Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Людина народжується на світ з генетично закладеними в неї потенційними можливостями стати саме людиною. Не слід вважати, що немовля—це „чиста дошка”, ...полностью>>
Психология->Реферат
Причому непорозумінь треба шукати в себе у домі. Розумне подружжя зуміє, перебороти незлагоди. Щоб не дійшло до розлучення, треба більше уваги акценту...полностью>>
Психология->Реферат
Как правильно вырастить и воспитать ребенка: сына или дочь? Этим сейчас так озадачены взрослые. Они читают литературу, смотрят передачи, ходят на конс...полностью>>
Психология->Реферат
Психология развития – раздел психологии, который изучает возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психолог...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Положительные и отрицательные эмоции. Эмоции есть непосредственное переживание отношения человека к предметам и явлениям действительности. Это отношение может быть положительным, отрицательным и безразличным. Безразличное, равнодушное отношение обычно не связано, с какими-либо эмоциями. Если какие-то предметы, явления, факты соответствуют нашим потребностям или требованиям общества, они вызывают у нас положительное отношение, положительные эмоции. Если нет, они вызывают: отрицательное отношение и соответствующие переживания. Таким образом, эмоции человека имеют· положительный или отрицательный характер. Положительное отношение человека к чему-либо выражается в таких эмоциях как удовольствие, радость, счастье, веселье, ликованье, любовь. Отрицательное отношение выражается в эмоции неудовольствия, страдания, печали, горя, отвращения, страха, ненависти, гнева.

Надо отметить, что личная и общественная, социальная оценки эмоций как положительных, так и отрицательных не, всегда совпадают. Например, такие эмоции, как угрызения совести, чувство стыда, переживаются человеком как неприятные, иногда даже мучительные состояния, но с общественной точки зрения они полезны, необходимы и следовательно, положительны, так как содействуют моральному росту личности. Равно и такие эмоции, как ненависть, гнев, отвращение, получают положительную оценку, если они направлены на антиобщественные явления, на врагов нашего народа и государства, на расистов и неофашистов.

Эмоции отличаются сложностью и взаимосвязанностью. В некоторых условиях возможно даже одновременное переживание противоположных эмоций.

Индивидуальные различия в проявлении эмоций зависят и от волевых качеств человека. Волевой человек всегда стремиться овладеть своими эмоциями, не расслабляться, под их влиянием, а в ряде случаев и вообще не поддаваться эмоциям, если он осознает их отрицательное общественное значение. [19;С.165]

Представления об эмоциях как структура знаний об эмоциональных явлениях

Представления – образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения, чувственно-предметный характер представлений позволяет классифицировать их по модальности (представления зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др.) [18;С.273]

Д.Рассел, исследуя представления об обобщенном эмоциональном явлении (понимание человеком эмоций), вводит понятие скрипт, которое является моделью изучаемого явления. Эмоциональный скрипт представляет собой структуру знаний, «схему знаний» об эмоциональном явлении. В нее могут входить знания, касающиеся причин эмоций, физиологических изменений, внешних действий, мотивов, вокальной и лицевой экспрессии. С точки зрения Д. Рассела, эмоциональный скрипт является представлением об эмоции в разной степени обобщенности.

Автор в своем исследовании критикует как биологическую точку зрения о существовании врожденных эмоциональных категорий, так и культуральную, где дети не обладают врожденной концептуальной схемой эмоций и начинают с «tabи1a rasa». В итоге д. Рассел предлагает «позицию в середине»: дети начинают интерпретировать эмоции, обладая определенным числом «предписаний». Например, восприятие ребенком содержания эмоций в двух измерениях - «гедонический шок» и «активация». Эти два параметра служат основой для различения и категоризации эмоциональных явлений у очень маленьких детей. Маленький ребенок, по мнению Д. Рассела, сталкиваясь с эмоцией страха, воспринимает ее как неприятную и возбуждающую, не дифференцируя ее от отвращения или гнева. Только с возрастом человек начинает оперировать такими эмоциональными категориями, как страх, гнев, любовь, т. е. обучается эмоциональным скриптам.

Далее Д. Рассел предлагает схему, описывающую последовательность движения ребенка от начальной интерпретации эмоций взрослой.

На первом уровне (от рождения до 2-4 мес.) дети могут различать определенные жесты и изменения в лице и голосе другого, отвечая на них дифференцированно.

