Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Дипломная работа
Актуальность темы исследования Современный этап развития Российской Федерации характеризуется интенсивными преобразованиями сис­темы уголовной юстиции...полностью>>
Государство и право->Реферат
Чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного государства как особой политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность ...полностью>>
Государство и право->Контрольная работа
Чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного государства как особой политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность ...полностью>>
Государство и право->Курсовая работа
Предметом исследования в моей работе выступает форма правления - порядок образования и орга­низации высших органов государственной власти, их взаимоот...полностью>>

Главная > Реферат >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Московский Университет МВД России

Кафедра конституционного и муниципального права

Реферат на тему:

«Местное самоуправление как одна из основ Конституционного строя»

Выполнил:

Курсант 216.уч взвода

рядовой милции

Мараев К.Е.

Проверил:

Преподаватель кафедры

К.Ю.Н

Забавка В.И.

Москва 2010

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

1.МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ:ПОНЯТИЕ,ПРИНЦИПЫ И ОСНОВЫ..4

2.ГАРАНТИИ ПРАВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…………………15

3.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ……………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...25

ВВЕДЕНИЕ

Местное самоуправление составляет одну из основ Конституционного строя РФ. Эти заглавные строки Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», почти год действующего на территории нашего государства и приближающего власть к народу, стали символом реформы всей структуры муниципальных образований.

Однако не стоит забывать, что основным моментом становления современной модели организации местного самоуправления стало принятие всенародным голосованием 12 декабря 1993 года действующей Конституции Российской Федерации, которая признала необходимость существования местного самоуправления, его правовых гарантий на законодательном уровне. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (Глава 8, ст. 12 главы 1 Конституции РФ).

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ:ПОНЯТИЕ,ПРИНЦИПЫ И ОСНОВЫ.

Обращение к понятию «местное самоуправление» представляется актуальным направлением исследования проблем муниципального права, поскольку является важным не только в теоретическом, но и в практическом аспекте.

От правильного и отвечающего требованиям гражданского общества и правового государства определения местного самоуправления зависит направление развития муниципальной власти в Российской Федерации.

Многие современные исследователи характеризуют местное самоуправление как самостоятельную деятельность населения и избранных им негосударственных органов.

Так, Л.А. Парадиз предлагает следующее определение: «местное самоуправление - это система демократически избранных в негосударственных органов местной власти, осуществляющих управление в пределах конкретной территории (как сельской, так и городской) на основе интересов её населения и законов, определяющих её правовой статус, экономические основы, функциональные полномочия, меры юридической и политической ответственности».

Ю.А.Дмитриев определяет местное самоуправление как «инициативную, самостоятельную, осуществляемую под свою ответственность деятельность местных жителей, направленную на решение задач, отнесённых к их ведению законом или актом местного самоуправления»1.

И.В.Выдрин определяет местное самоуправление «как процесс управления низовыми территориальным сообществами жителей, базирующийся на принципах разумного сочетания представительских институтов и институтов непосредственной демократии, предоставления всем субъектам территориальных сообществ широких возможностей по заявлению и проведению в жизнь собственных интересов, политико-правовой привязанности местного самоуправления к конкретным запросам жителей»2.

Официальная законодательная формулировка понятия «местное самоуправление» содержится в п.1 ст.2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». «Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций».

Законы субъектов Российской Федерации, как правило, воспроизводят понятие, содержащееся в Федеральном законе.

Так, согласно ст. 64 Устава Ивановской области «местное самоуправление в Ивановской области - признаваемая и гарантированная Конституцией Российской Федерации, настоящим Уставом самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций Ивановской области».

Общие принципы местного самоуправления - это закрепляемые Конституцией РФ, федеральными законами, обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи , лежащие в основе организации и деятельности населения , формируемых им органов , самостоятельно осуществляющих управление местными делами и обязательные для федеральных органов государственной власти , органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных образований.2

В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти . Для них характерно следующее:

1) они определяют единые основы построения и функционирования муниципальной власти на всей территории Российской Федерации;

2) являясь теоретической основой муниципального строительства , они помогают уяснить сущность местного самоуправления , его отличительные черты и признаки;

3) они выступают в качестве критерия оценки действующей системы местного самоуправления: насколько она отвечает началам и идеям , выраженным в принципах местного самоуправления:

4) отражая сущностные признаки и черты местного самоуправления , они способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления.

Принципы местного самоуправления получили правовое закрепление в Европейской Хартии местного самоуправления , которая служит правовым фундаментом для муниципального законодательства стран-членов совета Европы.

Конституция РФ , Закон об общих принципах организации местного самоуправления основываясь на положениях Хартии , закрепляют общие принципы местного самоуправления , присущие всей системе местного самоуправления в Российской Федерации.

