от участия в совместных делах .

Показатели

Среднее значение показателей

I. Ценностно-ориентационная зрелость коллектива-66

А1

Ориентированность коллектива на текущие достиже­ния

66,6

А2

Ориентированность коллектива на развитие способов деятельности

66,8

A3

Ориентированность коллектива на саморазвитие пе­дагогов

67,8

II. Организованность коллектива-52,6

Б1

Ответственность

59,6

Б2

Сработанность

57

БЗ

Включенность членов коллектива в управление

62,4

III. Сплоченность коллектива-57,7

В1

Единство ориентации

67,6

В2

Совместимость членов коллектива

48,8

ВЗ

Потенциальная стабильность

56,6

Оценка удовлетворенности работой (по В.А. Ядову)

Таблица среднестатистических значений удовлетворенности рабо­той трудового коллектива педагогов ДОУ показал следующее.

По полученным данным мы видим, что среднестатистическое значение показателей оценки удовлетворенно­сти работой — 30,6. Это говорит о по­зитивных микроклиматических усло­виях труда, удовлетворительных вза­имоотношениях с руководителями и коллегами, положительных условиях для профессионального роста.

По полученным данным средних показателей удовлетворенности ра­ботой получены следующие резуль­таты:

  • удовлетворенность зарплатой в смысле соответствия трудозатра­там — 3,1;

  • удовлетворенность зарплатой в сравнении с тем, сколько за та­кую же работу платят на других предприятиях — 2,8.

Оба утверждения затрагивают общегосударственный аспект, свя­занный с оплатой труда в бюджет­ных образовательных учреждениях

Группа

Вполне

Удовле-

Не впол-

Не удов-

Крайне

удовле-

творен

не удов-

летво-

не удов-

творен

летворен

рен

летворен

Экспериментальная

30,6

группа

Диагностика мотивационной структуры личности

По полученным данным мы ви­дим, что производственная мотива­ция (рабочая направленность) — 39,5 — чуть ниже по показателям, чем потребительская мотивация (об­щежитейская направленность) — 50,7, что в большей степени говорит о доминировании натуральных по­требностей субъекта и обеспечение его жизнедеятельности.

Ж

К

С

О

д

ДР

од

Потреби­тельская мотивация

Производст­венная мотивация

11,7

10,5

14,3

14,2

13

13,5

13

50,7

39,5

Социометрические данные.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

Картунова ВВ

-1

-2

+3

-3

+1

+2

2

Богданова ЗГ

+3

+1

-1

-2

-3

+2

3

Соколова ЛД

+2

+1

+2

-1

-2

-3

4

Балыкова ЕГ

+1

-2

-1

+2

+3

-3

5

Большева ЛС

+3

-1

-2

-3

+1

+2

6

Ульянова ВН

+2

-1

-2

-3

+1

+3

7

Рощина АВ

-2

-1

+3

+2

-3

+1

8

Максимова НЕ

-3

-2

+3

+1

+2

-1

9

Емельянова ОО

+2

-1

-2

+3

+1

-3

10

Гиптер ЮВ

+3

+2

-1

+1

-2

-3

11

Ильина СС

+1

-1

-2

-3

+3

+2

12

НиколаеваОН

+3

-1

-2

+2

-3

+1

13

Петрова МА

+2

-3

-2

+3

-1

+1

14

Галиниченко ОС

+1

-3

-2

+2

+3

-1

15

Гречаная НВ

+1

+2

-1

-2

-3

+3

Социометрический статус

+20

-3

-12

+4

+2

-3

-2

_14

+9

-15

+11

+5

+6

-7

+2

Количество выборов

10

9

10

2

3

1

8

9

6

6

11

7

7

4

1

Количество взаимовыборов

4

4

4

1

3

-

2

3

2

2

3

2

2

-

1

В результате исследования мы получили подтверждение нашей ги­потезы, что социально-психологические лично­стные особенности педагогов ДОУ влияют на мотивацию трудового коллектива.

По приведенным данным мы мо­жем говорить о том, что в нашей экспериментальной группе преобла­дает потребительская мотивация, с ярко выраженными характеристика­ми, такими как зависимость от ре­шения, принимаемого в группе, единство ориентации. Стремление к развитию избегание «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодей­ствия, сохранять нейтралитет. Это подтверждается тем, что педагоги недостаточно ориентированы на са­моразвитие, также это проявление педагогов ДОУ может объясняться недостаточным уровнем заработной платы.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Особенности мотивации новичков-дистрибьюторов как фактор профессиональной неуспешности (на примере сетевого маркетинга)

    Дипломная работа >> Психология
    ... особенности мотивации, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности. мотивация ... служебных обязанностей (заданных трудовых функций); система ... профессиональных намерений до финиша, который ... руководить большим коллективом? Является ли ...
  2. Мотивация как основа управления персоналом на примере ОАО МОЛОКО

    Реферат >> Менеджмент
    ... Краткая характеристика Особенности мотивации (по Маслоу) Предварительный До 25 лет Подготовка к трудовой деятельности, выбор ... предприятии, поддержание благоприятного психологического климата в трудовом коллективе. Основные методы формирования и поддержания ...
  3. Особенности мотивации как функции менеджмента

    Курсовая работа >> Менеджмент
    ... Основы менеджмента Тема: Особенности мотивации как функции менеджмента Выполнил: ... человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, ... Мейланд Я., Уилсон П. «Руководство по управлению трудовым коллективом»: пер. с английского ¾ Москва, ...
  4. Особенности мотивации граждан, поступающих на военную службу по контракту

    Дипломная работа >> Психология
    ... Предметом исследования - особенности мотивации граждан, поступающих на ... психологии воинского коллектива, особенностям деятельности и качествам ... и убеждений, познавательных и трудовых интересов, увлечений в часы ... в психологии мотивации выделились и до сих пор ...
  5. Особенности мотивации персонала на разных стадиях жизненного цикла организации

    Курсовая работа >> Менеджмент
    ... как средство мотивации труда 22 Особенности мотивации на различных ... переживаемого самоутверждения, вплоть до появления ощущения полной зависимости ... с широким участием в этой работе трудового коллектива. Компенсации – денежные выплаты, установленные ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020480155944824