На втором уровне (4 - 8 мес.) появляется способность дифференцировать разные классы эмоциональных выражений, отличать их друг от друга.

На третьем уровне дети начинают приписывать значения классам эмоциональных экспрессий.

На четвертом уровне ребенок начинает связывать пары значимых элементов (тип лицевой экспрессии с определенным типом вокальных изменений).

На пятом уровне дети приходят к связыванию воедино эмоциональных последовательностей, состоящих из поведения, выражений, ситуаций и слов .

На шестом уровне из освоенных последовательностей дети формируют более обобщенные скрипты. [14;С.102]

Эмоциональные представления как фактор психического развития

Еще И. Гербарт в ХVII в. признавал представления фундаментальным психологическим фактом, первичными элементами индивидуальной души, находящимися в непрерывном взаимодействии. Он констатировал тесную связь чувств и представлений, но отмечал, что характер этой связи внешний, т.е. эмоции осуществляют связь между представлениями. По мнению Гербарта, между представлениями складываются отношения противоборства и конфликта, поэтому они, стремясь удерживаться в жизненном пространстве сознания, теснят друг друга в сферу бессознательного, откуда стремятся вырваться. Исходя из этого, эмоция - психологическое нарушение, вызываемое рассогласованием, конфликтом между представлениями.

Таким образом, в теории И.Гербарта представления и эмоции не сливаются в одно образование, даже характер существования у них различен:

представление - первичный элемент (базисный);

эмоции - вторичный элемент (связующий).

Объединение этих двух компонентов психики и является основой для создания комплексного феномена «эмоциональное представление», оказывающего влияние на психику. То есть измене, е структуры представления способствует расширению функционального значения представления как такового.

Возможность взаимосвязи эмоциональных представлений с психическими процессами допускается многими исследованиями. В отечественной психологии представление рассматривается как динамическое образование, активизация и функционирование которого находится в тесной взаимосвязи с восприятием, мышлением, памятью. В представлениях ярко проявляется диалектика перехода от чувственного познания к логическому. По Б.Г.Ананьеву, « … представления являются одновременно синтезом чувственных образов и стороной мыслительного процесса, образующего понятия».

Эмоциональные представления обозначены авторами как аффективно-когнитивные образования, основанные на слиянии двух компонентов: эмоциональной окрашенности (положительной, отрицательной, нейтральной) и феномена познавательного уровня. Кроме того, эмоциональные представления характеризуются двумя уровнями проявления: бессознательным и сознательным, а также интрапсихической статикой и динамикой.

Статика определяется нейтральной окрашенностью эмоционального представления и низкой степенью его интенсивности. Статическое состояние эмоциональных представлений позволяет им объединяться в пассивную «когнитивно - аффективную массу», выполняющую функцию стабилизации хода психического развития.

В целом данная «масса» может быть целенаправленно сформирована, что может являться механизмом регуляции психического развития и процесса обучения. Состав «массы» неоднозначен и непостоянен, так как время от времени происходит трансформация тех или иных эмоциональных представлений, изменение их окрашенности или степени интенсивности, что предполагает некоторую динамику, которая может носить как внутренний характер (внутри эмоционального представления), так и внешний (воздействие на психические процессы и психику в целом).

Внутренняя динамика обусловлена диффузным соединением структурных компонентов эмоционального представления.

Некоторая часть эмоциональных представлений высокой интенсивности положительной или отрицательной окрашенности начинает оказывать на психическое развитие прогрессивное или регрессивное влияние. Поскольку психическое развитие определятся как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях, то эмоциональные представления взаимодействуют со всеми компонентами познания, личности, волевой регуляции.

Тезис «эмоциональный тон» присутствует уже в ощущениях и восприятии, так как каждое событие, жизненная сцена или образы предметов и людей при их восприятии имеют для человека «эмоциональную оценку» и являются подтверждением взаимосвязи восприятия с эмоциональными представлениями. Специфика и доминирующая окрашенность эмоциональных представлений ребенка определяют качественные особенности эмоционального тона, восприятия им любых предметов, явлений, ситуаций.

Безусловно, существует связь эмоциональных представлений с качеством и процессом мышления. «Преобразование представлений играет важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех, которые требуют нового "видения" ситуацию». Следовательно, эмоциональные представления могут способствовать, выполнению познавательной задачи или сделать ее выполнение возможной.

