Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
Первоначально материнство как отдельное направление исследования стало рассматриваться в естественных науках: медицине, физиологии, биологии поведения...полностью>>
Педагогика->Реферат
На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социаль...полностью>>
Педагогика->Курсовая работа
Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальны...полностью>>
Педагогика->Реферат
“Глухота - более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества - способности быстрого и свободного общения. Глух...полностью>>

Главная > Доклад >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методы стимулирования и коррекции поведения школьников

С древних времен известны такие методы стимулирования, как поощрение и наказание. Педагогика XX века обратила внимание на еще один весьма действенный, хотя и не новый метод стимулирования — соревнование. В последнее время к традиционным методам добавляется субъективно-прагматический.

Поощрение — положительная оценка действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т.д.

Одобрение — простейший вид поощрения. Одобрение воспитатель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, доверием в виде поручения, ободрением перед классом, учителями или родителями. Все это предполагает внимательное отношение к успехам и неудачам воспитанников, переживание вместе с ними горя и радости. Уважение, доверие вселяют уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.

Поощрения более высокого уровня — благодарности, награждения и т.д. — вызывают и поддерживают сильные и устойчивые положительные эмоции, дающие воспитанникам продолжительные стимулы, так как они не только венчают длительный и упорный труд, но свидетельствуют о достижении нового, более высокого уровня. Награждать надо торжественно, при всех воспитанниках, педагогах, родителях: это усиливает эмоциональную сторону стимулирования и связанные с ним переживания.

Несмотря на кажущуюся простоту, метод поощрения требует тщательной дозировки и известной осторожности. Важно помнить, что: 1) поощрения заслуживают не только ребята, добившиеся успеха, но и те, кто добросовестно трудился, показывал пример честного отношения к делу; 2) поощрение требует личностного подхода; в) соблюдать справедливость, т.е. чаще советоваться со всеми воспитанниками.

Соревнование — это метод, при котором естественная потребность школьников к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий. Организация соревнования — трудное дело, требующее знания психологии детей, соблюдения целого ряда важных условий и требований. Организация соревнования — основа его эффективности. Определяются цели и задачи соревнования, составляется программа, разрабатываются критерии оценок, создаются условия для проведения соревнования, подведения итогов и награждения победителей. Соревнование должно быть достаточно трудным, увлекательным. Кроме того, пункты (правила) соревнования нужно сделать конкретными, чтобы результаты их выполнения можно было оценить и сравнить. Критерии оценок должны быть простыми и понятными для всех участников. Механизм подведения итогов и определения победителей лучше сделать наглядным. Устанавливаются направленность и содержание соревнования. Классическим видом являются соревнования за звание первого ученика школы, класса, лучшего знатока предмета.

Гуманистическая педагогика не отрицает наказаний, а требует лишь изменения их меры, характера, способа введения. По этому вопросу ведутся длительные и бесплодные дискуссии. Некоторые педагоги требуют полной отмены наказаний. Большинство — за их умеренность. Именно сила и интенсивность наказаний считается критерием гуманизации воспитательной системы.

Наказание — это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Как и все методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние. Известны виды наказания, связанные с: 1) наложением дополнительных обязанностей; 2) лишением или ограничением определенных прав; 3) выражением морального порицания, осуждения. Практикуются разнообразные формы наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, взыскание.

Среди педагогических условий, определяющих эффективность метода наказания, следующие:

- не рекомендуется применять наказания для всего класса;

- наказание действенно, когда оно понятно ученику и он считает его справедливым;

- наказывая, воспитатель ни при каких обстоятельствах не должен оскорблять воспитанника;

- не следует торопиться с наказанием до тех пор, пока нет полной ясности в создавшейся конфликтной ситуации, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания;

- наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Потому наказание применяется только и комплексе с другими методами воспитания.

Таким образом, без методов стимулирования нормальное развитие воспитательного процесса невозможно.


Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Влияние типов семейного восптания на появление агрессии младших школьников

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... тестирование), методы коррекционной работы, методы количественной, ... условием является стимулирование мотивации привязанности ... Заостровцева М. Н., Перешеина Н. В. Агрессивное поведение (коррекция поведения школьников) М.: 2006. – 105с. Змановская Е. ...
  2. Роль трудовой деятельности в коррекции личности школьника с нарушением интеллекта

    Курсовая работа >> Психология
    ... роли труда в коррекции нарушений у младших школьников с нарушением интеллекта ... методы исследования. В теоретическом исследовании мы рассмотрели роль труда у младших школьников ... за поведением младших школьников в ... воздействием, стимулирование активности детей ...
  3. Метод как многомерное явление

    Контрольная работа >> Педагогика
    ... памяти, мышления, но и исправляются недостатки поведения и общения школьников (вспыльчивость, несдержанность, неуважение к собеседнику ... метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию ...
  4. Особенности психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения (2)

    Курсовая работа >> Социология
    ... группы методов: стимулирование мотивации изменения поведения; коррекция эмоциональных нарушений; методы саморегуляции; методы когнитивного переструктурирования; методы угашения нежелательного поведения; методы ...
  5. Психобиографический метод исследования и коррекции личности

    Реферат >> Психология
    ... метод исследования и коррекции личности.doc Н.А. ПСИХОБИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ... микросреды (школьник-учитель, школьник-одноклассники, ... поведения, целостные процедуры социального поведения ... биографического метода: стимулирование процессов ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0023291110992432