По определению К.Ф. Шеремета , « общие принципы организации местного самоуправления составляют « правовой каркас» демократической концепции местного самоуправления , основанной на обеспечении равного права граждан на местное самоуправление , независимо от того , на территории какого субъекта Федерации они проживают». В рамках данных принципов осуществляется регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях , закрытых административно-территориальных образованиях , правовое регулирование местного самоуправления в субъектах РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве , уставах муниципальных образований , но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов муниципальной работы.

К общим принципам местного самоуправления относятся:

а) самостоятельность решения населением вопросов местного значения;

б) организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;

в) сочетание представительной демократии с формами прямого волеизлияния граждан;

г) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;

д) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;

е) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;

ж) соблюдение прав и свобод человека и граждан;

з) законность в организации и деятельности местного самоуправления;

и) гласность деятельности местного самоуправления;

к) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;

л) государственная гарантия местного самоуправления.

Основы местного самоуправления

Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определённых предпосылок и условий, которые в своей совокупности составляют основы местного самоуправления: правовую, территориальную, организационную, финансово-экономическую.

Правовые основы

Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1, другие федеральные законы; конституции, уставы и законы субъектов Федерации, например Закон Ивановской области от 3 апреля 1996 года «О местном самоуправлении в Ивановской области»2, а также уставы муниципальных образований и другие нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления. Кроме того, составной частью правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации является ратифицированная в 1998г. нашей страной Европейская Хартия местного самоуправления: её основные принципы и положения нашли отражение в российском законодательстве о местном самоуправлении.

Конституция Российской Федерации, федеральные законы занимают особое место в правовой основе местного самоуправления, которое определяется следующими факторами.

В соответствии с п.«н» ч.1 ст.72 Конституции РФ установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. Таким образом, Конституция определяет пределы правового регулирования организации местного самоуправления для федеральных органов государственной власти: установление единых, общих для всех территорий России основ построения и функционирования местной, муниципальной власти.

Конституция РФ закрепляет в соответствии с Европейской Хартией местного самоуправления важнейшие исходные начала организации местного самоуправления, составляющие правовой фундамент муниципального развития в нашей стране. К ним относятся прежде всего положения о признании и равной защите муниципальной собственности наряду с другими формами собственности; о праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.

Основополагающие начала организации и деятельности местного самоуправления, его место и роль в системе народовластия, закрепляемые Конституцией РФ, получили развитие в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления». В нём определены единые принципы формирования и развития правовых основ местного самоуправления в нашей стране. Значение указанного Закона для развития правовой основы местного самоуправления определяется также и тем, что он разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в области местного самоуправления.

Вместе с Конституцией РФ, Европейской Хартией местного самоуправления Федеральный закон составляет, таким образом, юридическую базу для правового регулирования местного самоуправления субъектами Федерации.

Конституции и уставы субъектов Федерации должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам, которые имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Поэтому содержащиеся в конституциях и уставах субъектов Федерации положения о местном самоуправлении не должны противоречить основополагающим началам и принципам организации местного самоуправления, закрепляемым Конституцией РФ и Законом об общих принципах организации местного самоуправления.

Установление общих принципов организации местного самоуправления относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

Необходимый элемент правовой основы местного самоуправления - уставы муниципальных образований, в которых на основе федерального законодательства, законодательства субъектов Федерации о местном самоуправлении определяются организация и формы осуществления местного самоуправления в данных муниципальных образованиях, их территориальная, финансово-экономическая основы, а также содержатся другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003года «Об общих принципах организации местного самоуправления»1 который вступает в силу с 1 января 2006 года, правовую основу местного самоуправления составляют также общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Местное самоуправление как основа конституционного строя России

    Курсовая работа >> Государство и право
    ... , а также местном самоуправлении. Она признаёт и гарантирует местное самоуправление (ст.3, 12, 130-133 и др.). Местное самоуправление как одна из основ конституционного ...
  2. Местное самоуправление в системе народовластия

    Реферат >> История
    ... аспектов сущности местного самоуправления как одной из основ конституционного строя ... Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации . Местное самоуправление как одна из основ ...
  3. Местное самоуправление (20)

    Реферат >> Государство и право
    ... и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении. Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий ...
  4. Органы местного самоуправления структура, функции и задачи

    Курсовая работа >> Государство и право
    ... общественного прогресса. Местное самоуправление в современной России поднято на уровень одной из основ конституционного строя ... анализа правовых аспектов сущности местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации, ...
  5. Понятие и содержание местного самоуправления

    Реферат >> Государство и право
    ... в определении понятия местного самоуправления совпадают. Так, по мнению Кутафина О.Е. и Фадеева В.И. «местное самоуправление как одна из основ конституционного строя ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001227855682373