«Опора на представление хорошо знакомых сцен, мест, событий, лиц является одним из наиболее эффективных мнемических средств (средств запоминания)». Положительная окрашенность эмоционального представления улучшает запоминание, отрицательная связана с забыванием. Человек также быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него актуального значения. Психологической особенностью эмоциональной памяти является механизм вытеснения.

С точки зрения З. Фрейда, человек забывает то, что ему непереносимо, тягостно вспоминать. Причиной (фактором) вытеснения может служить эмоциональное представление отрицательной окрашенности высокой степени интенсивности. Однако, по данным некоторых отечественных исследований, снижение интенсивности эмоционального представления (забывание эмоционально окрашенного события с течением времени) может трансформировать аффективное переживание до степени приятного- неприятного.

Существует оппозиционная концепция лучшего запоминания (долгого сохранения в памяти) отрицательных эмоций, т. е. отрицательно окрашенных эмоциональных представлений. К примеру, актуализация негативного эмоционального представления (воспоминание о ситуации переживания боли) сохраняется очень долго без снижения интенсивности.

Развитие эмоциональных представлений тесно связано с волевыми процессами. Их эмоциональная окрашенность отражается на всех этапах волевого акта: на осознании мотива, принятии решения и развертывании процесса достижения цели, завершающегося выполнением принятого решения. Процесс достижения цели может вызвать различные эмоциональные переживания, в том числе и отрицательные, так как эмоциональные представления являются центральным феноменом мотивации.

Некоторые эмоциональные представления, возникнув, постепенно обобщаются. Процесс обобщения происходит на основе совпадения одного или двух компонентов когнитивно-аффективного образования (знак, модальность, содержание). Часто одно эмоционально окрашенное представление высокой интенсивности может придать определенную эмоциональную окраску (положительную или отрицательную) обобщенной группе. Другим механизмом является присоединение нейтрально окрашенного представления к обобщенной группе с эмоциональным знаком. В таком случае эмоциональное представление получает знак обобщенной группы.

При актуализации эмоционального опыта ребенка в различных ситуациях возможно доминирование эмоционального представления, оказывающего положительное или отрицательное влияние на индивидуальный ход психического развития. Часто знак эмоционального представления не только охватывает обобщенную смысловую и модальную группы, но и начинает распространяться на процесс их образования. При этом эмоциональные представления иногда оказывают обратное их знаку влияние на развитие познавательных процессов. Положительно окрашенное эмоциональное представление может отрицательно влиять на процессы мышления или восприятия, и, напротив, отрицательно окрашенное эмоциональное представление может оказывать стимулирующее действие на развитие психики. [14;С.111]

Представления об эмоциях у детей как результат их познания эмоциональных явлений



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Взаимосвязь страхов и самооценки личности у детей младшего школьного возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... детей младшего школьного возраста 1.3 Особенности проявления страха у детей младшего школьного возраста 1.4 Преодоление страхов у детей младшего школьного возраста 1.5 Особенности развития ... детям и нередко отсутствует при задержке психического развития, ...
  2. Развитие внимания как один из факторов успешности обучения детей с ЗПР

    Курсовая работа >> Психология
    ... рецепторов посредством мышечных движений ... развитие свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития ... игровые, ... терапии ... эмоции ... развития личности в целом - предполагает: расширение, углубление, уточнение представлений ребенка об ...
  3. Формирование социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

    Дипломная работа >> Психология
    ... эмоций и чувств. Важнейшая среда активности, особенно в младшем дошкольном возрасте - игра. Создание игровой ... - с.11 9. Белопольская Н.Л. К вопросу об особенностях личности и деятельности детей с задержкой психического развития и их коррекции. - В кн.: ...
  4. Преодоление страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством игры и изобразительной деятельности

    Дипломная работа >> Психология
    ... образования Кафедра психологии развития ДИПЛОМНАЯ РАБОТА «Преодоление страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством игры и ... только об эмоциональной, но и об интеллектуальной основе страхов как особой психической структуре ...
  5. Коррекция внутрисемейных отношений у младших школьников с задержкой психического развития

    Курсовая работа >> Психология
    ... семьи, воспитывающие ребёнка младшего школьного возраста с задержкой психического развития: Коля К. ... об инвалидизированном образе ребёнка в сознании родителей. Матери детей с ЗПР испытывают негативные эмоции ... терапию, сказкотерапию и др. Длительность игрового ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020918846130371